Предложения с однородными членами в тексте художественного произведения (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала») 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Интегрированный урок русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posle_bala_tolstoy.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предложения с однородными членами
в тексте художественного произведения
(по рассказу Л.Н. Толстого «После бала») 8 класс
Цели и задачи урока:
- опираясь на текст рассказа Л.Н. Толстого, показать, как используются в художественном произведении конструкции с однородными членами, их экспрессивные возможности;
- показать, как работают конструкции с однородными членами в языке рассказа для выражения авторской идеи;
- развивать творческие способности учащихся, навыки диалогической и монологической речи;
- приобщать школьников к культуре, способствовать эмоциональному, эстетическому и нравственному развитию.
Оборудование: раздаточный материал – индивидуальные карточки с заданиями по вариантам; текст рассказа Л.Н. Толстого «После бала»; фонозапись мазурки П.И. Чайковского.
Ход урока:
Активизация знаний учащихся
Мы продолжаем работу по теме «Однородные члены предложения». В начале урока выполнение задание тестового характера поможет нам вспомнить уже изученное и подготовит к дальнейшей работе. (Работа по индивидуальным карточкам, 1,2 задания разбираются устно, 3 – для самостоятельного выполнения).
Постановка целей и задач урока
Сегодняшний урок несколько необычный: нам предстоит работа с текстом художественного произведения. Мы посмотрим, как использует писатель предложения с однородными членами, их выразительные возможности; понаблюдаем, как работают эти конструкции для выражения авторской идеи в рассказе Л.Н. Толстого «После бала». Наблюдение за языком рассказа поможет нам понять некоторые особенности взглядов писателя.
Работа с текстом художественного произведения.
Лингвистический эксперимент
На уроках литературы мы познакомились с рассказом Л.Н. Толстого «После бала», вы хорошо знаете его содержание. И я предлагаю вам сразу провести небольшой лингвистический эксперимент.
- Допишите предложение, взятое из рассказа: Она была прелестна… (высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная).
Предложения учащихся сравниваются с предложением Толстого.
- Какое это предложение? (предложение с однородными членами).
- Какие члены являются однородными? (сказуемые; уточняем, что это составные именные сказуемые, именная часть выражена именами прилагательными).
Из всего многообразия синтаксических конструкций Толстой выбирает именно предложение с однородными членами, что дает ему возможность лаконично и ярко описать героиню, используя ряд оценочных прилагательных, передающих и внешние ее черты, и качества характера.
- Какое слово автор выделяет из ряда однородных членов? (Величественна – слово усилено повтором).
- Что оно обозначает? Обратимся к толковому словарю.
Величественный – вызывающий уважение; грандиозный; торжественно – прекрасный.
- Какой из оттенков значения наиболее уместен в тексте? (Торжественно – прекрасный).
Итак, с первой страницы рассказа мы можем видеть, как бережно и умело обращается писатель с русским языком, выбирая единственно нужную конструкцию, внимательно относится к выбору точного слова.
Исследовательская работа по рассказу
(Частотность употребления предложений с однородными членами в разных эпизодах рассказа)
Дома я просила вас произвести небольшое исследование текста, выяснить, в каких эпизодах рассказа наиболее часто встречаются предложения с однородными членами. Сейчас я хотела бы узнать результаты ваших исследований.
(Наиболее часто конструкции с однородными членами встречаются в портретных описаниях героев, в описании мазурки, в сцене наказания татарина, в эпизодах, передающих душевное состояние Ивана Васильевича).
Коллективная исследовательская работа
Давайте проследим роль и экспрессивные возможности предложений с однородными членами в этих эпизодах. Мы выяснили, что наиболее часто однородные члены встречаются при создании портрета.
- Почему? Обратимся к тексту. (Зачитываются отрывки с описанием Вареньки и ее отца).
- Какие однородные члены преобладают в этих отрывках? (Определения и составные именные сказуемые).
Использованные конструкции создают очень точную картину, позволяют описать героя подробно, передать все детали, так что мы можем ясно и ярко представить его.
- Какой вам представляется Варенька? Попытайтесь выразить свои представление (ассоциации) с помощью слова или словосочетания.
Зрительно представить себе героиню вы смогли благодаря экспрессивности однородных членов, которые передают мельчайшие детали портрета.
Восстановление авторского текста
А теперь посмотрим, насколько вы чутки и внимательны к слову писателя. Предлагаю вам восстановить текст как можно ближе к авторскому.
