Главные вкладки

    Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка при обучении грамматической стороне речи на средней ступени.
    методическая разработка по теме

    Казакова Елена Александровна

    Основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Коммуникативно-ориентированный подход предполагает формирование грамматических навыков с учетом условий функцио­нирования грамматических структур в речи, т.е. готовит учащихся к использованию речевых грамматических навыков в реальной жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_obuchenie_grammatike.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование коммуникативной компетенции

     на уроках английского языка при обучении грамматической

    стороне речи на средней ступени.

                                           Методические рекомендации учителя английского языка                                                

                                           Казаковой Елены Александровны, МАОУ СОШ № 5,

                  города Краснокамска Пермского края.

    Произошедшие за последние годы перемены в Российском обществе проникли и в сферу образования, и в сферу обучения иностранным языкам. Иностранные языки стали более востребованными, повысилась мотивация учащихся  к изучению иностранных языков, изменился социальный заказ в области целей и содержания в обучении иностранным языкам. В российских стандартах школьного образования по иностранным языкам говорится о том, что основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

    Таким образом, сегодняшние требования указывают на то, что особое внимание при обучении иностранному языку следует уделять обучению общению на иностранном языке.

            Безусловно, при реализации коммуникативного подхода необходимо учитывать как индивидуальные особенности, так и возрастные. Учащиеся средней ступени – это учащиеся с 5-го по 8 класс, то есть дети в возрасте от 11 (12) до 14 (15) лет. Этот возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у детей возникают трудности во взаимоотношениях с родителями, учителями, со сверстниками. Увеличивается внимание к себе, к своим физическим недостаткам, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Организация процесса обучения ставит перед психологией и педагогикой много проблем. Для того чтобы управлять процессом обучения, учителю необходимо не только знать материал, подлежащий усвоению учащимися, но и важно знать ученика, уметь определить его состояние, способности к его обучению, его мотивы. Основное условие всякого обучения – это наличие стремления к приобретению знаний. В обучении иностранному языку именно коммуникативный подход формирует положительное отношение и мотивацию к изучению предмета за счет отбора материала, соответствующего возрастным интересам учащихся; благодаря интересной методике работы на уроках, когда ученик выполняет задания не по обязанности, а по человеческой заинтересованности в общении с учителем и со сверстниками.

            Коммуникативно-ориентированный подход предполагает формирование грамматических навыков с учетом условий функционирования грамматических структур в речи, т.е. готовит учащихся к использованию речевых грамматических навыков в реальной жизни. Можно выделить три основных этапа формирования грамматического навыка в продуктивной речи:

    /. Ознакомление и первичное закрепление.

    2. Тренировка.

    3. Применение.

            При введении новых грамматических явлений важно обратить внимание учащихся не только на форму, но также па значение и употребление этого явления. Зная смысл и коммуникативную функцию изучаемой структуры, учащиеся не просто заучивают модель, но и могут правильно использовать ее в речи. Для того, чтобы обсуждение новой формы вызвало интерес у учащихся, можно ввести ее в рассказе, игре и т. д. Например, при ознакомлении с Present Continuous Tense учитель, указывая на себя, говорит «I am standing», а когда садится, говорит «I am sitting». Таким образом, комментируя свои действия, он несколько раз повторяет речевые образцы в Present Continuous, а затем  просит учащихся выполнять действия (писать, читать, открыть книгу, закрыть и т.д.) и комментировать их.

            Для закрепления на уроках иностранного языка используются разнообразные упражнения от механических, тренировочных (имитационных, подстановочных, трансформационных) до более свободных, таких как личностно-ориентированные задания.

    Для развития речи учащихся на уроке иностранного языка очень продуктивно использовать ситуативную организацию обучения, что предполагает большие возможности для создания естественной коммуникации учащихся. При работе с упражнениями на закрепление определенных грамматических структур и тренировку в их употреблении, можно использовать ситуативные картинки для развития монологической и диалогической речи учащихся, где содержание картинок служит стимулом для составления высказываний, развитию их воображения и творческих способностей.

