утро, изменившее жизнь
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

урок групповой работы по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon utro.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

«Утро, изменившее жизнь»

Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» (урок групповой работы)

Цели и задачи:

- подвести учащихся к пониманию мысли автора о моральной ответственности за всё, происходящее вокруг;

- путём сопоставления эпизодов рассказа помочь осмыслить идейный смысл произведения;

- продолжить обучение логическим операциям (анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация и др.)

- развивать творческие способности учащихся, используя технологию критического мышления;

- развивать навыки кооперирования (работа по группам)

Опережающие задания:

- прочитать рассказ «После бала»;

- подготовить иллюстрации к рассказу;

- вспомнить или выписать из литературоведческого словаря значение терминов: композиция, контраст, антитеза, эпитет, сравнение.

Оборудование урока:

- презентация по рассказу.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о рассказе Л.Н.Толстого «После бала». На прошлом уроке мы уже обратили внимание на то, что в самом начале рассказа автор ставит вопрос – вечный вопрос, над которым думали и всегда будут думать люди: может ли человек сам управлять собою, совершенствовать себя или всё дело в среде, обстоятельствах, которые всегда сильнее наших намерений. К этому же вопросу Толстой обращается и в конце рассказа и ставит его предельно остро. Как распорядился своей жизнью Иван Васильевич? Был ли в этой жизни какой-то важный смысл, или она прошла напрасно? Нам предстоит ответить на эти вопросы. Дома вы дочитали рассказ «После бала». Мы вместе попробуем разобраться в прочитанном. Но сначала вспомните, что такое композиция произведения. А что вы можете сказать о композиции рассказа Толстого? В чём её необычность?

  1. Сопоставительный анализ эпизодов (сопровождается презентацией).

- Как вы считаете, какую сцену можно назвать главной? Почему? Зачитаем эпизод.

- Когда произошли события, описанные в сцене экзекуции? А что было до этого?

-  Зачем Толстой описывает бал, если всё дело в том, что было после бала? Прочитаем эпизод.

- Итак, пред нами два эпизода. Давайте сравним их.

        (Работа в группах, составление таблицы)

- Сначала ответим на вопрос «Кто изображён в эпизодах?» Выпишите в тетрадь.

- Сравним ваши записи.

- Кто или что остаётся неизменным в обеих частях рассказа?

- А теперь давайте посмотрим, чем различаются эпизоды.

- Что изображено в эпизодах? Выпишите.

- Прочитайте обе записи.

- Одинаково ли изображены бал и экзекуция?

-Понаблюдайте над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет картины бала и наказания солдата. Работаем так же.

- Какие краски преобладают в описании бала? А в сцене экзекуции?

- А звук? Какой художественный приём использован Толстым?

- Меняется ли полковник?

- Как он взглянул, когда увидел знакомого студента? Почему?

- Скажите, совершил ли полковник что-либо из ряда вон выходящее? Обоснуйте ваш ответ.

- Итак, полковник поступал «в соответствии с уставом». Давайте посмотрим на сцену наказания его глазами.

- А как воспринимает события Иван Васильевич?

- Представьте себе сцену бала. Охарактеризуйте чувства героя в двух словах. Запишите их.

(Любовь и счастье).

 

- А теперь представим себе плац. Мы уже говорили о том, что то, что увидел герой рассказа, было поистине бытовым зрелищем, но Иван Васильевич потрясён увиденным. Подберите слова для характеристики его чувств.

(Стыд, ужас, тоска, отвращение).

- Как изменилась жизнь рассказчика после увиденного им?

- На экране вы видите черновой вариант концовки рассказа. Зачитаем окончательный вариант и попробуем ответить на вопрос: почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?

- Действительно, в окончательном варианте сильнее выражено чувство ответственности героя за несправедливость, царящую в мире. Жить так, как живёт полковник, как живёт множество людей, повинуясь бесчеловечным законам, Иван Васильевич не в состоянии.

- Теперь, пожалуй, мы можем ответить на вопрос, поставленный пред нами автором рассказа: прав ли Иван Васильевич, когда говорит, что ни на что не годился, или прав его молодой собеседник, который убеждён, что без Ивана Васильевича многие люди никуда бы не годились?

Вывод (делают учащиеся):

- Толстой рисует своего героя обыкновенным человеком, который сумел, однако, избежать обыкновенной жизненной дороги. Иван Васильевич не струсил, он всего лишь отстранился от мерзости, которая даже и не считалась в его кругу мерзостью, была узаконенной, поощрялась свыше, позволяла делать карьеру. Но, видимо, нашлись и другие обыкновенные люди, поступившие как Иван Васильевич, - может быть, не без его влияния. Появление таких людей утверждало простые нравственные ценности – доброту, порядочность, сострадание. Иван Васильевич – человек, «всеми уважаемый», его восхищённо слушает молодёжь, и это бесспорное свидетельство не напрасно прожитой жизни.

  1. Подведение итогов урока:

- Сегодня мы хорошо поработали над анализом рассказа Толстого «После бала» и проблем, поднятых автором произведения. Вы прекрасно потрудились в группах. Я прошу руководителей групп оценить работу каждого участника. Слово руководителям групп.

  1. Домашнее задание. Собрать материал к сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» на одну из предложенных тем:
  1. Полковник на балу и после бала.
  2. Две России в рассказе Толстого.
  3. Контраст как основной приём в рассказе Толстого.
  4. Проблема выбора в рассказе Толстого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗОЖ. Привычки, которые изменят Вашу жизнь

Советы о здоровом образе жизни....

Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого "После бала")

План-конспект обобщающего урока с презентацией...

"Сила мечты способна изменить жизнь" (по феерии А.Грина "Алые паруса"

Основная цель проекта направлена на формирование нравственных и духовных качеств учащихся. Данный урок помогает ученикам поверить в мечту, содействовать романтическому восприятию жизни, осмыслению тог...

Презентация "Как освоение Космоса изменило жизнь землян"

Презентация  служит  иллюстративным  материалом  к  классному  часу,  посвященному  Дню  Космонавтики....

Как изменится жизнь человека с исчезновением лекарственных растений.

laquo;На земле нет ничего, что не считалось бы лекарством», - утверждает одно из положений тибетской медицины. Растительный мир нашей Кемеровской области очень богат, и практически все его пред...

Урок внеклассного чтения по литературе ,7 класс, "Книга, которая изменила жизнь"

Урок внеклассного чтения по литературе по произведению А.Платонова "Юшка"...