Творческий отчет "Формирование технологической и проектной культуры на уроках штукатурно-малярного дела в школе VIII вида"
материал по технологии на тему

Сафронова Татьяна Сергеевна

Технологическое образование учащихся, как важная роль к подготовке их к работе на производстве. Развитие общетрудовых навыков, знаний в области техники и ее обслуживании, умении разбираться в схемах и чертежах. Формирование у учащихся умения планировать и анализировать, корректировать свою деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet.docx69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Формирование технологической и проектной культуры на уроках штукатурно-малярного дела в школе VIII вида

Составитель:

учитель профессионально-трудового обучения

Сафронова Татьяна Сергеевна

2015

Оглавление

Введение

Глава 1. Особенности использования метода проектной культуры в коррекционной школе

Глава 2. Формирование технологической и проектной культуры на

уроках штукатурно-молярного дела

2.1 Привитие интереса к предмету - неотъемлемым фактор

активизации познавательной деятельности обучающихся

2.2 Мой опыт работы по внедрению активных форм обучения

2.3 Программирование заданий по формированию учебной деятельности обучающихся, применяемых в “Технологии”

2.4 Основные направления деятельности учителя при проектном обучении

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Во всем мире в настоящее время признается важность и значимость технологической культуры молодежи. В России основная роль в технологической подготовке школьников отводится образовательной области "Технология”, где обучающиеся наряду с трудовыми получают специальные знания, умения и навыки в области различных технологий, а так же представление о возможных экологических и социальных последствиях деятельности человека. Приучаются выполнять правила безопасного труда, правильно организовывать рабочее место. Недооценка значения технологической подготовки школьников показывает игнорирование ее роли в психофизиологии обучающихся.

Трудовое обучение и воспитание обучающихся неотделимо связаны с общеобразовательной работой школы, так как трудовые процессы, оперирование теми или иными инструментами и материалами создают лучшие условия для познания действительности. Каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым результатом. Только при этом условии труд может стать потребностью. Использование элементов "Технологии” в нашей школе рассматривается не только как средство допрофессиональной подготовки, но и как средство коррекции недостатков детей с ограниченными возможностями. На занятиях корректируются процессы зрительного и слухового внимания, проводится работа по развитию мелкой моторики рук, координации движений, пространственного восприятия, глазомера.

Технологическое образование молодежи играет важную роль в подготовке ее к работе на производстве. Без общетрудовых навыков, знаний в области техники и ее обслуживания, умений разбираться в схемах и чертежах невозможно подготовить специалистов, способных обращаться с современной техникой.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня в число важнейших задач, решаемых коррекционной школой, необходимо включить технологическую подготовку обучающихся, формирование у них технологической культуры.

Формирование технологической культуры неразрывно связана с основами проектного мышления у обучающихся. Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс, особенно в технологии, метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.

Особенностью данного метода является то, что обучающийся должен не только собрать и проанализировать необходимую информацию, изготовить изделие, но и оценить и публично защитить свой проект.

Тем самым решается комплекс педагогических задач, включающих формирование у обучающихся чувства ответственности за принятые ими решения, а также обучение анализу своей деятельности и полученных результатов, умению правильно описать процесс своей деятельности, способность на практике применять полученные знания.

Метод проектов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса, придающим ему интегративный характер и практическую направленность. Использование метода проектов, в нашей коррекционной школе, способствует развитию самостоятельности у обучающихся, учит объективно оценивать свою деятельность, разевает коммуникативные навыки.

Привлекательность проектного метода обучения состоит еще в том, что в процессе работы над проектом у обучающихся развивается организационные и рефлексивные способности. Они учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения.

«Учитель не тот, кто учит,

а тот у кого учатся»

 Михаил Пришвин

Технология как наука занимается выявлением физических, химических, биологических закономерностей с целью разработки и использования наиболее эффективных и экономных производственных процессов.

Технологией (или технологическим процессом) называют последовательность производственных операций, действий обеспечивающих изготовление какой-либо продукции заданного качества. Под технологией также понимают совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов или изделий в процессе производства продукции.

Технологий много. Каждая сфера деятельности человека имеет свои специфические технологии. Но есть технологии, которыми должен владеть каждый человек. Это. прежде всего технология общения, технология ухода за жильем и др. Одной из распространенных технологий, которая входит в содержание труда людей, работающих по наиболее массовым профессиям, относятся ремонтно-строительные работы.

