Проектная технология как эффективный метод развития творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС ООО.
статья по обществознанию на тему

Монгуш Шончалай Очуровна
Для меня как учителя истории и обществознания в моей работе самое главное это, как ученик размышляет, сопоставляет, анализирует, критически относится к историческим, социальным фактам и событиям. Для меня каждый ученик должен быть включен в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально – значимых вопросов. Наиболее эффективным в решении данной проблемы является проектная деятельность.
       Актуальность темы обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями образовательных стандартов нового поколения при переходе ФГОС ООО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_in_opyta_msho.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Проектная технология как эффективный метод развития  творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС ООО.

Автор: учитель истории, обществознания и права Монгуш Шончалай Очуровна

МБОУ СОШ № 1 с. Кызыл – Мажалык Барун – Хемчикского кожууна

Для меня как учителя истории и обществознания в моей работе самое главное это, как ученик размышляет, сопоставляет, анализирует, критически относится к историческим, социальным фактам и событиям. Для меня каждый ученик должен быть включен в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально – значимых вопросов. Наиболее эффективным в решении данной проблемы является проектная деятельность.

       Актуальность темы обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями образовательных стандартов нового поколения при переходе ФГОС ООО. Мы живем во время  перемен, поэтому  сейчас  нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Современное образование должно побуждать к творчеству.

       Новизной темы является применение метода проектной деятельности на уроках, во-первых, усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся; во-вторых, позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала; в-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация); в-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности; в-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Практическая значимость - использование проектной деятельности отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.

Гипотеза: предполагается то, что ФГОС ООО в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной проектной, творческой и исследовательской деятельности учащихся.

Учебные программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности, поэтому целью работы является повышение качества обучения, развитие  познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности  за счет использования проектной деятельности в учебном процессе как эффективный метод развития  творческих способностей учащихся.

В ходе организации работы над проектной  деятельностью  как эффективный метод развития  творческих способностей учащихся реализуется следующие задачи:

1.        Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, организация индивидуальной и групповой деятельности учеников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме;

2.        Развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой, расширение кругозора, эрудиции;

3.        Воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.

Одним из направлений реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является введение новых образовательных стандартов. Согласно Приказу Министерства образования науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО». Приказа Министерства образовании и науки Республики Тыва от 4 июля 2012 года № 806/д «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с 2012/2013 учебного года». С 1 сентября 2012 года в МБОУ СОШ № 1 с. Кызыл – Мажалык и в других «пилотных» школах республики в 5-х классах была начата работа по введению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). В нашей школе было внедрено три класса: 5 «а», 5 «б», 5 «в» - всего обучалось 62 учащихся.

В этих условиях перед каждым учителем стоит задача обучить навыкам проектной деятельности каждого ученика. Поэтому в своей работе я широко применяю различные виды проектной деятельности. Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект “По следам древних людей”. Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать все своими руками. Мы лепили глиняные горшки, украшали их первобытным способом и, таким образом, “открыли” керамику. В мастерской “первобытного художника”, с увлечением, выцарапывали наскальные рисунки на гипсовых заливках. Ученики пробовали создать модель доисторического жилища из “костей” и “шкур” мамонта; ткали материю на первобытных ткацких станках из картона. Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать “клинописью” на глиняных табличках. Пятиклассники с большим интересом работали над проектом и лучше усваивали соответствующий учебный материал. В ходе изучения темы «Древний Египет» составляли рассказ от имени земледельца, как прошел его день. Ребята включали в рассказ описание одежды земледельца, его дома, обеда, работы на поле. По теме «Искусство Древнего Египта» пятиклассники составляли рассказ от имени египтянина о посещении храма. Интересными были рассказы учащихся об Олимпийских играх, составленные от имени участников или зрителей, а также рассказы, написанные от имени воинов – участников греко-персидских войн и от имени гладиаторов. На уроке «Религия древних греков» ученики демонстрировали свои рисунки, на которых они изобразили олимпийских богов, о которых узнали из книги «Мифы Древней Греции». Ребята в группах готовили экскурсию по древнегреческому городу Афины. Каждая группа должна была представить разные районы: Керамик, Агору, Акрополь.

В 6 классе в рамках курса «История средних веков» ученики готовили исследовательские проекты «Викинги», «Легенды о короле Артуре: правда и вымысел», «Влияние византийской культуры на культуру Древней Руси», писали сочинение о жизни и подвиге Жанны д’Арк. Каждый ученик готовил сообщение по теме «Культура Западной Европы в Средние века».

