Разработка урока литературы в 6 классе по роману А.С. Пушкина «Дубровский»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Ляхова Татьяна Ивановна

Тема урока: Ссора друзей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_dubrovskiy_ssora_druzey_.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы в 6 классе по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

Тема урока: Ссора друзей

Цели урока: Начать работу над романом Пушкина «Дубровский», учить определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные УУД:

1.Умение определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров.

2.Устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей.

3.Характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.

Метапредметные УУД:

1.Умение формулировать цели и задачи своей учебной деятельности, оценивать ее результативность, осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

2.Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, свободно ориентироваться и воспринимать текст художественного произведения.

3.Умение производить мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизацию.

4.Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; воспитание толерантности, умения общаться.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение навыками монологической и диалогической речи.

Формы: коллективная, индивидуальная, парная

Методические приемы: 

анализ проблемного вопроса, исследовательская работа, аналитическое прочтение произведения;

беседа;

литературный эксперимент;

устное монологическое высказывание;

составление сопоставительной таблицы.

Эпиграф к уроку:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется…

Ф.И.Тютчев

Ход урока

I.Организационный момент.

Приветствие, настрой на урок.

II.Проверка домашнего задания (Перечитать 1-3 главы романа «Дубровский», фронтальный опрос):

-Кто из героев вам понравился и почему?

-Кто вызвал неприязнь и почему?

III. Актуализация (беседа).

На слайде пословицы:

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Слово не стрела, но пуще стрелы ранит.

От одного слова да на век ссора.

- Прочитайте пословицы.

- Какой темой они объединены?

- Приходилось ли вам ссориться с кем-нибудь?

- Как вы думаете, почему люди ссорятся?

- Можно ли избежать ссор?

- А теперь попробуйте объяснить смысл эпиграфа к уроку. 

-Что такое истинная дружба? Как научиться её беречь?

IV. Целеполагание. (Совместная формулировка темы, целей урока)

- Исходя из всего нами сказанного, предложите тему урока.

- Что по этой теме вам необходимо «Знать» и «Уметь»

(«Ссора друзей». Знать: термины, содержание глав, приемы характеристики героя; уметь: работать с текстом, давать характеристику героя, отвечать на вопросы)

V.Изучение нового материала.

-Ребята, перед вами лежат оценочные листы, в процессе выполнения заданий производите по ключу само- и взаимопроверку, само- и взаимооценку.

№ п/п

Задание

Форма проверки, оценки

Балл

1

Литературный эксперимент

Самопроверка

самооценка

Максимальный 7

2

Сравнительная характеристика героев

Взаимопроверка

взаимооценка

Максимальный 18

3

Ответы на вопросы

Самопроверка

самооценка

Максимальный 1

Итого 26

«5» - 24-26

«4» - 20 -23

«3» -13-19

«2» - 0-12

1.Литературный эксперимент (индивидуальная работа; самопроверка, самооценка)

-А сейчас мы с вами проведём небольшой литературный эксперимент. Готовы?

-Прочитайте отрывки из произведения (раздаточный материал), восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:

«Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал  знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного. Он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума.» (Кирила Петрович Троекуров)  

«Отставной поручик гвардии владел ______________(семьюдесятью) душами. С расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и  поселиться в остальной своей деревне… Остался  беден и независим». (А.Г.Дубровский)

-Как вы думаете, почему именно эти цитаты я взяла в качестве эксперимента?

-Какова их  роль в 1й главе?

-Какие события являются центральными? (ссора, конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского).

Усвоение в ходе беседы литературоведческого термина.

- Запишите в тетради по литературе следующий термин:  

Конфликт – это столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.

- Что же может стать причиной ссоры людей? (Разные характеры, интересы, привычки, цели и т.д.)

2. Составление сравнительной характеристики героев (работа в паре; взаимопроверка, взаимооценка)

-Вы прочитали первые главы романа А.С. Пушкина «Дубровский». Герои произведения – хорошие старые друзья, между которыми происходит ссора. Что же привело их к этому? Чтобы разобраться в причинах конфликта между двумя помещиками, необходимо понять их характеры, взгляды на жизнь, изучить их быт. А для этого нам нужно будет составить сравнительную характеристику Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова. (Взаимопроверка, взаимооценка по ключу на слайде)

(раздаточный материал)

Сравнительная характеристика

Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова.

Кирила Петрович Троекуров

Андрей Гаврилович Дубровский

Воспитание

Семейное положение

Название поместий

Описание дома, двора

Социальный статус

Чин

Материальное положение

Поступки

Речь

Ключ

Кирила Петрович Троекуров

Андрей Гаврилович Дубровский

Воспитание

Родились в одном сословии, воспитывались одинаково

Родились в одном сословии, воспитывались одинаково

Семейное положение

Вдовец, имеет дочь

Вдовец, имеет сына

Название поместий

Покровское

Кистеневка

Описание дома, двора

«…в одном из своих поместий…», «…пространных его владений…»

Поселился «в остальной своей деревне», домишко

Социальный статус

«старинный русский барин»

Обедневший помещик

Чин

Генерал-аншеф (высший генеральский чин)

Отставной поручик гвардии

Материальное положение

«Его богатство, знатный род, связи давали ему большой вес в губерниях…» Имел 3 тысячи душ.

