Урок литературы в 6 классе "Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой"
материал по литературе (6 класс) на тему

Жабцева Галина Вячеславовна

Урок изучения нового материала с элементами ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx35.47 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»

Цели урока: знакомство с А.С. Пушкиным, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ рассказа, обучение навыкам выразительного чтения, чтении по ролям, инсценировки, развивать самостоятельную поисковую деятельность учащихся, создавать возможность «погружения в текст»; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков; развивать навыки работы в группах; развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Средства обучения:

  1. Вербальные средства (учебники, справочная литература, иллюстрации, дидактические материалы, толковый словарь С.И.Ожегов,  репродукции картин
  2. Технические средства обучения (ИКТ, ).

Литература:

  1. А.С. Пушкин. Роман «Дубровский».
  2. История русской литературы XIX века. 1800-1830 гг. / Под ред. В.Н. Анашкиной, С.М. Петрова.
  3. Кутузов А.Г. , Гутов А.Г., Колосс Л.В. Как войти в мир литературы. 6 класс / Методическое пособие. М., 2009.
  4. Н.В. Егорова. Литература, 6 класс. Поурочные разработки. М., 2008.
  5. Литература в 6 классе «Урок за уроком». Б.И. Турьянская, Изд-во: Москва, 2002.
  6. Игровые уроки по литературе 6 класс. В.А. Малюгина, О.Г. Черных, Москва «Вако», 2009.
  7. Поурочное планирование по литературе к учебнику-хрестоматии В.П. Полухиной и др. «Литература 6 класс», Москва, «Экзамен», 2006. О.А. Еремина.
  8. Литература. 6 класс М.: «Просвещение», 2010 г. в двух частях. Авторы-составители: В.П. Полухина, В.Я. Коровина,

В.П. Журавлёв, В.И. Коровина.

Словарная работа: (Словарь Ожегова).

  1. Любовь - глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности (к родителям к детям, близким); постоянная сильная склонность, увлеченность; пристрастие, вкус к чему-то; интимные отношения и др.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

2. Актуализации знаний, полученных на прошлых уроках

Мы продолжаем разговор о судьбах главных героев романа А.С. Пушкина «Дубровский». На прошлом уроке мы говорили о вопросах чести в произведении.

Беседа.

Что же помешало совершить кровавый подвиг Владимиру Дубровскому?

(- Любовь)

К кому же испытывал романтические чувства Дубровский?

(- к Маше Троекуровой)

- Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока?

(Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдет о спасительной силе любви, которая помогает выжить в сложный ситуациях и сохранить свою честь.)

- Давайте вместе попробуем сформулировать тему нашего урока.

«Любовь главных героев»;

(«Романтические отношения Маши и Владимира»;

«Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»)

УЧИТЕЛЬ: Теперь, когда мы определили тему урока, скажите, пожалуйста, что нам нужно сделать на уроке?

  • Продолжить исследование (анализ) текста.
  • Понять взаимоотношения Маши и Владимира
  • Учиться подтверждать ответы цитатами.
  • Понять что такое романтическая любовь.
  • Воспитывать в себе «чувства добрые».

  • УЧИТЕЛЬ: Сейчас я порошу одного ученика найти определение слова любовь в толковом словаре. А пока она это делает. Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово любовь?

Работа со словарем, высказывание личного мнения.

В словаре 6 определений этого слова, но для нас более подходит следующее:

Любовь - глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

УЧИТЕЛЬ: Красивое высокое чувство, точное определение которому еще не смог дать никто. Но люди знают, что оно сильнее смерти, прекраснее жизни.

Избранница Дубровского – Маша Троекурова. Кто же такая Маша, которую полюбил Владимир?

Я дочь богатого дворянина Троекурова Кирила Петровича – Марья Кирилловна. Мне 17 лет. Я знаю, что папенька меня любит безумно, угождает малейшим прихотям. Но порой он пугает меня своим суровым, иногда жестоким обращением. Поэтому я никогда не высказывала ему доверия, хотя и привязана к нему. В нашем доме очень редко бывают жены и дочери соседей, поэтому у меня нет подруг, и я провожу дни в одиночестве, читая французские романы, в которых рассказывается о любви, красивой и возвышенной

УЧИТЕЛЬ: Можно ли любовь Владимира назвать возвышенной и красивой? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к гл. XII.

