Организация работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности
статья по теме

Разумная Нина Викторовна

В материале представлен опыт духовно-нравственного воспитания на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности, через интеграцию содержания школьного исторического образования и отечественной духовной традиции – православия, а также использование разнообразных форм внеурочной деятельности, описаны конкретные примеры и приемы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_sistemy_raboty_po_dnv.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы

по духовно-нравственному воспитанию учащихся

на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности

Разумная Нина Викторовна, учитель истории и обществознания МОКУ Струговская ООШ,

Октябрьский район, Приморский край

В жизни нашего общества в последние годы произошло много перемен. К сожалению не все они носят позитивный характер. Особенно отрицательное влияние они оказали на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, а самое главное, на отношение человека к человеку.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

        Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Я работаю учителем истории, обществознания, ОРКСЭ и  большое внимание в своей работе стараюсь уделять духовно-нравственному воспитанию школьников как на уроках, так и во внеурочной деятельности, т.к. уверена что введение 1 часа в неделю предмета ОРКСЭ в 4 классе решить глобальной проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся не может! Выход я вижу в интеграции данного курса в иные предметные области. Изучаем ли мы с ребятами вопросы этикета или экономики, средневековое искусство Западной Европы, права человека или его обязанности, я всегда стараюсь построить урок таким образом, чтобы затронуть вопросы нравственности, привести примеры из Библии или жизнеописаний святых.

Приведу несколько примеров использования данной методики на уроках обществознания. При изучении темы «Способности человека» в 8 классе мы говорим о таких понятиях как «талант» и «гениальность».  Считаю уместным использовать на уроке притчу Христа «О десяти талантах», после прочтения и анализа которой, ребята самостоятельно делают выводы о том, что каждый человек от рождения награжден определенными дарованиями, способностями, но на что он будет их (таланты) тратить для своей личной выгоды, обогащения или для оказания помощи другим людям, для совершения добрых милосердных поступков, и  будет ли эти способности вообще развиваться, целиком и полностью зависит от самого человека.

При изучении тем, затрагивающих вопросы любви целесообразно познакомить учащихся с различными проявлениями любви, но больший акцент при этом сделать на ее наивысшем проявлении – на любви жертвенной, примером которой служит сам Христос и его учение: «И нет больше той любви, кто душу свою положит за други своя». Также в качестве примера жертвенной любви можно использовать библейский сюжет «Суд Соломона».

При изучении тем, затрагивающих вопросы семьи и брака, семейных ценностей можно в качестве примера использовать семью последнего русского императора Николая II. Ребята с удовольствием изучают житие царственных страстотерпцев, дневниковые записи и письма императора Николая и императрицы Александры. На примере переписки между императрицей и ее дочерьми учатся выстраивать правильные взаимоотношения между родителями и детьми, основанные на взаимном уважении, любви, понимании, доверии.

 В ходе изучения темы «Защита Отечества» в 7 классе, на примере русского христолюбивого воинства можно развивать в детях любовь к Родине, желание защищать ее «до последней капли крови». При изучении житий русских полководцев: благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского, праведного воина Федора Ушакова, жизнеописаний полководцев Александра Суворова, Кутузова, Георгия Жукова, ребята узнают, что все эти воины были глубоко верующими людьми («Победа будет за ними. Мы русские, с нами Бог»), что великое значение в защите Отечества при нападении врагов в различные периоды нашей         истории сыграла Русская Православная Церковь. В качестве иллюстрации последнего примера ребятам предлагается просмотр мультфильма «Куликовская битва» (основанного на реальных событиях), в котором преп. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на бой, дает ему двух своих монахов Ослябю и Пересвета, и на протяжении всего сражения непрестанно молится со своими монахами о благополучном исходе битвы.

Большое впечатление оказывает на ребят прочтение стихотворения Е. Санина «Русская тайна»:

Голосила набатом звонница,

Надрывались колокола:

На границе – чужая конница,

Вражья сила на Русь пошла!

