материал для учителей биологии
методическая разработка по биологии на тему

Этот материал можно использовать для самообразования, для уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kabinet_i_uroki.doc357.5 КБ
Microsoft Office document icon tablica.doc48.5 КБ
Microsoft Office document icon zadanija.doc46 КБ
Microsoft Office document icon cvetok_ego_stroenie_i_znachenie.doc38.5 КБ
Файл cvetok_ego_stroenie_i_znachenie.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Роль кабинета биологии в реализации основных направлений модернизации образования. Роль ПНП "Образование" и оснащение образовательных учреждений оборудованием для кабинетов биологии.

Учащиеся, приступая к системному изучению биологии, на хорошо знакомых примерах отмечают приспособленность растений к совместной жизни в сообществе; являются свидетелями происходящей в природе смены одного растительного сообщества другим. Эти примеры подтверждают законы диалектики:  отрицание отрицания,  единства и борьбы противоположностей.  Таким образом,  на примере  экологического содержания школьники уже в разделе “Растения” знакомятся с фактическим материалом,  который вместе с другими биологическими понятиями курса способствует выработке диалектико–материалистического понимания процессов и явлений, происходящих в природе.  

Интеллектуально - развивающий аспект экологических знаний связан с развитием навыков к  наблюдению и выявлению экологических явлений в родной природе.

Школьники, изучая экологический материал в 6 классе, сравнивают растения одного вида, но выросшие в различных условиях среды, выясняют причины различия их морфофизиологической организации,  анализируют влияние окружающей среды на растительный организм и выделяют отдельные элементы – факторы среды. Эти примеры дают основание считать, что формирование экологических понятий является важным условием развития мышления школьников,  помогает осознать гармонию существующих в природе связей , их ранимость от неграмотного вмешательства со стороны человека. Закрепляются полученные экологические и другие биологические знания при выполнении учащимися практических работ, которые также   рекомендуется использовать как прием развития экологических понятий.  Например,  во время ухода за комнатными растениями учащиеся должны объяснить значение выполненных действий:  почему необходимо поливать растения,  как надо правильно поливать, какой температуры должна быть вода,  для чего после полива надо рыхлить почву,  зачем  протирать влажной ветошью листья, почему стекло в окне, на подоконнике которого стоят растения, должно быть чистым.

Опыт “Образование крахмала в листьях” к уроку “Фотосинтез”.

Цель.  Опытным путем доказать, что в зеленых частях растения на свету синтезируются углеводы.

Оборудование. Плотный лист черной бумаги, с вырезанной надписью, стакан с горячей водой, спирт, йод, живое комнатное растение (пеларгония) в грунте.

Закладка опыта. 1. Комнатное растение пеларгонию поместить на 8 часов в темный шкаф, чтобы произошел отток питательных веществ из листьев. растение не поливать.

2. Вынуть растение из шкафа. Обильно полить и на один из листьев поместить

бумагу с вырезанной надписью.

3. Оставить растение на несколько суток на освещенном подоконнике, или под

электрическим освещением на 8-10 часов.

4. Снять бумагу, срезать листья и опустить в горячую воду (кипяток), затем – в

спирт, в котором хлорофилл хорошо растворяется.

5. Когда спирт окрасится в зеленый цвет, а лист обесцветится, промыть его водой, расправить в чашке Петри и залить слабым раствором йода.

Результат.  На обесцвеченном листе проявляются буквы. Известно, что крахмал синеет от йода. Буквы проявляются в той части листа,  на которую попадал свет.  Значит,  в освещенной части листа в хлоропластах образовался крахмал. Причем, белая каемка листа не окрасилась, значит, в ней отсутствуют пластиды, а, следовательно, - не образуется крахмал.

Вывод.  Исследования показали, что в листьях первоначально образуется сахар, который затем превращается в крахмал и другие органические вещества.

Опыт “Поглощение углекислого газа растением при фотосинтезе” к уроку “Фотосинтез”.

Цель.  Опытным путем показать из каких веществ образуются органические вещества в зеленых частях растения.