    Примеры упражнений:

    • Джейн и Энн делают уборку дома. Посмотрите на картинки и скажите, что они уже сделали и что еще не сделали. (Тренировка Present Perfect)
    • Посмотрите на картинки с изображением комнат и найдите 10 отличий. (There is/ there are)

    Еще хотелось бы сказать о программе Hot Potatoes, разработанной в Центре информационных технологий в гуманитарном образовании Университета Виктории в Канаде. Hot Potatoes даёт возможность учителям самим создавать интерактивные задания, соответствующие возрасту, способностям и интересам учащихся. С её помощью учитель может предложить учащимся именно то, что им необходимо. Упражнения создаются с помощью 5 блоков программы (каждый блок может рассматриваться как самостоятельная программа):

    1. JQuiz – Викторина – вопросы с множественным выбором ответа.

    2. JCloze – Заполнение пропусков.

    3. JMatch – Установление соответствий.

    4. JCross – Кроссворд.

    5. JMix – Восстановление последовательности.

            Результат выполнения заданий оценивается в процентах. Неудачные попытки приводят к снижению оценки. Каждое из заданий преподаватель может сопроводить системой подсказок и построить по многовариантной схеме.

    На своих уроках я использую программу Hot Potatoes уже несколько лет. Она удобна в применении для закрепления первичных навыков по грамматике и лексике английского языка, для создания как тренировочных упражнений, так и систематизации знаний и, конечно же, для контроля усвоенного материала.

    Очень эффективными при коммуникативном обучении являются парная и групповая формы учебной работы. Данные формы способствуют повышению активности учащихся. Они дают возможность каждому ученику в группе проявить себя. Положительный эффект в обучении достигается в группах, состоящих из учащихся с разными учебными возможностями. В этих группах ученики, обладая разной степенью обучаемости, потребностями, интересами и учебной работоспособностью, дополняют друг друга.

    Например, для тренировки употребления выражения to be going to учащимся предлагается  поделиться на пары и составить диалоги на тему “What are you going to do next weekend?”, используя изученные образцы, а затем, когда одна пара рассказывает свой диалог, остальные учащиеся внимательно слушают и после их выступления рассказывают о том, что эти ученики планируют делать в выходные.

    Использование данных методов и приёмов позволяет сделать занятия интересными для учащихся, что повышает их мотивацию, способствует улучшению качества обучения, поскольку очень важно, чтобы у учащихся не было страха и негатива при изучении грамматического материала, и, соответственно, способствует реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку.

    Список использованной литературы

    1. Бовтенко М.А. Методические материалы к курсу «Компьютерная лингводидактика». – Новосибирск, 2004.
    2. http://web.uvic.ca/hrd/hotpot."Hot Potatoes" Martin Holmes, Half-Baked Software and the University of Victoria HCMC, 1998-2004.
    3. Опойкова, О.Н. Коммуникативные приемы обучения грамматике // Иностранные языки в школе, 2005. – №8.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

    Проблема использования игровых технологий на среднем этапе обучения в средней школе на уроках иностранного языка очень актуальна на данный момент. Одна из главных задач, поставленных перед совре...

    Урок английского языка в 6-Б классе МБОУ «Средняя школа №5» города Курска, проведенного учителем английского языка Шестаковой Г.И. по теме: «Нет ничего лучше дома». 03.02.2015г.

         Урок английского языка в 6-Б классе МБОУ «Средняя школа №5» города Курска, проведенного учителем английского языка Шестаковой Г.И. по теме: «Нет ничего луч...

    «Реализация ФГОС второго поколения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности на первой ступени обучения »

    Важным вопросом для учителя- предметника сегодня является вопрос эффективного включения в реализацию ФГОС второго поколения на ступени начального образования.  Деятельностный характер предмета &l...

    «Обучение в сотрудничестве как способ формирования УУД на уроках английского языка»

    Данный материал является конспектом мастер-класса для учителей английского языка. Задачами мастер-класса являются: Создание условий для взаимодействия участников мастер-класса, актуализация знан...

    Формирование УУД на уроках английского языка, на основе предметно-языкового интегрированного обучения.

    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и ...