«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами. Учебные предметы история и обществознание имеют широкие возможности для воспитания духовно-нравственной культуры школьников. Необходимо наиболее полно реализовать их, постоянно заострять внимание детей на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno.docx | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Большекарайская средняя общеобразовательная школа
села Большой Карай Романовского района Саратовской области.
Выступление на педсовете:
«Духовно-нравственное воспитание учащихся
на уроках истории и обществознании
- важнейший компонент социализации личности»
Подготовила: учитель
истории и обществознания
I квалификационной категории
Ёлкина О. И.
2014
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать,
И подарить его людям.
С. Островой.
Процесс массового «раскультуривания» людей, утраты ими основ культурной компетентности вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, социальных учреждений и широкой общественности.
В проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности. ФГОС устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.
Духовный человек – это человек, устремленный к ценностям добра, истины и красоты, умеющий и любящий трудиться, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный. И показатель качеств и характеристик духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки; добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий здоровый образ жизни.
Достучаться до сердца и души сегодняшнего школьника становится все сложнее. Ещё К.Д.Ушинский предлагал воспитывать учащихся, используя народные национальные традиции. А где ещё можно изучать их, как не на уроках предметов гуманитарного цикла?
Средствами урока истории и обществознания решаются следующие задачи:
- формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;
- воспитание любви к своей малой Родине, чувство гордости за своих земляков;
- привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;
- формирование у обучающихся собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям.
На своих уроках применяю самые различные формы работы с детьми. Так, при знакомстве с историей войн, сражений учащиеся готовят сообщения, презентации используя дополнительные источники: справочную литературу, Интернет. Работая над сообщениями о жизни деятелей эпохи, ученики понимают какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя жило в веках.
Работа над рефератами о жизни замечательных людей обогащает школьников новыми знаниями, демонстрирует, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя жило в веках.
Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет учащимся высказать свое собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю.
Ярким примером для детей служат тексты исторических документов, древнерусские летописи, сказания. Например, описание русского князя Владимира Великого. Каким страшным язычником он видится окружающим его людям, и совершенно противоположным человеком после принятия христианства. Князь Святослав «В повести временных лет» предстаёт идеальным мужем, храбрым воином, а в описании Льва Диакона, византийского историка, он дан как грубый варвар. Анализ подобных фактов заставляет учащихся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений.
Хочется подчеркнуть, что само присутствие в исторических текстах оценочных суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя, с одной стороны примерять на себя исторические роли, а с другой - войти в круг тех, кто эти роли оценивает. Глубокую духовно-нравственную нагрузку несёт в себе «Поучение детям» Владимира Мономаха.
Настоящее воспитание историей, на мой взгляд, заключается в представлении ученику описания русского князя Владимира Великого. Каким страшным язычником он видится окружающим его людям, и совершенно противоположным человеком после принятия христианства.
Князь Святослав «В повести временных лет» предстаёт идеальным мужем, храбрым воином, а в описании Льва Диакона, византийского историка, он дан как грубый варвар. Анализ подобных фактов заставляет учащихся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений. Хочется подчеркнуть, что само присутствие в исторических текстах оценочных суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя, с одной стороны примерять на себя исторические роли, а с другой - войти в круг тех, кто эти роли оценивает.
Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако критический анализ пережитого показывает: прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом.
При изучении истории сегодня, когда, например, вскрываются факты страшных преступлений сталинизма, возникает желание выступить в роли судьи. Но нужно удержать себя и учеников от стремления судить своих предков, на чью долю выпали войны, революции, террор. Нравственная задача учителя при этом – «перенести» школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания.
Например, прежде чем изучать эпоху Ивана IV или Петра I, мы с учащимися обсуждаем вопросы:
- как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, но привела эту страну к Смуте?
- как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами? Дети по-разному отвечают на каждый из этих вопросов, при этом наблюдаешь, как у них происходит формирование духовных ценностей.
Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные проблемные задания, эпиграфы, которые даются в начале урока:
«Парижская коммуна: бунт или подвиг?»
«Петр I: кто он - злой гений или отец нации?»