Кем бы ни стали школьники в будущем, какую бы они не выбрали профессию, знание и умение выполнения различных операций по технологии обработки материалов им несомненно будут полезны, особенно в быту, в домашнем хозяйстве.

Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке школьников и самостоятельной жизни и труду. Трудность решения этой задачи в первую очередь обусловлена недостатками психического развития, которые свойственны детям олигофренам. Однако опыт работы в данных школах свидетельствует о том. что при достаточно высоком уровне организации педагогического процесса можно достичь значительных результатов не только в отношении общего развития школьников, но и формировании технологической культуры.

Для меня, как и многих других учителей, переход к технологическому образованию оказался не простым, тем более что уровень интеллекта детей нашей школы на несколько ступеней ниже, чем у детей общеобразовательной школы, что затрудняет и без того не легкую задачу.

Конечно, между вчерашним трудовым обучением и сегодняшней технологией немало общего, но есть и принципиальные различия. Для нашей школы не приемлемо полного перехода к технологическому образованию, поэтому мной взяты только некоторые элементы. Прежде всего, знакомство учащихся в теории и по возможности в практике с широко распространенными технологиями, организаций современного производства и культурой труда, требованиями профессий к человеку и основными методами профессионального самоопределения.

Обучение технологии осуществляется на базе школьных мастерских, которые находятся в надлежащем состоянии. Здесь имеется необходимое оборудование, инструмент, наглядное пособие и дидактический материал, учебная и справочная литература. Несмотря на трудности, удается обеспечить учащихся материалами для практических работ. В своей учебно-воспитательной работе я добиваюсь комплексного решения задач умственного, нравственного, эстетического и физического развития учащихся, приобщая их к общечеловеческим ценностям, формирование готовности к труду для себя и общества, осознанному выбору будущей профессии.

Формирование технологической и проектной культуры

Вопросы формирования общетрудовых умений у школьников приобретают все большую актуальность и значимость, так как происходит не просто обучение конкретным трудовым приемам, но и. прежде всего, развитие личности.

Формирование общетрудовых умений у детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития имеет ряд особенностей, и существенное место занимают такие. как снижение работоспособности, безынициативность, неумение постоять за себя, конфликтность, беззаботность, недостаточная целенаправленность...

Очень часто они не могут планировать свою работу.

Поэтому перед учителями труда, а. в частности, передо мной стоит задача, чтобы труд штукатура-маляра стал интересным делом. Но как этого достичь, как заинтересовать ребенка в изучении этого предмета?

В своей работе ставлю цель, чтобы мой воспитанник раскрыл себя не только как штукатур-маляр, а в первую очередь стал личностью.

Именно технологии обучения и есть то звено, которое определяет ЕДИНСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ.

Деятельность учения в рамках технологии приобретает характер осозноваемо - активного результата.

Учащийся должен видеть свою деятельность целесообразной в этом доля смысла использования элементов технологии. Использование элементов технологий предоставляет возможность обратиться к деятельности учащихся, учебной деятельности ее развитию на рационалистических началах, а, следовательно, ВОСПИТАНИЮ САМОСОЗНАНИЯ.

Применение технологий облегчает процесс воспитания. Дело в том. что предметное содержание деятельности, деятельности учения всякий раз обновляется: учащийся имеет дело все с новой и новой учебной информацией.

А эффективность воспитания в обучении возможна лишь в ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЯ и через деятельность, в ПОНИМАНИИ смысла деятельности. В этом случае технология служит указателем направленного движения к этой цели.

В учебной деятельности ежедневной, трудной, не всегда может быть и приятной, ученик развивает способность самоуправления, самоорганизации не от случая к случаю, а систематически, непрерывно.

И еще, воспитание в ходе учебного процесса - самый "экономичный" способ воспитания, не связанный с привлечением дополнительного времени для проведения мероприятий с целью воспитания.

Применение элементов технологии на уроках труда позволяют всесторонне развивать личность, посредством применения различных нетрадиционных форм обучения, активизирующими мыслительную и практическую деятельность. Развивать интерес к предмету, что является немаловажным фактором для аномальных детей.

Так, в пропедевтический период важно правильно выбрать объект труда.