«беден и независим», 70 душ

Поступки

«Выказывал пороки человека необразованного» «привык давать волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».

«нетерпеливость и решительность характера», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира.

Речь

Надменна

Прямо высказывал свое мнение

 

Вывод

Троекуров выказывал все пороки человека необразованного. Общественный вес и готовность всех угождать ему развили в нем такие качества, как самолюбие, надменность и праздность. Несмотря на бедность, Дубровский не теряет человеческого достоинства. Дубровский - исключение из общего правила. Он не ищет выгоды от дружбы с Троекуровым.

-Почему же «нечаянный случай все расстроил и переменил»? (Перечитайте эпизод от слов «Раз в начале осени…» до слов «Но мысли его вскоре приняли другое направление…»). Кто виноват в ссоре между Дубровским и Троекуровым? (Троекуров – стал смеяться над дерзкой шуткой псаря, дерзкое замечание которого льстило его самолюбию. Кирила Петрович не понимает, что оскорбил Дубровского. Троекуров обошелся с ним так, как обычно обходился со всеми. Псарь– осмелился унизить лучшего друга хозяина, обидно пошутив. Он привык рассчитывать на покровительство барина и уверен в безнаказанности. Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила.  В письме Дубровский требует невозможного — равенства с самим Троекуровым. Этого простить Кирила Петрович не может. Поэтому, уязвленный вызывающим поведением Дубровского, решает не просто отомстить бывшему другу, а уничтожить его. Троекуров выбрал самый подлый способ мести – он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища, пользуясь услугами судейского заседателя Шабашкина, который специально заезжает к Троекурову узнать, нет ли каких приказаний, отвешивает поклон за поклоном, ожидая изъявления воли барина. Поэтому Троекуров уверен, что его планы осуществятся. Дубровский осмеливается защищать свое достоинство и чувствовать себя равным Троекурову, а представитель власти Шабашкин подобострастно служит Троекурову. Дубровский ведет себя независимо и гордо, а «власть» перед Троекуровым – на коленях. В этом драматизм положения А.Г. Дубровского, посмевшего нарушить «общий закон»).

3.Ответы на вопросы (самостоятельная работа; самопроверка, самооценка по ключу)

По рядам

1 ряд: Что явилось причиной ссоры Дубровского и Троекурова? (Стремление человека, имеющего чувство собственного достоинства нарушить несправедливый социальный закон.)

2ряд: Кто же одержал победу в ссоре: Дубровский или Троекуров? (Победил Троекуров. Он отнял у Дубровского имение. После ссоры с Троекуровым Дубровский тяжело заболел и умер. Но он не испытывал радости от этой победы. Ведь Троекуров потерял друга. Его мучает совесть, он утратил душевное спокойствие.

3ряд: В чем же тогда состоит победа Троекурова, если он потерял больше, чем приобрел? (Когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно.)

VI. Рефлексия. Ребята, сегодня на уроке вы работали хорошо. Мы с вами выяснили, какие острые нравственные вопросы, волнующие людей и сегодня, поставил А.С. Пушкин в романе. Так что же такое истинная дружба? Как  научиться её беречь?

(Дружба - это умение быть чутким и внимательным, умение прощать, способность понять и принять другого таким,  какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому-то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того,   обидеть   близкого,   родного   человека.   И   в   этой   ситуации   самое   главное - вовремя   остановиться,   осознать   свою   ошибку   и исправить ее. )

А мне бы хотелось, чтобы вы помнили эпиграф к уроку и задумывались о том, как ваше  слово отзовется.

- А теперь обратимся к оценочным листам, оцените свою работу за урок. Сдайте листы.

VII. Домашнее задание: Перечитать главу вторую; подумать над ответом на вопрос «Как возникло судебное дело о Кистенёвке и как свершился неправый суд?» Подготовиться к тестированию по 2 главе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые тестовые задания (технология уровневой дифференциации) для проведения урока контроля в 6 классе по роману А.С. Пушкина "Дубровский"

Применяя на уроках литературы и русского языка технологию уровневой дифференциации, можно достичь положительных результатов в развитии учебных возможностей всех учащихся....

тест по литературе 6 класс по произведению А.С.Пушкина "Дубровский".

Итоговая контрольная работа  роману А.С. Пушкина «Дубровский». Задания с выбором ответа...

Разработка урока литературы 6 класс "Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского"

Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский". Технолия - проблемное обучение....

Технологическая карта урока литературы "Роль книг в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Урок помогает раскрыть значение книг в воспитании героев романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....

Открытый урок литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина "Дубровский". Тема : "Смысл финала романа "Дубровский""

Данный урок был проведен как заключительный , на котором учащиеся анализировали поведение главных героев романа, столкнувшихся с нравственным выбором....

Технологическая карта урока. Образ «благородного» разбойника по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

На уроке рассаматривается проблема совместимости офицерской чести и разбоя. Образ «благородного» разбойника по роману А.С. Пушкина «Дубровский»....