Кейс-метод как эффективная форма обучения на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС
статья по истории (10, 11 класс) на тему

Мышев Юрий Владимирович

КЕЙС-МЕТОД.  Кейс-метод или «кейс-стади» - это интерактивный метод обучения, при котором учащимся предлагается описание действительных событий, процессов, ситуаций в словах, цифрах, образах, т.е сюжет, содержащий проблемную ситуацию. Однако сама проблема присутствует в неявном, относительно скрытом виде. Участникам практического занятия необходимо вычленить ее из информации кейса. Это требует изучающего, аналитического чтения, оценки и классификации информации на необходимую и лишнюю, важную и второстепенную. Работа ведется в малых группах по 4-6 человек. Это система, в которую интегриро­ваны другие, более простые методы познания. В него входят моде­лирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys-metod_2016.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Мышев Юрий Владимирович, учитель истории МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им.Ханжина П.С.»

Кейс-метод как эффективная форма обучения на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС

ФГОС нацелены на развитие обучающихся, формирование компетенций, деятельность в нестандартных постоянно меняющихся условиях, умение учиться. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Эффективным при изучении отдельных тем является кейс-метод.

Цель образовательной деятельности при этом – не достижение одной единственной  истины, а обретение ориентации в проблемном поле.  

              Кейс-метод зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале ХХ века. Применяется в экономике, медицине, юриспруденции, математике, бизнес-образовании, в гуманитарных науках. Значительный вклад в разработку и внедрение внесли Ю.Д.Красовский, Д.А Поспелов, О.А.Овсянников, В.С.Рапопорт и др.В России кейс-метод стал внедряться в 1970-е гг в МГУ им. Ломоносова.

           

             Название произошло от латинского casus – запутанный, необычный случай, а также от английского casе- портфель, чемоданчик. Термины отражают суть технологии -  учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. Нацелен на процесс. Сочетает профессиональную деятельность с игровой. Имеет практическую направленность, может быть адаптирован к реальной ситуации, позволяет задействовать имеющийся опыт, создает рабочую доброжелательную мотивирующую обстановку. Всё это отвечает требованиям ФГОС.

             

            К кейс-технологиям относятся: метод инцидента (обучающийся сам находит информацию для принятия решения), метод разбора деловой корреспонденции (учащиеся получают папки документов, помогающих найти выход и вопросы, которые позволяют найти выход), метод ситуционного анализа (ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения)

КЕЙС-МЕТОД.  Кейс-метод или «кейс-стади» - это интерактивный метод обучения, при котором учащимся предлагается описание действительных событий, процессов, ситуаций в словах, цифрах, образах, т.е сюжет, содержащий проблемную ситуацию. Однако сама проблема присутствует в неявном, относительно скрытом виде. Участникам практического занятия необходимо вычленить ее из информации кейса. Это требует изучающего, аналитического чтения, оценки и классификации информации на необходимую и лишнюю, важную и второстепенную. Работа ведется в малых группах по 4-6 человек. Это система, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии и др.

Метод предназначен для освоения дисциплин, в которых зачастую нет однозначного ответа на сформулированный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени их вероятности. Цель образовательной деятельности при этом – не достижение одной единственной  истины, а обретение ориентации в проблемном поле.

Акцент обучения переносится на овладение методами получения нового знания, что делает учащегося равноправным субъектом обсуждения и решения проблемы.

К преимуществам кейс-метода относится:

  • компетентностная  ориентация обучения, поскольку  требуется не только знание положений и терминов, но и умение оперировать ими;
  • получение навыков работы в команде;
  • выработка умений презентации и самопрезентации.

Важным достоинством метода является его высокий мотивирующий потенциал, позволяющий сделать процесс обучения высокоэмоциональным и творчески конкурентным.

Алгоритм работы с кейсом

1. Ознакомление с сюжетом.

Текст раздается каждому участнику практического занятия. На ознакомление выделяется 3-5 мин в зависимости от его сложности.

Преподаватель начинает занятие с контроля знания учащимися содержания кейса, например, спрашивает: «Сколько всего персонажей действует в описанной ситуации?» или «Где (когда) происходят описываемые события ?».Возможно, что далее участники занятия зададут руководителю вопросы с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации, которая фиксируется на доске для последующего обсуждения.

2.Проблематизация - обнаружение в ходе   дискуссии в малых группах противоречия в сюжете, определение того, в чем его «странность».

Преподаватель-тьютор фиксирует на доске обнаруженные противоречия, «странности». В ходе общей дискуссии помогает учащимся выбрать наилучшую формулировку.Время – не более 3-4 минут.

