Технологическая карта урока. Образ «благородного» разбойника по роману А.С. Пушкина «Дубровский».
план-конспект урока по литературе (6 класс)

На уроке рассаматривается проблема совместимости офицерской чести и разбоя. Образ «благородного» разбойника по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_1.docx48.27 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 6 классе

Тема урока: Проблема совместимости офицерской чести и разбоя. Образ «благородного» разбойника по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

Тип урока: проблемный семинар (урок)

Цели урока:

Обучающая: через анализ прозаического текста подвести учащихся к пониманию своеобразия пушкинской трактовки художественного типа “благородный разбойник”.
Развивающая: развить у учащихся навыки самостоятельного постижения и восприятия текста; совершенствование навыка выразительного чтения, составление кратких пересказов.
Воспитательная: формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения понятий благородство, мужество, выдержка, справедливость, чуткость.

Проблема урока: Совместимы ли понятия «благородный» и «разбойник»?

Оборудование: авторский цифровой ресурс в виде слайдовой презентации, ноутбук, медиапроектор, карточки с заданиями.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

До урока

Домашнее задание

(Записано на доске)

Написать сочинение-миниатюру «Благородный человек-это…»

Записывают задание в дневник

Самостоятельная работа

Познавательные

(выделяют главное)

Коммуникативные (умение излагать свое мнение)

Развитие речи учащихся

#1054;ргмомент

(1 минута)

Приветствие.

- Готовы к уроку, учебники, тетради?

Проверка готовности к уроку

Регулятивные

Волевая саморегуляция

Личностные: смыслообразование

Создание положительного настроя

2. Мотивация

Целеполагание

(4 минуты)

Информатор – организатор

Здравствуйте, ребята! Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Оноре де Бальзака: “ К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”, и чтобы вы смогли самостоятельно сформулировать тему нашего урока, давайте подумаем

1)какие чувства могут быть благородными?(Любовь, милосердие, доброта, справедливость)

2) какие действия могут быть благородными? (защита, забота, опека, помощь..)

Т.о. Бальзак сожалеет, что эти качества и понятия не всегда совпадают в людях. А если вы соотнесете это высказывание с романом «Дубровский», как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Какое несовпадение мы наблюдаем, анализируя текст романа?

(странное сочетание в Дубровском качеств офицера и разбойника)

Тема нашего урока : Проблема совместимости офицерской чести и разбоя. Образ «благородного разбойника».

Запишите дату, тему урока и эпиграф (его мы записываем в правом углу тетради).

Итак, сегодня мы обращаемся к одному из замечательных произведений А.С. Пушкина – роману “Дубровский”.

- Ребята, мы должны определить черты такого литературного типа, как “благородный разбойник”; постараться понять, что такое благородство, разбой; подумать, совместимы ли эти понятия.

Активное слушание, записи в тетради

Вводная беседа

Регулятивные: определение учебных задач, постановка целей, проблемы урока

Определение темы, цели и проблемы урока

#1055;роверка домашнего задания

(3 минуты)

- Дома Вы должны были ответить на вопрос: «Почему роман назван «Дубровский»? Ваши варианты.

- Правильно, роман назван по имени главного героя, и, возможно, Пушкин действительно при выборе фамилии героя думал и о дубе(крепкий, сильный, надежный), и о дубравах, окружающих Москву…

Анализ своей работы

Беседа

Самооценка,

самоконтроль

Познавательные

Коммуникативные:

Регулятивные

Умение анализировать, выделять главное

Самостоятельно выделять главное

#1057;одержательный этап

Лексическая работа

(5 минут)

Анализ эпизодов, представляющих героя в роли «благородного» разбойника

(10 минут)

Мы постараемся определить основные качества характера главного героя. Характер героя проявляется в поступках и взаимоотношениях с другими людьми.

  • При каких обстоятельствах мы знакомимся с главным героем?стр 137 (Глава 3, 3-ий абзац: “Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания и молодой человек получал из дому более нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости”).

Как данный отрывок характеризует Владимира Дубровского? (Молодой повеса -Он хочет жениться по расчету. С чего же начинается для читателей характеристика Владимира Дубровского? С хороших его качеств? Рассказчик рисует нам обычного дворянского сынка, мечтающего поправить свои дела не за счет своих достоинств и трудов, а за счет женитьбы.)-Типичный образ жизни обычного дворянского сынка.