Например, в теме: «РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ» на уроке в доступной форме я раскрываю технологический процесс производства бумаги, даю разъяснения по таким понятиям как:

  • макулатура;
  • древесина;
  • целлюлоза.

Сразу же затрагиваем проблему экологии: защита леса, переработка вторичного сырья.

Стоит обратить внимание и на то. что при работе с бумагой и картоном учащиеся получают первоначальные представления о графике: элементарные понятия о техническом рисунке, эскизе, простейших чертежах, сами выполняют эту работу’ с помощью измерительных инструментов.

Изготавливая аппликацию, обращаем внимание, из каких геометрических фигур составлен образец, сколько нужно элементов каждому. - что развивает пространственное воображение. а для развития творческих способностей предлагаю дополнить аппликацию по своему вкусу.

С интересом дети выполняют сюрпризные яйца из фантиков. Для этой работы сначала вырезаем квадраты 2x2 см в количестве 25 штук и оформляем пасхальные яйца на основе яичной скорлупы. Иногда, ученикам я советую подбирать цвет по оттенку: от светлого до темного.

Дети с интересом выполняют задания такого рода. Красивые образцы, хорошо выполненные эскизы - доступная форма объяснения. что играет большую роль в воспитании положительного отношения к труду, к расширению кругозора детей.

Очень полезен раздел программы «РАБОТА С ГЛИНОЙ».

Глина - первый строительный материал, с которым знакомятся дети. Так же глину применяют в народном творчестве. Стараюсь познакомить учащихся с видами народного творчества, его разнообразием.

Стараюсь сформировать понятие о дымковской и филимоновской игрушке, концентрируя внимание на росписи.

В процессе учебной деятельности у учеников часто наступает утомление: ребенок не может самостоятельно слепить нужную фигуру - ему требуется помощь учителя. Оказание своевременной помощи способствует коррекции недостатков, активизирует деятельность ребенка, создает условия для поддержания положительной мотивации, что очень важно для успешного обучения.

Также на моих уроках дети знакомятся с понятием декоративно-прикладного искусства.

Для развития творческой деятельности предлагаю наряду с плановой игрушкой вылепить еще по своему желанию - это часто способствует подъему работоспособности.

Так учащиеся овладевают основными элементарными умениями культуры труда. Они имеют возможность попробовать свои силы в изготовлении несложных изделий в стиле оригами (стаканчик, бумажник, птица и т.д.). плоских и объемных поделок (куб. треугольник и т.д.). На первых этапах делаем разверстку, после этого рисуем инструмент либо записываем в каждую сторону квадрата строительный материал, в последующем применяем на уроках для успешного усвоения инструмента или материала.

Для детей с нарушением координации очень полезно изготовление различных эстампов из крупы либо из семян. Эта работа очень кропотливая, требует усидчивости и аккуратности.

Постепенно приобщаю детей к различным доступным видам народных промыслов, основам художественной обработки природных материалов.

На уроках пропедевтического периода перед учителем стоит задача усвоения учащимися ранее известных понятий строительного производства: «ФУНДАМЕНТ», «ЦОКОЛЬ», «ГИПС», «ШПАТЕЛЬ» и т.д. или ранее знакомых, но имеющих совершенно другое значение: «ГРУНТ», «СОКОЛ», «КОВШ», «ПРАВИЛО», «ГОБЕЛЕН» и т.д.

Для лучшего запоминания слов и их применения составляем кроссворды разнообразной формы и содержания по принципу от простого к сложному, иногда ответ находится на рисунке. 

Методика применения кроссвордов различна: можно разгадывать всей группой, то есть фронтально, чем активизирую работу учащегося, где представляется возможность каждому участвовать в разгадывании, что способствует развитию ассоциативного мышления: либо индивидуально. когда каждый учащийся самостоятельно отвечает на поставленные вопросы.

Одной из основных целей такого урока является - научить ребенка самостоятельно составлять кроссворд из представленных (пройденных) слов. Для детей _ трудно поставить вопрос, а самостоятельное составление кроссворда обязывает каждого из них составить вопросы, сетку кроссворда.

Когда дети научились составлять и разгадывать кроссворды, задание усложняется: предлагаю чайнворд, криптограмму. В чайнворде окончание предыдущего слова служит началом следующего. Часто применяются слова, изученные на других уроках. Так решается вопрос МЕЖПРЕДМЕТНОЙ связи.