Оборудование.  Веточка пеларгонии, стеклянный колпак, р-р едкой щелочи, р-р йода.

Закладка опыта.  1. Растение поместить под стеклянный колпак, края которого смазать вазелином.

              2. Рядом с растением под колпак поставить стакан с р-ром едкой щелочи. Скапливающийся под колпаком углекислый газ будет поглощаться едкой щелочью.

              3. Через двое суток снимем колпак с растения, срежем один лист и проверим, образовался ли в нем крахмал.

Результат.   При обработке йодом лист не синеет. Следовательно, крахмал в листьях не образовался.

Вывод.  Для образования крахмала нужны углекислый газ,  поступающий через устьица и вода,  поступающая из почвы через корни.

Опыт “Выделение зелеными растениями кислорода на свету” к уроку “Фотосинтез”.

Цель.  Опытным путем доказать, что зеленые растения в процессе фотосинтеза выделяют кислород.

Оборудование.  Две стеклянные банки, два живых растения, две крышки.

Закладка опыта. 1.  Поместить в две большие стеклянные банки небольшие комнатные растения в цветочных горшках.

            2. Наполнить банки углекислым газом и плотно закрыть, чтобы не проникал воздух.  Первую банку выставить на яркий свет, вторую – оставить в темноте, например, поставить в темный шкаф.

             3. Через сутки открыть банки и опустить в них горящие лучины.

Результат.  В первой банке лучина не гаснет.  Значит,  в этой банке появился газ,  поддерживающий горение. Поддерживает горение только кислород. Зеленые листья растения поглотили углекислый газ и выделили некоторое количество кислорода. Опущенная во вторую банку лучина гаснет. Следовательно, зеленое растение выделяет кислород только на свету.

Вывод.   Опыт показывает,  что кислород зелеными растениями в процессе фотосинтеза выделяется только на свету.

Опыт “Движение листьев под действием солнечного света” к обобщающему уроку “Питание растений. Значение фотосинтеза”.

Цель.  Опытным путем доказать положительный фототропизм у растений.

Оборудование.  Комнатные растения традесканции и пеларгонии, проростки пшеницы.

Опыт 1. Комнатное растение традесканцию поместить  на стене между окнами.

Опыт 2. Комнатное растение пеларгонию поставить на подоконник.

Опыт 3. Проросшую пшеницу поместить в ящик с боковой прорезью. Через сутки наблюдать результат.

Номер опыта Результат

1  Листья традесканции развернулись к свету

2  Листья пеларгонии развернулись к свету

3  Проростки наклонились к источнику света

Вывод.    Солнечный свет является одним из факторов,  определяющих нормальное развитие растений.  Под действием света идет процесс фотосинтеза в листьях.  Поэтому мы наблюдаем движение листьев по направлению к свету.

Памятка по уходу за комнатными растениями.

  1. Каждому растению необходимы свои условия.
  2. Соблюдайте температурный режим и режим освещения.
  3. Соблюдайте график полива подкормки растений.
  4. Не заливайте их. Для полива используйте лейку с узким носиком.
  5. Рыхлите почву. Корням нужна не только влага, но и воздух.
  6. Опрыскивайте и протирайте листья растений.
  7. Зимой некоторым растениям нужен покой.
  8. Будьте добры и внимательны.

Хлорофитум (Chlorophytum)   Семейство: Лилейные

         

 

Краткая информация о растении

Тип растения:   травянистое

Рекомендуемое расположение:   западные и/или восточные окна,  северные окна

Отношение к свету:   теневыносливое,  светолюбивое

Отношение к влаге:   влаголюбивое

Сроки цветения:   весна,  лето,  осень,  зима

Высота:   низкое (10-50 см)

Ценность в культуре:   декоративнолиственное

Уход за хлорофитумом

Хлорофитум теневынослив и неприхотлив. Хорошо растет в комнатах на подоконниках или вблизи окон, на ярком свету или в полутени. От прямых солнечных лучей лучше притенять. Зимой растение содержат при температуре +12…+14 °С. Полив обильный, но при переувлажнении листья буреют по краям, а корни загнивают. Подкормки производят в теплое время года раз в месяц. Растение хорошо переносит сухость воздуха, но опрыскивание все же желательно. Пересаживают ежегодно. Лучше использовать неглубокие контейнеры. Высаживают растения в почвенную смесь из дерновой и листовой земли, компоста и песка (1:1:1:0,5). Может поражаться тлей и червецом.

