Доклад на РМО учителей биологии, химии и географии Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по биологии
материал

Тема: Система работы учителя при подготовке к ОГЭ  по биологии

Задача учителя не только дать ученикам знания, но и помочь ему в будущем стать успешным, социально ориентированным, поэтому задача учителя вовлечь их в активную творческую деятельность, где дети взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают знания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Система работы учителя при подготовке к ОГЭ  по биологии

Задача учителя не только дать ученикам знания, но и помочь ему в будущем стать успешным, социально ориентированным, поэтому задача учителя вовлечь их в активную творческую деятельность, где дети взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают знания.

Одним из главных задач является подготовка к итоговой аттестации. ЕГЭ и ОГЭ является проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к меняющимся условиям современной реальности.

За последние годы увеличилось число учащихся сдающих экзамены по биологии огэ, а число сдающих ЕГЭ уменьшается. Это связано прежде всего с тем, что уменьшается число выпускников 11 класса. Основными предметами при поступлении в колледжи  ,лицеи является русский язык,  математика.

Процедура прохождения ОГЭ деятельность сложная ,отличающаяся от привычного опыта учеников ,предъявляющая особые требования к уровню развития.

В готовности  учащихся к сдаче ОГЭ нужно выделить следующие моменты:

  1. информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
  2. предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
  3. психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
  4. Как подготовить ученика к успешной сдаче экзамена? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет  на ОГЭ? С чего начинать и как организовать подготовку к экзаменам? Как повысить качество преподавания и результативность учащихся во время итоговой аттестации выпускников? Эти вопросы постоянно возникают перед каждым учителем, который работает в выпускных классах. Подготовка к ОГЭ очень сложная и кропотливая работа и для учителя и для учащихся. В настоящее время проблема подготовки к  ОГЭ очень актуальна.
  5. В большом количестве информации, описании методик, способов и приемов подготовки я стараюсь подбирать наиболее рациональные и на их основе строить собственную систему. Каждый учитель в зависимости от конкретных условий использует свои методики, способы и приёмы.
  6. Разный уровень подготовки имеют учащиеся одного класса, он может зависеть от того, намерен ли ученик продолжать обучение, и будет ли его обучение связано с биологией. Кроме того, готовность ученика к экзамену включает не только умение выполнять предложенные задания, но и умение выбрать задания, которые решить под силу, и наличие навыков самоконтроля, умение правильно распорядиться отведенным на экзамене временем, способность настроить себя психологически, сконцентрировать внимание, управлять своими эмоциями. Все эти аспекты требуют от учителя разной методики подготовки учащихся к экзамену. Успешно освоить предмет и пройти итоговую аттестацию возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 5 по 9 класс.


Основные трудности при подготовке обучащихся к ОГЭ И ЕГЭ:

Причины допускаемых ошибок на ОГЭ и ЕГЭ обучающими: 1) невнимательное прочтение инструкций к каждому типу заданий и предписаний к их выполнению; 2) неумение выделить главное в формулировке задания, провести его анализ; 3) отсутствие знаний обязательного учебного материала, неумение их использовать при ответе на задание, 4) в ответах на задание части 2 освещение второстепенного материала, не имеющего отношения к поставленному вопросу, 5) несформированность умения работать с текстом, выделить в нём главное, существенное, определить по рисунку, схеме необходимую информацию.

Для успешной подготовки обучающихся к сдаче ГИА педагог должен: - правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями; - исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности; - организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения по предмету; - проанализировать результаты муниципальных, региональных, пробного тестирования; - планировать работу по подготовке обучающихся к сдаче ГИА в процессе преподавания предмета.

Опыт проведения ЕГЭ и ОГЭ свидетельствует о необходимости предварительной подготовки не только учащихся, но и учителей к этой форме контроля. Работа учителя не должна сводиться только к работе по тестам. Внедрение педагогом в образовательный процесс технологии тестирования будет более эффективным, если: - данная деятельность будет протекать в рамках непрерывного использования тестовых технологий в каждом программном разделе;

- формирование и развитие готовности ученика к тестовой форме итоговой аттестации будут ориентированы на учёт личностных особенностей каждого ученика, реализацию принципов, обеспечивающих устойчивую положительную мотивацию к тестовой форме контроля знаний, определение и реализацию знаний и умений, обеспечивающих высокую результативность тестирования.