Очень увлекательно ученики разгадывают криптограмму. Криптограмма составляется на основе какого-либо определения или названия темы урока и по кратким определениям, обычно известным. Учащимся нужно найти искомые буквы, обозначенные цифрами.

У детей . . плохо развито воображение и представление о каких-либо предметах, поэтому на уроках труда дети получают карточку, где нарисована часть инструмента: этот рисунок они должны закончить сами. Либо задания такого вида:

  • мысленно представить себе. что у них есть глина. Детям нужно придумать и указать на бумаге варианты, где ее применяют;
  • в течении 5 мин. учащимся нужно придумать и записать как можно больше вариантов использования мастерка, шпателя и т.п.

Отличие образовательной области «ТЕХНОЛОГИЯ» от привычного трудового обучения состоит в организованном слиянии технико-технологических, естественнонаучных и гуманитарно-эстетических знаний.

Методической ценностью технологического образования является развитие технического творчества. Навыки творческой деятельности необходимо сформировать с раннего возраста. В процессе формирования этих навыков вырабатывается склонность к интеллектуальному мышлению, критическое отношение к наблюдаемым фактам.

Творческое мышление тесно связано с репродуктивным, требует знаний и умений. Поэтому формирование творческих способностей нужно соединять с репродуктивной деятельностью.

При изучении темы «ТРАФАРЕТ» пользуюсь приемом изменения размеров. Обычно трафареты изготовляем сами из плотной чертежной бумаги. Рисунок приходится либо увеличивать, либо уменьшать по клеткам.

В своей работе стремлюсь сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в предметы и услуги, способствующие развитию творческих способностей и самостоятельности.

Учащийся, прошедший подготовку по штукатурно-малярному делу должен развивать координацию движения и знать:

  1. Основные инструменты и приспособления, их назначение и устройство. Уметь делать эскиз.
  2. Знать виды строительных материалов, и их свойства.
  3. Иметь понятие о растворных смесях и знать область их применения.
  4. Усваивать сведения о видах штукатурки, окраски. Знать их применение и отличие.
  5. Уметь отличать основной инструмент от контрольно-измерительного.
  6. Уметь выполнять основные операции по ремонту и окраски поверхности.
  7. Иметь представления о современных методах отделки.
  8. Знать условия организации рабочего места и правила техники безопасности, соблюдать их в процессе труда.
  9. Экономно расходовать материалы, трудовые усилия, время.
  10. Уметь сравнивать свой труд с производственной деятельностью.
  11. Учащиеся выпускного класса знакомятся с квалификационной характеристикой штукатура-маляра.
  12. Учащиеся должны знать необходимые в труде социальные установки, моральные качества и ориентироваться на профессию. которой они овладевают.

Большое внимание на своих уроках уделяю факторам деятельности детей:

  • мотивации;
  • работоспособности;
  • влиянию стрессовой ситуации, возникающей в ходе выполнения задания.

Утомление возникает при выполнении однообразных операций, неинтересной работы. На уроке нужно менять виды деятельности. Под влиянием утомления снижается и работоспособность.

У учеников длительная фаза врабатывания (включения в работу), после фронтального объяснения. Это обусловлено разными причинами: особенностями внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

Для осознанного усвоения учебного материала учащимися на уроке пользуюсь различными методическими приемами, активизирующими мыслительную и практическую деятельность.

Часто использую межпредметные связи, связь теории с практикой, поэлементное обучение, чередование изучаемых вопросов и видов труда, периодическое и многократное повторение изучаемого материала, участие всех учащихся в работе в течение всего урока.

Большинство детей вспомогательной школы не может провести прямую линию от руки и тем более параллельные. Стоит задача - научить этому. Но. чтобы урок получился интересным, мы выполняем различные задания, где ребятам предлагается из линий составить геометрические фигуры, узоры с ритмично повторяющимся рисунком (по 1-2 узора за урок). Так постепенно вырабатывается хорошая координация движений рук. развивается глазомер, чувство ритма.

На последующих уроках делим прямую на две. четыре, восемь частей, получаем шахматную доску. На шахматном наборе составляем различные узоры.

Умение составлять узоры необходимо при изучении темы: "ПЛИТОЧНЫЕ РАБОТЫ", где необходим навык составления узора.