 

Размножение хлорофитума

Легко размножается отпрысками — молодыми развившимися растениями на концах побегов. Их отделяют и высаживают в горшки. Поливают обильно. Можно делением кустов весной.

 

Пеларгония, домашняя герань (Pelargonium)

Семейство: Гераниевые

Краткая информация о растении

Тип растения:   кустарник ,  травянистое

Рекомендуемое расположение:   западные и/или восточные окна,  северные окна

Отношение к свету:   светолюбивое

Отношение к влаге:   предпочитает умеренное увлажнение

Сроки цветения:   весна,  лето,  осень

Высота:   среднее (50-100 см),  низкое (10-50 см),  ампельное

Ценность в культуре:   красивоцветущее,  декоративнолиственное,  лекарственное,  ароматное

Уход за пеларгонией

Пеларгонии — растения исключительно неприхотливые. Чрезмерная забота им даже вредит: на плодородной почве и в больших горшках кустики активно растут, но цветут плохо, а излишний полив просто губителен (сказываются гены африканских предков!). Лучшей почвой для них будет та, которая состоит из равных частей дерновой (или компостной) земли, перегноя, торфа и песка. Впрочем, они могут довольствоваться почти любой «садово-огородно-луговой» почвой, если она не слишком плотная и не чрезмерно богата органикой. Зональные, плющелистные и душистые пеларгонии на лето высаживают в цветники, но для этого их постепенно приучают к открытому солнцу. Цветение будет богаче, а листва ярче, если их периодически подкармливать удобрениями, в которых содержание азота меньше, чем фосфора и калия. Для получения более пышных кустиков растения нужно прищипывать, то есть удалять верхушечную почку или самый кончик побега.

 

Возможные проблемы:

— отсутствие цветков на комнатной пеларгонии — если растение выглядит здоровым, то вероятная причина в слишком теплом воздухе зимой;

 — водянистые мягкие подушечки на листьях — отек — незаразная болезнь, связанная с переувлажнением почвы. Следует уменьшить полив;

 — желтеющие нижние листья — говорит о недостатке или избытке влаги. Если листья остаются упругими или у них сохнут только края — недостаток влаги. Если листья вялые или загнивают — дело в избытке влаги;

 — оголенные стебли, опадение нижних листьев — недостаток света — пеларгонии светолюбивы;

 — потемнение основания стебля — заболевание черной ножкой. Такое растение уничтожают. В дальнейшем используйте простерилизованную почву и избегайте ее переувлажнения;

 — серая плесень на листьях — серая гниль, вызываемая грибком Botrytis, возникает при переувлажнении почвы. Это заразная болезнь. Следует удалить пораженные листья, обработать системным фунгицидом, уменьшить полив и лучше проветривать помещение;

 — вредители — может поражаться белокрылкой, тлей и долгоносиком.

  

Размножение пеларгонии

Чаще всего пеларгонии выращивают из стеблевых черенков. Их нарезают весной или летом с полуодревесневших побегов, для этой же цели используют и верхушки побегов при обрезке взрослых растений. На каждом черенке должно быть 4–5 листьев, причем один или два нижних листа удаляют. После срезки черенки подвяливают на воздухе в течение одного–двух часов. Укоренять их можно в смеси торфа с песком или просто в воде. При температуре +18…+20 °С пеларгония даст корни и будет готова к посадке в горшок через 2–3 недели. Горшки для молодых растений берут небольшие, диаметром 7–9 см. Если емкость будет велика, растение зацветет значительно позже.

