Использование ИКТ в развитии коммуникативной компетенции на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Материал содержит описание опыта работы по использованию электронных ресурсов на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_na_uroke_angliyskogo_yazyka.docx39.64 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ШКОЛА № 41» Г. РЯЗАНИ

Орехова Юлия Петровна

Использование ИКТ в развитии коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Содержание:

1. Введение.        

2. Основная часть.

2.1. Определение ИКТ и методическое назначение образовательных электронных ресурсов.

2.2. Цели использования электронных ресурсов на уроке английского языка.

2.3. Интернет-ресурсы, применяемые на уроке.        

2.4. Методика работы с Интернет-ресурсами на уроке английского языка.        

2.5. Проектная деятельность.

2.6. Использование сети Интернет для повышения самообразования.

3. Заключение.

4. Литература.        

  1. Введение.

“Учитель - это человек, который учится всю жизнь”. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Модернизация школьного образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования, в том числе языкового.

Интернет стал неотъемлемой частью современной действительности. Интернет может оказать помощь в изучении английского языка, так как применение ИКТ создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, то есть, он создает естественную языковую среду. Доступ к сети Интернет дает возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными идеями и упражнениями.

Считаю, тема моей методической разработки актуальна. Цель работы - представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

  1. Основная часть.
  1. Определение ИКТ и методическое назначение образовательных электронных ресурсов.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос  о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает, на мой взгляд, авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции. Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка.

Считаю, преподаватель иностранного языка должен уметь хорошо ориентироваться в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые, обеспечивают овладение иностранным языком в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу преподавателя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

Если мы обратимся к «Словарю методических терминов», то найдем следующее определение: информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи».

Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет.

В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин “мультимедиа” означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными.

Использование мультимедийных средств обучения – закономерный этап развития педагогических технологий.

В обучении иностранному языку широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Можно проводить различные игры, презентации и т.д. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.

Применение ИКТ в процессе обучения английскому языку способствует интеллектуальному творческому развитию учащихся. Интернет-ресурсы сегодня позволяют:

  • восполнить дефицит источников учебного материала;
  • развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности;
  • объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки.

В зависимости от задач урока выбирается методическое назначение образовательных электронных ресурсов:

  • обучающие;
  • информационно-поисковые;
  • демонстрационные;
  • моделирующие;
  • тренажёры;
  • контролирующие;
  • учебно-игровые и т. п.

Учитель прогнозирует эффективность использования ресурса при проведении различного рода занятий, определяет методику их проведения и проектирует основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.

При этом информация, представленная в образовательных электронных ресурсах должна оцениваться исходя из принципов доступности её представления и необходимости её использования на конкретном этапе урока, а также социальной, практической и личностной значимости для учащихся.

Таким образом, под цифровым образовательным ресурсом будем понимать учебную, методическую, справочную, организационную и другую информацию, необходимую для эффективной организации образовательного процесса, представленную в цифровом виде.

 

  1. Цели использования электронных ресурсов на уроке английского языка:

1.    Создавать условия для развития языковой компетенции через овладение новыми языковыми средствами помощью ИТК.

2.    Создавать условия для развития речевой компетенции через совершенствование навыков говорения, аудирования, чтения, письма учащихся с помощью ИТК.

3.    Создавать условия для развития социокультурной компетенции через знакомство учащихся с реалиями англоговорящих стран, представленных в аутентичных источниках.

4.    Создавать условия для развития компенсаторной компетенции через проектную деятельность, развитие речевых умений учащихся с опорой на материалы Интернет-сайтов.

5.    Создавать условия для развития учебно-познавательной компетенции через совершенствование общих и специальных учебных умений, ознакомление учащихся со способами самостоятельной работы в изучении языка и англоязычной культуры, использование ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности.

6.    Создавать условия для развития таких качеств как культура общения, умение работать в сотрудничестве, развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания, приобретения опыта творческой деятельности.

