Предложения с однородными членами в тексте художественного произведения (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала») 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Интегрированный урок русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posle_bala_tolstoy.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предложения с однородными членами

в тексте художественного произведения

(по рассказу Л.Н. Толстого «После бала») 8 класс

Цели и задачи урока:

  1. опираясь на текст рассказа Л.Н. Толстого, показать, как используются в художественном произведении конструкции с однородными членами, их экспрессивные возможности;
  2. показать, как работают конструкции с однородными членами в языке рассказа для выражения авторской идеи;
  3. развивать творческие способности учащихся, навыки диалогической и монологической речи;
  4. приобщать школьников к культуре, способствовать эмоциональному, эстетическому и нравственному развитию.

Оборудование: раздаточный материал – индивидуальные карточки с заданиями по вариантам; текст рассказа Л.Н. Толстого «После бала»; фонозапись мазурки П.И. Чайковского.

Ход урока:

Активизация знаний учащихся

Мы продолжаем работу по теме «Однородные члены предложения». В начале урока выполнение задание тестового характера поможет нам вспомнить уже изученное и подготовит к дальнейшей работе. (Работа по индивидуальным карточкам, 1,2 задания разбираются устно, 3 – для самостоятельного выполнения).

Постановка целей и задач урока

Сегодняшний урок несколько необычный: нам предстоит работа с текстом художественного произведения. Мы посмотрим, как использует писатель предложения с однородными членами, их выразительные возможности; понаблюдаем, как работают эти конструкции для выражения авторской идеи в рассказе Л.Н. Толстого «После бала». Наблюдение за языком рассказа поможет нам понять некоторые особенности взглядов писателя.

Работа с текстом художественного произведения.

Лингвистический эксперимент

На уроках литературы мы познакомились с рассказом Л.Н. Толстого «После бала», вы хорошо знаете его содержание. И я предлагаю вам сразу провести небольшой лингвистический эксперимент.

  1. Допишите предложение, взятое из рассказа: Она была прелестна… (высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная).

Предложения учащихся сравниваются с предложением Толстого.

  1. Какое это предложение? (предложение с однородными членами).
  2. Какие члены являются однородными? (сказуемые; уточняем, что это составные именные сказуемые, именная часть выражена именами прилагательными).

Из всего многообразия синтаксических конструкций Толстой выбирает именно предложение с однородными членами, что дает ему возможность лаконично и ярко описать героиню, используя ряд оценочных прилагательных, передающих и внешние ее черты, и качества характера.

  1. Какое слово автор выделяет из ряда однородных членов? (Величественна – слово усилено повтором).
  2. Что оно обозначает? Обратимся к толковому словарю.

Величественный – вызывающий уважение; грандиозный; торжественно – прекрасный.

  1. Какой из оттенков значения наиболее уместен в тексте? (Торжественно – прекрасный).

Итак, с первой страницы рассказа мы можем видеть, как бережно и умело обращается писатель с русским языком, выбирая единственно нужную конструкцию, внимательно относится к выбору точного слова.

Исследовательская работа по рассказу

        (Частотность употребления предложений с однородными членами в разных эпизодах рассказа)

Дома я просила вас произвести небольшое исследование текста, выяснить, в каких эпизодах рассказа наиболее часто встречаются предложения с однородными членами. Сейчас я хотела бы узнать результаты ваших исследований.

(Наиболее часто конструкции с однородными членами встречаются в портретных описаниях героев, в описании мазурки, в сцене наказания татарина, в эпизодах, передающих душевное состояние Ивана Васильевича).

Коллективная исследовательская работа

Давайте проследим роль и экспрессивные возможности предложений с однородными членами в этих эпизодах. Мы выяснили, что наиболее часто однородные члены встречаются при создании портрета.

  1. Почему? Обратимся к тексту. (Зачитываются отрывки с описанием Вареньки и ее отца).
  2. Какие однородные члены преобладают в этих отрывках? (Определения и составные именные сказуемые).

Использованные конструкции создают очень точную картину, позволяют описать героя подробно, передать все детали, так что мы можем ясно и ярко представить его.

  1. Какой вам представляется Варенька? Попытайтесь выразить свои представление (ассоциации) с помощью слова или словосочетания.

Зрительно представить себе героиню вы смогли благодаря экспрессивности однородных членов, которые передают мельчайшие детали портрета.

