Приёмы организации учебной деятельности в рамках технологии критического мышления, используемые учителем в практической деятельности для формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания
статья по истории по теме

Ермолаева Наталья Евгеньевна

Тезисы выступления учителя МБОУ СОШ №5  на РМО учителей истории и обществознания г. Киржача Владимирской обл.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_po_kriticheskomu_myshleniyu.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы выступления

учителя МБОУ СОШ №5

Н.Е.Ермолаевой

на РМО учителей истории и обществознания г. Киржача Владимирской обл.

Тема: «Приёмы организации учебной деятельности в рамках  технологии критического мышления, используемые учителем в практической деятельности для формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания».

В национальной образовательной стратегии – инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые, способные к сотрудничеству, умеющие в ситуации выбора принять решение и спрогнозировать последствия своего выбор, отличающиеся конструктивностью, динамизмом, гибкостью, наделённые чувством ответственности за судьбу своей страны люди.

Формирование такой личности невозможно без развития критического мышления, которое развивает коммуникативные, речевые, социальные компетенции, способствует раскрытию личности, способной оценивать себя, окружающий мир, обладающей особым мировосприятием, основанным на личностных качествах.

Мы, педагоги, сталкиваемся с определёнными проблемами наших учеников:

-отсутствие культуры критического чтения;

-неумение выделять причинно – следственные связи;

-неумение подвергать критической оценке учебный материал;

неумение формулировать собственное мнение;

-пассивность на уроке.

Помочь в решении этих проблем может использование технологии критического мышления. Её применение будет содействовать умению работать с увеличивающимся потоком информации, задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу, решать проблемы, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, брать на себя ответственность, сотрудничать и работать в группе, что способствует развитию коммуникативной компетенции.

Технология критического мышления подразумевает определённую модель урока, которая состоит из следующих этапов:

  1. Вызов.

-актуализация и обобщение знаний по теме;

-мотивация;

-побуждение к активной работе.

2.   Осмысление.

-получение новой информации;

-осмысление информации;

-соотнесение её с имеющимися знаниями;

-поддержание активности школьников.

3. Рефлексия

-закрепление полученных знаний;

-обобщение информации;

-присвоение учеником нового знания4

-формирование у обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Такая модель задаёт не только логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приёмов. Технология предлагает множество разнообразных приёмов для всех стадий урока.

В своей практике я использую следующие приёмы:

Приём «Знаю – хочу узнать – узнал». Этот приём подразумевает заполнение таблицы с соответствующими колонками. Возможна работа в парах. Если материал изучается с опорой на текст, можно использовать приём маркировки текста «инсерт».

Приём «Лекция с остановками». После каждой смысловой части лекции учителя делается пауза, обсуждается проблемный вопрос, идёт коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, выполняется дополнительное задание.

Приёмы  «Верные – неверные утверждения», «Перепутанные логические цепочки» и др. позволяют развить умение прогнозировать, способствует повышению мотивации к изучению материала.

Приём «Перепутанные логические цепочки»: на отдельные листы выписываются 5-6 событий из историко-хронологического текста (можно использовать исторический источник). События располагаются в заведомо нарушенной последовательности. Обучающимся нужно восстановить порядок хронологический или причинно-следственный. Варианты обсуждаются, затем учитель предлагает исходный вариант. Приём хорошо работает на информативно-содержательных текстах.

Для осмысленного конспектирования применяю приём «Чтение с пометками», он позволяет делить информацию на известную, новую, интересную, непонятную.

Кластер – способ графической подачи материала. Схематическое изображение материала позволяет сделать наглядными мыслительные процессы.

Эссе – письменное размышление на заданную тему. Этот жанр подразумевает свободно трактовать различные социальные, моральные и иные проблемы, способствует выработке собственной позиции.

Внедрение технологии критического мышления развивают навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации, формируют умение вырабатывать собственное мнение, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, развиваю умение участвовать в беседе, умение ставить вопросы, выражать свою точку зрения, сотрудничать и работать в группе.

Приложения:

       1.Конспект урока в 11классе, предмет – история. Тема: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».

              2.Технологическая карта урока в 9 классе, предмет – обществознание. Тема:

              Конституция Российской Федерации.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.

Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...

Формирование коммуникативных компетентностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Данная статья содержит материал,с которым я выступала перед своими коллегами и рассказывала о том, как я формирую коммуникативные компетентности у учащихся на уроках русского языка и литературы....

Чтение как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка.

Данный материал посвящен чтению как средству формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка...

«Проектная деятельность как средство формирования и развития компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания".

Материал раскрывает возможности проектной технологии в процессе формирования и развития социальных компетентностей подростка....

Использование проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности учащихся 8 – 9 классов С(К)ОУ VIII вида

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в ...

Дидактическая сказка и детский рисунок как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории и обществознания

В современном Российском обществе наблюдается тенденция гуманизации и гуманитаризации образования. Познание истории и обществознания облекается в новые формы, основанные на самостоятельном поиске инфо...