Бились в поле полки бывалые,

И хоть не было телеграмм,

Знали все, даже дети малые,

Как непросто им было там...

Возвещала победу звонница,

Заливались колокола:

Посрамилась чужая конница,

Вражья сила под лед ушла!

Возвращаясь, полки усталые

Шли за князем не по дворам.

Знали все, даже дети малые,

Что сначала им нужно в храм!

Первым делом, гласят предания,

Богу слава за дар побед,

А потом уже миг свидания:

Радость жен, слезы вдовьих бед...

Русь святая! Дни горевалые!..

Разве ж кто погубить нас мог,

Если все, даже дети малые,

Жили так: первым делом – Бог!

 Живой интерес вызывает у детей знакомство с их современником, воином-страстотерпцем Евгением Родионовым, который уже в наши дни доказал свою жертвенную любовь, преданность Родине  и прежде всего Богу.

При изучении темы «Гражданин – Отечества достойный сын» на уроках обществознания в 6 классе, можно использовать видео-лекции Фазиля Ирзабекова «Тайна русского слова», в которой он рассказывает о значении слова «гражданин», а в качестве опережающего домашнего задания попросить детей приготовит биографии Ф. Гааза, Ю. Вревской, В. И. Даля, святой праведной Иулиании Лазаревской и др.,  на примере жизнеописаний которых  ребята смогут ответить на вопрос: «Кто же на самом деле является гражданином?». Человек, который родился на территории определенного государства или человек, который всю свою жизнь положил на благо своего государства, на благо своего народа. Ребята делают выводы о том, что человек который стремится стать гражданином земного государства, прежде всего стремится стать и гражданином «государства Небесного».  

Несомненно, сюжеты Библии и жизнеописания святых играют ведущую роль в духовно-нравственном воспитании учащихся и становлении их личности. Однако не меньший воспитательный потенциал скрывается и в других направлениях моей работы.

В ходе поисковой и исследовательской работы, ребята собирают и пополняют коллекцию экспонатов в школьном музее, оформляют стенды, папки, электронные диски по таким направлениям, как «Быт и нравы первых поселенцев», «Ими гордится наше село. Передовики производства», «Село Струговка в годы Великой Отечественной войны», «Памятники села Струговка», «Трудовые династии села Струговка», «История Струговской школы». С целью сбора материала, организовываются и проводятся встречи учащихся с жителями нашего села: детьми войны, тружениками тыла, передовиками производства. Все встречи проходят в теплой дружественной обстановке, а у ребят после таких встреч появляются инициатива  и желание оказывать шефскую помощь этим и другим жителям села.

В результате работы по изучению малой Родины, истории своей семьи, учащиеся находят и видят живые положительные примеры для подражания.

Многие материалы, собранные в ходе поисковой работы находят отражение в школьной газете «Шарф». На страницах школьной газеты ребята публикуют статьи, посвященные православным праздникам и традициям русского народа, рассуждают над вопросами духовности и нравственности, с удовольствием рассказывают о членах своей семьи - тружениках производства или просто замечательных людях.

Поисковая работа также тесно связана с предметом обществознания. Так, при изучении тем «Труд – основа жизни», «Труд и творчество» в 6 классе, учащиеся получают задание рассказать о профессиях своей семьи, трудовых традициях семьи.

При изучении темы «Человек славен добрыми делами», ребятам предлагается совершить несколько добрых дел, что способствует приучению детей к полезному времяпровождению.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что учебные предметы история и обществознание имеют широкие возможности для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания              ...

Методические рекомендации организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроках истории и обществознания.

             В последнее время психологи и педагоги вместе с медикамиотмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения . Давайте п...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания

В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных. В процессе воспитания личности исключительное знач...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»

На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»

На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...

Развитие способностей учащихся через применение дифференцированного подхода на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности

Технология развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках истории и обществознания, а так же во внеурочной деятельности, через применение дифференцированного обучения....

Статья "Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках истории и обществознания"

Аннотация. В статье обобщается опыт работы учителей истории и обществознания при формировании экологической культуры учащихся...