3.Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).

Преподаватель-тьютор фиксирует на доске предлагаемые формулировки проблемы, а затем в диалоге  с учащимися помогает им отобрать наилучшую (наиболее соответствующую обнаруженному противоречию)Время – 5-7 минут.

4.Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (мозговой штурм внутри малых групп)Время – не более 3 минут.

5.Проверка гипотез на основе информации сюжета и других доступных источников (групповая работа)

Преподаватель, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций. Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники. В некоторых случаях от тьютора может потребоваться подготовка распечатки с необходимой для решения кейса информацией, отсутствующей в доступных для учащихся учебниках и справочниках. Однако, объем такой распечатки не должен превышать 1-2 страниц текста.Время – до 15 минут.

6. Презентация.

Это очень важный аспект кейс-метода. Умение публично представить интеллектуальный продукт, показать его достоинства и выстоять под шквалом критики представляется очень ценным интегральным качеством современного человека.  Представляют решение кейса от каждой малой группы 1 — 2 участника (спикера). Время — не более 3 мин. на одну группу.

В некоторых случаях, можно вместо презентации попросить представить письменное решение кейса, т.е. развернутый ответ на проблемный вопрос (индивидуальная письменная работа). Предупредить об этом учащихся нужно в самом начале занятия.

        

КЕЙС № 1

СЮЖЕТ. В начале Столетней войны англичане одержали победы в морском сражении при Слейсе (1340). В крупнейших по меркам Средневековья битвах при Креси (1346) и при Пуатье (1356) французские войска потерпели сокрушительные поражения. В битве при Пуатье, как писали ее современники, «погиб цвет французского рыцарства», а король Иоанн II и его сын попали в плен.

В 1369 году новый король Карл V объявил о возобновлении военных действий. В них стали принимать активное участие ополчения городов и крестьянские отряды. Они не придерживались правил рыцарской войны и захваченных врагов, как правило, убивали на месте.

В 1415 г.во Франции высадилась большая английская армия (30 тыс.чел.).Через короткое время в битве при Азенкуре она нанесла страшное поражение французским войскам. В последующие годы армия нового короля Франции Карла VII потерпела поражения в двух крупных сражениях.

В 1429 г.при дворе Карла VII появляется Жанна де Арк. При ее непосредственном участии  французам удалось снять осаду с Орлеана, состоялась коронация Карла VII в священном Реймском соборе, предпринята неудачная попытка отбить у англичан Париж. Но в 1430 г. Жанна попадает в плен к тогдашним союзникам англичан бургундцам, а в 1431 г. по приговору церковного суда ее сжигают в Руане.

В 1453 г.французские войска берут крупнейший город Юго-Западной Франции Бордо. В руках англичан остался только город-порт Кале. Столетняя война закончилась победой французской монархии.

Ключевые понятия для решения кейса

Взаимосвязь внутреннего положения и внешней политики государства, легитимность, типы легитимности, массовое сознание, имидж, лидерство, типы лидерства, политическая культура, типы политической культуры.

Возможные формулировки проблемы

1.В силу каких причин французская монархия, проиграв все крупные сражения, тем не менее, выиграла Столетнюю войну? 

Урок с открытым финалом(продолжение урока). А что произошло с участниками? Выскажите своё мнение об ответственности человека за свои поступки. Карл VII, Жан граф Дюнуа соратник Жанны, Пьер Кошон, который допрашивал Жанну. Как изменилась во Франции оценка подвига Жанны? В 1920г. папа объявил Жанну святой.

Что сегодня означает фразы «гореть на костре», «взойти на костер»? Дмитрий Донской после Куликовской битвы прожил 9 лет, как сложилась его жизнь? Судьба Наполеона. Судьба Дантеса?

Методические рекомендации

по проведению занятий  с использованием кейс-технологии

Проблемы:

- непривычная роль учителя на уроке как тьютора; (объяснение пол урока – иллюзия, что все усвоили); не усвоение и запоминание информации – а деятельность;

- требуется основательная предварительная подготовка; (есть готовые кейсы)

- ученики могут «увести» в сторону; (патриотизм в крови); (карта мира «Вторая мировая война» - США, Великобритания; Африка, Ближний Восток, Атлантика, Тихий океан, Япония, помощь СССР через Мурманск, Дальний Восток… - кто сыграл главную роль в победе?)