Такие задания помогают активизировать мыслительную деятельность учащихся, сопереживать и сострадать – то, что необходимо на уроке.
Уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа.
Так, на уроке в 10 классе по теме «Восстание декабристов», чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, нужно познакомиться с личностями героев, их социальным положением. Дети часто не могут понять, зачем богатейшим людям, которые имели фактически все, погибать, идти на каторгу, лишиться всего ради благополучия народа. Это яркий пример нравственного подвига настоящих патриотов России. Чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, возвращаемся к периоду, когда разгромившие Наполеона войска возвращаются домой. Продолжаю свой рассказ, обращаю внимание, что главным стимулом возникновения освободительного движения среди дворянской военной молодежи было чувство патриотизма. Это яркий пример нравственного подвига настоящих патриотов России. Эту мысль подчеркиваю отрывками из стихов, высказываниями декабристов.
Не стоит забывать о том, что и сейчас есть примеры, достойные подражания. Евгений Родионов был зверски казнен боевиками за то, что отказался снять нательный крест.
Учащиеся должны понять, что история, прежде всего, учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиканов. За красивыми словами и лозунгами следует распознавать истинные цели тех, кто за ними стоит, и научиться делать осознанный выбор.
Внеклассная работа по предмету обогащает мир ребенка. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах, учебно-исследовательских конференциях развивает навыки самостоятельной работы. Участие в дискуссиях, работа в группах способствует выражению собственной позиции.
При подготовке конкурсных проектов ученики часто занимаются сбором материала из жизни заслуженных людей нашего села. Этот материал особенно важен для нравственного воспитания детей, так как именно на нём школьники ощущают причастность наших земляков к развитию страны, узнают об их вкладе в процветание Отечества. Особенно приветствуется информация, которую дети почерпнули у ветеранов, например, рассказы о том, как они жили в трудные годы гражданской и Великой Отечественной войны, трудились, какие невзгоды выпали на их долю, как был обустроен их быт.
Уже традиционным в нашей школе стало совместное с ветеранами войны и труда празднование Великой Победы. Еще задолго до 9 мая начинается подготовка к этому событию. Учащиеся школы готовят концерт для ветеранов и жителей села.
Считаю важным, чтобы школьники усвоили: их личное, семейное благополучие, достижение жизненных целей взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству, обществу и государству, в котором они живут.
Воспитание нравственности происходит разными путями. Один из таких путей – воспитание самой личностью учителя. В.О. Ключевский говорил, что надо любить то, что преподаёшь, и того, кому преподаёшь.
Одним из компонентов нравственно-этического блока курса
«Обществознание» выступают ведущие понятия - «добро» и «зло». Я часто задаю вопросы обучающимся: «Какие явления нашей жизни олицетворяют добро, а какие - зло? Попробуйте проиллюстрировать понятия «добро» и «зло» сюжетами из вашей школьной жизни. О чем больше пишут в прессе, чему больше уделяют внимания в телевизионных передачах - добру или злу? Как вы думаете, почему так происходит?»
Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Большую роль в нравственном воспитании на уроках играет оценочная деятельность школьников. Обучающийся сам осмысливает как собственный опыт, так и опыт других людей.
Итак, учебные предметы история и обществознание имеют широкие возможности для воспитания духовно-нравственной культуры школьников. Необходимо наиболее полно реализовать их, постоянно заострять внимание детей на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днём.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания ...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания
В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных. В процессе воспитания личности исключительное знач...
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности
В материале представлен опыт духовно-нравственного воспитания на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности, через интеграцию содержания школьного исторического образования и отечест...
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»
На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...
Развитие ценностных ориентаций учащихся в преподавании истории и обществознания как фактор социализации личности
Модернизация российского образования касается всех элементов системы не только содержания и организации образовательного процесса, но и целей и результатов образования. Все чаще результат образования ...
Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках истории и обществознания как средство социализации личности обучающихся (весенняя методическая сессия учителей-2019)
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетентностей, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.Коммуникати...
Статья "Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках истории и обществознания"
Аннотация. В статье обобщается опыт работы учителей истории и обществознания при формировании экологической культуры учащихся...