Мастер-класс "Формирование когнетивных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания"
план-конспект занятия по истории (7 класс) на тему

В 2014-2015 учебном году мною в районе был дан мастер-класс для моих коллег - учителей истории по теме, которой я занимаюсь уже три года. Она возникла в ходе обобщения опыта по теме "Формирование разнообразного жизненного опыта учащихся на уроках обществоведческого курса и во внеурочной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема и план проведения мастер-класса  учителя истории и обществознания МКОУ «Киреевская СОШ № 7» Л. А. Башкиной

на 2014-2015 учебный год

Тема: «Формирование когнетивных (мыслительных) компетенций обучающихся средствами исторического и обществоведческого образования как условие развития личности, ориентированной на социальную успешность»

Главная идея: показать практику применения разнообразных когнетивных технологий на уроках истории и обществознания для формирования когнетивных (мыслительных) компетенций обучающихся, которые являются частью становления опыта мыслительной деятельности личности, необходимого для успешной самореализации в жизни.

План занятий:

1 Занятие:  «Место когнетивных компетенций в мыслительном опыте личности и роль в их развитии когнетивных технологий» - теоретическая часть, а также элементы практической работы с технологиями в работе с педагогами, участниками мастер-класса -  15. 12. 14 (дата могут уточняться при планировании работы на год)  

2. Занятие: «Применение когнетивных технологий на уроке истории и обществознания» - практическое занятие с обучающимися (тема и класс, в котором будет проводиться урок, будут уточнены дополнительно), а затем рефлексия педагогов, участников мастер-класса - 23. 03. 15 (дата могут уточняться при планировании работы на год)  

Мастер-класс  учителя истории и обществознания

МКОУ «Киреевская СОШ № 7» Л. А. Башкиной

на 2014-2015 учебный год

Тема: «Формирование когнетивных (мыслительных) компетенций обучающихся средствами исторического и обществоведческого образования как условие развития личности, ориентированной на социальную успешность»

Главная идея: показать практику применения разнообразных когнетивных технологий на уроках истории и обществознания для формирования когнетивных (мыслительных) компетенций обучающихся, которые являются частью становления опыта мыслительной деятельности личности, необходимого для успешной самореализации в жизни.

1 Занятие:  «Место когнетивных компетенций в мыслительном опыте личности и роль в их развитии когнетивных технологий» - теоретическая часть, а также элементы практической работы с технологиями в работе с педагогами, участниками мастер-класса -  15. 12. 14 (дата могут уточняться при планировании работы на год)  

План проведения занятия

1. Вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;

2. Основная демонстрационная часть:

а) комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые, с его точки зрения, наиболее важны и носят оригинальный характер;

б) обсуждение занятия самими участниками мастер-класса

3. Подведение итогов руководителем мастер-класса.

Задание аудитории - Стратегия  «Инсерт» “ применяется с использованием одноименной таблицы, следует по ходу изложения материала отмечать в соответствующие колонки свое отношение к прослушенной информации и технологиям работы:

Этап  мастер-класса

значок

Ключевая фраза

Вступительная часть

Комментирующая часть

Условные значки

«» – уже знал

  «+» – новое

    «–» – думал иначе

      «?» – есть вопросы

1. Идея моего мастер-класса родилась во время реализации работы по теме моего обобщенного опыта «Создание условий для формирования разнообразного жизненного опыта обучающихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности».  Говоря о формировании разнообразного жизненного опыта, я сделала вывод о необходимости формирования мыслительного опыта,  прежде всего, и развития в связи с этим когнетивных компетенций.

    В современных исследованиях интеллекта вместо понятий «внимание», «память», «мышление», которые характеризуют познавательную деятельность человека, используется термин «когнитивный». М. Е. Бершадский утверждает, что термин «когнитивный» описывает познавательную деятельность с точки зрения процессов информационного обмена человека с окружающей средой.

     Когнитивная психология породила новое направление в педагогике – когнитивные технологии обучения. Под когнитивными педагогическими технологиями мы понимаем учебный процесс интеллектуального развития обучаемых, основанный на модульном представлении учебной информации. В рамках когнитивного подхода учащийся считается активным и сознательным участником процесса учения, а не объектом обучающей деятельности педагога, то есть реализуются субьект-субъектные отношения между учащимися и учителем, а процесс учения имеет личностно и социально обусловленный характер.

   Одно из центральных понятий когнитивной технологии – понятие когнитивные схемы. Человек воспринимает информацию с помощью доступных ему когнитивных схем. Развитие нового учебного материала всегда сопровождается применением некоторых приемов, методов познания или логических операций, которые представляют собой способ преобразования информации. Для встраивания новой информации в уже имеющуюся у обучаемого систему знаний необходимо, чтобы в его сознании существовали когнитивные схемы, способствующие каждой применяемой процедуре. Поэтому  главным результатом является то, что человек способен переносить знания, либо стратегии мыслительной деятельности из одной области в другую. Исследование предшествующего знания с точки зрения переосмысления обеспечивает изучение содержания переноса, его применение в формировании новых учебных стратегий способствует оживлению интереса к содержанию предметного и метапредметного обучения. Ещё одним критерием когнитивного развития в процессе обучения является понимание субъектом своей способности выполнить определенную задачу (уровень развития рефлексии) и эффективность стратегии, которой руководствуется субъект в познавательной деятельности для достижения цели.

