Использование проектной методики для формирования социально-коммуникативных компетенций на уроках английского языка
статья на тему

Посошилина Анна Сергеевна

                   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Использование проектной методики для формирования социально-коммуникативных компетенций на уроках английского языка»

«Я слышу, и я забываю.

Я вижу, и я помню.              

Я делаю, и я понимаю»

                                                     Конфуций

        Человек XXI должен обладать, по крайней мере, пятью ключевыми  компетенциями. Эти компетенции нередко используются для характеристики потенциальных возможностей специалиста получить работу на рынке труда.

В современном мире это:

  1. Грамотный уровень владения языком  (literacy).
  2. Компьютерная грамотность (information technology skills)
  3. Владения способами решения проблем (problem – solving skills)
  4. Гибкое инновационное мышление (flexibility and adaptability to innovations)
  5. Перманентность образования (life – long learning).

Ключевые компетенции показывают, что языковое образование может соответствовать жизненным требованиям, если коммуникативная компетенция (как готовность общаться в классе) будет дополнена подготовкой к реальному жизненному общению.

А теперь давайте ответим на вопрос: соответствует ли это требованиям основной цели обучения иностранному языку в общеобразовательной школе?        

Основу всей стратегии образования составляет личностно-ориентированный подход, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности.

Современная цель обучения иностранным языкам - формирование иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК),  то есть способности и готовности осуществлять иноязычное, межличностное   и межкультурное общение с носителями языка. Это возможно только в том случае, если  у школьников будут сформированы все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции. На схеме это выглядит так:

Но знать «на зубок» - еще не значит знать. Надо учить детей искусству коммуникации. Именно обучение через деятельность (learning through doing) ведет к овладению искусством коммуникации. А в личностно- ориентированной модели образования исследовательские, творческие методы обучения играют ведущую роль.

Все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умения делать вывод и умозаключения, выдвигать гипотезы. Очень важно развивать у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Согласно требованиям Стандартов второго поколения в Примерной основной образовательной программе сказано «в результате изучения  всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные действия, учебная ИКТ- компетентность обучающихся, составляющие основу формирования способности и готовности к усвоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции, способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику, способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии».

Для того, чтобы выработать у школьников все эти умения, из всех известных педтехнологий  метод проектов и проектирование рассматривается, как основной вид учебной деятельности.

Метод проектов возник из идеи свободного воспитания  в начале прошлого века в сельскохозяйственных  школах США. Автор метода педагог и философ Джон Дьюи,     который предложил строить обучение на активной основе через деятельность ученика.

Он выделил ряд требований успешности обучения:

  • проблематизация учебного материала;
  • активность ребенка;
  • связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.

Таким образом Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем, его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI  века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

«Брошенный вперед» - таков точный перевод слова проект.

Смысл проектного обучения – создание условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе познавательной деятельности при выполнении проекта.

Отличительная черта данного метода состоит в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия.

Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение органично вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игра, в т.ч. ролевая, путешествия, опрос, интервью, выпуск журнала и т.д.).

Проект – это возможность  учащихся  выразить  свою  собственную   идею в

удобной для школьника творчески продуманной форме.

         В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания.

Основные принципы проекта:

Ведущие положения проектной методики следующие:

  • Занятия не ограничиваются приобретением учащимися определённых знаний,   умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая   их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается  мотивация учащихся.
  • Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках  заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только  из учебников, но и из других источников.
  • В проекте реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем: вместо контролёра он становится партнёром и консультантом
  • В проектной работе прежде всего учитываются интересы ученика, его жизненный опыт и индивидуальные особенности.
  • Совместная работа в рамках проекта усиливает индивидуальную и коллективную  ответственность учащихся за конкретную работу.

Групповая работа готовит учащихся к реальной коммуникации- обмену информацией с другими группами к оценочным суждениям по поводу прочитанного и услышанного от других. Функции школьников в группе могут меняться так же, как и состав групп, но важно, чтобы осуществлялись взаимодействие, взаимопомощь.

 Многие школьники испытывают трудности при переходе от своей роли в «традиционном» учебном процессе, где они фокусируются преимущественно на восприятии информации, выполнении тестов, ответах на закрытые вопросы, заполнении рабочих тетрадей, играя пассивную роль в учебном процессе,  особенно если такая пассивная роль является нормой в других предметных областях.