В 7-х классах на повторительно-обобщающих уроках истории ребята составляют тесты или кроссворды. Составление авторских кроссвордов на историческую тему предоставляет большие возможности для развития самых разнообразных умений и компетенций. Исторический кроссворд можно модернизировать самыми разными способами, например, путем применения комбинированных вопросов и способов кодирования информации. Хорошие результаты дает использование кроссворда, в котором часть вопросов заменяется рисунками, фрагментами картинок, картами, репродукциями и т.д.

Широко использую проектную деятельность и на уроках обществознания, особенно в 5-6 классах. Так, изучая тему «Школа» в 5 классе, мы с ребятами готовим несколько проектов. Первый проект называется «Я и мой класс». В этом проекте ребята рассказывают о своей школе, своем классе и одноклассниках, о совместных делах, о своих любимых учебных предметах,  и конечно о себе.

Другим проектом является проект «Школа моей мечты». Это не только творческий проект, который дает возможность учащимся пофантазировать, в какой школе они хотели бы учиться, но ещё и заставляет анализировать, что их не устраивает в школе, в которой они учатся. Зачастую, именно детские проекты на эту тему дают хорошие возможности провести обсуждение многих проблем и вопросов.

Всегда очень интересно проходят уроки-презентации «Мои увлечения». К этим урокам ребята готовят не только мультимедийные проекты, но и устраивают выставки своих работ (картины, подделки, коллекции). Ребята, которые занимаются спортом, часто приносят свои грамоты, медали, Кубки. Многие демонстрируют внушительные портфолио своих достижений. В ходе таких уроков ребята раскрываются совсем по-другому и для учителя, и для своих одноклассников.

Большое патриотическое значение имеет проект «Моя малая родина». Для выполнения этого задания ребята фотографируют достопримечательности нашего села и свои родные дома и улицы, ищут материал в интернете и книгах. В результате у многих ребят получаются замечательные проектные работы: презентации, видеофильмы, слайд-шоу.

Зачастую к подготовке проектов привлекаю родителей. При изучении темы «Семья» ребята готовят проект «Я и моя семья». В план данного проекта входят вопросы, которые ученики не смогут выполнить без помощи своих родителей. Например, история создания семьи, родословная. В ходе изучения темы «Труд» ребятам необходима помощь родителей в создании проектов «Профессии моих родителей» и «Трудовые традиции моей семьи».

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности — сотрудничество, содействие, партнерство с собственным ребенком. Главной наградой проектной деятельности служит получение продукта общих усилий, а это может быть не только мультимедийная презентация, а и коллекция, выставка, сочинение и др. При этом учащиеся получают удовлетворение, как от проделанной работы, так и от общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и родителями. А общение «вживую», без вспомогательных средств (телефона, компьютера и т. д.) наиболее ценно в наше время.

Чтобы мотивировать ребят для выполнения различных проектных работ, я сама стараюсь к таким урокам подготовить свои проекты, например, «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя малая родина», «Школьные годы чудесные», и другие.

Рабочая программа по обществознанию в 6 классе предусматривает организацию проектной деятельности в конце изучения курса. Для того, чтобы это прошло необычно и интересно, я организовала для учащихся веб-квест «Мир людей». Была обозначена ключевая проблема этого веб-квеста «Это простой или сложный вопрос - «Как устроен мир людей?». Этот сетевой проект был групповым и состоял из 6 этапов. Часть заданий выполняли в школе на уроках, а часть  были даны в виде домашних заданий.

В ходе проекта ребята готовили презентации «Социальные группы, к которым мы принадлежим» и «Межличностные отношения глазами художников», отвечали на вопросы онлайн-викторины «Человек в обществе», разгадывали онлайн-кроссворд, созданный мной. Творчески подошли к созданию стенгазеты «Правила общения» на одну из тем: «Правила разговоров по телефону», «Правила общения в семье», «Правила общения в школе», «Правила общения в интернете». Шестиклассники сначала разработали правила, нашли подходящую информацию в интернете (иллюстрации, видео), а затем воплотили свои планы с помощью интернет-сервисов.