Учащимся трудно дается запоминание инструмента, часто путают инструмент и материал. Для лучшего усвоения этих понятий на уроках применяю прием дробления и прием объединения. Собираем готовый инструмент, состоящий из частей, попутно выясняем из каких геометрических фигур составлен данный инструмент. Вместе с ребятами объединяем по группам:

  • Инструмент:        - основной;

- приспособления;

- контрольно-измерительный.

  • Штукатурные

материалы:         - вяжущие;

- наполнители;

- затворители.

Изучая новое слово, подбираем однокоренные ему слова. Например:

МАСТЕРОК — мастер, мастерская, подмастерье, мастерица...

Продемонстрировав инструмент, предлагаю хором произнести название, если кто-то плохо произносит, а это бывает часто у детей раз биваем это слово на слоги и произносим, что сопутствует лучшему запоминанию.

Следующим этапом является запоминание инструмента по заданным признакам. Детям предлагаю самим описать инструмент в виде загадки по отличительным признакам. На уроке стремлюсь помочь учащимся запомнить название и назначение инструмента. Для этого проводим классификацию инструмента:

МАСТЕРОК - основной штукатурный инструмент для размешивания и набрасывания раствора.

Для развития логического мышления, что так необходимо детям с задержкой психического развития, предлагаю карточки-задания такого вида, где перечислены инструменты, среди которого нужно выбрать один, необходимый для выполнения той или иной операции, либо задание, где группу инструментов или материалов нужно назвать общим словом.

Дети очень любят играть в игру «Веселые переборки». Эта игра развивает внимание. Ученик из одного конверта вынимает карточку с изображением инструмента, хором называют этот инструмент, из другого конверта вынимают карточку с назначением инструмента или его устройством. Так как карточки перемешаны, то нужно определить правильно ли совпали название инструмента и его назначение.

Эта игра аналогична "Строительному лото". Только в лото каждый имеет общую таблицу с инструментом и ведущий (учащиеся выбирают его сами) называет назначения, а остальные определяют у кого этот инструмент.

Последним этапом изучения инструментов является самостоятельное составление таблицы инструментов штукатурного, малярного дела, которую выполняет каждый на отдельном альбомном листе. В шапку таблицы входит название, эскиз, и назначение инструмента.

Наибольшую трудность вызывает работа, связанная с процессом штукатурки .

Различают 3 вида штукатурки:

  1. простая:
  2. улучшенная;
  3. высококачественная.

Для успешного усвоения операций штукатурки их качественным различиям составляем технологические карты операций простой, улучшенной, высококачественной. Сложность процесса обучения состоит в том, что нет специального учебного пособия для учащихся. Поэтому ставлю своей задачей - приучить учащихся к самообразованию: знакомлю со справочной литературой рабочих: учу использовать полученные знания при выполнении практических заданий.

Чтобы ученик лучше усваивал учебный материал, провожу лабораторные работы. Задача лабораторных работ состоит в том. чтобы еще раз закрепить полученные на уроках знания и сформировать у них умения самостоятельной работы с материалами и инструментами. Лабораторную работу оформляют в виде письменной инструкции.

Особое внимание на уроках требует знание и выполнение правил техники безопасного труда при выполнении практической работы, особенно для детей которые очень часто бывают расторможены. Стараюсь ежедневно обращать внимание на соблюдение правил поведения и выработать привычку соблюдать эти правила в процессе труда; знать и применять средства индивидуальной защиты.

Большое воспитательное значение имеет установление требований к качеству выполненной работы и затраченного времени. При этом надо иметь в виду, что показатели времени и качества должны соответствовать друг другу. Как правило, учащиеся имеют большой интерес к работе. Вместе с тем многие учащиеся склонны отвлекаться от дела, поэтому очень важно приучать детей ценить и экономить время. За период обучения учащиеся овладевают знаниями и умениями по выполнению работ, осуществляемых в стенах школы.

Практическая сторона изучения технологии состоит в том. чтобы научить учащихся трудиться с помощью ручных инструментов и приспособлений. Получаемые ими технологические знания должны быть подкреплены реальными умениями. Как известно, трудовые умения формируются в процессе проведения упражнений. Большое значение при проведении упражнений имеет самоконтроль. Этому нужно учить одновременно с формированием трудовых умений. Необходимая ориентировочная основа для овладевания трудовым умением создается у учащихся с помощью инструктажа, технологической документации и технических средств обучения.

