Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка посредством формирования грамматических навыков
статья по английскому языку на тему

Рогачева Анастасия Александровна

статья на тему "Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка посредством формирования грамматических навыков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shirobokova_a.a._ptpit.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Пермский техникум промышленных и информационных технологий»

«Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка посредством формирования грамматических навыков».

                                                      Преподаватель английского языка

                                                      Широбокова Анастасия Александровна

Грамматика – стержень языка.

Объективной потребностью современного общества является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, рациональных вариантов содержания обучения  и его структуры.

Представляется важным, что в структуре среднего профессионального образования проверяются разные стратегии обучения. Чем больше альтернативных методических решений, тем плодотворней поиск новых путей обучения предмету в целом.

 При этом центральными проблемами изменения преподавания иностранного языка в средне специальных учебных заведениях являются вопросы определения целей, а также содержания обучения, адекватного им. С одной стороны, цель детерминируется объективными нуждами общества, выражая его социальный заказ, с другой, она сама детерминирует всю систему обучения, определяя и содержание этой системы и ее организацию. Усиление коммуникативной стороны этой направленности отражается в трансформации целей обучения иностранному языку и содержания обучения. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении, т. е. о практическом владении языком и, следовательно, о развитии «коммуникативной компетенции». При этом языковая компетенция и все её составляющие части занимают ведущее место в процессе достижения этой цели. Бесспорно, что коммуникация возможна лишь при наличии языковой компетенции, основу которой составляют также и грамматические навыки и умения. Значение грамматического аспекта в речи – позволять языку осуществлять его функцию – служить средством общения между людьми.

Теоретические основы обучения учащихся грамматической стороне речи нашли свое отражение в исследовании методистов, лингвистов, педагогов А.А. Реформатского, А.М. Леонтьева, И.А. Пассова, Н.Д. Гальсковой, Р.П. Кайшевой и других, которые внесли огромный вклад в развитие методики обучения и преподавания иностранного языка, заложили основы современных подходов в формировании грамматических навыков учащихся на уроке иностранного языка.

Анализ методической литературы показал, что формирование грамматических навыков должно происходить поэтапно. Для формирования грамматического навыка используют систему упражнений; а именно: – имитационные, подстановочные, трансформационные, причем все упражнения направлены на последовательное  нарастание сложности.

Грамматика занимает центральное положение в языке. Если лексика непосредственно называет действительность, а фонетика непосредственно воспринимается органом чувств (ухом), то грамматика является опосредствованной. Связь грамматики с действительностью осуществляется только через лексику. Соотношение с восприятием осуществляется для грамматики через фонетику. То, что действительно есть в грамматике данного языка, так или иначе выражено или доступно для восприятия собеседника через свое фонетическое оформление. Вот почему благодаря грамматике лексика через фонетику получает возможность облечь человеческие мысли в материально доступную для восприятия данность. Грамматика являются той  основой, без которой язык не существует и не функционирует.  

Место перфекта в системе видовременных форм вызывает наибольшее количество споров среди англистов. Проблему его отнесения к категории вида или к категории времени рассматривают зарубежные и отечественные исследователи. Смирницкий считает, что перфект – это категория временной отнесенности, которое передает отношение к времени вообще, а категория времени передает отношение к конкретному моменту времени.  Б. А. Ильиш понимает под перфектом категорию отнесенности, его основным грамматическим значением – значение результативного вида. Г. Н. Воронцова считает, что грамматическое значение  перфекта – это значение ретроспективного вида.

 Отношение перфекта к времени или к виду основывается на грамматической категории времени и вида. Грамматическая категория времени – это отношение действия к моменту отсчета, которое является условным моментом речи, т.к. время не стоит на месте. И то действие, которое сейчас в настоящем времени через час уже будут в прошлом, поэтому грамматическое отношение времени является условным, но мы не можем говорить о том, что у перфекта оно отсутствует, т.к. если мы рассмотрим пример  This week I have written many letters to my sister. Have – вспомогательный глагол, который указывает на настоящее время. Грамматическая категория вида – это формальная категория, передающая характер протекания действия, т.е. действие в процессе или уже завершенность действия. Специфика английских видовых форм заключается в том, что видовое значение сопряжено с указанием на отрезок времени, в котором протекает действие и, следовательно выражено в рамках времени. Так тот же пример  This week I have written many letters to my sister. Written – основной глагол, который показывает на законченность действия, а именно результативный вид. Вид – это категория, предающая характер протекания действия по отношению к моменту времени, указанному формой. Поэтому видовые формы называются видовременной формой, чтобы подчеркнуть связь вида и времени. Перфект – это видовременная форма, потому что отображает значение вида и времени одновременно. Перфект имеет развернутую систему аналитических форм

         PRESENT PERFECT TENS, PAST PERFECT TENSE,  FUTURE PERFECT TENSE, PRESENT PERFECT CONTINUOUS TENSE, PAST PERFECT CONTINUOUS TENSE,           FUTURE PERFECT CFONTINUOUS TENSE, FUTURE IN THE PAST PERFERCT TENSE, FUTURE IN THE PAST PECFECT CONTINUOUS TENSE.

                                Группы Perfect являются одними из наиболее сложных видовременных форм при изучении грамматики английского языка. Владение формы Perfect важно, т.к. данная грамматическая структура встречается в художественных текстах, деловых письмах и периодических изданиях. При изучении данной временной группы необходимо уделять больше времени на объяснение и на практическое применение.

        Грамматика – это неотъемлемая часть изучения какого-либо языка, она является основополагающей при формировании коммуникативной компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование проектной деятельности

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он  позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка при обучении грамматической стороне речи на средней ступени.

Основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка....

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через создание ситуаций речевого общения

В современной массовой школе существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми новыми стандартами к решению проблем развития коммуникативной компетенции учащихс...

развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты систе­мы образования (образовательные и вос­питательные цели при обучении каж­дому учебному предмету, содержание обучения, методы и прие...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Материал для выступления на семинаре учителей иностранного языка....