 

  1. Интернет-ресурсы, применяемые на уроках.

Методическая помощь для линии УМК «Английский язык 2-11» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н.М., Перегудовой Э.Ш. размещенные на сайтах: http://www.school-russia.prosv.ru/umk/we/info.aspx?ob_no=9426

https://www.vsdo.ru/course/search.php?search=%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA

Например, дополнительная информация к УМК для 6 класса:

https://www.madametussauds.com/london/en

http://www.shurdington.org/Scouts/

http://www.usscouts.org/

http://www.projectbritain.com/

http://webarchive.nationalarchives.gov.uk/20090605170113/https://www.connexions-direct.com/index.cfm

https://webarchive.library.unt.edu/eot2008/20090116023930/http://www.kids.gov/k_5/k_5_careers.shtml

Всевозможные тесты для проверки уровня овладения тем или иным материалом можно взять на сайтах:

http://znanika.ru/

https://www.englishteachers.ru/online-test

https://www.native-english.ru/tests

http://www.study.ru/test/

https://www.britishcouncil.ru/

https://www.learnenglish.de/

http://www.studyenglishtoday.net/

http://www.studyenglishtoday.net/Tests/Test1.html

http://injaz.ege.edu.ru/

Презентации, созданные в программе PowerPoint на различные темы на сайтах:

https://nsportal.ru/

https://infourok.ru/

http://easyen.ru/?l35lbY

http://www.zavuch.ru/methodlib/29/

Видео:

http://frenglish.ru/14_eng_video.html

https://znaika.ru/catalog/subject/english

http://frenglish.ru/14_eng_video.html

  1. Методика работы с Интернет-ресурсами на уроке.

Просмотр видеороликов, описывающих реалии жизни англоязычных стран, способствует более полному пониманию темы урока. Например, ролики, посвященные географии США, Великобритании, Австралии.

На последнем уроке по каждой теме учащимся предлагается подготовить творческий проект. Школьники охотно изучают материал, используют его при выполнении проектных работ с применением презентаций, выполненных в формате .ppt. Разрабатывая уроки с использованием ИКТ, занимаюсь созданием презентаций по определенным темам.

Работа с аутентичным материалом, цель которой применить на практике полученные знания:

https://www.bbc.com/weather

http://www.bbc.com/

https://www.babbel.com/

Для изучения материала по теме «СМИ» использую:

https://edition.cnn.com/world

http://abcnews.go.com/

https://www.nytimes.com

www.washingtontimes.com

www.bbc.co.uk/worldserviceradio

https://www.washingtonpost.com/

Учащимся предоставляется возможность не только прочитать, но и прослушать новости, на многих языках, причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения английским и прослушать новости в режиме LEARNING ENGLISH. Интересной может показаться двойная классификация статей - по темам и по континентам. Сайты сопровождают свои публикации помимо аудио еще и видео сопровождением. Возможна так же беседа на предложенную тему среди читателей в разделах CHAT.

Цель работы с англоязычными сайтами заключается в развитии умений учащихся ориентироваться в структуре их работы, восприятия аутентичного материала, овладение языковой и речевой компетенциями через тренировку в использовании лексического, грамматического, фонетического материала (источником которых являются англоязычные сайты), в основных видах речевой деятельности.

  1. Проектная деятельность.

Проектная деятельность позволяет учащимся приобрести дополнительные знания в интересующей их предметной области, научиться планированию собственной познавательной деятельности, овладеть навыками работы с основным программным обеспечением, необходимым современному пользователю персонального компьютера.

Обладая значительными ресурсами, ИКТ помогают в самореализации учащихся. Это улучшает процесс развития ключевых компетенций.

Компьютер дает возможность каждому индивидуально поработать над тем или иным материалом под руководством преподавателя или без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа студентов. Особенно это четко проявляется в проектной деятельности. В процессе работы студент творчески раскрепощен, он проявляет свою фантазию, выражает идеи, ему доступным и нужным способом. Решение тех или иных проблем заставляет студента думать, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

  1. Использование ИКТ в самообразовании.

