Дидактическая сказка и детский рисунок как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории и обществознания
методическая разработка (5 класс) на тему

Зубарева Евгения Альбертовна

В современном Российском обществе наблюдается тенденция гуманизации и гуманитаризации образования. Познание истории и обществознания облекается в новые формы, основанные на самостоятельном поиске информации, пополнении и расширении знаний, установлении связей, сходства или различий между отдельными событиями. Для возбуждения и развития интереса к обществоведческим наукам, для приобщения к созидательной деятельности и творческого развития учащихся,   я  используем в процессе обучения обществоведческим  дисциплинам  дидактические сказки и рисунки. В них синтезируются и определенная ситуативность (сюжет),  речевая экспрессивность, повышающая воздействие текста на читателя, так как здесь включаются эмоциональные моменты.  Большую пользу для развития творческой активности ученика могут оказать различные формы письменного изложения мысли, в частности, сочинение дидактических сказок по истории или обществознанию, а также детские рисунки на различные исторические и обществоведческие темы. Необходимость адаптировать научный текст с учетом возраста школьников привела к идее использования жанра дидактической  сказки на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoricheskie_skazki.doc588.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

                               « Два мира есть у человека -
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил»

Н.А.Заболоцкий

Учебный  проект

                                                                     

Дидактическая  сказка и детский  рисунок  как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории и обществознания

Учитель: Зубарева Е.А.

                                                                         

Введение

Одним из важнейших факторов успеха в обучении является интерес ученика к учебному предмету. Важнейшей задачей обучения обществоведческим наукам  является формирование индивидуальных особенностей личности, развития в ней  творческих способностей, интуиции, воображения и мышления. Для того чтобы решить эту задачу, необходимо увлечь школьников, заинтересовать предметом. Поэтому я стараюсь уже на первых уроках курса истории и обществознания использовать не стандартные формы работы и заданий, которые освобождают от пресса обязательных догм, канонов и ритуалов в преподавании истории. В современном историческом образовании качественно изменилась  роль учителя, который не может и не должен требовать от учеников простого воспроизведения информации. Кардинально трансформировалась иерархия целей и задач современного урока истории, среди которых на  сегодняшний день приоритетными являются:

- развитие исторического мышления школьников на базе разностороннего исторического материала

- воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;

- повышение интереса к предмету  истории.

Обоснование актуальности проекта

В современном Российском обществе наблюдается тенденция гуманизации и гуманитаризации образования. Познание истории и обществознания облекается в новые формы, основанные на самостоятельном поиске информации, пополнении и расширении знаний, установлении связей, сходства или различий между отдельными событиями. Для возбуждения и развития интереса к обществоведческим наукам, для приобщения к созидательной деятельности и творческого развития учащихся,   я  используем в процессе обучения обществоведческим  дисциплинам  дидактические сказки и рисунки. В них синтезируются и определенная ситуативность (сюжет),  речевая экспрессивность, повышающая воздействие текста на читателя, так как здесь включаются эмоциональные моменты.  Большую пользу для развития творческой активности ученика могут оказать различные формы письменного изложения мысли, в частности, сочинение дидактических сказок по истории или обществознанию, а также детские рисунки на различные исторические и обществоведческие темы. Необходимость адаптировать научный текст с учетом возраста школьников привела к идее использования жанра дидактической  сказки на уроках истории и обществознания.

Новизна проекта
При использовании сказок и рисунков  в процессе обучения обществоведческим наукам основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении. Занимаясь творческой деятельностью на уроках,   дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое. Сочинение сказок и создание рисунков  повышает учебную мотивацию даже у самых «слабых» учащихся. В данном роде деятельности каждый учащийся может почувствовать себя успешным. Для работы над сказкой  или рисунком ребенку  не обязательно иметь  в наличии  компьютер, принтер или  сканер. Сказку можно написать на простом листе бумаги и дополнить собственными иллюстрациями, следовательно, эта работа доступна всем учащимся без исключения.

Сочинение сказок и создание рисунков учащимися  повышает  качество знаний, формирует умение творчески применять полученную учебную информацию. Самостоятельно придуманная дидактическая сказка с использованием в сюжетной линии обществоведческих понятий и их свойств позволяет прочнее и полнее усвоить эти понятия. Средний школьный возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только возрастной любознательностью, но и желанием продемонстрировать окружающим свои творческие способности. В эти годы происходит завершение становления когнитивных процессов, прежде всего мышления. Мысль окончательно соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления и регуляции других познавательных процессов.