Поскольку проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, то работа в группе позволяет каждому ученику выполнять посильные функции. Это снимает эмоциональное напряжение, а порой страх совершить ошибку.

Учащиеся, которые привыкли быть молчаливыми наблюдателями на уроках, активно включаются в работу в группе, они не стесняются задавать вопросы, выяснять непонятные моменты, т. к.  для них результат всей группы подчас важней, чем их собственный.

 Работа в группе  дисциплинирует учащихся: каждый заинтересован в успехе, поэтому все работают с полной отдачей, т.к. обсуждаются открытые вопросы и ставятся значимые для них проблемы. Возможность проявления своей собственной инициативы и самостоятельности в процессе выполнения проекта  способствует саморазвитию личности.

  Таким образом, работа в команде способствует как совершенствованию учебных и коммуникативных умений, так и, что очень важно, формированию социальной компетентности, т. е. умению  взаимодействовать с членами группы (приложение самооценка работы в группе).

В условиях проектного личностно- ориентированного обучения усиливается мотивация изучения ИЯ.

При реализации требований ФГОС в  средней школе, которые построены на системно-деятельностном подходе основой является   учебно-исследовательская и проектная деятельность.В программе определены их общие характеристики и специфические черты.

Общеучебные умения и универсальные способы действия:

  1. Планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы, составление плана работы.

  1. Знакомиться с исследовательскими методами, (наблюдение, анкетирование, интервьюирование).
  2. Осуществлять анализ полученных данных и их интерпретацию.
  3. Разрабатывать краткосрочный проект. Проводить его  устную презентацию с аргументацией, отвечать на вопросы по проекту.
  4. Участвовать в работе над долгосрочным проектом, взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности.
  5. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения          действий своих и действий партнера.

Способствует ли проектная деятельность формированию данных умений и способов действий?

В основе проекта лежит какая-либо проблема.

Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.

Алгоритм проектной деятельности:

  • значимая проблема, требующая решения путем исследовательского, творческого поиска и применения интегрированного знания;
  • выдвижение гипотез решения проблемы;
  • структурирование этапов выполнения проектов, применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
  • защита проекта;
  • выявление новых проблем.

В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы.

 Помощь педагога необходима, в основном, на этапе осмысления проблемы и постановки цели.

Авторам будущего проекта необходимо помочь найти ответы на следующие вопросы:

1. Зачем мы собираемся делать этот проект? (определение цели работы).

2. Что для этого следует сделать? (определение задач своей работы).

3. Как это делать? (выбор способов при создании проекта).

4. Чего мы хотим добиться в итоге? (ожидаемый результат).

(Такие памятки есть у каждого ученика на иностранном языке.)

Только детально продумав эти вопросы можно приступать к работе.

Поскольку начало работы над проектом не предусматривает наличия готовых решений, то вся работа учителя и ученика носит исследовательский характер.

Роль учителя  Если учитель решил использовать при изучении раздела метод проектов ,он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать, четко определить учебные задачи для учащихся. Если предполагается, что учащиеся по предложенной ситуации должны сформулировать проблему учитель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Надо продумать какую помощь можно оказать учащимся, не предлагая готовых решений.

При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что проект - это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, направленной  на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.    

Разрабатывая проект, учитель должен знать признаки и характерные особенности каждого из них, строго следовать определенным правилам. 

«Золотые правила проекта» гласят, что проект для школьника значит гораздо больше, чем их обычная работа в классе.

Золотые правила работы над проектом

Джейн Майлз

Роль учителя

Таблица классификации современных проектов

Обще-

дидактический принцип

Типы проектов

Краткая характеристика

Доминирующий в проекте метод или вид деятельности.

Исследовательский

Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных результатов.

Творческий

Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату

Ролево-игровой

Предполагает распределение участниками определенных ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы

Информационный

Предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад реферат), презентация

Практико-ориентированный

Предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентирован на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них

Предметно-содержательная область

Монопроект

Проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы (в курсе ИЯ это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой), требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести

Межпредметный

Выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций

Характер координации проекта

С открытой координацией

Предполагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта

Со скрытой координацией (телекоммуникационный проект)

Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся – партнеров, органи-зованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности. Межпредметные проекты требуют привлечение интегрированного знания, в большей степени способствуют диалогу культур

Характер контактов

Внутришкольный (региональный)

Организуют внутри школы, между школами, классами внутри региона одной страны

Международный

Предполагает участие школьников из разных стран

Количество участников проекта

Личностный

Проводится индивидуально, между двумя партнерами

Парный

Проводится между парами участников

Групповой

Проводится между группами.