Прочитайте самостоятельно и найдите те слова, которые помогут ответить на этот вопрос

«как небесное видение», «видеть ваше белое платье», «следовал за вами», «счастливый мыслью»

«Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства. Целые дни я бродил около садов Покровского в надежде увидеть издали ваше белое платье. В ваших неосторожных прогулках я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно».

УЧИТЕЛЬ: Прощаясь, ему хочется услышать следующее:

Читает учитель: стр. 134

Тут раздался легкой свист - и Дубровский умолк. Он схватил ее руку и

прижал к пылающим устам. Свист повторился. - Простите, - сказал Дубровский,

- меня зовут, минута может погубить меня. - Он отошел, Марья Кириловна

стояла неподвижно - Дубровский воротился и снова взял ее руку. - Если

когда-нибудь, - сказал он ей нежным и трогательным голосом,- если

когда-нибудь несчастие вас постигнет и вы ни от кого не будете ждать ни

помощи, ни покровительства, в таком случае обещаетесь ли вы прибегнуть ко

мне, требовать от меня всего - для вашего спасения? Обещаетесь ли вы не

отвергнуть моей преданности?

В средневековой Европе существовала традиция рыцарски служить своей даме, не требуя от нее ничего, кроме того, чтобы дама принимала преданность своего рыцаря.

( сообщение ученика о  рыцарях)

стихи. Это мужественный, сильный настоящий воин, который придерживается рыцарской присяги, то есть: быть бесстрашным, рисковать за веру, охранять вдов и сирот,  для спасения невиновного идти на поединок, посещать турниры только ради воинских занятий, почтительно служить императору в мирских делах, жить безупречно перед Господом и людьми, бороться против зла, быть щедрым, правдивым, держать слово, любить Родину.

Для рыцаря было несколько важных вещей — это вера, честь, дама сердца.

Честь заключалась в соблюдении присяги и морального кодекса. Никто не имел права опорочить честь рыцаря без последствий. Воин должен был отстоять свою честь и мог вызвать соперника на поединок.

Одной из самых романтических сторон Средневековья был феномен «прекрасной дамы». Это был настоящий «культ» любви, причем любви в основном духовной, платонической. Любовь стала служением «прекрасной даме», поклонением ей. Дама сердца была для рыцаря неземным созданием, воплощением божества. В кодексе рыцарской любви центральное место занимали ратные подвиги в честь «прекрасной дамы» и ее прославление. Любовь рыцаря была чувством идеально-возвышенным и утонченным. Рыцарь сражался на турнирах, прикрепив перчатки своей дамы к шлему и прибив к щиту табличку, которая возвеличила ее, и ее красоту. И позже, в эпоху Возрождения, в честь прекрасной дамы складывались стихи и исполнялись серенады.

УЧИТЕЛЬ: Дубровский понимает, что Марья Кириловна не может стать его женой. Он хочет лишь служить ей и просит, чтобы она не отвергала его помощь. Такую любовь мы сейчас называем романтической, ту любовь, которую и ждала Маша.

Но Троекуров отнял имение у Дубровских, в результате чего Андрей Гаврилович заболевает и вскоре умирает, Владимир становится разбойником.

Сейчас вам придется ответить на очень сложный, взрослый, вопрос. Как вы думаете, влюбившись в Машу, не предал ли Владимир память отца, отказавшись от мести?

Владимир хотел совершить «кровавый подвиг», т.е. убить. Мстить, значит, запятнать свое честное имя, встать на путь бесчестья, стать таким же, как Троекуров

УЧИТЕЛЬ: В сборнике афоризмов «Максимы», составляющих кодекс житейской философии французский писатель Франсуа де Ларошфуко (15.09.1613 — 17.03.1680) утверждает: «Пока люди любят, они прощают».

