Использование проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности учащихся 8 – 9 классов С(К)ОУ VIII вида
учебно-методический материал по теме

Булавацкая Ирина Вячеславовна

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bulavatskaya_statya_proekt_kruzhok.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

учителя – логопеда

высшей квалификационной

категории  Булавацкой И.В.

ГБС(К)ОУ школы – интерната

№15  VIII вида г.Краснодара

Использование проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности  учащихся 8 – 9 классов

С(К)ОУ VIII вида

                                                                                 «…Образование должно

                                                                                  возбуждать интерес

                                                                                   к знанию и охоту                                                                              к обучению».

                                                                                              Я.А. Каменский

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с требованиями культуры речи, соблюдением норм литературного языка, ведь неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь. Таким образом, культура речи не личное дело из учеников, а общественная потребность и необходимость в ходе их развития и становления. Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся – одна из серьёзных задач, стоящих перед коррекционной школой.

Проанализировав результаты диагностики интегративных качеств учащихся нашей школы – интерната, мы отметили, что дети испытывают  затруднения в общении с взрослыми и сверстниками: они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения, у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.          Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических и грамматических ошибок, невыразительна. Перед коррекционной школой стоит острая необходимость преодолеть эти недостатки.

Только активные методы обучения, и в их числе метод проектов, могут позволить решить эту дидактическую задачу.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка.  Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют в дальнейшем успешному обучению детей. Поэтому, с полной уверенностью можно говорить о том, что применение проектной технологии на занятиях, способствует повышению качества не только образовательного, но и воспитательного процесса.

Используя метод проектов в работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества учителей, воспитателей, детей, родителей. Но в условиях нашей школы - интерната сотрудничество с родителями затруднено, поэтому большая часть ложится на плечи педагога. Он направляет учащихся, готовит дополнительный материал, с которым работают дети. Приходится направлять ребят, раздавать задания, тщательно их продумывать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости учитель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти. Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, учащихся другого класса. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка.

        Метод проектов  в специальной коррекционной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации в ГБСКОУ VIII вида:

 - он должен быть ориентирован на психофизические возможности учащихся;

 - деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль;

 - задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся с недостатками интеллекта.

       

 Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя, это всегда творческая деятельность учителя и учащихся. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особенные.

Основные требования к проекту:

1.      Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.

 2.      Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие,  ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

 3.      Исследовательская работа учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

 4.      Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

 5.      Представление готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

 Таким образом, проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.  

Работу с применением метода проекта я строю по принципу усложнения. Применение учебно-познавательных задач на преодоление психологической инерции, развитие творческого воображения не просто оправдано, а необходимо. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать темы будущих проектов. Не все учащиеся в силу своего уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы учащихся с разными уровнями развития.

Как пример, я предлагаю вам познакомиться со  структурой ученического проекта "Вначале было слово…".

 Цель: Совершенствование речевой культуры учащихся в коррекционной школе.

Данная тематика выбрана  не случайно, т.к. школа - интернат работает в статусе базовой школы федеральной стажировочной площадки по теме «Социализация детей с нарушениями интеллекта в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида».

Развитие речи учащихся – процесс длительный и сложный, поэтому даже к старшим классам без специальной организованной работы у учащихся проблемы речевого развития остаются. В нашей школе с учащимися старших классах эта работа ведётся не только на уроках, но и в рамках кружка «Речевой этикет и общая культура учащихся коррекционной школы».

"Вначале было слово…"

Цель:

формирование речевых навыков и правил поведения.

Задачи: 

активизировать познавательную деятельность учащихся;

учить грамотной, убедительной и выразительной речи;

формулировать свои мысли, идеи, вопросы; связно выражать своё мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности;

воспитывать вежливого и тактичного собеседника, владеющего хорошими манерами.

Срок реализации проекта:   сентябрь 2012г.- май 2013г.

Актуальность данного проекта:

        Мы живём на замечательной земле Кубани. Одной из её особенностей является многонациональность. Сохранение самобытности юга России, умение договариваться между разными людьми одна из отличительных особенностей нашей жизни.

Сегодня в российском обществе как никогда остро стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речи. Чтобы разобраться в непростых реалиях современной жизни, молодым людям необходимо научиться формулировать свои мысли, идеи, вопросы, связно выражать своё мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности. Умение понять суть явления и словесно сформулировать своё отношение к нему - непременное условие становления свободной личности человека.

Состав проектной группы  – учащиеся 8 -  9 класса ГБС(К)ОУ школы – интерната №15  VIII вида

Содержание:

В рамках данного проекта планируется:

  • Проведение наблюдений, исследований, изучение фразеологических оборотов речи;
  • Изучение литературы о речевом этикете и культуре общения;
  • Беседы, классные часы;
  • Оформление альбома «Волшебные слова»;
  • Конкурсы рисунков;
  • Викторины;
  • Инсценировки.

План реализации

Название мероприятия

Ответственные

Сроки исполнения

1.

Беседа:  «Культура речевого общения»

Формировать понятие речевой этикет. Изучение группы так называемых «волшебных» слов, т.е. слов выражения приветствия, благодарности, извинения и др., а также умение использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой и пантомимикой;

Игра: «Подбери слова (в соответствии с ситуацией)».

сентябрь

2.

Беседа: «Дружим с добрыми словами»

Обогащение словарного запаса комплиментами, вежливыми словами, формировать умение говорить комплименты.

Игра: «Поле чудес – Добрые слова».

октябрь

3.

Беседа: «Юмор нас выручает»

Формировать понятие юмор, умение уместно его использовать. Формировать умение анализировать свои поступки и окружающих.

Оформление альбома: «Занимательные истории из жизни школы».

ноябрь

4.

Беседа: «Коллектив начинается с тебя!»

Формировать понятие коллектив, умение вести себя с соседом по парте, с товарищами, с которыми работаешь в группе, оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения.  

Деловая игра: «Учимся мириться».

декабрь

5.

Беседа: «Фразеологизмы»

Знакомство с редкими фразеологическими оборотами.

Викторина: «Крылатые выражения».

январь

6.

Беседа: «Как участвовать в дискуссии и что это такое?»

Понятие дискуссия, тезис, антитезис, аргумент. Формировать представление о видах аргументов. Формировать умение участвовать в дискуссии, оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения.

Инсценировка: «Создай настроение!»

Наши помощницы – Мимика и Пантомимика. Формировать умение использовать невербальные средства общения.

февраль

7.

Беседа: «Культура внешности»

«Встречают по одёжке…» Формировать представления о культуре внешнего вида, об уместном использовании украшений, оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения.

Коллаж - коллективная работа: «Моё настроение».

март

8.

Презентация и защита проекта.

апрель

9.

Составляем (дополняем) этический кодекс. Выпуск газеты «Калейдоскоп этикета».        

май

   

Ожидаемый результат - расширение кругозора учащихся о правилах речевого этикета, умение вступать в конструктивное общение с одноклассниками,  привитие  любви и бережного отношения к слову.

         Таким образом, проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование проектной деятельности

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он  позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы...

Использование потенциала учебно-исследовательской и проектной деятельности для формирования у учащихся коммуникативных умений

В статье рассматривается вопрос использования в учебном процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности на примере двух ученических проектов....

Творческий отчет "Формирование технологической и проектной культуры на уроках штукатурно-малярного дела в школе VIII вида"

Технологическое образование учащихся, как важная роль к подготовке их к работе на производстве. Развитие общетрудовых навыков, знаний в области техники и ее обслуживании, умении разбираться в схемах и...

Возможности использования проектных задач на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида

В статье описан практический опыт применения проектных задач на уроках математики в специальной коррекционной школе 8 вида....

Возможности использования проектных задач на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида

Сообщение из опыта работы на районном семинаре учителей математики и информатики...

Использование проектной деятельности в формировании навыков саморазвития и самообразования учащихся

В статье описано применение метода проектов на уроках технологии  и  внеурочной деятельности....