Фуксия (Fuchsia)

Семейство: Ослинниковые

 

Краткая информация о растении

Тип растения:   кустарник ,  древовидное

Рекомендуемое расположение:   западные и/или восточные окна

Отношение к свету:   теневыносливое

Отношение к влаге:   влаголюбивое

Сроки цветения:   весна,  лето,  осень

Высота:   среднее (50-100 см),  ампельное

Ценность в культуре:   красивоцветущее,  декоративнолиственное,  ароматное

        

Уход за фуксией

Для размещения фуксии выбирают летом восточные окна, но лучше по возможности вынести в сад или на балкон. Для хорошего роста и развития необходимы тень или полутень, но с защитой от ветра. Зимой содержат на свету или в темноте при температуре +4…+8 °С. Более теплая зимовка провоцирует преждевременную вегетацию. Заметим, что гибриды хорошо переносят солнечное освещение. Для нормального развития фуксии требуются обильный полив теплой водой летом. Зимой – полив умеренный. Подкормку производят весной и летом раз в 2-3 недели. В жаркие дни рекомендуется опрыскивать листья и воздух в комнате мягкой водой комнатной температуры. Верхушки стеблей прищипывают над 4–5 узлом. В октябре фуксии убирают в помещение. Весной, в конце апреля–начале мая, растение нужно обрезать, пересадить в новую землю и предоставить дальнейшему росту. Взрослые растения можно пересаживать раз в 2-3 года. Используется почвенная смесь, состоящая из дерновой и листовой земли, компоста и песка (1:1:1:1). Может поражаться тлей, белокрылкой, паутинным клещом, серой плесенью и ржавчиной. 

 

Размножение фуксии

Размножается фуксия черенками от молодых экземпляров в любое время года, предпочтительно в августе. Укореняют в смеси листовой земли с песком или в воде.

Нефролепис (Nephrolepis)

Семейство: Нефролеписовые

 

Краткая информация о растении

Тип растения:   папоротник

Рекомендуемое расположение:   северные окна

Отношение к свету:   тенелюбивое

Отношение к влаге:   влаголюбивое

Высота:   среднее (50-100 см)

Ценность в культуре:   декоративнолиственное

Уход за нефролеписом

Размещают на окнах или в глубине комнат. Хорошо растет в полутени и тени при комнатной температуре, хотя в зимние месяцы предпочитает более прохладное содержание (+16...+18 °C). Необходимы регулярный полив, весной и летом обильный, зимой умеренный. Подсушивание земляного кома не допускается. Опрыскивание теплой мягкой водой в жаркую погоду и в течение всего отопительного периода. С марта по август регулярно раз в 2 недели удобряют органическим удобрением в малых дозах. Пересаживают весной раз в 2-3 года. Для посадки используется почвенная смесь из листовой земли и компоста (1:1) с добавлением костной муки. При слишком сухом размещении растение может поражаться паутинным клещом. Возможно побурение листьев от сухости воздуха или застоя воды.

  

Размножение нефролеписа

Размножают побегами-отпрысками в любое время года. Плети укладывают в наполненный почвой стоящий рядом горшок или ящик, присыпают землей. Молодые растения отделяют при появлении на них трех и более листьев. Возможно размножение делением корневища при пересадке. Для чистых видов можно высевать споры.

Зефирантес — Zephyranthes

Уход за растением:

Зефирантес очень любит рассеянный солнечный свет и даже яркое солнце. Хорошо растет на южном, западном и восточном окнах. Летом зефирантесы можно выносить на балкон или даже высаживать в открытый грунт (к концу сезона образуется крупная луковица, которая будет обильно цвести в следующем году).

В период активного роста зефирантес предпочитает температуру в диапазоне 18-25°C. В период покоя растение лучше держать в прохладном месте, при 10-12°C.

Поливают зефирантес во время роста регулярно, по мере подсыхания верхнего слоя субстрата, мягкой отстоянной водой, но надо избегать застоя воды в горшке. После пересадки поливают редко, чтобы луковицы не сгнили от избыточного увлажнения. В период покоя полив сокращают, не допуская полного сбрасывания листьев.
Можно также содержать луковицы совсем сухо, с полным периодом покоя (в этом случае исключается загнивание луковиц зимой).