Разве В. Дубровского можно назвать слабым? Нет. Поэтому и сам Дубровский называет свое желание мстить - безумием. Иными словами, любовь подводит его к христианской заповеди: не отвечай на зло злом, прощай врага своего, не убий. Дубровский сумел сделать самое главное: среди бед, которые ему пришлось пережить, он остался человеком чести.

УЧИТЕЛЬ: И именно к нему обращается за помощью Маша, когда это стало необходимо.

Что произошло в жизни Маши, после чего она вынуждена была прибегнуть к помощи Дубровского

Князь Верейский посватался к Маше, и ее отец Троекуров соглашается на этот брак.

УЧИТЕЛЬ: Почему Троекуров соглашается на этот брак?

«Но прежде просил Кирила Петровича приехать к нему в гости с Марьей Кириловной - и гордый Троекуров обещался, ибо, взяв в уважение княжеское достоинство, две звезды и 3000 душ родового имения, он до некоторой степени почитал князя Верейского себе равным».

УЧИТЕЛЬ: И как значительна его фраза: «Вот тебе жених, КНЯЗЬ тебя сватает».

УЧИТЕЛЬ: А как же Маша воспринимает известие о сватовстве? (Гл. XIV)

А как же Маша воспринимает известие о сватовстве? (Гл. XIV)

Пошла, пошла, пошла, - сказал Кирила Петрович, - осуши свои слезы, и

воротись к нам веселешенька. Они все плачут при помолвке, - продолжал он,

обратясь к Верейскому, - это у них уж так заведено... Теперь, князь,

поговорим о деле - т. е. о приданом.

Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя

женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным -

брак пугал ее как плаха, как могила... "Нет, нет, - повторяла она в

отчаянии, - лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского".

Кн. Верейский стар, он старше Маши на 33 года, она его не любит…

УЧИТЕЛЬ: В своем романе Пушкин затрагивает очень важную проблему, существовавшую во все времена: проблему неравного брака.

УЧИТЕЛЬ: Как вы понимаете, что такое неравный брак?

Брак по расчету, когда женятся старый и молодой.

Как много горя и жестоких страданий приносили подобные браки своим жертвам! Сколько глубоких трагедий породили они в прошедшие времена! Тема неравного брака не случайно прошла через все русское искусство.

С огромной силой отражена трагедия русской женщины в ряде произведений великих писателей, например:

А. Н. Островский – «Бедная невеста», «Бесприданница»,

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад».

Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».

И.С.Тургенев «Первая любовь».

А.П. Чехов «Анна на шее».

Л.Н.Толстой «Анна Каренина» и др.

Например, в романе А. Пушкина «Евгений Онегин» няня, женщина из простого народа, рассказывает о себе главной героине Татьяне Лариной:

…и наконец

Благословил меня отец.

Я горько плакала от страха,

Мне с плачем косу расплели

Да с пеньем в церковь повели.

«Я горько плакала, расплели, повели» - какое бесправие, какая безысходность!

Действительно, горькой была судьба русской женщины, не зависимо оттого, бедная она или богатая.

Эта тема занимала особое место, как в зарубежной, так и в русской живописи. Давайте посмотрим на интерактивную доску:

Наиболее значительным произведением является картина Василия Владимировича Пукирёва — «Неравный брак» (1862, Третьяковская галерея), в которую он вложил себя — весь отпущенный ему талант и душевную силу. Эта картина – горячий протест против бесправия женщины и превращения брака в коммерческую сделку.

Это связано с бесправным положением женщины в русском обществе ХIХ века.

(Василий Владимирович [1832, с. Лужники, ныне Тульской области, — 1(13).6.1890, Москва], русский живописец. Василий Владимирович Пукирёв — известный русский живописец, прославился картиной "Неравный брак", написанной в 1862 году.)