Целью проекта является:

- создание условий для максимальной самореализации и раскрытия творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания ;

- формирование творческой, стремящейся  к самореализации личности;  

- формирование позитивного  отношения учащихся к себе, друзьям, одноклассникам.

- воспитание гуманистических черт характера у подрастающего поколения.

Методологические основы использования дидактических сказок на уроках обществоведческого цикла:

  • Положение Л.С. Выготского о том, что “сам язык есть единство общения и обобщения, в этом и состоит его сущность”;
  •  Концепция Г.К. Селевко, определяющая основные положения педагогической технологии, способы проектирования учебной деятельности;
  •  Монографические исследования В.И. Андреева по педагогике творческого саморазвития.

Из всех форм творчества, по мнению психологов, литературное творчество является наиболее характерным для младшего и среднего школьного возраста. В этот период    у ребенка начинает формироваться  как фантазия и эмоциональный подход. Ребенок  стремится  воплотить эмоциональное  восприятие материала во внешнюю словесную форму.

 Выбор сказки, как средства развития  творчества ребенка  не случаен, так как первой и самой низкой ступенью воображения психологи считают   сказочное воображение. Таким образом, сказочное творчество в максимальной степени соотносится с психологическими и возрастными особенностями детей. Творческие задания дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательный процесс.

 Итак, детская сказка, как продукт творческого воображения углубляет и расширяет эмоциональную жизнь ребенка; она позволяет школьнику, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть  связной речью, развивает в дальнейшем их языковую и коммуникативную компетенции.

Теоретическое подтверждение и обоснование  предположений о развитии творческой личности учащихся в процессе обучения сочинению сказок можно  найти в анализе практики выдающихся педагогов: Л. Н. Толстого, Я. Корчака, А. Сухомлинского.  "Я не представляю обучение в школе  не только без слушания, но и без создания сказок», писал А. Сухомлинский.

В процессе реализации проекта предполагается формирование базовой культуры личности:

─ культура жизненного самоутверждения;

─ нравственная и коммуникативная культура;

─ культура оптимистического мировосприятия окружающей действительности.

С точки зрения коммуникативной установки детская сказка выполняет следующие функции:

  • познавательную
  • мотивационную
  • эстетическую

Использовать детские сказки и рисунки  в процессе обучения можно на разных типах  моментах уроков:

- сообщение новых знаний,

- обобщение изученного материала,

- контроль над развитием речевой компетенции учащихся,

-  ролевые игры,

-урок  - путешествие.

Использование игровых форм на уроках обществоведческого цикла  дает следующие преимущества:

-  повышается интерес, мотивация учебной деятельности;

- происходит интенсификация учебного процесса;

- осуществляется дифференцированный подход;

- каждый ученик становится субъектом процесса обучения;

- сокращается время выработки необходимых технических навыков учащихся;

- облегчается процесс контроля и оценки знаний учащихся.

Описание системы работы

Для наибольшей эффективности общего развития школьников в своей работе я опираюсь на следующие дидактические принципы:

  • ведущая роль теоретического знания;
  • осознание ребенком процесса учения;
  • включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы;
  • проблематизация содержания;
  • вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
  • развитие творческих способностей уч-ся.

Работа учащихся по созданию сказок и рисунков  основывается на технологии творческих мастерских, в которой предоставляется возможность каждому учащемуся продвигаться к истине своим путем.  Такая форма работы  дает ученикам творческий “опыт дерзновений”, позволяет творчески раскрыться, почувствовать себя успешным. Используя в каждом классе определенные темы для написания текстовых работ и рисунков, прибегая к постепенному усложнению материала и увеличению его объема, учитель добивается прочных, и что самое главное осознанных знаний. Подобная методика подводит учащихся к пониманию объективности и закономерности исторического и обществоведческого процесса, к установлению логических связей между событиями.

Деятельность учащихся по созданию рисунков и сказок по заданной тематике  можно, по сути,  сравнить с прикладным проектированием. Так, например в 5 классе при изучении истории Древнего мира учащиеся работали над прикладным проектом “По следам Египетской цивилизации».  В мастерской “древнего  художника» ребята создавали изображения египетских богов и пытались воссоздать египетские иероглифы. Пятиклассники с большим интересом работали над проектом, в результате чего показали качество знаний 90% в срезовой работе по  соответствующему учебному материалу.