   Конечно, применение когнетивных технологий и сопряженных с ними, я использую не во всех   классах и не на всех уроках подряд, но есть определенные результаты. Главное – растет интерес к предмету.

    Наряду, с когнетивными технологиями, лежащими внутри следующих методов (конструирования понятий, символического видения, эмпатии (вживания) и др.), я применяю близкие к ним технологии развития критического мышления.

2. Мы переходим ко второй части нашего занятия, на которой мне бы хотелось продемонстрировать вам некоторые элементы когнетивных технологий и сопряженных с ними технологий критического мышления с вашим непосредственным участием.

а) Задание, которое я использую для работы в 8 классе на уроках обществознания, когда мы изучаем темы, связанные с духовной сферой (Долг и совесть. Совесть – внутренний самоконтроль, моральный выбор.), 9 класс, когда говорим о правонарушении, юридической отвественности, 10 класс – смысл и цель жизни человека, объединяет сразу два когнетивных метода: метод эмпатии (вживания) означает "вчувствование" человека в состояние другого объекта и метод символического видения. Символ, как глубинный образ реальности, содержащий в себе её смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности.

Обсуждение притчи «Гвоздь воспитания».

    Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.

    Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.

    Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.

- Гвоздей нет, а дырки остались…

Что означает смысл названия «Гвоздь воспитания»?  Что означает выражение «прибить к позорному столбу»? Представьте себя на месте этого подростка, какие чувства испытали бы вы? Почувствовали бы вы тоже самое? Почему подросток плакал? В чем смысл притчи? Какую аллегорию представляет этот столб? Изобразите столб с гвоздями, а потом без гвоздей. Подберите другие аналогичные образы.

б) Работа с различными схемами

Синквейн

1 строка:         Тема одним словом (обычно существительное)

2 строка:         Описание темы (два прилагательных)

3 строка:         Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)  

4 строка:         Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)          

5 строка:         Повторение сути темы одним словом (синоним темы).

Прием «Фишбоун»
(«Рыбная кость»)

Голова – проблема (название изучаемого явления)

Верхние кости – причины (явления)

Нижние кости – факты (последствия явлений)

Хвост - вывод

Подобные мы составляли по причинам объединения русских земель, по темам «Реформация», «Война за независимость в североамериканских колониях Англии» и др.

Работа с когнетивными картами

   Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. В карте каждое понятие темы проводится через эти познавательные операции и ребенок сам отмечает,  на каком он уровне находится, куда он должен двигаться и к чему он должен прийти. Эта технология помогает решать задачу метапредметности, повышения мотивации, построение субъект-субъектных отношений.

Стратегия «Инсерт» на уроке истории в 7 классе. Тема «Великие географические открытия
и их последствия»

Значки

Ключевые слова

 

Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию

+

Конкиста – завоевание

Колония – территория, потерявшая независимость

Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов

?

Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары

Условные значки   «» – уже знал;  «+» – новое ;   «–» – думал иначе;      «?» – есть вопросы

Раздаточный материал

Стратегия  «Инсерт»  

Следует по ходу изложения материала отмечать в соответствующие колонки свое отношение к прослушенной информации и технологиям работы:

Этап  мастер-класса

значок

Ключевая фраза

Вступительная часть

Комментирующая часть

Условные значки  «» – уже знал    «+» – новое      «–» – думал иначе        «?» – есть вопросы

 

Стратегия  «Инсерт»  

Следует по ходу изложения материала отмечать в соответствующие колонки свое отношение к прослушенной информации и технологиям работы:

Этап  мастер-класса

значок

Ключевая фраза

Вступительная часть

Комментирующая часть

Условные значки   «» – уже знал     «+» – новое       «–» – думал иначе        «?» – есть вопросы

                                                                         Стратегия  «Инсерт»  

Следует по ходу изложения материала отмечать в соответствующие колонки свое отношение к прослушенной информации и технологиям работы:

Этап  мастер-класса

значок

Ключевая фраза

Вступительная часть

Комментирующая часть

Условные значки   «» – уже знал     «+» – новое       «–» – думал иначе        «?» – есть вопросы

                                                  Обсуждение притчи «Гвоздь воспитания».

    Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.

    Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.

    Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.

- Гвоздей нет, а дырки остались…

Что означает смысл названия «Гвоздь воспитания»?  Что означает выражение «прибить к позорному столбу»? Представьте себя на месте этого подростка, какие чувства испытали бы вы? Почувствовали бы вы тоже самое? Почему подросток плакал? В чем смысл притчи? Какую аллегорию представляет этот столб? Изобразите столб с гвоздями, а потом без гвоздей. Подберите другие аналогичные образы.

Обсуждение притчи «Гвоздь воспитания».

    Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.

    Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.

    Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.