- необходим опыт коллективной работы в группах; (опыт работы по сингапурской системе);

- строгий контроль времени; (приходит с опытом) Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать необходимую информацию. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

- оценивание;

 Первое занятие с использованием кейс технологии, можно провести в формате сдвоенного урока, учитывая большую вероятность срыва, из-за непривычности для учащихся, жесткого временного графика самостоятельной работы. Резерв времени на таком занятии следует посвятить рефлексии только что завершившейся деятельности (Что  и как мы делали?  В какой последовательности?)

На последующих занятиях необходимо добиваться строгого соблюдения хроносхемы. Это необходимо для формирования организационной компетентности учащихся (умение планировать деятельность в заданных временных рамках  с учетом своих возможностей и способностей).

Распределение учащихся по группам и расстановка столов для групповой работы проводится до начала занятия. Вообще все организационные моменты (развеска карт, всякого рода таблиц, диаграмм, схем и т.д. и т.п.) должны быть вынесены за пределы занятия.

Оценивание ведется отдельно по каждому из этапов занятия, начиная со второго, т.е. проблематизации. Оценивается только успешные   результаты как групповой работы, так и индивидуальные ответы. За них выставляются «плюсы» в специально подготовленной таблице-ведомости. Правила перевода  плюсов в традиционные баллы следует тщательно обговорить с учащимися на первом же занятии, проводимом по кейс-технологии. Эти правила нужно распечатать и вывесить в кабинете. Следует очень внимательно отнестись к возможным предложениям учащихся по их изменению, обязательно обсудить эти предложения  с классом.

В процессе работы учитель-тьютор может использовать как готовые кейсы, так и собственные разработки. В последнем случае, кейс будет представлять собой результат научно-методической деятельности учителя. Как интеллектуальный продукт, кейс имеет свои источники:

  • Общественная жизнь во всем ее разнообразии;
  • Художественные и публицистические тексты;
  • Статистические материалы по экономической, демографической, культурной проблематике;

Таким образом, деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две составляющие:

  • Первая - творческая работа по созданию кейса и вопросов для его анализа. Осуществляется эта работа за пределами аудитории и включает в себя исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность учителя;
  • Вторая – деятельность в классе, где учитель выступает в качестве организатора, контролера регламента, консультанта. Совместно с учащимися реализует функцию оценивания.

Преподаватель играет роль супервизора и фасилитатора — он может обобщать, пояснять, обращать внимание на логические ошибки, давать ссылки на специальную литературу.

Модератор (делает отчёт о работе группы) стремится к тому, чтобы учащиеся научились работать в одной команде и быстро принимать решения в условиях ограниченного времени и дефицита информации. В его функции входит организация открытого обмена мнениями и создание условий для реализации возможностей каждого участника действовать в качестве эксперта, аналитика или экспериментатора. Он фиксирует все идеи, высказанные в ходе обсуждения (аналог приемов «мозгового штурма»); не допускает их критики; группирует высказывания и мнения о высказанных идеях; регулирует поток высказываний.

выводы:

 -учащиеся работают более активно, целеустремленно;

 -повышается стимул к получению  прогнозируемого результата;

 -отрабатывается мобильность и оперативность в работе;

 -создаются равные условия для каждого;

 -выпускники адаптируются в новых  социальных условиях.

                           Литература, Интернет-ресурсы

1. Гуревич А.М.Ролевые игры и кейсы в бизнес – тренингах. СПб., 2006

2. Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия./ Маркетинг, 1999, №1, с.107-111.

3. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study //Инновации в российском образовании. СПб; М., ВПО, 2000

4. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования    

   компетентностей // Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69

5. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования

    методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.

6. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Маркетинг.-     1999.- №1

Интернет-ресурсы        

Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://fgos.isiorao.ru/ 

Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru

Кейс- технологии активного обучения [Электронный ресурс].

http://michailovaolga.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Достижение нового качества обучения на уроках истории и обществознания в условиях перехода к ФГОС нового поколения в основной школе"

ФГОС нового поколенния основны изменении образовательной парадигмы в основе которой лежит -компетентностный подход....

«Активные формы обучения на уроках истории и обществознания»

Мастер-класс «Активные формы обучения на уроках    истории и обществознания»...

Проектная технология как эффективный метод развития творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС ООО.

Для меня как учителя истории и обществознания в моей работе самое главное это, как ученик размышляет, сопоставляет, анализирует, критически относится к историческим, социальным фактам и событиям. Для ...

«Использование игровых форм обучения на уроках истории и обществознания»

laquo;Использование игровых форм обучения на уроках истории и обществознания»...

План работы над темой самообразования "Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС"

В индивидуальной теме по самообразованию намечены основные направления работы учителя истории и обществознания по повышению мотивации у учащихся к обучению...