Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование ресурсов сети интернет (Шалова В.В. Иностранные языки в школе.-2014. - № 6) Использование Интернета для формирования и развития языковой составляющей коммуникативной ком
статья по английскому языку на тему

Материал предназначен для учителей английского языка (с указанием ссылок на интернет- ресурсы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_vystuplenie.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Ежова Е.А.

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование ресурсов сети интернет (Шалова В.В. Иностранные языки в школе.-2014. - № 6)

Использование Интернета для формирования и развития языковой составляющей коммуникативной компетенции

Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках. Наиболее приемлемыми формами работы с ресурсами Интернет являются – работа с Интернет- ресурсом индивидуально или в паре на уроке, самостоятельная работа дома, фронтальная работа в классе.

Овладение лексическими средствами языка происходит на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширения пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). Возможны такие виды работы, как:

  • упражнения на заполнение пропусков;
  • упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается другим цветом;
  • упражнения в виде игры на составление предложений, где нужно поставить предлагаемые слова в нужном порядке;
  • упражнения в виде игры, которая может быть в таких вариантах: выбор производится после аудирования слова по нужной дефиниции (картинке);
  • учащемуся предлагается соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;        
  • учащемуся предлагается список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От учащегося  требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией (картинкой);
  • упражнения “Найди ошибку“, в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией.

Примером может стать ресурс http://learningapps.org/. В нем учитель, зарегистрировавшись может создавать разнообразные упражнения:

Использование ЦОР Интернет при изучении грамматики возможно при изучении любой темы на любом  уровне изучения языка. При правильном подборе материала (анимация, видеолекция, грамматические таблицы, правило) и организации тренировочных упражнений он будет восприниматься легче и быстрее, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания материала на доске. Этот же сайт используют для создания заданий, контролирующих уровень сформированности грамматических навыков.

 Это могут быть упражнения на выбор, распределение, последовательность и заполнение. В них можно встраивать как графику, так и видео, и звук. Поэтому формировать можно любые языковые навыки. Среди заданий, есть такие:

Выбор – викторина, викторина с выбором правильного ответа, выделить слова, «кто хочет стать миллионером?», слова из букв.

Распределение – «парочки», классификация, соответствия, сортировка картинок, таблица соответствий.

Последовательность- расставить по порядку, хронологическая линейка.

Заполнение – викторина с вводом текста, виселица, заполнить пропуски, заполнить таблицу, кроссворд.

Данный Интернет-ресурс нравится мне тем, что всегда есть возможность дать новое задание, направленное на закрепление одного и того же материала до тех пор, пока он не будет освоен окончательно.

http://quizlet.com  - это еще один сайт для создания упражнений на отработку лексических и орфографических навыков. Следует отметить, что он меньше подходит для начального обучения АЯ, т.к. полностью на английском языке. С его помощью можно создавать упражнения следующего характера:

flashcard – демонстрация изучаемых лексических единиц с озвучкой (картинка или надпись по выбору);

learn–учащиеся должны дать перевод слова/ картинки, есть возможность озвучки задания. Ведется подсчет попыток и правильных/ неправильных результатов.

Использование Интернета для формирования и развития речевой составляющей коммуникативной компетенции

На среднем и старшем этапах обучения английскому языку происходит смещение с приоритета языковой составляющей коммуникативной компетенции к собственно речевой и социокультурной.

Обучение говорению состоит в развитии и совершенствовании фонетических навыков говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе аутентичной информации (меню ресторанов, предложения магазинов, расписание транспорта. Умение сообщить, объяснить, одобрить, убедить, поздравить, дать описание и т.д. Учащимся предлагаются сайты по определённой тематике, связанной с изучаемой в УМК темой. Например, при изучении темы «Лондон» учащиеся совершают виртуальное путешествие по городу и рассказывают о том, что они видят. Может осуществляться парная работа, при которой учащиеся разыгрывают диалог между жителем Лондона или гидом и приезжим.

Обучение аудированию состоит в совершенствовании фонетических навыков аудирования; контроле правильности понимания прослушанного текста; умении понимать аутентичную речь, которые достигаются путем прослушивания подкастов, просмотре видео роликов.

Обучение чтению и письму осуществляется в рамках проектной деятельности, где пользуясь предложенными источниками необходимо выбрать информацию, при чтении блогов и форумов, при обсуждении там каких-либо проблем.Интернет - превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. А это в первую очередь предполагает чтение. Таким образом, можно с помощью Интернет превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников - в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности подойдет для старших классов, так как включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации, беглую речь. Работая черезИнтернет ученики читают аутентичные тексты. В связи с этим я есть следующие задания:

  • по заголовку (иллюстрации) сделать предположение о теме и содержании текста;
  • по внешней структуре текста, особенностям полиграфического оформления определить тип (характер) текста (реклама, анонс, метеосводки, программа телепередач);
  • по доминирующему слову заголовка сделать предположение о ключевых словах текста и той области знаний, к которой относится этот текст.

Использование Интернета для формирования и развития социокультурной составляющей коммуникативной компетенции

Социокультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям, реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся на разных этапах; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения. Ранее развитие данной составляющей коммуникативной компетенции было проблематично, в учебниках было недостаточное количество не только иллюстративного, но и текстового материала. Новые источники информации по темам:

  • Из личной электронной переписки;
  • Из статей Интернет-ресурсов;
  • Из статей электронных версий журналов и газет;
  • С помощью фотографий, видео роликов;
  • С помощью панорамного изображения высокой четкости;
  • Работая с аутентичными источниками – расписанием транспортного сообщения, меню, рекламными предложениями, буклетами.

Перечисленные способы могут быть использованы как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Еще некоторые ссылки на интернет-ресурсы:

http://www.eslgamesplus.com

http://www.esl-galaxy.com

http://www.englishforeveryone.org

http://www.kidslearningville.com

http://www.english-4kids.com

http://www.youtube.com

http://www.englisch-hilfen.de


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование проектной деятельности

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он  позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через создание ситуаций речевого общения

В современной массовой школе существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми новыми стандартами к решению проблем развития коммуникативной компетенции учащихс...

развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты систе­мы образования (образовательные и вос­питательные цели при обучении каж­дому учебному предмету, содержание обучения, методы и прие...

Работа по самообразованию «Использование комплекса лингвистических, учебных, лингвострановедческих (социокультурных) игр и игровых технологий для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка»

  В связи с принятием нового федерального образовательного стандарта большое внимание при изучении иностранных языков, в частности английского, стало уделяться развитию коммуникативной ком...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка посредством формирования грамматических навыков

статья на тему "Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка посредством формирования грамматических навыков"...

Использование ИКТ в развитии коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Материал содержит описание опыта работы по использованию электронных ресурсов на уроках английского языка....

План по самообразованию «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка через системно-деятельностный подход»

План по самообразованию "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского зыка через системно-деятельностный подход"...


 

Комментарии

Азаренкова Елена Михайловна

Спасибо за статью!!!