Учебно - проектная деятельность как способ развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка в средней школе.
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

 

 

На уроках английского языка метод проектов используется регулярно, так как предусмотрен программой и включен в материал учебника. Чаще это краткосрочные, индивидуальные проекты, которые даются после изученной темы для закрепления пройденного лексико-грамматического материала и практического его применения учащимися для решения конкретной проблемы. Что касается видов проектов это: информационные, исследовательские, социальные и творческие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_tekhnologiya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно - проектная деятельность как способ развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка в средней школе.

     В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Организация проектной деятельности и помогает решить эту проблему. Наряду с этим метод проектов помогает реализовать главную цель, которая стоит перед учителем иностранного языка – это развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной). Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке. Также необходима активная устная практика учащихся для развития языковой компетентности. При использовании метода проекта, учащийся тренируется в четырех видах речевой деятельности: говорении, письме, чтении и аудировании.

       На уроках английского языка метод проектов используется регулярно, так как предусмотрен программой и включен в материал учебника. Чаще это краткосрочные, индивидуальные проекты, которые даются после изученной темы для закрепления пройденного лексико-грамматического материала и практического его применения учащимися для решения конкретной проблемы. Что касается видов проектов это: информационные, исследовательские, социальные и творческие.

     На одном из таких проектов я бы и хотела сейчас остановиться.

В 7 классе учащиеся готовили творческий проект на тему «Популярные товары». Плюс этого вида проекта то, что каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить свою фантазию, творчество, активность и самостоятельность. Цель данной творческой работы была создание рекламного ролика. Какой продукт рекламировать, работать одному или в группе, форма презентации и средства реализации – всё это предстояло решить самим ученикам. Задачи, которые сопровождали решение этой проблемы: использовать в своем высказывании лексико-грамматические структуры, пройденные по данной теме и подобрать необходимые иллюстрации для оформления.

В основном дети выполняли это задание индивидуально, итоговый продукт представляли в качестве презентации. Поразило разнообразие выбранных тем проектов: кто-то выбрал известные бренды, кто-то российские товары, а некоторые придумали свой собственный продукт. При дальнейшем всеобщем обсуждении бесспорным лидером стал ролик, который был создан в парной работе. Его я бы и хотела вам продемонстрировать.

(ролик)

Вы увидели конечный продукт, а что же предшествует ему, как происходит работа над проектной деятельностью.

1 этап: Постановка проблемы и организация деятельности.

Прежде всего, ставится проблема. Обсуждается тема проекта. Выбор темы очень важен, она должна быть интересна для учащихся, она может определить успешность и результативность проектной работы в целом. Цель предстоящей работы и вытекающие из неё задачи. Определяются источники получения знаний для решения поставленной проблемы: справочная литература, журналы, Интернет и т.д. Идет планирование работы. Если это групповая - дети распределяют роли между собой, составляют и обсуждают план работы, определяют форму и способ презентации. Учащимся предлагаются фразы для монологического высказывания. Роль учителя - консультирующая.

2 этап – поисково-исследовательская работа 

Это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными языковыми источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования. Школьники учатся думать, сравнивать, анализировать.

Именно здесь происходит основная работа учителя – обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц и грамматических структур. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Несомненно, происходит развитие языковой, учебно - познавательной и речевой компетенций.

3 этап – оформление результатов проектной деятельности.

Обсуждение дизайна конечного продукта, оформление результатов согласно выбранной форме. На этом этапе продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Развиваются навыки написания сочинения на английском языке, закрепляются и отрабатываются основные языковые категории: грамматика, лексика и синтаксис. Учителем проводится индивидуальная работа с учеником. Обсуждаются достоинства и недостатки сочинения, даются советы. Важным условием для развития коммуникативной компетенции на этом этапе является поддержание доброжелательной атмосферы, располагающей к общению, творчеству, позволяющей детям испытывать чувство успеха.

На этом этапе учащиеся совершенствуют навыки работы на компьютере. При создании презентации у учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

При создании информационных проектов на этом этапе дети готовят практическую часть для того, чтобы учащиеся после ознакомления с изложенным материалом могли закрепить полученные знания.

Так группа учащихся готовила проект «Парламент Великобритании». Данная работа имела информационное значение, то есть эта тема предусмотрена учебником, учащиеся должны были наити дополнительную информацию по данному вопросу и подготовить практическое задание.

4 этап – этап публичной демонстрации

Публичное выступление и обмен мнениями. Здесь учащиеся проявляют умение держаться перед слушателями, грамотно строить монологическое высказывание, а затем отвечать аргументировано на вопросы аудитории. Очень важным на этом этапе является умение слушать друг друга и дальнейшее обсуждение темы. Роль учителя – включить всех в обсуждение.

5. Рефлексия

Анализ и обобщение полученных результатов. Взаимооценка и самооценка деятельности каждого ученика.

Монологическое высказывание:

 - содержательная сторона речи;

- разнообразие и соответствующий уровень лексико-грамматического материала;

- грамотность речи;

Диалогическая речь:

- содержание;

- правильная реакция на вопрос;

 - умение взаимодействовать с собеседником;
- разнообразие лексико-грамматического материала;
- лексическая, грамматическая и фонетическая грамотность.

Если проект был выполнен группой учащихся, то оценивание идет индивидуально, соизмеримо объему и качеству выполненной работы.

Роль учителя – обобщение результата, похвала, поощрение, оценка, организация гибкого контроля, стимуляция рефлексии.

     Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что проектная деятельность необходима при обучении детей иностранному языку. У учителя появляется возможность включить школьников в реальную языковую коммуникацию, смоделировать в классе процесс вхождения в иноязычную культуру.

Проектный метод позволяет индивидуализировать процесс обучения, организовать гибкий контроль и стимулировать развитие рефлексии у учащихся, развивает навык поисковой работы. Проекты повышают мотивацию к изучению иностранного языка.

     В заключение хотелось бы отметить, что проектная работа на уроках иностранного языка необходима и важна для осознания учащимися того, что английский язык является не только средством развития коммуникативной компетенции во всех видах речевой деятельности, но и средством для дальнейшего образования и самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование проектной деятельности

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он  позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы...

Работа по самообразованию «Использование комплекса лингвистических, учебных, лингвострановедческих (социокультурных) игр и игровых технологий для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка»

  В связи с принятием нового федерального образовательного стандарта большое внимание при изучении иностранных языков, в частности английского, стало уделяться развитию коммуникативной ком...

«Газета- как средство и способ формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка»

Мне хотелось бы остановиться на одной из форм внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью формирования КК – это выпуск газеты....

РАЗВИТИЕ ДИСКУТИВНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В статье приводятся конкретные приёмы развития дискутивных умений учащихся в средней школе, которые можно использовать на уроках английского языка для подготовки учеников к урокам-дискуссиям на старше...

Проектная деятельность как способ развития коммуникативных компетенций

Образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна...

Развитие коммуникативных компетенций на уроках английского языка путем применения проектной технологии

Развитие коммуникативных компетенций на уроках английского языка путем применения проектной технологии...