- Давайте определим значение слов благородство, выдержка, мужество, чуткость ЧЕСТьРасточительный Честолюбие

- Запишите значение этих слов в тетрадь

  • Как развиваются дальше события в жизни молодого человека?(получает письмо)
  • Какие чувства охватили Д. при получении письма ? (волнение, он уважает своего отца-беспокойство об отце, тягостные размышления)
  • Получив письмо из дома, Владимир решает немедленно вернуться домой в Кистеневку. Каким предстает герой в этом эпизоде?( Он же честолюбив и вдруг – в отставку. Это серьезное решение, мужественное. О каких чертах характера оно говорит? О благородных. Любящий сын).
  • Вы сказали о том, что Владимир едет домой. В каком состоянии он застает имение и отца?
  • Что дальше происходит с отцом? С имением?
  • В конце пятой главы Дубровский готов смириться, а в шестой главе он решает сжечь свой дом. Почему? Вот видите, сначала ему вроде бы все равно, он смиряется, а затем он понимает, что не может отдать родной дом, родные вещи на поругание. Найдите это место в тексте.

Дубровский решает отомстить. Почему Дубровский не хочет убивать судейских?(Не приказные виноваты)

  • А почему тогда Архип хочет их убить?
  • .«… Слыхано ли дело, - подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора… Эк они храпят, окаянные; всех бы разом, так и концы в воду».
  • У. И в то же время Архип спасает кошку. (Все сложно в человеке… Кошка для Архипа – «Божия тварь», а подьячие как бы и не люди.)
  • Как относятся к молодому хозяину дворовые крестьяне? Почему крепостные пошли за барином? (Добрый, справедливый, обиженный, жалко его!-свойство души русского человека!)
  • Как решает осуществлять Дубровский стремление отомстить? (он собрал шайку, грабящую богатых путешественников).
  • Зная, кто был главным врагом Дубровского, чему удивлялись окружающие и радовался сам Троекуров? Что заставило Дубровского отказаться от коварного плана – уничтожить Троекурова, заклятого врага? (Влюбленность).
  • Даже став разбойником, Дубровский остается служителем правды и чести. Вспомните рассказ Анны Савишны Глобовой (глава 9) Какие качества характера проявились в этом эпизоде? (Благородство).
  • Народ идеализировал разбойников, видел в них борцов за волю, за свободу, за освобождение от ненавистных угнетателей. А разбойников-душегубов народ осуждал. А с точки зрения рассказчика Пушкина, разбойники - благородные люди? Они только грабят? Не убивают?
  • А когда Верейского вытащили из кареты?«Над ним засверкали ножи».
  • Ясно, что разбойники не остановятся перед убийством, и это вряд ли может нравиться рассказчику. Но отношение рассказчика к разбойникам сложное: он видит в них людей, способных на благородные поступки, на верность, дружбу, защиту.
  • В последней главе мы видим описание лагеря разбойников, в котором царствовало «странное молчание»? Разбойники понимали, что их ждет. Долго так продолжаться не могло.
  • Ну а если уж говорить о благородстве, то кто среди разбойников был единственно благородным. Почему? Дубровский. Ведь он «нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет».
  • Более того, он утверждал, что так как «сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища». Вот такой благородный разбойник, особенный.. Возможно ли встать на путь разбоя и остаться «благородным»?
  • Далее Пушкин нам показывает бой разбойников с царскими войсками. Из кого состояли войска? (Из солдат).
  • А солдаты - это бывшие крепостные крестьяне. И разбойники - такие же крестьяне - их убивают. А Дубровский? (Он руководит боем, убивает офицера.)
  • И Дубровский обагрил свои руки кровью, и он, который когда-то не хотел обидеть товарища-офицера, убивает офицера.

Итоги беседы.

Качествами характера Дубровского (запишите в тетрадях) являются:

Деятельностные формы:

Наблюдают, анализируют

2 ученика работают с электронной версией словаря С.И.Ожегова и озвучивают значения слов

Анализируют

Анализируют эпизоды текста,

Краткий пересказ

Эвристическая беседа

Выразительное чтение

Работа с текстом

Эвристическая беседа

Пересказ эпизода

Познавательные

Умение анализировать (выделять главное в тексте)

Развитие речи учащихся

Овладение нравственными понятиями

Определение мотивов и поступков героя

Рассуждения учеников с приведением аргументов из текста.

(3 минуты)

4. Возвратимся к эпиграфу “К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”. Доказывает ли содержание романа высказывание Оноре де Бальзака?

Анализируют

Обобщающая беседа

Коммуникативные (умение излагать свое мнение)

Релаксация

(3 минуты)

Метод «Дирижер»

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все ваше тело. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

Выполняют релаксационные действия, слушают классическую музыку (Вивальди «Времена года: весна»)

Снятие умственного напряжения, возможность дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.

Лексическая работа

(4 минуты)

Творческая работа (составление синквейнов)

(6 минут)

Пушкин следует литературной традиции, изображая образ “благородного разбойника”. Литературный тип “благородного разбойника” возник в романтической литературе. Это человек благородного происхождения(дворянин), который в силу различных обстоятельств оказывается вне закона, становится разбойником. Представитель высшего сословия превращается в изгоя, отверженного. Как правило, мотивами такого превращения являются оскорбление, унижение или обида. “Благородные разбойники” борются за справедливость, мстят своим обидчикам. Это по-настоящему благородные люди, жертвующие своим общественным положением ради чести и торжества справедливости.