В процессе обучения формируется технологическая культура, которая способствует повышению качества обученности учащихся. Во всех школах идет внедрение метода проектирования, который также открывает дополнительные возможности для повышения качества обучения.

Метод проектов занимает особое место в обучении школьников технологии. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до её воплощения в жизнь под контролем учителя.

При этом важно, чтобы тема проекта отвечала возможностям и склонностям школьника, а полученный результат оказался практически востребованным.

Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимся изученного на занятиях по технологии, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также на свой пусть не большой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентировочного подхода в обучении, формирования у школьников таких качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде.

Деятельность учителя при проектном обучении осуществляется по трем основным направлениям: формирование банка учебно-познавательных задач, создание условий для разработки и осуществления учащимися творческих проектов и вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями.

Основой деятельности по выполнению проектов являются алгоритмы методов технического творчества. Для этого, чтобы облегчить учащимся их понимание, мною разработаны специальные дидактические пособия - демонстрационные схемы, таблицы, инструктивные карты и др.

Вот несколько примеров:

Таблица №1 Определение расхода материалов

Вид отделки

Материал

Количество единиц

3-отделки

Количество материала

Потолок

Известь

100 г/м"

12 м^

1 кг 200 г

Таблица №2 Определение стоимости материалов

Материал

Стоимость единицы

Количество материала

Стоимость материала

Известь

15 руб/кг

1 кг 200 г

18 руб

При разработке тематического планирования по разделу "Творческий проект" необходимо учитывать уровень технологической подготовки школьников.

На первом этапе роль учителя достаточно высока. Поэтому стараюсь не просто разъяснять смысл технического знания, а побуждаю, организую и веду мысль учащегося к самостоятельному поиску решения учебной проблемы.

На втором этапе учителю необходимо создать атмосферу эмоционального и интеллектуального подъёма, что даст выход творческой энергии учащегося.

На третьем этапе работы над творческим проектом учитель пассивен, но если есть у учащегося затруднения в работе над проектом, педагог должен мягко и ненавязчего, не ущемляя инициативы ученика, показать ему, что его творческий потенциал не исчерпан. Для этого учитель направляет ученика в русло творческого поиска.

На четвертом этапе самооценки и защиты проекта, учитель и обучающийся подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиком, объективные и субъективные причины неудач, неожиданные последствия деятельности.

Понимание ошибок создает мотивацию к дальнейшей работе, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала "ситуацию успеха"

Метод проектов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса, придающим ему интергративный характер и практическую направленность.

Элементы метода проектов внедряю у себя на уроках штукатурно-малярного дела. Привлекательность проектного метода обучения состоит в том, что в процессе работы над проектом у учащихся развиваются организационные и рефлексивные способности. Они учатся анализировать, планировать и корректировать свою деятельность, а это. как правило, влияет на интерес к учёбе и улучшает результаты обучения.

Основная цель проектов - контроль знаний и умений учащегося, содействие их творческому развитию и формирование у них системы общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.

Конечно, технология обучения ориентируется на достижение поставленных целей. Но ещё хотелось бы отметить, что эффективность учебно-воспитательного процесса в мастерских зависит не только от методов обучения, а прежде всего от личности учителя технологии. Как бы это ни было, центральной фигурой, определяющей уровень урока технологии, является учитель. Влияние его личного примера на воспитание общечеловеческих качеств у детей огромно. Именно он определяет содержание и методы каждого занятия.

Учитель технологии, по моему мнению, наряду с организацией практических работ учеников решает воспитательные задачи. То есть, он воспитывает детей своим примером (внешним видом, повседневным поведением, моральным обликом). 

Каждому учителю надо стремиться, чтобы учащемуся на уроке было комфортно, чтобы он испытывал чувство удовлетворенности, с удовольствием посещал уроки и в будущем применял полученные знания в практической деятельности, в этом я вижу основную задачу своего труда.

После окончания школы многие ученики поступают в строительные училища города и области.

Заключение

Технологическое образование в коррекционной школе VIII вида дает возможность сбалансировать структуру подготовки профессиональных кадров в стране, которая на ряду со специалистами с высшим образованием нуждается в неменьшем количестве работников с начальным и средним профессиональным образованием.