- Гвоздей нет, а дырки остались…

Что означает смысл названия «Гвоздь воспитания»?  Что означает выражение «прибить к позорному столбу»? Представьте себя на месте этого подростка, какие чувства испытали бы вы? Почувствовали бы вы тоже самое? Почему подросток плакал? В чем смысл притчи? Какую аллегорию представляет этот столб? Изобразите столб с гвоздями, а потом без гвоздей. Подберите другие аналогичные образы.

Обсуждение притчи «Гвоздь воспитания».

    Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.

    Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.

    Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.

- Гвоздей нет, а дырки остались…

Что означает смысл названия «Гвоздь воспитания»?  Что означает выражение «прибить к позорному столбу»? Представьте себя на месте этого подростка, какие чувства испытали бы вы? Почувствовали бы вы тоже самое? Почему подросток плакал? В чем смысл притчи? Какую аллегорию представляет этот столб? Изобразите столб с гвоздями, а потом без гвоздей. Подберите другие аналогичные образы.

Синквейн

1 строка:         Тема одним словом (обычно существительное)

2 строка:         Описание темы (два прилагательных)

3 строка:         Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)  

4 строка:         Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)          

5 строка:         Повторение сути темы одним словом (синоним темы).

Прием «Фишбоун»
(«Рыбная кость»)

Голова – проблема (название изучаемого явления)

Верхние кости – причины (явления)

Нижние кости – факты (последствия явлений)

Хвост - вывод

Работа с когнетивными картами

                                                   Тема урока:  «В рыцарском замке»    Количество часов: 1      Класс 6

Основные понятия урока

Цели урока

знание

понимание

применение

1.Рыцарь.

Характеризую рыцаря как представителя особого социального слоя Средневекового общества. Раскрываю современное понимание слова рыцарь.

Привожу примеры рыцарских обязанностей по отношению к своему сеньору. Называю, чем они вознаграждались за несение службы на сеньора.

Составляю  рассказ о жизни средневекового рыцаря.

2. Рыцарский замок.

Характеризую замок как жилище феодала. Перечисляю основные части рыцарского замка.

На исторической иллюстрации нахожу основные части рыцарского замка.

Объясняю их назначение.

3. Снаряжение рыцаря.

Перечисляю основные элементы снаряжения средневекового рыцаря.

На исторической иллюстрации нахожу основные элементы снаряжения средневекового рыцаря.

Объясняю их назначение.

4. Рыцарский турнир.

Даю определение турниру как средневековому состязанию.

Перечисляю этапы рыцарского турнира

Привожу примеры описания рыцарских турниров в исторической литературе

5.Кодекс рыцарской чести.

Характеризую кодекс рыцарской чески как свод законов.

Называю основные из них.

Выделяю качества, особенно высоко ценившиеся среди феодалов. Соотношу их с   реальным обликом и поведением господ?

Составляю текст Кодекса рыцарской чести.

Тема урока: «Понятие, экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре, свободное и зависимое население»        Количество часов: - 2 часа              Класс - 6

Предметные

понятия

Уровень знания

Уровень понимания

Уровень применения

Феодальная

раздробленность

Натуральное

хозяйство

Удел, удельное княжество

Вотчина, поместье

Удельный князь

Боярин

Зависимые крестьяне

Даю определение, называю основные признаки феодально- раздробленного государства

Даю определение, определяю основные свойства данного вида хозяйственной деятельности

Знает понятие, определяет место этого понятия в системе феодально-раздробленного государства

Даю определение с указанием главных черт, которые отражает данное понятие

Даю определение, объясняет происхождение понятия

Даю определение,  называет формы зависимого населения

Выделяю причины перехода Древнерусского государства к состоянию ф.р., показываю на

карте крупные княжества

Противопоставляю и узнаю признаки понятия в ряду понятий по хозяйственной жизни (например товарное)

Называю на какие уделы распались крупные княжества, объясняю как это связано с ростом княжеской семьи, показываю на карте

Объясняю место удельных князей в системе княжеской власти, роль бояр в борьбе за власть. Определяю место данной социальной категории в системе феодальных отношений

Объясняю причины зависимого положения крестьян и определяет различие в категориях

Определяю место ф.р. в процессе развития государства, её последствия для дальнейшей истории

Применяю для описания особенностей жизни в период феодализма

Описывает систему уделов при рассказе о процессе углублении раздробленности

Описываю при рассказе о процессе дробления русских земель

Применяю при описании властных отношений в раздробленном государстве

Описываю положение различных категорий зависимого населения в русском обществе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ.

Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение.В своей статье я показываю, каким образом формирую и развиваю учебно-познавательн...

Дидактическая сказка и детский рисунок как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории и обществознания

В современном Российском обществе наблюдается тенденция гуманизации и гуманитаризации образования. Познание истории и обществознания облекается в новые формы, основанные на самостоятельном поиске инфо...

Проектная работа на тему «Развитие исследовательских навыков и формирование политических и социальных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания»

Ведущая идея проекта это освоение и применение комплекса современных образовательных технологий, реализующих системно – деятельностный подход в обучении...

Статья " Образовательные технологии в формировании компетенций студентов на уроках истории и обществознания"

В статье рассмотрены некоторые образовательные технологии, которые существенно влияют на формирование компетенций у студентов на уроках истории и обществознания....