Активные методы обучения на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС
статья
Статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Активные методы обучения на уроках истории и обществознания
в условиях реализации ФГОС
Сурганова Ирина Петровна,
учитель истории, обществознания, литературы
МБОУ «ООШ с.Михайловки»
Харабалинского района
Астраханской области
Современное образование, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставит умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для решения поставленных задач требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения.
Активные методы обучения – это формы взаимодействия учащихся и учителя, при которых учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Меняется роль ученика, его деятельность носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.
Из всех активных технологий обучения я отдаю предпочтение проблемному обучению, проектной и учебно-исследовательской деятельности, технологии критического мышления и игровым технологиям.
Прежде всего хотела бы заметить, что результативность педагогической деятельности во многом зависит не от количества используемых методов и приемов, а от их правильного выбора и уместного, адекватного применения в педагогическом процессе. Мой выбор приемов и методов работы в основном исходит из возникающей педагогической проблемы и поиска путей её решения.
Одна из проблем – это низкая техника чтения обучающихся и слабые навыки работы с учебным текстом. Помочь справиться с проблемой помогают приемы инсерта, лингвистического анализа, шифрования, синквейна и кластера.
Инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, используемый при работе с текстом, с новой информацией. В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения. Суть приема заключается в маркировке текста значками по мере его чтения. В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: "V” - уже знал, «+»- новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы. Этот приём можно использовать при работе с текстом исторического источника. Приём ИНСЕРТ помогает ученикам читать текст источника более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала.
Прием шифрования очень удобен для развития навыков быстрого письма. Учитель может использовать свою систему шифрования наиболее часто употребляемых терминов, а также предложить учащимся создать свою собственную. Может быть использована буквенная система шифрования, а также использование математических значков, символов. Например:
РВЦ - революция
- конфликт
Прием лингвистического анализа в основном используется при изучении терминологии. Мне необходимо, чтобы ученики не зазубривали очередное новое определение, а понимали его смысл, происхождение, умели его правильно использовать в различных вариациях устной речи. Мы рассматриваем значение приставок в различных словах, пытаемся объяснить смысл слова, исходя из значения его частей.
Прием составления кластера.
Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2.Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить большой объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Такой прием как синквейн можно использовать в классе любого уровня подготовки. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Существуют определённые правила написания синквейна:
1. тема стихотворения, выраженная одним словом, именем существительным;
2. описание темы в двух словах, именами прилагательными;
3. описание действия в рамках этой темы тремя словами, глаголами;
4. фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5. одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Процесс написание синквейна очень нравится моим ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка.
Метод разыгрывания ролей применяется в основном при рассмотрении ситуаций, в основе которых лежат проблемы взаимоотношений в коллективе, в семье, а также при изучении тем, касающихся поведения человека в обществе, в конфликтных ситуациях. Занятие начинается с представления ситуации в лицах, затем проводится обсуждение, во-первых, решения, принятого участниками инсценировки, во-вторых, их поведения, т. е. действий в предложенных обстоятельствах.
Технология критического мышления. Данная технология включает три стадии.
1.Стадия вызова. Задачи учителя: активизировать учащихся, мотивировать их для дальнейшей работы.
2.Стадия осмысления. Осуществляется работа с текстом учебника (маркировка текста) и делаются записи в тетради.
3. Стадия рефлексии. Сравниваем то, что знали и что нового узнали. Анализируем.
В рамках этой технологии я проводила урок истории в 6 классе на тему «Политическая раздробленность в Европе и на Руси » и использовала метод «Чистой доски». На доске были записаны вопросы, и по ходу изучения новой темы я спрашивала. «На какой вопрос вы можете ответить?». В случае правильного ответа вопрос стирался. В конце урока доска оказалась чистой. Такой метод мотивирует учащихся на активную работу, вызывает интерес к изучаемой теме, развивает умение работать с текстом, способствует развитию умения анализировать.
Иногда я применяю такой способ активизации работы группы как рассказывание притчи. Так, при изучении новой темы цели и задачи занятия школьники сформулируют, исходя из услышанной притчи.
Для стимулирования познавательной деятельности в своей работе я часто применяю задания креативного характера:
- предложение учащимся по-своему выполнить то, что учителю уже известно, например, самостоятельно дать определение изучаемому понятию;
− составление кроссворда, игры, викторины, родословной, сценки, своего задания для других учеников, сочинение притчи;
В своей работе я использую совмещение групповой, проектной и исследовательской деятельности. Учащиеся делятся на группы, изучают материал, готовят свой проект. Так в этом году учащиеся 8 класса подготовили проекты по подготовке бизнес-планов по открытию своего бизнеса. Ими были предложены бизнес-планы кафе, автосервиса и страусиной фермы. Защита их проектов состоялась на районном семинаре.
Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие
ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.
Как показали исследования ученых, когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Таким образом, активные методы обучения обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.
Список использованной литературы:
1. Жигулина Г.А. "Интерактивные приемы в преподавании истории, обществознания и права". // Право в школе, №1, 2006, с.22-28
2. Боголюбов, Л.Н. Повышение эффективности преподавания обществоведения / Л.Н. Боголюбов. – М.: Просвещение, 1986.-204 с.
3. Дружкова, А.В. Методика преподавания обществоведения в средней школе / А.В. Дружкова. – М.: Просвещение, 1985.-207 с.
4. Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и
применению: учеб.метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010.
5. Полторак, Д.И. Технические средства в преподавании истории и обществоведения: пособие для учителей – М.: 1976.-176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация требований ФГОС второго поколения через активные методы обучения на уроках истории и обществознания
Доклад на РМО...
Реализация требований ФГОС второго поколения через активные методы обучения на уроках истории и обществознания
Доклад на РМО...
Активные методы обучения как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС.
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в ...
Применение технологии активных методов обучения на уроках бурятского языка в условиях реализации ФГОС
Методическая статья о применении техногий активных методов обучения на уроках бурятского языка...
Активные методы обучения на уроках информатики как эффективное средство реализации ФГОС
Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу — использование активных методов обучения в учебном процессе. Включение активных методов в ...
Активные методы обучения на уроках истории и обществознания
В статье описываются цели,принципы и характеристика активных методов обучения на уроках истории и обществознания....
Активные методы обучения на уроках истории и обществознания в свете реализации ФГОС
Современное образование, определяя свои основные задачи при подготовкевыпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставитумения применять полученные знания в новых ситуаци...