Статья "Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках истории и обществознания"
статья по обществознанию (8 класс)

Аннотация. В статье обобщается опыт работы учителей истории и обществознания при формировании экологической культуры учащихся

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_obrazovanie_i_vospitanie_uchashchihsya.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Челябинска»

454081, г. Челябинск, проспект Победы, 113-А, тел.: (351) 772-12-44, тел/факс 772-09-28, E-mail:school_21_chel@mail.ru

 

Экологическое образование и воспитание учащихся

на уроках истории и обществознания

Учитель:

Кузнецова Людмила Николаевна

Челябинск, 2022

Л.Н. Кузнецова,

учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска»

Е.А. Тарабарская,

учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска»

Экологическое образование и воспитание учащихся

на уроках истории и обществознания

Аннотация. В статье обобщается опыт работы учителей истории и обществознания при формировании экологической культуры учащихся

Одним из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания является экологическое образование и воспитание школьников.

Проблема экологического знания находит отражение во всех известных ныне науках и проецируется на все школьные дисциплины.

 Так, в рамках школьных курсов истории и обществознания имеется возможность через уроки, внеклассную деятельность показать процесс формирования социально-экологической культуры. 

Формирование экологической культуры – длительный и сложный процесс, невозможный без наличия целого ряда предпосылок. В качестве таких предпосылок, как правило, указывают исторически сложившиеся традиции, в том числе традиции повседневного взаимодействия с окружающей средой, законодательные мероприятия, регулирующие отношения в сфере использования и восстановления природных ресурсов, научные знания, эстетическое восприятие природы и т.д. Кроме того, формирование экологической культуры обусловлено целым рядом факторов, таких, как влияние экологического сознания, действие системы воспитания и образования и им подобные. вопрос о факторах формирования экологической культуры неоднократно ставился в отечественной и зарубежной философии. Этот вопрос обрел новое значение в связи с принятием концепции устойчивого развития в качестве основной глобальной и национальной социально-экологической стратегии.

Традиционно среди факторов формирования экологической культуры первое место отводится экологическому просвещению.

 Экологическое просвещение обучающихся в процессе обучения истории и обществознания связано, прежде всего, с формированием у учащихся:

• представления о природе как естественной основе жизнедеятельности человеческого общества;

• что человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную среду, порой отрицательно воздействуя на многие природные процессы;

•представления учащихся о правах граждан в сфере экологической безопасности и об обязанностях граждан в области охраны природы.

Нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Преподавание курсов истории и  обществознания должно способствовать формированию гражданских компетентностей, в том числе – экологического сознания.

Формирование экологического образования и воспитания может быть  реализовано на разных этапах  урока:

- при изучении нового материала;

- при актуализации и закреплении знаний;

  • на обобщающих и интегрированных уроках;
  • научно- практических конференциях.

Посредством  различных  приемов  и  методов:

  • технологии критического мышления, групповой работы, анализом текстов, работой с терминами,  выполнением  экологических  заданий,  тестов,  выступлением  с  докладами и рефератам  и, написанием сочинений -эссе.

Так, например, на уроках обществознания в 11 классе, посвященных проблемам воздействия человека на природу, охране природы в качестве закрепления старшеклассникам можно предложить составить кластер на тему «Экологическое право». Такое задание дает возможность представить большой объем информации, проследить причинно-следственные связи. В процессе работы над кластером активизируется деятельность учащихся, они учатся работать в группе, оценивать результат, как своей деятельности, так и деятельности своих товарищей.

На таких уроках дети с удовольствием работают с текстом параграфа, тематическими статьями, используя прием «Верные и неверные утверждения», «Тонких и толстых вопросов». Данные приемы помогают научить ребят думать над прочитанным, понимать прочитанное. Толстые вопросы выводят ученика на более высокий уровень мышления (сравнение, анализ, синтез, оценка).

Ещё один приём «Перекодирование информации» – перенос информации из одной формы её представления в другую, например:

- трансформация вербальной информации  (текст, предложение, слово);

-  в невербальную  (картинка, схема) или наоборот.

