Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка с использованием игр
опыты и эксперименты по английскому языку (5 класс)
Обобщение собственного педагогического опыта
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка с использованием игр
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели.
В поисках решения проблем, мы учителя – задумываемся над такими вопросами, «Как учить? Чему учить? Зачем учить?». Современные изменения социокультурных условий отражаются в образовательном процессе, что определяет формирование личности способной неординарно, креативно мыслить и решать поставленные задачи.
Согласно требованиям ФГОС результатом обучения иностранному языку является формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой.
Актуальность данной темы определяется тем, что младшие школьники имеют не высокий уровень речевой и коммуникативной способности, бояться или стесняются говорить на иностранном языке, так как имеют недостаточный словарный запас, многие теряются в ситуации диалогового общения на иностранном языке. Следовательно, существует много проблем, которые связаны с отсутствием естественной языковой среды, большой наполняемостью учебной группы, недостаточным овладением грамматическими основами родного языка.
Целью является осознание игры как метода и средства повышения уровня коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста.
Задачи, которые необходимо решить:
1) Изучить методы и приемы игровой технологии для формирования коммуникативной компетенции;
2) Выяснить роль игры для развития мотивации в изучении иностранного языка;
3) Создать условия для развития коммуникативной компетенции при помощи игры на уровне начального общего образования.
Введение
Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка и результаты наблюдений подтверждают мысль о целесообразности изучения иностранного языка в младших классах. Опыт работы с младшими школьниками позволяет утверждать: главное – чтобы дети не только как можно раньше начали говорить на иностранном языке, но и они хотели это делать.
Коммуникативная компетенция подразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, аудированием, говорением (монолог, диалог), письмом.
Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальном уровне обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. А мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
Известный советский психолог А.Н. Леонтьев считал игру ведущей деятельностью в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Выдающийся педагог А.С Макаренко считал, что игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности.
В книге Е.И. Пассова «Урок иностранного языка в школе» мы можем встретить следующее определение игры: (представлено на слайде)
«Игра – это :
1) деятельность (в нашем случае – речевая),
2) мотивированность, отсутствие принуждения,
3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная,
4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив
5) развитие психических функций и способностей,
6) учение с увлечением.
Используя игры на уроке английского языка, я преследую выполнение следующих методических задач:
- создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи.
Современные принципы коммуникативного обучения английскому языку направлены на соблюдение основных дидактических принципов, таких как возрастные и индивидуальные особенности учащихся, доступность, последовательность и систематичность в обучении.
Игровые технологии коммуникативной направленности способны облегчить формирование, развитие и совершенствование коммуникативных умений, и развить соответствующие компетенции.
Проанализировав работы ученых, посвященные данному вопросу, можно выделить следующие типы игр: (Схему вы видите на слайде)
- по видам речевой деятельности: для обучения аудированию, говорению, чтению, письму.
- по виду деятельности: подвижные, интеллектуальные социальные, психологические;
- по характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие, воспитательные, творческие, коммуникативные, диалогические, развивающие, профориентационные и т.д.
- по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные.
Сегодня я хотела бы представить вашему вниманию использование игр для обучения аудированию, говорению, чтению, письму.
Их можно классифицировать на:
• фонетические
• лексические
• грамматические
• орфографические
Каждый из них способствует формированию навыков устной и письменной речи.
На этапе формирования речевых навыков и умений можно использовать фонетические игры, которые предназначены для корректировки произношения. «Эхо», «Слышу – не слышу», «Хлопни в ладоши, если слышишь звук…»
Лексические игры – применяются для решения различных коммуникативных задач с помощью имеющихся лексических средств.
- Игра «Комары»
На карточках с крыльями в виде комара пишутся изученные буквы, задача ученика хлопнуть мухобойкой по букве, т.е. «убить комара или муху. При этом класс жужжит, замолкают, когда комар обезврежен
- Водяной
Окуная палец в чашу с водой, пишем им на доске букву. Дети должны назвать букву до того, как она высохнув исчезнет.
- Что пропало
Используется на этапе отработки лексики. На доске закрепляются картинки с изображением различных предметов, в течение 5 секунд дети их запоминают. По команде учителя все закрывают глаза и определяют, какая карточка пропала. То же самое можно сделать с предметами. В результате развивается память, внимание, усваивается лексика.
- "Dress the Doll!".
Учащиеся делятся на две команды. Каждой команде необходимо одеть куклу. Ребята надевают по одному предмету одежды, вслух называя его. Победит та команда, которая быстрее полностью оденет свою куклу.
- "Choose the Right Clothes! На столе учителя – разная одежда для кукол (можно использовать картинки). Задание: выбрать одежду, которая соответствует времени года, названному учителем, и назвать ее.
Грамматические игры предназначены для отработки учащимися различных грамматических структур, конструкций. При овладении грамматикой младшие школьники очень часто испытывают трудности. Они вызваны различием грамматического строя русского и английского языков, и недостатком теоретических знаний учащихся в области родного языка. Поэтому в работе с младшими школьниками уместно использовать принцип упрощения, так как в силу своего возраста они еще не способны понять сложные грамматические явления.
Так, например, при знакомстве с глаголом to be и его формами (is, am, are), я прибегаю к рассказыванию сказку про дракона To be c тремя головами.
Особо нравится учащимся «изображать» слова при изучении глаголов действия и прилагательных, т.е. показывать действие или эмоцию. При этом внимание учащихся становится более устойчивым, а процесс запоминания более эффективным.
Орфографические игры: «Буквы рассыпались», «Шифровки», «Языковая цепочка», «Spell the word»
Одна игра может одновременно нести в себе и лексический, и грамматический, и фонетический материал. Игра может быть запланированной, а может быть и импровизацией. Она может вклиниться в любой этап урока или пронизывать весь урок. Но самое главное помнить, что игра – лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать, какой именно навык, какие умения тренируются в этой игре.
Я считаю, что использование игры, игровых приемов и информационно-коммуникативного сопровождения урока облегчит решение части вопросов и позволит более эффективнее спланировать работу по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Достижение метапредметных результатов при формировании иноязычной коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка"
Универсальные учебные действия способствуют достижению метапредметных результатов обучающихся....
Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование ресурсов сети интернет (Шалова В.В. Иностранные языки в школе.-2014. - № 6) Использование Интернета для формирования и развития языковой составляющей коммуникативной ком
Материал предназначен для учителей английского языка (с указанием ссылок на интернет- ресурсы)...
Использование серии учебников «Английский в фокусе (Spotlight)» для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка в рамках программы ФГОС
Описание серии учебников «Английский в фокусе (Spotlight)» и эффективности их использования на уроках английского языка для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на...

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Основная задача педагога в обучении английскому языку заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся наряду с развитием навыков владения определенными языковыми средствами.Метод проектов...
Метод проектов как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка
Метод проектов как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка...

"Формирование иноязычных коммуникативных компетенций на уроках английского языка у обучающихся с нарушением зрения через наглядное обучение"
"Формирование иноязычных коммуникативных компетенций на уроках английского языка у обучающихся с нарушением зрения через наглядное обучение"...
