Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого "После бала")
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Борисенко Наталия Олеговна

План-конспект обобщающего урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posle_bala_moy_urok.rar1.75 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ Глотовская средняя общеобразовательная школа

(по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)

Учитель литературы –

 Борисенко Наталия Олеговна

2009 год

Цели урока: 

  1. Понять идейное содержание рассказа.
  2. Увидеть взаимосвязь формы и содержания произведения.
  3. Проанализировать контраст как основной художественный прием рассказа.
  4. Познакомиться с терминами: цветопись, звуковой ряд, зеркальное отражение, категория времени и пространства.

ТСО:

Мультимедийная презентация, словарь Ожегова, запись музыки Бетховена, инструментальной музыки (для фона эмоциональной паузы), ватман, краски, кисточки, баночки с водой.

Ход урока

1. Организационное начало.

2. Объявление темы и цели урока.

- (Слайд №1) Мы с вами продолжаем разговор о рассказе Л.Толстого “После бала”. На прошлом уроке мы поговорили о жизненных источниках произведения, об истории создания рассказа, о том, что Л.Н.Толстой меняет название “Дочь и Отец” на “После бала”, и пришли к выводу, что это не случайно. Главным для автора было показать внутренний мир своего героя, смену его чувств, его мыслей, его мировоззрений в одно утро.

И сегодня нам предстоит разобраться в следующем: (Слайд №2)

- Что понял Иван Васильевич тем туманным утром?

- Как изменились его взгляды и чувства?

- Почему это утро стало решающим в его судьбе?

- С помощью каких средств и приемов, каких слов Л.Н. Толстой пытается донести до читателя ответы на эти вопросы.

3. Повторно-обучающая работа.

- Итак, одним из таких средств является композиция этого рассказа, на которую мы уже обратили внимание. Обратим внимание на своеобразную роль вступления - оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развёрнутой экспозиции. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель.

- В чём особенность построения рассказа? Выделите основные части рассказа: (Слайд №3)

В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано рассказчиком так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика. (Рамочная композиция, “рассказ в рассказе”. Рассказчик вспоминает события 40-летней давности, автор соединяет прошлое и настоящее героя.)

- Но интересно и настроение самой истории, поведанной Иваном Васильевичем, в чем её особенность?  (Она делится на две части, контрастные между собой).

- Над этим приемом контраста вы думали дома, работали с цитатами, с таблицей, сейчас попробуем разобраться, как создает Л.Толстой контрастные картины и главное: зачем этот контраст нужен в рассказе.

На прошлом уроке мы анализировали сцену “На балу”; Дома – эпизод “После бала”.

- Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу?

(Чтение художественного текста.)

- Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?

(Бал чудесный

Зала прекрасная

Музыканты знаменитые

Буфет великолепный

Хозяин добродушный)

- Почему герою всё на балу видится в таких радужных красках?

(Он счастлив, влюблен.)

- Какую цветовую гамму использует Л. Толстой для изображения этой сцены? (Уч-ся читают по таблице, составленной на предыдущем уроке в классе.)

-Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать? (Добро, свет, чистота, мечта, идеал.) (Слайд №4)

4. Эмоциональная пауза.

- Вы, конечно же, знаете, что цветопись играет огромную роль в художественных произведениях и в нашей жизни. (Слайды 5-10)

Красный – проникающий тепловой цвет. Увеличивает ритм дыхания, активизирует мозг.

Оранжевый – улучшает пищеварение, пульсацию крови.

Жёлтый – стимулирует нервные процессы, зрение, активизирует умственную работу.

Зелёный – уменьшает давление, мигрень, повышает двигательную работоспособность.

Голубой – успокаивающий.

Синий – угнетающий.

Фиолетовый – угнетающий, но и влияющий на сердечные ритмы.

Коричневый – депрессия и печаль, но в то же время, успокоение.

Я предлагаю вам создать общую картину настроения класса. Перед вами – чистый лист ватмана. Подойдите и нарисуйте что-то и тем цветом, что сейчас соответствует вашему настроению. (Дети рисуют под музыку)

5. Анализ текста.

5.1. Беседа по составленной таблице.(Слайд 11)

- А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде.

(Уч-ся читают по домашней таблице.)

- Что-то большое черное – Герой еще не видит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова? (тревога, предупреждение).

Черные люди - что это за люди? Почему выбрана такая форма не люди в черном? Мы увидим, чем заняты военные? (Они наказывают человека.)

- Что они ему несут? (Боль, страдания, муку.)

- Какие еще цвета присутствуют в эпизоде? (красный, белый)

- Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскал белых зубов). Что спрятано за этими словами? (мука, боль)

- На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Давайте обратимся к тексту. У нас прозвучал отрывок, описывающий бал, а теперь послушаем сцену из второй части.