Для анализа ученических работ  я использую  следующие критерии:

  • соответствие сюжета содержанию,
  • количество структурных компонентов в работе,  
  • количество образных средств.

Данные критерии дают представление о том, насколько учащиеся понимают назначение создания  сказки или рисунка, их основные функции, умеют  образно, связно излагать свои мысли в письменной и художественной форме.

Использование детских сказок на уроках обществоведческого цикла позволило мне как учителю сделать следующие выводы:

1. Системное использование дидактической сказки  на уроках истории и обществознания в средних классах способствует эффективному формированию языковой и коммуникативной компетенции учащихся.
2. Повышается  уровень мотивации в изучении  обществоведческого и исторического  материала.
3. Развивается   воображение  и творческие способности ребенка, так как сказка - это своего рода воплощение научного познания в образ, который позволяет ребенку  представить явления в их общем и вместе с тем в конкретном виде как нечто живое, органическое.

Реализация проекта – система деятельности  

Основные направления  деятельности детей

Цели  и задачи

деятельности

Возможные формы деятельности

Обучение учащихся навыкам грамотной письменной речи  и навыкам оформления результатов собственной работы с последующей публикацией (например,  на школьном сайте)

Формирование

навыков письменной речи, умения выражать собственную позицию через образы

Сказка – рассуждение,

сказка-повествование,

создание иллюстрации к своей работе

Развитие исторического персонифицированного мышления школьников через создание исторического рисунка.

 Формирование ценностного отношения к исторической науке, истории  малой Родины, своей семьи.

Работа над коллективным  проектом «Поколение вещей».

Оформление выставки рисунков «История древнего мира».

Развитие восприятия отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим

Развитие кругозора учащихся.

Развитие желания быть в курсе событий в семье, классе, в стране, в мире.

Формирование умения высказывать  и отстаивать свою точку зрения

Рассказ – повествование

«Путешествие в историю древнего мира»

Оформление выставки рисунков «Боги древнего Египта».

Примеры работ учащихся по обществознанию – 5 класс

Предмет: «Обществознание»

Класс: 5 класс

Тема: «Поколение вещей»

Цели и задачи:

- формирование культуры быта;

-активизация интереса учащихся к изучению культурного наследия  народов разных стран;

-формирование ценностного отношения к собственным интеллектуальным способностям и возможностям.  

«Необычная история»

Жили – были нож и вилка. У них был большой замок. Жили они счастливо, и была у них дочка Ложенька. И пришла пора Ложеньку замуж выдавать. Папа и мама нашли ей хорошего, богатого жениха, но Ложенька не любила его и не хотела за него выходить. Она любила ножа Карла. Он был бедный, но у него были большие таланты. Им не разрешали встречаться и делали все возможное, чтобы их разлучить. Ложенька убегала из дома, но их все равно находили.

И вот наступил день свадьбы. Жених и невеста говорят друг другу заветные слова... и вдруг ворвался Карл и забрал ее. Он унес ее далеко – далеко, где их не нашли разлучники.

И с тех пор они жили долго и счастливо!!!

5 «Б» класс

Ярошенко Олеся

«Приключения стула, чашки и кровати»

 

Жили – были стул, чашка, кровать и у них не было своего дома. И захотели они пойти в лес за грибами и за ягодами. Они взяли корзины, ножи и пошли в лес. Но их там ожидали приключения.

Заходят они в лес, но на их пути попался ручеек и они не знали, как его преодолеть. Стул хотел его перепрыгнуть, но у него не получилось. Чашка хотела переплыть, но ее чуть не унесло течением, ей помог стул. Кровать перекинулась на другой берег, получился мостик и друзья перешли по нему.

Потом в чаще леса они увидели домик. Зайдя в него, они заметили, что там есть стол, но нет стула, есть подушка, но нет кровати, есть блюдце, но нет чашки. Это был домик охотников. И друзья решили там остаться жить. К слову сказать,  домик и сам был очень рад новым жильцам, таким  смелым и дружным товарищам.

5 «А» класс

Савина Полина

«Сказка о сбывшейся мечте»

Жили – были два брата сервант и Диван. И две сестры Посуда и Постель. Сервант мечтал о девушке по имени Посуда, чтобы открылись его дверцы, а там стояла Она! Диван мечтал о девушке по имени Постель, чтобы вечером разложили его  и постелили Постель.

И две сестры тоже мечтали! Посуда мечтала о Серванте, чтобы открыли дверцы, а там она – фарфоровая посуда! А Постель мечтала о Диване, чтобы вечером разложили Диван и постелили Постель.