В 8 классе на уроке обществознания по теме «Человек, природа, общество», где восьмиклассникам дается представление о взаимосвязи человека, общества, природы, их взаимозависимость и специфические особенности, а также происходит формирование экологической культуры подростка, возможна работа с 42 статьей Конституции РФ, где закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду. Дети, познакомившись с содержанием, обсуждают соответствующие теме урока вопросы. Например: «Что вам известно о мероприятиях по защите окружающей среды?» и др. В качестве домашнего задания можно предложить проектную работу: собрать материал об экологических нарушениях в городе, микрорайоне и их последствиях, разработать программу их предотвращения.

На  уроках  обществознания,  говоря  о  современных  цивилизациях,  важно  показать  острую  проблему  нашей  эпохи:  разлад  в системе  человек-природа.

Если  в физике  и химии  следует  рассматривать  отдельные  проблемы  социальной  экологии,  то при изучении курсов  истории  и  обществознании  предоставляется возможность рассмотреть глобальные проблемы  человечества и проблемы устойчивого развития. Тема  экологии органично легла в  основу обществоведческих курсов. Такой подход позволяет говорить о системе в  работе учителя обществознания,  где  главную  идею  курса  можно  выразить следующими словами: «Надо изучать и знать законы природы и общества, в котором  ты  живёшь,  уметь  быть  самостоятельным  в  поступках».  

Следовательно, экологические проблемы становятся  предметом  исследования  не  только естественных, но и общественных наук. Школьный  курс  обществознания  дает  возможность  раскрывать  сущность человека через его отношения с природой -от постановки вопроса о месте человека среди  других  обитателей  планеты  до  раскрытия  возможных  последствий  той деятельности человека в природе, которая принципиально отличается от поведения и действий других живых существ.

Изучая тему «Экологический  кризис», затрагиваем  вопросы  негативного воздействия человека на природу, что он сам становится жертвой необдуманных действий; возрастания масштабов производственной деятельности человека -одной из главных причин экологического кризиса; необходимого разрешения противоречия «природа -производство».

Экологическому  образованию  и  воспитанию  на  уроках  обществознания способствует  использование  материала  наук,  имеющих  экологическую направленность (социальная антропология, социальная экология и экологическая этика). Таким образом, у детей формируется убеждение, что проблема защиты и совершенствования человеческой среды обитания зависит от гармонии отношений «человек -природа», от экологической культуры каждого человека в обществе.

Источники

  1. Алексеев С.В. Формирование экологической культуры как механизм социализации подрастающего поколения // Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова — М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008. С. 15-25. Режим доступа http://www.ecopolicy.ru/upload/File/Books/Proekt_posobiya_MA_cultura_2009.pdf
  2. Даймонд Дж. Ружья, микробы и сталь: судьбы человеческих обществ. Пер. с англ. М. Колопотина. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: CORPUS, 2010. – 720 с.
  3. Повестка дня на XXI век // Организация Объединенных Наций: официальный сайт/ Документы/ Декларации и конвенции/ Декларации. URL:  режим доступа- http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml (дата обращения: 29.08.2020).
  4. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 27, 13.09.2020 /Философские науки Громов Егор Валерьевич (Кандидат философских наук) Режим доступа - https://novaum.ru/public/p1876
  5. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на

уроках обществознания. Москва, «Русское слово», 2008. Режим доступа - https://search.rsl.ru/ru/record/01004151090


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания              ...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания

В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных. В процессе воспитания личности исключительное знач...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности

В материале представлен опыт духовно-нравственного воспитания на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности, через интеграцию содержания школьного исторического образования и отечест...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»

На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»

На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания"

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания на тему: "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания" данная работа предлогает ряд мероприятий по воспитанию толер...

Статья на тему "Воспитание этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося на уроках истории и обществознания".

Статья для участия в XII Всероссийской научно - практической  конференции: "Поликультурное образование: опыт и перспективы"....