- Кого вы можете вспомнить из мировой литературы?

А теперь разберёмся в лексическом значении ключевых слов темы. Какого человека мы называем разбойником?

Посмотрим, какие определения дает С.Ожегов в своем толковом словаре.

Благородный

  1. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.
  2. Исключительный по своим качествам, изяществу.
  3. Дворянского происхождения, относящийся к дворянам (устар.).
  4. Употр. в составе различных терминов для обозначения чем-н. выделяющихся разрядов, пород. Б. металлы, б. олень.

Разбойник

  1. Человек, который занимается разбоем, грабитель. Перен.: отъявленный негодяй (разг.).
  2. Шалун, баловник, негодник (обычно в обращении) (разг.).

И здесь, ребята у меня зародилось сомнение “Можно ли назвать разбойника благородным?”

- Рассуждения ребят.

Введение термина ОКСЮМОРОН-оборот, состоящий из сочетания резко контрастных, внутренне противоречащих по смыслу слов (звонкая тишина, горькая радость)

А сейчас, ребята, выполним творческую работу в парах – составим синквейн .

Ребята зачитывают свои работы.

Попробуйте описать Дубровского с помощью синквейна.

- Итак, к какому выводу мы приходим?
-
Пушкин показал благородного разбойника, но в то же время подталкивает к мысли, что понятия “благородный” и “разбойник” трудно совместимы.
- Согласны ли вы с этим?

2 ученика работают с электронной версией словаря С.И.Ожегова и озвучивают значения слов

Анализируют, излагают свое мнение, аргументированно оценивают поступки героя и свои

Словарная работа

Аналитическая беседа

Синквейн

Познавательные

Личностные (нравственно-эстетическое оценивание)

Познавательные

(выделяют главное)

Коммуникативные (умение излагать свое мнение)

Развитие речи учащихся

Овладение нравственными понятиями

Каким представляется Дубровский в роли «благородного» разбойника

#1048;тоги урока

(3 минуты)

- Подводим итоги урока и возвращаемся к проблеме нашего урока. Главный герой, Дубровский, терпит поражение, потому что убийство солдат, офицера не укладывается в понятие чести и справедливости, которых он придерживался. Так Пушкин развенчивает миф “о благородном разбойнике”. Возможно, он хочет показать, что разбой может привести к убийству, что грех может породить еще больший грех.

На нашем занятии каждый проявил творчество. Мы составили синквейн, который помог вам выразить свое отношение к герою. Работа показала, что вы умеете определять основные черты героев, выделять основные действия, отражать суть действия или понятия.

Анализируют, излагают свое мнение, аргументированно оценивают поступки героя и свои

Обобщающая беседа

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Решение проблемного вопроса

#1056;ефлексия

(2 минуты)

Скажите, ребята, вам понравился урок?

А что именно понравилось?

А что не понравилось?

Кто был самым активным?

Какие оценки поставим?

Почему?

Выставление оценок.

Рефлексия и самооценка своей работы

Беседа

Учебно-интеллектуальные: оперирование понятиями;

Развитие аналитических способностей, самооценка

Самоанализ урока

В результате изучения данной темы планировалось, что у учащиеся сформируются следующие универсальные учебные действия:

  1. Познавательные, такие как умение находить (в учебниках, используя ИКТ) достоверную информацию, владеть смысловым чтением, анализировать.
  2. Регулятивные: умение определять цель, проблему в деятельности, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать.
  3. Коммуникативные: излагать свое мнение, понимать позицию другого (вести диалог с автором текста).
  4. Личностные: аргументированно оценивать свои и чужие поступки, вырабатывать уважительно-доброжелательно отношение к непохожим на себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока " Образ благородного разбойника в английской и русской литературе"

Целью данной разработки является проведение сравнительного анализа литературных произведений разных стран, объединенных общей тематикой....

Технологическая карта урока литературы "Роль книг в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Урок помогает раскрыть значение книг в воспитании героев романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....

Технологическая карта урока "Друзья и дружба в лирике А.С.Пушкина"

Технологическая карта урока литературы в 7 класса по программе Г.С.Меркина. Цель урока - знакомство с кругом друзей А.Пушкина и стихотворными посвящениями друзьям....

Технологическая карта урока по литературе: «В мире сказок А.С.Пушкина и В.А.Жуковского»

Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по предмету Литературное чтение. Тема: А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Поэма.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега Михайловича  по предмету Литературное чтение...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО ФГОС: А.С.Пушкин. Нравственные проблемы в повести «Пиковая дама»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО ФГОС:  А.С.Пушкин.  Нравственные проблемы в повести «Пиковая дама»...