Вот однажды в торговый центр пришли муж и  жена и купили Диван, Постель, Сервант и Посуду. Вся  мебель была рада, что их мечта быть вместе сбылась!!! А муж и жена радовались, что их дом стал уютным.

5 «А» класс

Божко Юля

«Приключение ложек»

В ящике кухонного стола жили ложки. Каждый день они затевали один и тот же спор.

Одна ложка другой:

- Я в нашем ящике самая красивая!

А эта ложка ей в ответ:

- Ты не зазнавайся!

Пришел из школы мальчик Петя. Он был неаккуратным мальчиком - грязным и неумытым. Взял он ту ложку, которая чрезмерно  себя хвалила и начал есть кашу, фыркая под нос.

- М..мм, как вкусно!

 Потом, как обычно, не помыв ложку,  Петя бросил ее в раковину. Бедная ложка лежала и плакала оттого, что она такая грязная. Вторая ложка ликовала.

- А я же тебе говорила: не зазнавайся!!!

- Ну, хорошо, будем ждать Иру!

Ира – это сестренка  Пети. Она добрая и чистоплотная.

Когда пришла Ира  и увидела гору грязной посуды, то помыла ее и ложка та самая, которая лежала грязной, теперь блестела в ящике кухонного стола. Теперь она не зазнавалась!!! А  Петю  Ира поругала за его нечистоплотность и неряшливость!

5 «Б» класс

Шелепова А.

«История на кухне»

Жили, были на одной кухне два чайника один электрический, а другой обычный. Электрический чайник считал себя самым нужным и красивым на кухне, он постоянно смеялся над тихим и кротким соседом и говорил, что его уже пора выкинуть в утиль. Кроткий чайник только грустно вздыхал, но его подбадривал  его старый верный друг - обеденный стол, который  говорил: «Не огорчайся, мой милый друг, твое время еще настанет!».

 И вот однажды, когда мальчик Ванечка прибежал со школы, отключили ЭЛЕКТРИЧЕСТВО. вАНЕЧКА  взял спички, зажег плиту И поставил НА НЕЕ чайник.  через несколько минут на столе стояла чашка ароматного чая. Кроткий чайник был счастлив! А стол ему незаметно подмигнул и прошептал: «Я же тебе говорил  ДРУЖИЩЕ, что твое время придет».

5 «А» класс

 Чернова АЛИНА

«Жил был человек в Древней Греции».

Жил был человек в Древней Греции. Жить было тяжело. Не было ни постели, ни посуды, стола и стула и ковра тоже не было. Долго думал человек, как обустроить свой дом. Сделал стол и стул – хорошо получилось. Стол и стул  есть, но чего -то  не хватает! Сделал человек глиняную посуду,  но опять чего-то не хватает. Руками есть неудобно, и поехал  человек в Китай за вилкой. Увидел он вилку и поехал домой. Приехал и сделал из глины вилку. Поел, и сломалась. Ложится спать и неудобно. Поехал в Рим. Посмотрел и сделал кровать  лучше, чем у царя. Приехал, лег спать и замерз и подумал: «Поеду за ковром». Поехал в Иран увидел, а шить нечем и спросил у царя иголку и нитку, а царь спал. А человек украл нитку и иглу. Приехал домой, и хорошо стало жить.

Вот так и образовались стол, стул, ковры, ножи и вилки.

5 «А» класс,

Торшин Роман


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исторический комментарий как средство совершенствования языковой и коммуникативной компетенции учащихся в ходе подготовки к итоговой аттестации.

Исторический комментарий как средство совершенствования языковой и коммуникативной компетенции учащихся в ходе подготовки  к итоговой аттестации....

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Лингвистическая сказка каксредство формированияязыковой и коммуникативнойкомпетенцииучащихся на урокахрусского языка...

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции обучающихся

1.  Цели:·         выявить уровень мотивации  обучающихся с целью повышения их интереса к образовательному процессу;·...

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка.

Язык – это феноменальное явление в жизни каждого народа. Его глубина, многообразие лингвистических фактов и явлений, их взаимосвязи, - всё, что делает язык живым, призвано вызвать у учащихся интерес, ...

Проектная работа на тему «Развитие исследовательских навыков и формирование политических и социальных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания»

Ведущая идея проекта это освоение и применение комплекса современных образовательных технологий, реализующих системно – деятельностный подход в обучении...