5.2. Чтение эпизода после бала в музыкальном сопровождении. Л. В. Бетховен «Лунная соната».

- Я не случайно предложила вам чтение художественного текста в музыкальном сопровождении. Это Л.В. Бетховен, композитор, много перестрадавший в своей жизни.

Автор помогает читателю не только увидеть, но и услышать происходящие события.

5.3. Беседа по содержанию текста. (Слайд 12)

(Дети по домашней таблице читают характеристики звукового фона повествования.)

- Шлепая ногами по снегу, сильно шлепнул по спине.

Почему автор выбрал одинаковый глагол?

- Я вас возвращаю к нашему вопросу: как, за счет чего, на чем построен контраст эпизодов? (цвет, звук)

- Что помогают нам понять, почувствовать цвет и звук? (эмоциональную атмосферу, настроение)

- Зачем нужен контраст? Кто наблюдает оба эпизода? Что происходит с героем? Как меняется состояние героя?

- Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя.

- Обращаемся к тексту. Найдите подтверждение нашим словам. Какие чувства пришли на смену восторгу, умилению, счастью? (цитата) стыд и ужас.

- А теперь посмотрите, в какой момент Толстой говорит об изменившихся чувствах? После чего в душе героя нарастает стыд и ужас? (Сцена с полковником.)

- За что полковник Б. бил солдата по лицу? (За то, что тот слабо ударил татарина.)

- Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах? (Надевал перчатку для танца с Варенькой.)

 - Вспомните, что полковник при этом говорил? (“Надо всё по закону”.)

- Толстой использует прием зеркального отражения: полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова “надо все по закону”.

По какому “закону” живет полковник? По какому “закону” он отхлестал солдата по лицу? (По закону военной жизни.)

- Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника? (Жестокость.)

- Почему же, увидев это, герой передумал быть военным? (Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд.)

- Итак, мы с вами разобрались, как изменились взгляды Ивана Васильевича и почему они изменились.

Но что-то еще открылось герою в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: “Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было”. Иван Васильевич отказался жить по “военным законам” с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон?  (Божеский.)

- В какой день разворачиваются все события?  (Прощеное воскресенье – Чистый понедельник.)

- Что за праздник Прощеное воскресенье? (надо всех простить, надо покаяться)

- Почему понедельник называют Чистым? (человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние)

- Какая фраза на протяжение всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать?  (“Братцы, помилосердуйте”)

- Но братцы не милосердовали. Что такое милосердие? О чем просит татарин? (1 ученик индивидуально ищет значение слова по словарю Ожегова).

(Милосердие – готовность помочь или простить кого-нибудь из сострадания и человеколюбия.)

- И только два человека услышали эти мольбы. Кто они?  (Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был наказан.)

- Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день? Как надо учиться жить? (По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

- Важно, когда герой это понимает, но важно и где он это понимает.

Где разворачивается первый эпизод?

Где разворачивается второй эпизод?

Почему на открытом поле?

(В толпе шумной, среди масок и моря шампанского истина открыться не могла. Человек должен увидеть этот мир, не прикрытый мишурой.)

5.4. Обобщение.

-Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом. ( Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)

- Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?

- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?

(Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу.)

5.5. Тест. (см. приложение, тест в программе Exel).

6. Задание на дом.

Письменно объяснить название рассказа.

7. Итог урока.

- А сейчас, заканчивая урок, давайте подведем итог: какую проблему мы попробовали на уроке решить?

(Это утро Чистого понедельника изменило всю жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю ее жестокость, увидел фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам. Этот смысл Толстой передает с помощью различных художественных средств.)

Значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?

Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа. И как жить – выбирает каждый человек.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает для себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

утро, изменившее жизнь

урок групповой работы по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"...

Презентация к рассказу Л.Толстого "После бала"

Презентация  к рассказу Л.Н.Толстого "После бала"...

Методическая разработка урока литературы в 8 классе на тему "Роль композиции в понимании идейного содержания рассказа Л.Толстого "После бала""

Данный материал представляет собой разработку урока ,который сопровождается презентацией , комментирующей основные этапы работы и содержащий иллюстрации к произведению.В качестве домашнего задания обу...

Интеллект-карта к рассказу Л.Толстого "После бала"

Интеллект-карта к рассказу Л.Толстого "После бала" к теме "Контраст как ведущий приём в рассказе Л.Толстого". Составляется учениками совместно с учителем в ходе урока....

"Сила мечты способна изменить жизнь" (по феерии А.Грина "Алые паруса"

Основная цель проекта направлена на формирование нравственных и духовных качеств учащихся. Данный урок помогает ученикам поверить в мечту, содействовать романтическому восприятию жизни, осмыслению тог...

Презентация "Как освоение Космоса изменило жизнь землян"

Презентация  служит  иллюстративным  материалом  к  классному  часу,  посвященному  Дню  Космонавтики....