Действительность показала, что мои воспитанники нашли свое место в жизни. Уровень качества обученности учащихся проходящих обучение в штукатурно-малярных мастерских, является высоким, воспитанники владеют навыками по выполнению ремонтно-строительных работ. Практические навыки ежегодно отрабатываются на производственной практике при ремонте школьных кабинетов и спальных корпусов. При итоговой аттестации выпускников по штукатурно-малярному профилю обучающиеся защищают свои проекты, работа над которыми является итогом всего процесса обучения. По окончании школы мои воспитанники поступают в городское строительное училище, после окончания, которого работают на стройках города.

Трудовое воспитание является практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и вместе с тем важнейшим элементом нравственного интеллектуального и эстетического воспитания. Мы видим свою воспитательную задачу в том, чтобы труд вошел в духовную жизнь воспитываемого нами человека, в жизнь коллектива, чтобы увлечение трудом уже в годы отрочества и ранней юности стало одним из его важнейших интересов.

Список литературы

  1. А. С. Мирский. Методика трудового обучения, М., Высшая школа, 1994 год.
  2. А. С. Мирский. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе, М., Просвещение, 1990 год.
  3. Методика и организация занятий по техническому труду в У-УП классах, журнал Школа и производство, № 4-5, 1995 год.
  4. Т. К. Селевков. Современные образовательные технологии, М., Народное образование, 1998 год.
  5. Е. А. Гилева, Ю. С. Егорова. Формируем у школьников технологическую и проектную культуру, журнал Школа и производство, № 3, 2001 год.
  6. П. С. Смородинский. Основа разработки технических проектов, Брянск, 1995 год.
  7. О. М. Сафнис. Подготовка и оформление пояснительной записки к проекту, журнал Школа и производство, № 4, 2001 год.
  8. И. П. Журавлев. Облицовщик, Ростов-на-Дону, Феникс, 2000 год.
  9. Т. А. Усатова. Справочник Отделочные работы, М., Строиздат, 1996 год.
  10. П. С. Самородский. Технология 7 класс, Москва, “Вентана-граф”, 1996 год.
  11. В. П. Белоусов, В. Д. Умырь, Справочник молодого маляра, М., Высшая школа.

Упражнение на формирование у учащихся способности выделять

 существенные признаки

ВИДЫ ПОНЯТИЙ

РОДОВОЕ ПОНЯТИЕ

1. Глина. известь, гипс, цемент, песок.

- вяжущее

- заполнитель

2. Мастерок, терка,

 полутерок. ковш

- основной инструмент

- контрольно-измерительный

инструмент

3. Уровень, конус,

 отвес, правило

- вспомогательный инструмент

- контрольно-измерительный

инструмент

Задания на формирование умений устанавливать определения материала

1 песок

   шлак                                (наполнитель)

   опилки

2 глина

   известь                                (вяжущее)

   цемент

3 вода

   известковое молочко                (затворитель)

   цементное молочко

РАСТВОР- это смесь…

Внимательно причитай и укажи в каком столбце классификация произведена верно. Обоснуй свой ответ.

1.

    1

ковш

конус

сокол

мастерок

    2

ковш

мастерок

терка

отвес

    3

ковш

мастерок

сокол

2.

    1

гипс

глина

песок

цемент

      2

известь

молочко

глина

гипс

песок

     3

глина

известь

гипс

цемент

Упражнения на развитие логического мышления:

  1. Найдите общий материал в приготовлении различных растворов:

РАСТВОР

КОМПОНЕНТ

Глиняный раствор

- глина

- песок

                               - вода

Известковый раствор

- известь

                           - песок

                         - вода

Цементный раствор

- цемент

                            - песок

                          - вода

  1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙ И ВЫБЕРИ ИНСТРУМЕНТ:

а) для нанесения раствора

б) для отделки штукатурки

- мастерок

- ковш

- сокол

- терка

- полутёрок

Определение предмета по заданным признакам

Назовите предмет, о котором можно сказать:

  1. Железная чашка и деревянная ручка, (ковш)
  2. Квадрат с ручкой в середине, (сокол)
  3. Железное сердечко, колено, ручка, (мастерок)
  4. Деревянный прямоугольник с ручкой в середине, (полутерок)

Загадки (для знакомства с признаками):

  1. В речке родился, а в растворе пригодился, (песок)
  2. Есть зубы, но не кусает, есть ручка, но не здоровается, (металлическая щетка)
  3. Утка в море, а хвост на заборе, (ковш)

Какой инструмент выполняет следующие операции?