Удобрения зефирантесу лучше давать только минеральные и регулярно, через 1-2 недели, подкармливать в сезон активного роста и цветения.

Время цветения зависит от вида: у зефирантеса крупноцветкового — с апреля по июль, в достаточно освещенных местах; у зефирантеса белого — с июля по октябрь; у зефирантеса золотистого — зимой. Цветонос с одним цветком напоминает крокус, очень изящный. Цветки держатся открытыми 5-7 дней, на смену им распускаются новые.
Чтобы достичь максимального эффекта от цветущего зефирантеса, надо высаживать в один горшок большого диаметра группу луковиц — этим можно создать эффект непрерывного цветения.

Пересадку зефирантеса осуществляют ежегодно в конце периода покоя. Высаживают луковицы в широкий и низкий горшок по нескольку штук, заглубляя в почву так, чтобы их шейки оказались на поверхности. Почва подходит рыхлая и питательная (рН около 6). Плодородный рыхлый субстрат можно составить из перегнойной, дерновой земли и песка в равных частях с добавлением фосфорного удобрения. На дне горшка обеспечивают хороший дренаж.

Размножают зефирантесы дочерними луковицами и семенами.

Обычно луковицы-детки очень быстро заполняют весь горшок. Размножают зефирантес перед периодом покоя или во время его. Луковицы высаживают по 6—12 шт. в плошки, горшки. Луковицы с короткой шейкой высаживают на полную глубину; у имеющих длинную шейку последняя должна выступать над поверхностью почвы. Субстрат составляют из перегнойной, дерновой земли и песка — в равных объемах. 
Растения, выращенные из семян, цветут на 3-5-й год.



Предварительный просмотр:

Таблица. Сравнительная характеристика учебников биологии

Название учебника.

авторы

Наличие текстового компонента

Наличие внетекстового

компонента

Примечание

Основной

текст

Дополнительный

текст

Пояснительный

текст

Иллюстративный аппарат

Аппарат

усвоения знаний

Аппарат

ориентировки

УМК под редакцией Н.И. Сонина

Преимуществом данного учебника является то, что каждый параграф содержит краткий материал по теме, в доступной для каждого ребенка форме. 

В конце каждого параграфа имеется ссылка на источник дополнительного материала, размещенного на прилагаемом к учебнику мультимедийном диске или ссылку в Интернет. 

Однако, самым главным достижением в развитии учащихся является сформированность системного мышления и единой биологической картины мира, что при работе по другим УМК достаточно проблематично достичь.

Оформление учебника (схемы, фотографии, иллюстрации) позволяют расширить круг практической деятельности на уроках.

Каждый параграф заканчивается выводами по теме, вопросами для проверки знаний, которые выходят за рамки изложенного текста. Учебники из комплекта автора Н. И. Сонина содержат большое количество терминов.

Учебник содержит большое количество разнообразных заданий, которые могут быть использованы учителем или на уроках, или как компонент домашнего задания. Каждый раздел заканчивается обобщением материала и систематикой основных понятий темы, что очень удобно для проведения обобщающего урока.

 УМК «Биология» , 6-9 класс
под редакцией И.Н. Пономаревой. 

Данные учебники биологии соответствуют требованиям федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственного стандарта, концепции модернизации российского образования. Во всех учебниках реализован принцип вариативности содержания материала: дается материал обязательный и для дополнительного изучения, соблюдается принцип преемственности. 
 

Авторами продумана система самоконтроля знаний учащихся. После каждого раздела имеются вопросы и задания: «Проверь себя» репродуктивного и творческого характера.

В конце каждой темы существует перечень основных рассматриваемых понятий, что предполагает их отработку и повторение, т.е. систему развития научных понятий.
 

Учебник богато иллюстрирован. Каждая глава также завершается блоком заданий для проверки знаний и умений. Предложены лабораторные и практические работы.