Запись на доске: Она была в (белом) платье с (розовым) поясом и в (белых атласных) башмачках.
Сопоставим ваши варианты с текстом автора.
Проведем исследование
- Как определения преобладают в предложении? (определения, передающие цвет)
- Какой цвет доминирует? (Белый).
- Является ли повтор слова «белый» речевой ошибкой? С какой целью его неоднократно использует Толстой? (Белый цвет – олицетворение чистоты, света, радости, с помощью этого слова Толстой подчеркивает ощущение праздника и передает душевное состояние рассказчика).
- Как еще передает Толстой душевное состояние Ивана Васильевича на балу? (Через музыку: веселая кадриль, нежный, плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение).
- Найдите в тексте это предложение. В чем его особенность? (Я танцевал и кадрили, и вальсы, и польки. – Это предложение с однородными членами, соединенными повторяющимся союзом И).
- Перестройте предложение по схеме [О, О, О]. Что меняется? (Исчезает эмоциональность, предложение становится нейтральным по настроению).
Итак, рассказывая о героях, рисуя их портреты, Толстой умело использует экспрессивные возможности предложений с однородными членами (определениями), помогающими точно и ярко передать детали внешности и особенности характера, создать определенное настроение.
Культурологический компонент
Опираясь на ваши исследования, возьмем другой эпизод, где тоже преобладают конструкции с однородными членами – описание мазурки, танца, знакомого вам только по книгам и кинофильмам.
- А откуда пришел этот танец и само слово? Каков он?
Сообщение учеников. Звучит фрагмент мазурки П.И. Чайковского.
А теперь прочитаем, как описывает танец Толстой с помощью слова. (Выразительное чтение эпизода).
- Какие однородные члены здесь преобладают? (Однородные сказуемые и обстоятельства).
- Случайно ли это? (Мазурка – быстрый танец, с помощью таких предложений передаются движения танца и их характеристика).
- В каком эпизоде еще, на ваш взгляд, должны преобладать именно конструкции с однородными сказуемыми и обстоятельствами? (В сцене наказания солдата, т.к. в ее основе тоже лежат действия).
- По какому принципу построены эти два эпизода? (Контраст).
- В чем проявляется контраст? (В цвете, в музыке).
- Найдите предложения с однородными членами, передающими этот контраст.
- С какой целью автор использует эти предложения с однородными членами, что он хочет показать? (Контрастные предложения с однородными членами позволяют показать, как меняется настроение рассказчика: белый цвет сменяется черным, розовый переходит в красный, пестрый; мотив мазурки, звучащий в душе рассказчика, заглушается визгливыми звуками флейты и резкой барабанной дробью).
Вывод: Предложения с однородными членами помогают писателю подчеркнуть контраст происходящих событий, ярче обрисовать внутреннее состояние героя.
Подведение итогов урока
Погрузившись в текст рассказа Толстого, мы наблюдали сегодня, как работают предложения с однородными членами, помогая писателю и в создании яркого портрета, и в образной характеристике действий, и в передаче душевного состояния героя.
Отбор нужных слов и синтаксических конструкций, умелое и бережное отношение Толстого к слову помогли нам и насладиться языком мастера, и понять его мысли.
Домашнее задание
Найти в тексте и выписать предложения с однородными членами (I вариант работает с описанием мазурки, II вариант – со сценой наказания солдата).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по рассказу Л.Н.Толстого "После бала". Тест. 8 класс.
Контрольная тестовая работа по рассказу Л.Н.Толстого "После бала" поможет проверить усвоение изученного материала....
урок словесности на тему: "Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"
Обобщение знаний об однородных членах предложения на материале рассказа "После бала" Л. Толстого....
Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.
Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское»...
Конспект урока литературы для учащихся 8 класса."Экспрессивные возможности предложений с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"
Интегрированный урок проводится после изучения рассказа Л.Н.Толстого "Послебала".Ведётся исследовательский анализ рассказа..Анализируются эпизоды, где наиболее часто встречаются конструкции с однородн...
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого " После бала" . Тема: "Контраст как основное средство построения рассказа"
План-конспект урока литературы в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"...
Контраст как основа композиции рассказа (урок по рассказу Л.Н. Толстого "После бала")
урок литературы...
Урок "Художественное своеобразие рассказа Л. Н. Толстого "После бала. Прием контраста "
урок по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"...