  1. Этот инструмент служит для поддержания раствора при нанесении его мастерком, для разравнивания раствора и нанесения на поверхность, (сокол)
  2. Этот инструмент используют для перемешивания материалов и растворов: накладывания раствора, набрасывания и заглаживания, (мастерок)
  3. Этим инструментом дозируют материалы и набрасывают раствор на поверхность, (ковш)
  4. Этим инструментом намазывают и разравнивают раствор, (полутерок)
  5. Инструмент, выполняющий затирку поверхности, (терка)

Задание №1

Прочитай слова. Раздели их на две группы.

  1. Название штукатурных инструментов внеси в рамки слева.
  2. Название малярных инструментов внеси в рамку справа.

Слова: терка, кисть, валик, мастерок, шпатель, правило, сокол, ковш, полутерок.

Задание №2

  1. Прочти название инструмента, вставляя нужные по смыслу гласные.

М*СТ*Р*К; В*Л*К; Т*РК*; К*СТЬ;

ШП*Т*ЛЬ;С*К*Л; ПР*В*Л; К*ВШ

  1. Внеси слова в сетку.

Ш

К

В

П

С

М

Т

К

Криптограмма

«ШТУКАТУР»

1

2

3

4

5

6

5

7

8

9

10

3

9

11

6

12

13

14

6

12

2

10

15

16

2

14

17

6

7

5

2

5

7

1

9

17

5

13

заполнитель раствора

2

14

17

6

7

5

2

смесь вяжущего, заполнителя

4

3

1

17

вяжущее, которое боится воды

4

8

3

10

14

материал, из которого делают кирпич

11

8

14

13

отходы сгорания угля

12

2

5

13

учебное время

18

15

19

из трубы валится, клубом в небо упирается

12

2

5

13

… всему голова

Чайнворд «строительный»

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

18

19

20

21

22

23

24

25

1.Первый слой штукатурки. 2. Второй слой штукатурки. 3. Инструмент для затирки оштукатуренных поверхностей. 4. Положение мяча вне игры в футболе. 5. Движение электронов по проводам. 6. Инструмент для нанесения жидкого раствора на поверхность. 7. Отделочный слой на поверхности конструкций из раствора. 8. Птица, которая приносит детей. 9. Большая книга. 10. Инструмент для набрасывания раствора с сокола или с ящика. 11. Прибор для определения подвижности раствора. 12. ... не воробей, вылетит, не поймаешь. 13. Инструмент для провешивания вертикальных поверхностей. 14. Способ отдыха человека. 15. Третий слой штукатурки. 16. Английская мера площади. 17. Материал для штукатурки. 18. У носорога на носу .... 19. Вяжущее вещество для раствора. 20. Рыба с усами. 21. Инструмент для разравнивания раствора на больших площадях по маякам. 22. Петля, накидываемая на шею животных. 23. Наглый человек. 24. Вяжущий материал в растворе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационные билеты по профессионально-трудовому обучению (швейное дело). Коррекционная школа VIII вида.

Билет №1 1.     Блузка. Анализ модели. Контурные срезы, детали. Ткани для блузки.2.     Виды закрепок и их применение.3.     Подобрать ...

Урок по технологии(столярное дело) в школе VIII вида- 7 класс «Соотношение радиуса и диаматра.Обозначение радиусных кривых на чертеже».

Урок по технологии в 7 классе(столярное дело) во вспомогательной( коррекционной) школе VIII вида, "Соотношение радиуса и диаметра. Обозначение радиусных кривых на чертеже"....

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Для специальной (коррекционной) школы VIII вида забота о жизненной перспективе выпускника наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда были доминирующими....

Возможности использования проектных задач на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида

В статье описан практический опыт применения проектных задач на уроках математики в специальной коррекционной школе 8 вида....

Возможности использования проектных задач на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида

Сообщение из опыта работы на районном семинаре учителей математики и информатики...

Коррекционная направленность уроков слесарного дела в школах VIII вида

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудово...