Проектная деятельность как способ развития коммуникативных компетенций
статья по теме

Образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, одна из которых – коммуникативная. Одним из эффективных способов совершенствования коммуникативной компетенции учащихся является проектная деятельность. Основная идея – от развития проектной деятельности учебного заведения к формированию коммуникативных компетенций ученика. Социальная значимость проекта заключается в создании благоприятных социально-педагогических условий для развития творческих и организаторских способностей детей, а также в привлечении к выполнению проекта общественных организаций, развитие партнерских отношений между общеобразовательными учреждениями и управленческими структурами поселка Крутинка. Конечный продукт проекта – сборник лучших проектов. Перспективы проекта: - привлечение СМИ, работников культуры и образования района, других известных людей для сообщения о своей деятельности и включения их в работу по созданию или оцениванию проектов; - возможность организовать тьюторскую поддержку в других учебных заведениях, наладив с ними таким образом коммуникативные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта «Проектная деятельность образовательного

учреждения как способ развития коммуникативных компетенций»

Проект подготовлен Усковой Надеждой Сергеевной,

                                    учителем русского языка и литературы

 

Место работы МБОУ «Крутинский лицей»

Субъект Российской Федерации Омская область

Муниципальное образование Крутинский район

Информационная карта проекта

Номинация

«Моя педагогическая инициатива»

Название проекта

«Проектная деятельность образовательного

учреждения как способ развития коммуникативных компетенций»

Субъект Российской Федерации,

муниципальное образование

Омская область, р.п. Крутинка

Ф.И.О. автора, название образовательной

организации или места работы, должность

Ускова Надежда Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Крутинский лицей»

Контактные данные (почтовый адрес, мобильный телефон, е-mail)*

646130, Омская область, р.п. Крутинка, ул. Комсомольская, д. 59 кв. 9

мобильный телефон 8 950 338 9005

е-mail rostovcewa@mail.ru

Ф.И.О. научного руководителя

-

Перечень рекомендательных писем к проекту

- Рекомендательное письмо администрации МБОУ «Крутинский лицей».

География проекта

МБОУ «Крутинский лицей» с возможностью выхода на другие общеобразовательные учреждения р.п. Крутинка

Цели и задачи проекта

Общая цель проекта – развитие коммуникативных компетенций учащихся и учителей через проектную деятельность образовательного учреждения.

Задачи проекта:

- организовать обучение проектных команд основам проектной деятельности;                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

- провести конкурсы на лучший проект;

- организовать тьюторскую поддержку в ОУ;

- наладить коммуникативные связи «учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель- учитель».

- создать сборник лучших проектов в качестве конечного продукта данного проекта и провести его презентацию.

Краткое содержание проекта

Образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, одна из которых – коммуникативная. Одним из эффективных способов совершенствования коммуникативной компетенции учащихся является проектная деятельность.

Основная идея – от развития проектной деятельности учебного заведения к формированию коммуникативных компетенций ученика.

Социальная значимость проекта заключается в создании благоприятных социально-педагогических условий для развития творческих и организаторских способностей детей, а также в привлечении к выполнению проекта общественных организаций, развитие партнерских отношений между общеобразовательными учреждениями и управленческими структурами поселка Крутинка.

Проект будет реализован в МБОУ «Крутинский лицей» Крутинского муниципального района Омской области. Проект  рассчитан на три года и в соответствии с этим предполагает три этапа реализации.

Первый этап охватывает 2018 – 2019 учебный год. Проект представляется на педагогическом совете лицея и на классных часах. Происходит обучение основам проектной деятельности, объявляется конкурс на лучший проект лицея, реализуются проекты, признанные проектной комиссией актуальными и интересными, в конце учебного года подводятся итоги реализации проектной деятельности и объявляются проекты-победители.

Второй этап рассчитан на 2019 – 2020 учебный год. Принципы организации работы остаются прежними. Проходят тренинги и семинары, направленные на поддержку проектной деятельности и развитие коммуникаций в лицее и за его пределами. В проектную комиссию, оценивающую проекты и их реализацию, приглашаются работники образования и культуры района (возможно, люди иных сфер деятельности). В конце учебного года подводятся итоги и награждаются проекты-победители. Происходит налаживание коммуникативных связей с другими школами (школой) района.

Третий этап является заключительным и охватывает 2020 – 2021 учебный год. Из числа победителей двух предыдущих конкурсов и активистов проектной деятельности формируется группа учеников и педагогов лицея, которые еще раз проходят обучение проектной деятельности в углубленном варианте, сдают по его итогам мини-экзамен и становятся тьюторами. Далее они делятся на две группы. Первая создает свой проект (либо берет за основу какой-либо из уже созданных членами группы проектов для лицея и совершенствует его) и представляет его в любой заранее выбранной школе района. В случае одобрения проект реализуется в данной школе силами проектной группы учеников и педагогов. Консультантом группы становится руководитель данного проекта и лица, выбранные группой для осуществления данной функции. Другая группа выполняет функцию тьюторов в лицее при поддержке руководителя данного проекта.

Конечный продукт проекта – сборник лучших проектов.

Перспективы проекта:

- привлечение СМИ, работников культуры и образования района, других известных людей для сообщения о своей деятельности и включения их в работу по созданию или оцениванию проектов;

- возможность организовать тьюторскую поддержку в других учебных заведениях, наладив с ними таким образом коммуникативные связи.

Сроки

выполнения проекта

сентябрь 2018 – май 2021г.г.

Бюджет проекта

Не может быть определён точно (пояснения на с. 15).

Проектная деятельность образовательного учреждения как способ развития коммуникативных компетенций

Обоснование актуальности проекта

    В концептуальном документе Министерства образования и науки РФ «Стратегия модернизации российского школьного образования» главной целью названо формирование человека информационного общества, в котором выпускник видится развитой, творческой, самостоятельной и критически мыслящей личностью. Способность и готовность к сотрудничеству и диалогу, созидательной деятельности, толерантность – приоритетные качества современного человека.

    В связи с этим в названном выше документе зафиксировано Положение о том, что образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода «мерило» современного качества образования. Из текста Послания Президента РФ Федеральному Собранию: «В школе нужно активно развивать творческое начало, школьники должны учиться самостоятельно мыслить, работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их, чтобы в будущем это стало основой их благополучной интересной жизни». Кроме того, проектно-исследовательская деятельность учащихся является одним из способов оценки достижения метапредметных результатов основной образовательной программы основного общего образования.

    Понятие коммуникативной компетенции появилось в связи со сменой приоритетов российского образования. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Одним из эффективных способов совершенствования коммуникативной компетенции учащихся является проектная деятельность.

    Проект – особый способ постановки и решения проблемы, при котором происходит развитие творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся, их способности к общению с разными категориями людей, самостоятельному добыванию новых знаний, сбору необходимой информации, умению выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, оформлять свои высказывания, пользуясь нормами устной и письменной речи. Данная форма работы вызывает интерес и стремление к дальнейшему развитию потенциала человека. Таким образом, проектная деятельность предполагает проблемный подход к предмету исследования.

    Проектная деятельность не является принципиально новой в педагогический практике, но вместе с тем, по мнению Е.С. Полат,  ее сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века, так как она предусматривает умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

    В связи с изложенным выше понятно, что для успешной реализации концепции современного образования в школе необходимо наладить принципиально новые коммуникативные связи «учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель – учитель», так как прежнее классно-урочное общение не позволяет в полной мере раскрыть коммуникативный потенциал обеих сторон.

    Следовательно, актуальным сегодня представляется формирование коммуникативной компетенции в процессе проектной деятельности.

    Проектная идея и замысел

    Основная идея – от развития проектной деятельности учебного заведения к формированию коммуникативных компетенций ученика.

    Замысел проекта: вовлечение учащихся и учителей в проектную деятельность включает их в решение значимых для класса, учебного заведения, населенного пункта проблем, дает возможность для новых форм коммуникации, взаимоотношений, ставит в условия поиска и переработки необходимой информации, а значит, способствует развитию коммуникативных компетенций.

образовательного учреждения.  

    Социальная значимость проекта заключается в создании благоприятных социально-педагогических условий для развития творческих и организаторских способностей детей, а также в привлечении к выполнению проекта общественных организаций, развитие партнерских отношений между управленческими структурами поселка Крутинка.

    Новизна проекта заключается в формировании у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты (продукты) такой деятельности. Проект обеспечивает требования Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный или прикладной интерес

Цели и задачи проекта

    Общая цель проекта – развитие коммуникативных компетенций учащихся и учителей через проектную деятельность образовательного учреждения.

    Участники проекта должны уметь:  - анализировать ситуацию;

                                                              - формулировать проблему; 

                                                              - находить пути решения проблемы;

                                                              - облекать проект в соответствующие          

                                                                речевые формы (устные и письменные);

                                                              - реализовывать и защищать проект;

                                                              - налаживать коммуникативные связи.

    Задачи проекта: - организовать обучение проектных команд основам                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                               проектной деятельности;

                             - проводить конкурсы на лучший проект;

                             - организовать тьюторскую поддержку в ОУ;

                             - наладить коммуникативные связи «учитель – ученик»,

                                «ученик – ученик», «учитель - учитель».

                              - создать сборник лучших проектов в качестве конечного

                                продукта данного проекта и провести его презентацию.

    Сроки реализации проекта - сентябрь 2018 – май 2021г.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа как способ развития коммуникативных компетенций учащихся на уроках французского языка.» Тема урока: «Мой друг»

Урок-обобщение по теме: «Мой друг».Представляю урок французского языка для начальной школы "В рамках новых ФГОС".Второй год обучения французскому языку....

Игровые технологии на уроках немецкого языка как способ развития коммуникативной компетенции.

Главная цель моей педагогической деятельности – развитие способностей учащихся к общению на немецком языке, создание условий   успешности учителя и учеОбучение на основе общения посред...

Педагогическая концепция «Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции»

В настоящее время с введением ФГОС второго поколения все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать...

Учебно - проектная деятельность как способ развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка в средней школе.

На уроках английского языка метод проектов используется регулярно, так как предусмотрен программой и включен в материал учебника. Чаще это краткосрочные, индивидуальные проекты, которые да...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Групповые формы работы с использованием дидактических игр - эффективный способ развития коммуникативных компетенций и творческого мышления учащихся в процессе обучен

            Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методиче...

Статья "Общение с зарубежными сверстниками как способ развития коммуникативной компетенции учащихся в рамках Международного проекта Penfriends"

Статья опубликована в сборнике "Потенциал дополнительных общеобразовательных программ в развитии обучающихся в процессе внеурочной деятельности по предмету "Иностранный язык"...