Проанализировав результаты ОГЭ И ЕГЭ, мы выделили несколько направлений деятельности педагога при подготовке к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ:

Первое направление: Психологическая подготовка - поддержание благоприятного эмоционально-психологического настроя в ученическом коллективе на новую форму итоговой аттестации; - реализация отношений сотрудничества педагога и учащихся в образовательном процессе; - реализация отношений сотрудничества педагога и родителей в образовательном процессе;

Второе направление: Информационная подготовка -Широкое информирование учащихся о порядке проведения ОГЭ и ЕГЭ, содержании КИМ, заполнении бланков и т. д. - внедрение системы консультаций для учителей, учащихся и родителей, включающих в себя знакомство с содержательной структурой тестов и их видами, критериями оценивания, психологическую подготовку; - создание в учебных кабинетах информационного стенда по подготовке к тестированию;

Третье направление: Работа на уроках -Организация подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ на уроках через включение тестовых заданий, задач из литературы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ задач открытого банка заданий; проведение контрольных работ в формате ОГЭ и ЕГЭ; - внедрение тестов в учебный процесс на различных этапах обучения для мониторинга качества образования; - При организации повторения: планировать уроки с обязательным повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы; при проведении текущего контроля использовать задания, аналогичные заданиям ЕГЭ и ОГЭ. Основной акцент при проверке уделять направлению на выявление следующих умений: обосновывать процессы и явления, доказывать; сравнивать; устанавливать взаимосвязи; находить причинноследственные связи; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках.

Четвертое направление: Использование ИКТ Применение ИКТ позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также более качественно подготовить к ЕГЭ и ОГЭ.

Пятое направление: Внеурочная работа Элективные курсы и факультативы - организация работы элективных курсов и факультативов по подготовке к решению заданий повышенной сложности, углублению и расширению знаний по предмету; Предметные кружки Организация подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ на занятиях кружка

Сначала изучаем нормативные  документы, определяющие содержание и структуру обучения биологии, основные требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся, а также  познакомить обучающихся со структурой, содержанием и критериями оценки экзаменационной работы. Определяем, наличие, каких знаний и умений проверяют задания КИМ по биологии, изучаем спецификацию, кодификатор, демоверсию ОГЭ. Распределяю учебный материал таким образом:

Исследовательские и проектные работы

Проведение мероприятий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в рамках: - предметной недели в школе; - научно-практических конференциях с защитой собственных исследовательских проектов;

Олимпиады - привлечение учащихся к участию в различных видах олимпиад и конкурсов с использованием тестовой формы заданий и аналогичных ОГЭ и ЕГЭ бланков ответов; Внеурочная работа с учащимися на консультациях. В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбить на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ и ОГЭ.

Большую роль играют родители в подготовке к экзаменам. Первоначально работу с родителями мы начинаем с начала уч.года. Нацеливание не только учеников ,но и родителей в организации подготовки к сдаче ОГЭ: это в первую очередь успешная работа на уроках, выполнение домашних заданий, определение выбора экзамена. Зачастую бывает ,что дети долго не могут определиться с выбором экзаменов. Поэтому естественно большая роль родителей в этом вопросе. Проведение профориентационного тестирования в течение года имеет большое значение. Лекции, беседы с детьми, родителями классного руководителя, психолога, администрации школы в ознакомлении с механизмом сдачи , со всеми процедурами проведения экзамена играет определенную роль в психологической подготовке. Главное определить детей ,что если ученик имеет глубокие знания не надо ничего бояться. Поэтому главное системная подготовка главное в сдаче огэ. Конечно многое надо повторять с предыдущих курсов, так как материал довольно большой.

Сентябрь – биология как наука, биология растений и решение тематических заданий.

Октябрь – биология животных и решение тематических заданий.

Ноябрь – биология человека и решение тематических заданий.

Декабрь – общие закономерности, материал первого полугодия и решение тематических заданий.

Январь – биология как наука, биология растений и решение тематических заданий.

Февраль – биология животных и решение тематических заданий.

Март – биология человека и решение тематических заданий.

Апрель – общие закономерности и решение тематических заданий.

Май – повторение и решение вариантов ОГЭ по самым разных изданиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей биологии, химии и географии МКОУ СОШ№3, в 2013-2014 учебном году.

В МКОУ СОШ№ 3  в системе проводится работа по экологическому и трудовому воспитанию учащихся.Экологическая культура формируется в процессе экологического воспитания. Мы живем в социуме, поэтому в...

Анализ работы МО учителей биологии, химии и географии

Анализ работы МО учителей биологии, химии и географии...

План работы МО учителей биологии, химии и географии

План работы МО учителей биологии, химии и географии...

Статья "Система работы учителя по подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии 2020"

В настоящее время единый государственный экзамен является одним из важнейших направлений модернизации отечественного образования. Он совмещает в себе функции выпускного экзамена за одиннадцатилетнюю ш...

ШМО: "Система работы учителя по подготовке обучающихся к итоговой аттестации по географии в 9 классе"

Необходимо продумывать приемы, интенсифицирующие познавательную активность ученика, способствующие целостному осмыслению содержания крупных разделов и тем школьной географии, внутрипредметных связей м...