Активные методы обучения как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС.
статья по информатике и икт на тему

Кулябина  Инна Владимировна

 

Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями.

Plugging of active methods in an educational process activates cognitive activity of students, strengthens their interest and motivation, develops a flair to the independent educating; provides in a maximally possible degree a feed-back between students and by teachers.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Панова И.В

Активные методы обучения как средство формирования УУД  в условиях реализации ФГОС.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Богдановича.

Аннотация.

Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями.

Plugging of active methods in an educational process activates cognitive activity of students, strengthens their interest and motivation, develops a flair to the independent educating; provides in a maximally possible degree a feed-back between students and by teachers.

В современном  образовании во всех дисциплинах  остро стоит вопрос «Как заинтересовать ученика в получении тех или иных знаний и умений?». Ведь одна из главных задач образования заключается в воспитании активного члена социума, профессионала, стремящегося к саморазвитию и процветанию собственной страны.

Одним из критериев качественного урока является его мотивационное обеспечение.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация образовательного процесса в учебном заведении.

Переход  образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требуют от нас, педагогов, абсолютно нового подхода к организации обучения.

Как спроектировать урок, который будет решать задачи по формированию предметных и метапредметных результатов? В ФГОС метапредметные результаты –«освоенные обучающимися учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,  составляющими основу умения учиться».

Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.

Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации обучающихся. Для формирования УУД необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приемов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроках.

Как гласит китайская притча: «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ - И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ - И Я ПОЙМУ».

Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса.

Когда и как формировать УУД. Остановимся на технологии формирования УУД.

  •  первичный опыт выполнения и мотивация к самостоятельности;
  •  освоение общего способа (алгоритма);
  •  практическое применение умения, самоконтроль, коррекция;
  •  контроль, системное практическое использование.

Сегодня я остановлюсь на роли активных методов обучения в формировании УУД,

Активные методы обучения (АМО) – это методы, повышающие результативность обучения не за счет увеличения объема информации и времени на её освоение, а благодаря глубине и скорости её переработки, благодаря интенсификации всех познавательных процессов.

Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями. Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре — до 90%.

Использование технологии АМО обеспечивает качественное выполнение новых стандартов образовательного процесса. При системном использовании АМ изменяется роль ученика. Он становится самостоятельным, смелым, активным участником в образовательном процессе. Так же принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером.

Активные методы обучения подразделяются на: методы начала урока; методы выяснения целей, ожиданий, опасений, методы презентации учебного материала, методы организации самостоятельной работы, методы релаксации,  методы подведения итогов.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:  практический эксперимент, метод проектов, групповые обсуждения, мозговой штурм деловые игры, ролевые игры, баскет-метод, анализ практических ситуаций (case-study) и т.д

Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данные методики не обязательно на каждом или на одном уроке. Использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса.                                                                

Опыт применения методов в работе имеет следующие преимущества:

- при разработке решений односторонние интересы не превращаются в решающие; над выполнением одного задания работает достаточно большое количество людей, что уменьшает опасность упустить определенные детали, сводится к минимуму риск неверного решения, обеспечивается более интенсивная готовность и способность каждого ученика  к сотрудничеству,  складываются условия для более полной реализации интеллектуального потенциала, оказывается исключительное воспитательное воздействие,  как на каждую отдельную личность, так и в целом на коллектив, вырабатываются терпимость, признавать мнение других, честно дискутировать, благодаря чему устраняется резко выраженный индивидуализм.

Подводя итоги, нужно отметить, что перечисленные методы обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного процесса, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениям.

Литература.

1. Государственные образовательные стандарты второго поколения. http://www.w3.org

2. Скрипкина Ю.В. Уроки информатики в школе. [Электронный ресурс] / Ю.В. Скрипкина // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009.

3. www.open-klass.ru. Сообщество «Учитель-менеджер», проект «Формирование универсальных учебных действий».

4. Образовательный портал Мой университет. http://www.moi-universitet.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС

Включение активных методов обучения в учебный процесс повышает познавательную активность учащихся, повышает мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает обратную связь ме...

Доклад на тему «Активные методы обучения как средство формирования общих компетенций на уроках литературы»

Доклад на тему«Активные методы обучения как средство формированияобщих компетенций на уроках литературы»...

Мастер- класс«Использование активных методов обучения на уроках информатики в рамках реализации ФГОС»

Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?  Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что они чи...

Активные методы обучения на уроках информатики в рамках реализации ФГОС

Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?  Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что о...

Активные методы обучения на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

В основу ФГОС ООО положен системно - деятельностный подход, который обеспечивает:. •формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;•проектирование и конструирование социал...

мастер класс на тему "Активные методы обучения как средство формирования функциональной грамотности"

Использование метода фокальных как средство формирования функциональной грамоности. Главная цель МФО - научить находить идеи, необычные, нестандартные решения. Дает возможность посмотреть на ситуацию ...

Активные методы обучения как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся

В статье речь идет о формах активизации учебной деятельности: проблемных и поисковых ситуациях, коллективных формах решения творческих проблем, дидактических играх....