Участие в методических интернет-объединениях позволяет преподавателю обмениваться мнениями и идеями с коллегами всей страны.

https://infourok.ru/user/orehova-yuliya-petrovna

https://nsportal.ru/yuliya-orehova

http://easyen.ru/?l35lbY?lLKTOX

Посещение сайтов позволяет узнать новые приемы и методы в обучении английскому языку, получить ответы на интересующие вопросы. В связи с тем, что информация данная в учебниках, устаревает (например, сведения о звездах спорта, кино, телевидения), то информационные сайты помогают наполнить содержание уроков современными фактами.

  1. Заключение.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • активизировать мыслительные способности учащихся,
  • привлекать к работе пассивных учеников,
  • делать занятия более наглядными,
  • обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, аутентичными текстами,
  • приучать учащихся к самостоятельной работе с материалами,
  • обеспечивать моментальную обратную связь,
  • формировать умения и навыки эффективного чтения, письма и
  • аудирования, монологической и диалогической речи,
  • расширять словарный запас,
  • воспитывать терпимость, восприимчивость к духовному и познавательному опыту других народов,
  • формировать умения, обеспечивающие информационную компетентность, а именно:

а) осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию в соответствии с определенной задачей и потребностями, использовать ее для достижения своих целей,

б) анализировать и оценивать прочитанное,

в) сортировать информацию на главную и второстепенную,

г) быстро ориентироваться в тексте, опираясь на такие подсказки, как ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.

Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повысили свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.

Информация о том, в каком объеме могут привлекаться Интернет ресурсы на уроках, дается в разработанных на основе федерального закона «Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах», где говорится о допустимой продолжительности работы с ТСО учащихся разных возрастных групп. Так, учащиеся 1х классов — 10 минут, 2—5 классов — 15 минут, 6—7 классов — 20 минут, 8—9 — 20 мин., 10—11 — на первом уроке 30 мин., на втором — 20 мин. Причем, перерыв между занятиями должен быть не менее 10 минут, во время него должна проводится зарядка для глаз и физические упражнения для профилактики общего утомления. В результате их анализа становится ясно, что невозможно посвятить весь урок работе с компьютером. Работу с ним необходимо разумно сочетать с другими видами деятельности, которые позволят учащимся дать отдых глазам (например, обсуждение материала, задания, требующие перемещения по классу и т. п.).

  1.  Литература.
  1. Концепция развития образования на 2016-2020гг. (утверждена Правительством РФ и подписана Д.А. Медведевым 29 декабря 2014 года (№ 2765-р).
  2. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Пособие для учителя. Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2003.
  3. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. Пособие. М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 2004.
  4. Кубичев Е.А. ЭВМ в школе. М.: Педагогика, 1986. Машбиц Е.И.
  5. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986.
  6. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2, 3 2001 г.
  7. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. - M.: Просвещение, 1991.
  8. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве// ИЯШ №1 2000г.
  9. Мильруд Р.П. Сотрудничество на уроке иностранного языка, // ИЯШ.-1991. - №6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование проектной деятельности

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он  позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через создание ситуаций речевого общения

В современной массовой школе существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми новыми стандартами к решению проблем развития коммуникативной компетенции учащихс...

развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты систе­мы образования (образовательные и вос­питательные цели при обучении каж­дому учебному предмету, содержание обучения, методы и прие...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Материал для выступления на семинаре учителей иностранного языка....

Учебно - проектная деятельность как способ развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка в средней школе.

На уроках английского языка метод проектов используется регулярно, так как предусмотрен программой и включен в материал учебника. Чаще это краткосрочные, индивидуальные проекты, которые да...

Работа по самообразованию «Использование комплекса лингвистических, учебных, лингвострановедческих (социокультурных) игр и игровых технологий для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка»

  В связи с принятием нового федерального образовательного стандарта большое внимание при изучении иностранных языков, в частности английского, стало уделяться развитию коммуникативной ком...