Данный учебно-методический комплект под редакцией И.Н. Пономаревой помогает готовить учащихся к единому государственному экзамену, обеспечивает повторение и закрепление учебного материала, отработку тестовых заданий и вопросов творческого характера (группа С); именно такие задания имеются в рабочих тетрадях и в конце каждого параграфа учебников.

Содержательное и методическое построение учебников направлено на развитие у школьников исследовательских навыков, вовлечения их в самостоятельную практическую

 учебники, разработанные под редакцией В. В. Пасечника:

Помимо основных сведений биологического характера в учебных книгах значительное внимание уделено развитию общебиологических понятий, формирующихся во всех разделах курса биологии. В учебниках главы и параграфы логически взаимосвязаны. Последовательность глав в учебной книге может иметь содержательную специфику, что позволяет избежать дублирования материала в разных частях учебника.

Учебник предполагает возможность внутриклассной дифференциации, т.е. усвоение материала на разном уровне сложности в зависимости от особенностей учащихся. Это достигается за счет выделения дополнительного материала для углубленного изучения предмета.

В параграфах имеются словарики новых терминов и понятий, интересные сведения, повышающие мотивацию к изучению биологии, а по каждой главе сформулированы резюме, отражающие основное содержание.

В учебнике приведены инструктивные карточки к лабораторным работам. В учебнике много красочных иллюстраций, активизирующих мышление детей. Рисунки, схемы к ним позволяют хорошо усваивать знания. 

Учебник не в полной мере готовит учащихся к сдаче ГИА в 9 классе.

В учебнике легко можно найти по оглавлению необходимую главу. В начале каждой главы есть информация о том, что будет говориться в этой теме и что необходимо выучить. Удобно, что термины и название животных выделены курсивом. 

УМК, созданную под руководством Д.И. Трайтака:

Связь теории с практикой реализуется как через тексты учебника, непосредственно раскрывающие содержание учебной дисциплины, так и через блок практических работ и иллюстративный материал

осуществляется развитие системы понятий у школьников в их логической последовательности на основе изучения царств живой природы

Учебники линии прекрасно оформлены. Большинство иллюстраций представлено не только в виде отдельных самостоятельных единиц, но и в виде комплексных систем, дающих целостное представление об объекте изучения и процессах, протекающих в нем. К рисункам и схемам формулируются вопросы, активизирующие познавательную деятельность школьников.

Практикум включает обязательные работы и вариативные, предлагаемые на выбор педагогов и школьников

к практическим работам разработана система заданий, позволяющих применять знания в измененной ситуации.

линию учебников под руководством А.И. Никишова:

В учебниках изложены современные научные взгляды с выделением ведущих идей естествознания, за счет чего обеспечивается интегративный подход в обучении в границах образовательной области и за ее пределами

Отличительной чертой учебников является двухуровневая организация текста, с выделением обязательного и дополнительного материала, что дает возможность осуществлять дифференциацию обучения. В параграфе имеются вводные проблемные вопросы, задания, связанные с организацией наблюдений учащихся за объектами живой природы, а также задания исследовательского характера.

При отборе и структурировании содержания биологического образования применен современный методический аппарат, предусматривающий выравнивание объема поурочной информации, лаконизм изложения, соотношение текстовой и визуальной составляющей примерно как 2 : 1, что связано с увеличением информационной емкости иллюстративного материала.

В учебниках изложены современные научные взгляды с выделением ведущих идей естествознания, за счет чего обеспечивается интегративный подход в обучении в границах образовательной области и за ее пределами. Отбор содержания биологического материала направлен на развитие познавательных способностей школьников.

линия «Сфера » Л.Н . Сухорукова, В.С. Кучменко

Главными особенностями данного учебника являются фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жёсткая структурированность текста

Использование электронного приложения к учебнику позволит значительно расширить информацию (текстовую и визуальную) и научиться применять её при решении разнообразных биологических задач и подготовке творческих работ

разнообразный иллюстративный ряд. 