Сейчас учащиеся подготовили для нас небольшие описания картин, чтобы мы могли глубже прочувствовать весь трагизм неравных браков

Полутемная приходская церковь. Сильный поток света резко освещает центральную группу — жениха, невесту, священника и небольшую группу участников свадебного обряда, окруживших венчающихся.

Фигура старого жениха (важного генерала, судя по осанке, надменному выражению лица и ордену на фраке) под кистью Пукирёва превратилась в собирательный образ человека, далеко не глупого, но черствого эгоиста и холодного насмешника (стоит приглядеться, с каким ироническим пониманием и как безжалостно смотрит он на свою заплаканную невесту).

В невесте же бросается в глаза безвольная покорность своей безрадостной участи. В бессильно опущенной руке со свечой, в обреченном жесте руки, протянутой священнику, чтобы тот тяжелым обручальным кольцом навсегда сковал ее судьбу с этим чужим ей, нелюбимым человеком, даже в роскошном платье, в бриллиантах, во всем одно беспредельное несчастье. (Опустив заплаканные глаза с припухшими от слез веками, не глядя на священника, она на грани обморока.)

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

УЧИТЕЛЬ: Столкнувшись с бедой лицом к лицу, Маша пытается избежать горькой участи. Что она предпринимает, чтобы не стать женой нелюбимого человека?

  1. Пишет письмо Верейскому.
  2. Бросается в ноги к отцу и умоляет отказаться от данного слова.
  3. Зовет на помощь В. Дубровского.

УЧИТЕЛЬ: Вашим домашним заданием было подготовить пересказ той главы, в которой Верейский, получает письмо от Маши. Гл. XVI,

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Какого отношения заслуживает Верейский к себе?

Князь Верейский – жестокий и подлый человек, привыкший только к собственному благополучию.

УЧИТЕЛЬ: На примерах из текста мы увидели как Маша относилась к свадьбе с Князем Верейским. Но так, же нам важно понять какой ей представлялась перспектива замужества с Владимиром Дубровским? Найдите цитату из текста: Гл. XVII.

Главное было для нее: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для нее раем в сравнении со жребием, ей уготовленным. Она взглянула на кольцо, оставленное

ей Дубровским. Пламенно желала она с ним увидеться наедине и еще раз перед решительной минутой долго посоветоваться.

УЧИТЕЛЬ: Однако этому свиданию не суждено было состояться, т.к. Кирила Петрович приказал не выпускать дочь, она была под арестом.

А теперь для вас музыкальная загадка- закройте глаза и послушайте композицию

( «У церкви стояла карета»)

Скажите, что вы представили, слушая эту песню?

- Вот представьте невесту перед свадьбой. Как она себя ведет? Радость, ожидание чуда

- А как вела себя Мария Кириловна в день свадьбы? Когда ее наряжали? Когда благословлял папенька? Давайте найдем и прочитаем (с. 131).

Как можно прокомментировать этот отрывок? Ей безразличен ее наряд. Она все еще надеется, что свадьба не состоится.

- Какой увидел свою невесту князь Верейский в церкви? Как он к этому отнесся и почему? Он был поражен бледностью невесты и странным видом. Он знал, какая она может быть веселая, знал, что она любит другого, но отказываться от красивой, молодой и богатой жены не желал, он нисколько не был тронут искренним признанием Марии Кириловны, и это выдает в нем человека черствого и бесчувственного.

- О чем Машенька могла в этот момент думать?

- Действительно, о чем может думать совсем юная девушка, когда ее выдают замуж против воли. И вот Машу везут к венцу, Владимира все нет. Даже стоя в церкви, она не теряет надежды…

Найдем, как про это пишет Пушкин. (с.132)

- Какие слова говорят об отношении Машеньки к Верейскому?

Ответ ученика: «немилый супруг».

- Почему Пушкин подчеркнул бесчувственность ее взгляда, когда они вышли из церкви? 

Ответ ученика: Ей теперь все безразлично, ничто не может теперь ее развеселить.

- Где же Дубровский? Так сильно ждала его и надеялась на свое спасение Мария Кириловна? Дубровский в это время со своими сообщниками спешил на выручку своей возлюбленной, но он опоздал.