Восстановление авторского текста

А теперь посмотрим, насколько вы чутки и внимательны к слову писателя. Предлагаю вам восстановить текст как можно ближе к авторскому.

Запись на доске: Она была в (белом) платье с (розовым) поясом и в (белых атласных) башмачках.

Сопоставим ваши варианты с текстом автора.

Проведем исследование

  1. Как определения преобладают в предложении? (определения, передающие цвет)
  2. Какой цвет доминирует? (Белый).
  3. Является ли повтор слова «белый» речевой ошибкой? С какой целью его неоднократно использует Толстой? (Белый цвет – олицетворение чистоты, света, радости, с помощью этого слова Толстой подчеркивает ощущение праздника и передает душевное состояние рассказчика).
  4. Как еще передает Толстой душевное состояние Ивана Васильевича на балу? (Через музыку: веселая кадриль, нежный, плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение).
  5. Найдите в тексте это предложение. В чем его особенность? (Я танцевал и кадрили, и вальсы, и польки. – Это предложение с однородными членами, соединенными повторяющимся союзом И).
  6. Перестройте предложение по схеме [О, О, О]. Что меняется? (Исчезает эмоциональность, предложение становится нейтральным по настроению).

Итак, рассказывая о героях, рисуя их портреты, Толстой умело использует экспрессивные возможности предложений с однородными членами (определениями), помогающими точно и ярко передать детали внешности и особенности характера, создать определенное настроение.

Культурологический компонент

Опираясь на ваши исследования, возьмем другой эпизод, где тоже преобладают конструкции с однородными членами – описание мазурки, танца, знакомого вам только по книгам и кинофильмам.

  1. А откуда пришел этот танец и само слово? Каков он?

Сообщение учеников. Звучит фрагмент мазурки П.И. Чайковского.

А теперь прочитаем, как описывает танец Толстой с помощью слова. (Выразительное чтение эпизода).

  1. Какие однородные члены здесь преобладают? (Однородные сказуемые и обстоятельства).
  2. Случайно ли это? (Мазурка – быстрый танец, с помощью таких предложений передаются движения танца и их характеристика).
  3. В каком эпизоде еще, на ваш взгляд, должны преобладать именно конструкции с однородными сказуемыми и обстоятельствами? (В сцене наказания солдата, т.к. в ее основе тоже лежат действия).
  4. По какому принципу построены эти два эпизода? (Контраст).
  5. В чем проявляется контраст? (В цвете, в музыке).
  6. Найдите предложения с однородными членами, передающими этот контраст.
  7. С какой целью автор использует эти предложения с однородными членами, что он хочет показать? (Контрастные предложения с однородными членами позволяют показать, как меняется настроение рассказчика: белый цвет сменяется черным, розовый переходит в красный, пестрый; мотив мазурки, звучащий в душе рассказчика, заглушается визгливыми звуками флейты и резкой барабанной дробью).

Вывод: Предложения с однородными членами помогают писателю подчеркнуть контраст происходящих событий, ярче обрисовать внутреннее состояние героя.

Подведение итогов урока

Погрузившись в текст рассказа Толстого, мы наблюдали сегодня, как работают предложения с однородными членами, помогая писателю и в создании яркого портрета, и в образной характеристике действий, и в передаче душевного состояния героя.

Отбор нужных слов и синтаксических конструкций, умелое и бережное отношение Толстого к слову помогли нам и насладиться языком мастера, и понять его мысли.

Домашнее задание

Найти в тексте и выписать предложения с однородными членами (I вариант работает с описанием мазурки, II вариант – со сценой наказания солдата).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по рассказу Л.Н.Толстого "После бала". Тест. 8 класс.

Контрольная  тестовая работа по рассказу  Л.Н.Толстого "После бала"  поможет проверить усвоение изученного материала....

урок словесности на тему: "Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"

Обобщение знаний об однородных членах предложения на материале рассказа "После бала" Л. Толстого....

Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского  языка  и литературы МОУ «СОШ с.  Сальское»...

Конспект урока литературы для учащихся 8 класса."Экспрессивные возможности предложений с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"

Интегрированный урок проводится после изучения рассказа Л.Н.Толстого "Послебала".Ведётся исследовательский анализ рассказа..Анализируются эпизоды, где наиболее часто встречаются конструкции с однородн...