Продолжительность проведения

Краткосрочный

Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы

Средней продолжительности (1-2 мес).

Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему

Долгосрочный (до года)

Междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему

В реальной практике чаще приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, ролево-игровых, информационных проектов.

Начальная школа

Но мы начинаем обучение иностранному языку с начальной школы.

Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву  неэффективно и, как правило, вредно.

Одно из золотых правил проекта звучит так: «используйте технологию регулярно, чтобы ученики привыкли к определенным методам работы. Значит начинать учить детей методам организации проектной деятельности необходимо уже с начальной школы. Прообразом проектной деятельности в основной школе для младших школьников могут стать проектные задачи.

Проектная задача – задача, в которой через систему или набор заданий стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта).

Проектная задача принципиально носит групповой характер.          Проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные стратегии ее решения, определить путь достижения результата:

2-3 класс - это система заданий;

4-5 класс - это неупорядоченный набор заданий. Метод убывающих подсказок.

Нужно выстроить проблемную ситуацию так. чтобы обучающиеся могли сформулировать задачу.

Задания подбираются таким образом, чтобы ученики могли предложить разные пути ее решения. Группа сама определяет тактику работы, роль каждого ее участника.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и

материалы в виде набора (системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

Проектные задачи для этого этапа обучения в начальной школе имеют свою специфику по построению:

  1. Описание проблемной ситуации (задача формулируется детьми).
  2. Последовательность предметных действий через систему заданий.
  3. Задача решена. Результат решения задачи (группа справилась со всеми предложенными заданиями в т.ч. и с итоговым заданием, как местом «сборки» всех полученных результатов отдельных заданий).

Суть проектной задачи состоит в определении  конечного продукта, который имеет «материальное» выражение: коллаж, альбом, рисунки, выставки.

Конечный продукт обязательно должен быть продемонстрирован «защищен»:  в классе, перед учениками других классов, родителями, учителями.

         Для проектных задач должно быть специально предусмотрено время в календарно-тематическом планировании.

При организации групповой работы над проектной задачей в начальной школе у учителя может возникнуть проблема деления обучающихся на группы.

Чтобы добиться успеха, учителю следует использовать работу в парах и группах сменного состава в системе, чтобы дети учились взаимодействовать со всеми учащимися в коллективе  и работать в команде.

Поэтому в учебных целях лучше разделять учеников на  разные по составу группы.

Для этой цели учитель может использовать:

  • рифмовки;
  • считалочки;
  • жребий (на доске - картинки с названиями команд, учащиеся могут вытащить соответствующую маленькую картинку или номер, чтобы определить в какой они команде);
  • пазл или фрагменты картинок. Дети собирают картинки и формируют команды.

На среднем и старшем этапах обучения при работе над проектом учащиеся самостоятельно формируют группы, исходя из общих интересов и личностных отношений.

С точки зрения психологов, ведущей деятельностью в подростковом возрасте является межличностное общение учащихся, общественно значимая для ребенка деятельность. Именно в этом возрасте у школьника появляется стремление к общению товарищами вне класса, тяга к поиску, исследованию и самореализации.

По мнению современных отечественных и зарубежных дидактов именно проектная деятельность, как одна из форм учебной деятельности способна сделать учебный проект личностно значимым, в котором он может полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность и самостоятельность.

С учетом возрастных особенностей мы можем выйти на полноценный проект, когда возраст наших учеников составит 11-13 лет и 14-15 лет. 20% школьников 8-9 классов в качестве тем проектов выбирают личностно-окрашенные темы.

Планируя свою работу, следует учитывать:

  1. Возрастные особенности учащихся;
  2. Особенности  групп в параллели;
  3. Возрастание доли самостоятельности учащихся.

Технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный

Этапы проектирования

Этапы

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Этап мотивации и целеполагания

а) определение темы;

б) выявление одной или нескольких проблем;

в) уточнение целей коночного результата;

г) формирование рабочих групп;  

Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы

Мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей проекта. Наблюдает.

Этап планирования

а) анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез;

б) определение источников информации, способов ее сбора и анализа;

в) постановка задач и выбор критериев оценки результатов;

г) распределение ролей в команде;

Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяют источники информации. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.  

Этапы принятия решений

а) обсуждение методов проверки принятых гипотез («мозговой штурм»);

б) выбор оптимального варианта;

в) определение способа представления результата;

г) сбор информации – интервью, опросы, наблюдения, эксперименты .

Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Уточняют источники информации.

Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Косвенно руководит.

2. ОСНОВНОЙ

Этап выполнения проекта

отбор необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу.

Выполнение проекта

Работают с информацией. Проводят исследования. Синтезируют и анализируют идеи. Оформляют проект.

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо). .осуществляет промежуточный контроль деятельности участников

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Этап защиты проекта

а)обоснование выбора темы

б)представление проекта

в)обсуждение

Защищают проект

Наблюдает. Направляет процесс защиты (если необходимо). Задает вопросы в роли рядового участника

Этап проверки и оценки результатов

а) анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

б)анализ достижения поставленной цели

в) оценка результатов, выявление  новых проблем

Коллективный самоанализ проекта и самооценка.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Защита проекта – это самый эмоционально окрашенный момент. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, практико-ориентированных и ролево-игровых (общеобразовательныя школа).

Этапы защиты проекта:

  1. Обоснование выбора темы.
  2. Представление проекта.
  3. Обсуждение проекта (выказывание мнений слушателей, уточняющие вопросы).
  4. Оценка.

Оценка проекта -это оценка промежуточных результатов и оценка защиты проекта.

Оценивание творчества всегда драматично и противоречиво. Отсюда следует, как минимум, то, что оценка проекта должна быть интегрирована. Она складывается из оценок этапов  проекта (промежуточное оценивание) и оценки результатов защиты проекта.

Помимо оценки фактических знаний языка, работа по созданию проекта предполагает мониторинг и общеучебных умений и универсальных способов действий.

Поэтому, одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы.  

Оценка решения поставленной проблемы: насколько успешно решена проблема.

Рефлексивная оценка школьником самого себя в процессе проектирования: насколько я был успешен  в процессе проектирования

Для себя мы разработали следующие  критерии оценок: оценка – продукт, пояснительная записка, обоснование, отзыв, презентация.

Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения иностранному языку, не обязательно, чтобы она предваряла только работу учащихся над проектом.

Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

  1. Название проекта.
  2. Руководитель проекта.
  3. Консультанты  проекта.
  4. Дисциплина, в рамках которой проводится работа по проекту.
  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  6. Состав проектной группы (в случае группового проекта).
  7. Тип проекта
  8. Цель проекта
  9. Задачи проекта.
  10.  Вопросы проекта (проблемные вопросы по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
  11.  Необходимое оборудование.
  12.  Предполагаемые продукты проекта.

13. Этапы работы над проектом (продолжительность, содержание работы, выход этапа).

  1.  Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

14. Внешняя оценка, самооценка.

Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она  в состоянии дать школьнику базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развить познавательные интересы и способности обучающегося, сформировать у него ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность и личностно-ориентированный подход с использованием информационных технологий при формировании творчески активной личности на уроках английского языка.

Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль ...

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках английского языка

Реализация данной компетенции перекликается с технологией развивающего обучения, формированием навыков учебной деятельности, поэтому в своей практике я не первый год реализую эту цепочку взаимос...

Формирование информационно-коммуникационной компетенции на уроках английского языка

В современных условиях наиболее актуальной задачей при обучении иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Использование ИКТ становится наиболее эффективным сред...

Учебно - проектная деятельность как способ развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка в средней школе.

На уроках английского языка метод проектов используется регулярно, так как предусмотрен программой и включен в материал учебника. Чаще это краткосрочные, индивидуальные проекты, которые да...

Использование серии учебников «Английский в фокусе (Spotlight)» для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка в рамках программы ФГОС

Описание серии учебников «Английский в фокусе (Spotlight)» и эффективности их использования на уроках английского языка для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на...