«От чего переменяется и направляется вся жизнь человека?..» (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)
план-конспект урока по литературе

Буянтуева Вера Базаровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tolstoy_posle_bala.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «От чего переменяется и направляется вся жизнь человека?..» (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)

Цели урока:

  • выявить нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Толстым в рассказе
  • развивать навыки аналитического чтения
  • помочь учащимся верно понять писателя и воспринять произведение не только умом, но и сердцем
  • вызвать у учащихся определенные чувства, мысли, переживания, идеи, в чем-то убедить их

Оборудование: учебник 8 класса ч.2, авторы В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин

Ход урока

Ӏ. Мобилизация (включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность)

Рассказ «После бала» был написан Л.Н. Толстым в 1903 году, а напечатан уже после его смерти в 1911 году, т.е рассказ можно полностью отнести к «возвращенной» литературе. Почему рассказ называется «После бала?» А что было до бала?

ӀӀ. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»)

    Учитель: Во времена Толстого военная служба была престижная и естественная для дворянина. При отсутствии ее в биографии того или иного лица требовалось объяснить, чем отсутствие вызвано - болезнью, физическим недостатком или неимением средств для службы в гвардии.

    Перед молодым  человеком  из высшего общества все было предопределено:  1.Учеба 2. Военная карьера 3. Выгодная женитьба

А у Ивана Васильевича как все сложилось?

Ответы детей: 1. «Веселый и бойкий малый», богатый студент  провинциального университета 2.Мечтал стать военным 3.Хотел свою судьбу  связать с Варенькой. Был счастлив.

Учитель: То есть, для него тоже все было предопределено? Но почему  через 32 года спустя   Иван Васильевич признается своим собеседникам в том, что он «никуда, как видите, не годился»?

Ответы учащихся: учебу, видимо, оставил, не стал военным и не женился на Вареньке - поэтому «никуда, как видите, не годился»

 Определение целей урока: Поиск ответов на вопросы: «Почему Иван Васильевич  выбрал этот путь, и что повлияло на этот выбор?», «С каких позиций подходит к этому  важному вопросу Л.Н. Толстой? »

ӀӀӀ. Осознание недостаточности имеющихся знаний  (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно)

(Побуждающий диалог) Учитель: Почему Иван Васильевич не согласился с мнением своих собеседников, что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, в которых живут люди»? Докажите, что у Ивана Васильевича был душевный разлад. Может ли разлад в душе человека   определить его судьбу?

(Подводящий диалог) Учитель: Как формируется жизненная позиция человека? Что влияет на выбор жизненного пути? Вы согласны с позицией Л.Н. Толстого, который  подводит нас, читателей, к мысли, что в глубине души человек всегда точно знает, хорошо или дурно он ведет себя?

ӀV. Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

V. Взаимопроверка, взаимоконтроль;

VӀ. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Учитель: Так какой же ответ мы нашли по теме урока? Посмотрите на слайд с изображением парохода и трюма парохода. Какие ассоциации вызывают у вас эти фотографии? Свяжите их с рассказом «После бала».

Ответы учащихся: Дворянин всегда находился на верхней палубе парохода, где свет, блеск, богатое убранство, балы. Он случайно спустился в трюм, где были кочегары, пот, грязь, теснота, грохот машин и был сражен увиденным. Иван Васильевич увидел то, «от чего переменяется и направляется вся жизнь человека…»

Подготовка презентации по теме урока

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Урок в восьмом классе, итоговый по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"....

УРОК ««Высказать правду о душе человека» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»)»

Тема урока: «Высказать правду о душе человека» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала») Цели урока:  Повторить теоретические сведения (жанр рассказа, антитеза);  Сравнить главных г...

Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского  языка  и литературы МОУ «СОШ с.  Сальское»...

Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого "После бала")

План-конспект обобщающего урока с презентацией...