- Прокомментируйте эпизод нападения на свадебный поезд (с. 133) (Мария Кириловна отказывается бежать с Владимиром, она дала клятву перед Богом о верности своему мужу и не отказывается изменить ему, хотя всем сердцем и душой любит Дубровского, не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем. А все дело в морали, в чувстве долга и ответственности, на которых Маша выросла и которые прочно впитала в себя. Честь и долг для нее дороже любви. В этом и достоинство главной героини “Дубровского”, и жизненная драма.)

Какой же вывод можно сделать после всего сказанного?

Выводы: 

1) Любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кириловны не дали возможности им быть счастливыми

2) Дубровский – благородный и добрый человек, человечность в нем победила ненависть к Троекурову.

3) Он отказался от мести ради любви.

Подведение итогов

Слово учителя:

Роман этот любят во всем мире: под впечатлением этого шедевра художники рисуют, композиторы сочиняют музыку, режиссеры ставят спектакли и кино, поэты пишут стихотворения.
Давайте же мы прочтем стихотворение, которое вкратце напомнит сюжет романа.

Сегодня ночью я не спал,
Роман я Пушкина читал «Дубровский».
И надо мною дух летал,
Мятежный дух его и звал меня Дубровский…
Усадьбы жёг и в гневе я 
Богатых грабил, будто я — Дубровский.
И мною правил сатана
В безумной мести за отца — я был Дубровским.


А в доме Троекуровых
Мария у окна,
Прекрасная и юная
За старца отдана.
Напрасно ждёт, вдруг тень мелькнёт
Владимира в саду?… Всё кончено, любимая,
Я больше не приду.

Не знал, история твоя
Так сможет потрясти меня, Дубровский.
Ты близок мне и, как в аду,
Сегодня ночью я горю с тобой, Дубровский.
Твоя мечта, твоя судьба
С Россией венчана была, Дубровский.
Но в поле воином одним
Ты был наследный дворянин.
Ты проиграл, Дубровский

Домашнее задание   Написать продолжение романа «Дубровского» 25 предложений

Возможное продолжение

В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа. Расшифровка более позднего варианта:Текст приводится по книге «Из бумаг Пушкина» Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера.

Критика

В литературоведении отмечается сходство тех или иных ситуаций «Дубровского» с западноевропейскими романами на сходную тему, в том числе за авторством Вальтер Скотта. А. Ахматова ставила «Дубровского» ниже всех других сочинений Пушкина, указывая на его соответствие эталону «бульварного» романа того времени:

Экранизации

  • «Орёл» (The Eagle) — голливудский немой фильм с сильно изменённым сюжетом (1925); в главной роли — Рудольф Валентино
  • «Дубровский» — фильм советского режиссёра Александра Ивановского (1936)
  • «Благородный разбойник Владимир Дубровский» — фильм режиссёра Вячеслава Никифорова и его 4-х серийная расширенная телеверсия под названием «Дубровский» (1989).

Опера

  • Дубровский — опера Э. Ф. Направника. Первая постановка оперы Эдуарда Направника «Дубровский» состоялась в Петербурге, 15 января 1895 года, в Мариинском театре, под управлением автора.
  • Дубровский (фильм-опера) — фильм-опера Виталия Головина (1961) по одноимённой опере Э. Ф. Направника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 6 классе. "Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой"

Конспект урока для учащихся 6 класса.Цель урока: помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах произведения....

Урок литературы в 6 классе Тема: «История любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»

Цель: раскрыть своеобразие взаимоотношений Владимира Дубровского и Маши Троекуровой, рассмотреть понятие «романтическая любовь»помочь учащимся разобраться в нравственных проблем...

«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой».

laquo;А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любвиВладимира Дубровского и Маши Троекуровой».«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любвиВладим...

Конспект урока литературы «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»

Конспект урока литературы в 6 классе. В этом конспекте я попыталась затронуть одну из самых важных тем, это тема любви....

«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой».

laquo;А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»....