УМК «Сферы» формирует у учащихся познавательный интерес к биологии, повышает эффективность уроков, позволяет преподавателю творчески подойти к организации занятий и создать условия для активной деятельности обучающихся.



Предварительный просмотр:

Задания, проверяющие сформированность навыков и умений.

 Задание 1 .

( здоровый образ жизни)

Составить перечень негативных факторов, влияющих на сердечно-сосудистую систему.

В ответе должны быть затронуты проблемы загрязнения воздуха и радиация.

     Правильный образец ответа.

1.Загрязнённый атмосферный воздух промышленными выбросами и выхлопными газами автомобилей, содержащий угарный газ, отрицательно влияет на процесс газообмена в лёгких и тканях человека, т.к. гемоглобин образует прочную связь с угарным газом.

     2. В результате радиационного облучения клетки красного костного мозга изменяют свое строение. И красный костный мозг –фабрика клеток крови - эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов - разрушается.

Задание 2.

( умение пользоваться микроскопом и знать его устройство)

Установи соответствие между составной частью микроскопа в левой колонке и ее функцией в правой колонке:

1. Окуляр

2. Зеркало

3. Винт

4. Зажим

А. Движение тубуса

Б. Закрепление препарата на предметном столике

В. Получение изображения объекта

Г. Освещение препарата

Задание  3.
( размножение культурных растений)

Определите, какие растения размножаются клубнями:

  1. картофель
  2. лук
  3. малина
  4. георгин

Задание 4.

( умение находить ответ на вопрос с помощью учебной литературы)

Вспомните осенний лес. Запах грибов. Наконец, вы нашли гриб и срезали его. Объясните, почему срезанный вами подберезовик или белый представляют собой только часть организма?

Шляпки трубчатых и пластинчатых грибов часто окрашены в красный, желтый и другие цвета. Однако эта окраска не имеет ничего общего с фотосинтезом. Как вы знаете, фотосинтез у них не происходит. А как же питаются шляпочные грибы?

Задание 5.

(знание фактического материала)

В тетрадь записать, что обозначено цифрами на рисунке:  

1 – …

2 - …

3 -…

4 -…                                                                                                  



Предварительный просмотр:

УМК И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко . Биология, 6 класс.

Тема урока: «Цветок, его строение и значение»

Цели: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить осо бенности строения и многообразие цветков; развивать практиче ские навыки по распознаванию цветков различных растений;

 -познакомить с наиболее распространенными видами соцветий, раскрыть биологическое значение соцветий;

-формиро вать эстетическое отношение к окружающему;

-развивать навыки исследовательской деятельности, используя наблюдение, прогнозирование, моделирование.

Оборудование:  живые растения (герань обыкновенная,  хлорофитум и др.),

                         гербарные экземпляры растений, таблица: «Органы цветкового

                         растения», презентация «Строение и многообразие цветков».

Ход урока

I.  Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

I. Проверка знаний

1.        Фронтальный опрос.(слайд)

1)        Какие черты сходства просматриваются между типичным побегом и видоизмененными побегами?

  1. Какое строение имеет клубень картофеля?
  2. Что доказывает, что луковица - побег?
  3. Какие растения имеют видоизмененные побеги - корневища?
  4. Как человек использует видоизмененные побеги?

Учитель

Какие мы повторили  органы цветкового растения? ( слайд )

III. Изучение нового материала.

Учитель (слайд 8)

Отрывок из поэмы В. Солоухина: (Слайд )

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Из одной и той же черного цвета земли

Он - то красный, то - синий, то - сиреневый, то - золотой!

- Ребята, а у вас есть любимые цветы?

Посмотрите, насколько разнообразны цветы, окружающие нас.( слайд )

- Выделите признаки, по которым отличаются цветы друг от друга (окраска, строение, форма, и т.д.).

Используя, таблицы, модель цветка, гербарий, изучим строение цветка.

( слайд 16-17)

(работа с таблицей, моделью, гербарным материалом.)

Учитель (слайд )

Есть растения, у которых имеются не одиночные цветки, а группы. Например, черёмуха, пшеница, вишня, герань. Обращаю внимание на презентацию.