Этап «Спеши делать добро» предусматривал несколько шагов: ребята составили список добрых дел для участников группы, которые они должны совершить в течение недели. В этот список входили как индивидуальные, так и коллективные добрые дела. Затем подготовили фотоотчет о своих совершенных добрых делах и создали слайд-шоу с помощью онлайн-сервисов. В итоге получились замечательные проекты, в которых учащиеся отчитались о проделанной работе: это и помощь родителям, забота о младших братьях и сестрах, изготовление кормушек, забота о своих питомцах, определение в добрые руки бездомного котёнка, помощь по хозяйству бабушкам и дедушкам и т.д. Со своими проектами ученики нашей школы по классам участвовали республиканском конкурсе  и заняли первое место в республике. Во время празднование 90 – летие Барун – Хемчикского кожууна тоже организован конкурс 90 добрых дел и мои ученики активно участвовали.

На заключительном этапе группы составляли синквейн о веб-квесте «Мир людей» и записывали его в форме для ответов, а затем в блоге оставляли отзыв об этом сетевом проекте и своем участии в нем, а также отзыв о работе в группе.

Веб-квест «Учимся быть историками» был направлен на формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в интернете как индивидуально, так и коллективно. В течение месяца ребята прошли 5 этапов: «Быт древнерусского народа», «Древнерусская архитектура», «Монастыри», «Покорение Сибири», «Рефлексия». Пользуясь сведениями из учебника, дополнительной литературы и интернет-ресурсами, учащиеся готовили индивидуальные и коллективные презентации, слайд-шоу.

Из творческих работ учеников в кабинете истории создана мини – музей и главными экспонатами являются модели. Макеты, рассказы, рисунки, картинки и подделки учеников. Каждый месяц коллекция пополняется творческими работами учеников.

Таким образом, внедряя  проектную технологию на уроках истории и обществознания   удается:

  • Повысить  творческую активность учащихся на уроке;
  • развивать их логическое и критическое мышление;
  • повысить уровень их конкурентоспособности;
  • расширить кругозор школьников.

         Главный результат – достаточный уровень развития ключевых компетенций учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые получили учащиеся  в ходе проектной деятельности:

• опыт работы с большим объемом информации;

• опыт проведения презентации;

• умение оценивать ситуацию и принимать решения;

• умение работать в коллективе;

• умение структурировать информацию;

• умение индивидуально планировать работу;

• умение работать в команде.

В ходе проектной деятельности у учащихся появилась  возможность  по-новому рассмотреть  процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися  прошлого и настоящего, ведет к формированию  собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть  догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.  

 Отсюда позитивная динамика учебных достижений  обучающихся.  

Каждый год ученики со своими проектами участвуют в конкурсах «Моя малая родина», «Отечество». Принимаем участие  в дистанционном конкурсе «Золотое Руно», Всероссийском Конкурсе  по истории «Альбус», дистанционных олимпиадах «Олимп», «Вот задачка», «Высшая проба» и другие. Многие работы выставляли во время семинара – практикума по программе «ФГОС ООО: содержание и технология введения», конкурса «Сердце отдаю детям».

Для меня лично используя проектную технологию как эффективный метод развития  творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания это достижение моего ученика Саая Саян Владимировича. С 5 класса с этого ученика готовила активно участвовать в научно – практических конференциях, дистанционных олимпиадах, Всероссийской предметной олимпиаде школьников. В результате он стал победителем регионального этапа Всероссийской предметной олимпиаде школьников в 2014 – 2015 учебном году. Есть и другие ученики, которые проявили творческие способности, это доказывает то, что многие ученики поступают ВУЗы исторического, юридического факультетов, факультеты которые связаны правоохранительными органами.

Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут учащимся расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.

Литература:

1.        Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: АРКТИ, 2005.

2.        Брыкова О.В. Проектная деятельность на уроке с использованием информационных технологий. – Санкт-Петербург: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс-метод как эффективная форма обучения на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС

КЕЙС-МЕТОД.  Кейс-метод или «кейс-стади» - это интерактивный метод обучения, при котором учащимся предлагается описание действительных событий, процессов, ситуаций в словах, цифрах, образах, т.е ...

доклад на тему "Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО"

доклад на тему "Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО"...

Выступление на заседании МПО учителей гуманитарного цикла: «Овладение приемами самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»

Под самостоятельной познавательной деятельностью я  понимаю активную деятельность учащихся,  направлен­ную на выполнение поставленной цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, форм...

План работы над темой самообразования "Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС"

В индивидуальной теме по самообразованию намечены основные направления работы учителя истории и обществознания по повышению мотивации у учащихся к обучению...