Соцветие – это группа цветков, расположенных на общей цветоножке в определённом порядке.

   После опыления (попадание пыльцы на рыльце пестика) происходит процесс оплодотворения в результате которого образуется плод.

- Рассказ учителя о цветковых растениях, занесенные в «Красную книгу».

- Ребята, расскажите, что нужно делать, что бы сохранить данные виды растений?

- Какая природоохранная работа ведется в нашей школе, на поселке, в вашей семье.

Вывод: о значение цветов.

- Почему великий писатель А.П. Чехов сказал: «Красота спасёт мир»

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель

В нашем кабинете есть комнатные цветковые растения. Мы с вами проведем исследовательскую работу по изучению строения цветка.

Лабораторная работа «Строение цветка».

Цель: исследовать строение цветка, охарактеризовать его принадлежность к определенной группе.

1. Напишите название растения, цветок которого, используется при выполнении лабораторной работы.

2. Найдите составные части цветка околоцветник, венчик, чашечку.

3. Сколько лепестков в венчике, чашелистиков в чашечке. Какой цвет у лепестков.

4. Зарисуйте схему строение данного цветка

- Фронтальная беседа по закреплению темы:

1. Расскажите строение цветка.

2. Значение цветка в жизнедеятельности растений.

3. Что такое соцветие?

4. Какой тип соцветия у герани обыкновенной?

5. Из чего образуется плод, семена?  

V. Подведение итога урока.

- Выставление и аргументирование отметок за урок.

- Рефлексия (что было интересного на уроке, что – сложно, не понятно?).

VI. Домашнее задание:

Параграф № 22

По желанию приготовить сообщения об упомянутых профессиях группы «Человек - природы»

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какие черты сходства просматриваются между типичным побегом и видоизмененными побегами? Как человек использует видоизмененные побе ги ? Какие растения имеют видоизмененные побеги - корневищ а? Что доказывает, что луковица - побег? Какое строение имеет клубень картофеля ?

Слайд 2

Для высших растений характерно наличие вегетативных и генеративных органов. К вегетативным органам относят корень и побег. Побег состоит из стебля, листьев и почек. В вегетативных органах протекают процессы жизнедеятельности (питание, рост и др.), вегетативного размножения. Генеративные органы - цветок, плод, семя- выполня ют функцию полового размножения. Вставьте пропущенные слова . Органы растений делят на __________ (1) и ________(2). ________(1) органы растений осуществляют все процессы жизнедеятельности организма, за исключением полового размножения, в то время как _________(2) органы растений обеспечивают протекание именно этого процесса. К ________(1) органам растений относят корень и побег, а к ______(2) органам растений — ______(3), ______(4) и ______(5). Корень, побег, семя, плод, вегетативные, генеративные , цветок Проверь себя! Органы растений делят на вегетативные и генеративные . Вегетативные органы растений осуществляют все процессы жизнедеятельности организма, за исключением полового размножения, в то время как генеративные органы растений обеспечивают протекание именно этого процесса. К вегетативным органам растений относят корень и побег , а к генеративным органам растений — цветок, семя и плод .

Слайд 3

Тема урока: ЦВЕТОК, ЕГО СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ

Слайд 4

Рис. 1 Схема строения цветка: пестик лепесток завязь, тычинка семязачатки, чашелистик, цветоложе, цветоножка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал для учителей биологии

Этот материал можно использовать для самообразования, для уроков....

материал для учителей биологии

Этот материал можно использовать для самообразования, для уроков....

материал для учителей биологии

Этот материал можно использовать для самообразования, для уроков....

Республиканский семинар учителей биологии на тему:"Изучение опыта работы методического объединения учителей биологии Правобережного района по повышению качества образования"

Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории....

Доклад на РМО учителей биологии, химии и географии Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по биологии

Тема: Система работы учителя при подготовке к ОГЭ  по биологииЗадача учителя не только дать ученикам знания, но и помочь ему в будущем стать успешным, социально ориентированным, поэтому задача уч...