Модульные уроки: Строение цветка. Соцветия.
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И  НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2urok_socvetie_opylenie.doc41 КБ
Microsoft Office document icon modulnaya_tehnologiya.doc52 КБ
Microsoft Office document icon cvetok_1_urok.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  № 2

Тема: Соцветие, их значение в жизни растений

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного

материала

УЭ - 0

Цель: сформировать представление о соцветии, познакомиться с основными видами соцветий и их биологической ролью

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ – 1 Актуализация знаний

Составьте схему цветка:

  1. Обоеполый цветок с простым околоцветником
  2. Женский цветок с двойным околоцветником
  3. Мужской цветок с простым околоцветником
  4. Женский цветок с простым околоцветником
  5. Обоеполый цветок с двойным околоцветником

Работайте в группе

(5 мин)

УЭ – 2

Контроль знаний

Ответьте на вопросы

1 вариант

1. Генеративный орган:

        а) лист   б) цветок  в) корень    г) стебель

2. Женский половой орган цветка:

        а) венчик   б) тычинка   в) пестик   г) цветоножка

3. Спермии образуются в: а) в завязи пестика

        б) в пыльниках тычинок  в) в столбике   г) в рыльце

4. Значение венчика: а) образование половых клеток

        б) прикрепление к стеблю,  

        в) привлечение опылителей

        г) образование органических веществ

5. Растения, у которых тычиночные и пестичные цветки образуются на разных особях, называются:

       а) двудомными         б) однодомными  

       в) тычиночными        в) обоеполыми

2 вариант

1. Вегетативный орган:

       А) цветок   б) стебель   в) плод    г) семя

2. Мужской половой орган цветка:

       а) чашечка   б) тычинка   в) пестик   г) цветоложе

3. Семязачаток находится: а) на рыльце пестика

        б) в завязи   в) в пыльниках   г) в столбике

4. Значение пестика и тычинок:

        а) образование половых клеток

        б) прикрепление к стеблю,  

        в) привлечение опылителей

        г) образование органических веществ

5. Растения, у которых тычиночные и пестичные цветки развиваются  на одной особи, называются:

       а) двудомными           б) однодомными  

       в) раздельнолыми      в) обоеполыми

Индивидуально работайте в тетради,

(5 мин)

УЭ – 3

- Что такое соцветие?

- Какие типы соцветий вам известны? В какие группы их можно объединить, на основании каких признаков

- Какое значение имеют соцветия в жизни растений?

Устно ответьте на вопросы

УЭ – 4

Выполните лабораторную работу

Тема: Типы соцветий

Цель: знакомство с типами соцветий

Оборудование: гербарии  и  иллюстрации растений

Ход работы:

  1. Ознакомьтесь с предложенными  вам гербариями и иллюстрациями растений
  2. Заполните таблицу:

Работайте в тетради

Растение

Тип соцветия

Схема соцветия

Ландыш

Клевер

Подсолнух

Укроп

УЭ – 5

Домашнее задание

Еще раз проработайте материал параграфа 22.

Самостоятельно познакомьтесь с материалом параграфа 24

Изготовьте карточки с типами строения цветка и (или) типами соцветий



Предварительный просмотр:

Педагогическая технология (создание успеха)

ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И

НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современные педагогические технологии подразделяются на проблемные, дидактивно-игровые, совместного обучения и модульные технологии.

Применение модульной технологии позволяет развивать самостоятельность, планировать и контролировать освоение предмета и произвести самооценку.

Модульная технология обучения

В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностноориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д.

Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучение, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, ибо их ждёт не простая жизнь, где всё надо уметь делать самому. Поэтому возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей здесь центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением – мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание.

Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащегося. При такой организации он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных. Особенность еще и в том, что в ходе урока учащиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради. При этом получается, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки только «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы.

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат:

  1. гарантированное достижения результатов обучения;
  2. паритетное отношение учителя и учеников;
  3. возможность работы в парах, в группах;
  4. возможность общения с товарищами;
  5. возможность выбора уровня обучения;
  6. возможность работы в индивидуальном темпе;
  7. раннее предъявление конечных результатов обучения;
  8. «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

Почему модульное обучение называют технологией?

Педагогическая технология появляется там и тогда, когда в образовательной системе чётко выделяется учебная деятельность ребёнка как системное свойство.

Проектирование учебной деятельностью характерной признак педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики.

Модульный урок имеет свои особенности:

  1. каждый урок целесообразно начинать с процедуры мотивации – это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т.п.;
  2. целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важного процесса

Подготовка к проведению модульного урока

  1. Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа.
  2. Тщательно проработать весь учебный материал и каждого урока в отдельности.
  3. Выделить главные основополагающие идеи.
  4. Сформулировать для учащихся интегрирующую цель (ЭУ-0), где указывается что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить …
  5. Определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся.
  6. Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты …
  7. Приступить к написанию методического пособия для учащихся (технологическая карта).
  8. Размножение (через принтер, ксерокопии) технологических карт по числу учащихся в классе.

Алгоритм составления модульного урока

  1. Определение места модульного урока в теме.
  2. Формулировка темы урока.
  3. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
  4. Подбор необходимого фактического материала.
  5. Отбор методов и форм преподавания и контроля.
  6. Определение способов учебной деятельности учащихся.
  7. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.

Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие:

УЭ-0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.

УЭ-1 – включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам.

УЭ-n – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих).

Составление модуля данного урока.

Подготовка необходимого количества копий текста урока для каждого учащегося.

Модульные программы – это программа деятельности ребёнка по изучению какой-либо темы.

Алгоритм действий учителя по составлению модульной программы

Определение целей обучения для учащихся и их формулирование.

Отбор содержания.

Распределение содержания по урокам с учётом принципов модульного обучения:

  1. определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль);
  2. блок информации (теоретический материал темы);
  3. отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные, практические и творческие работы);
  4. контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

Подбор литературы для учащихся (желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы).

Написание модульной программы (желательно печатный материал).

Распечатка модульных программ для каждого ученика.

Технологическая карта – особая форма планирования учебного материала.

Технологическую карту составляет учитель. Она имеет много общего с обычным планированием. В ней указывается тема, количество часов на её обучения, цель обучения, тип урока, форма контроля за качеством усвоения учебного материала и освоение способов учебной деятельности. Выделяются основные знания, общеучебные и специальные умения и навыки, формируемые при изучении темы.

Раздел Животные

Тема «Одноклеточные животные»

Количество часов: 4

Цель        Продолжить формирование понятия «одноклеточный организм».

Развивать приёмы учебной деятельности.

Учащиеся должны знать        Определение понятий клетка, организм.

Особенности строения и процессов жизнедеятельности одноклеточных животных.

Уметь        Описывать строение одноклеточных животных.

Сравнивать одноклеточных животных между собой.

Определять значения простейших в природе и для человека.

Формируемая область понимания        Клетка – структурно-функциональная единица организма животного.

Общеучебные и специальные умения и навыки        Описание, сравнение, умение приводить примеры, давать видовые и родовые названия.

Умение пользоваться микроскопом, рисовать биологические объекты, составлять схемы.

Педагогическая технология и контроль        Модульное обучение

Контроль        Самоконтроль, взаимоконтроль, экспортный контроль.

Лист учета контроля

Ф.И. учащегося ______________________                       ______ баллов

Учебный элемент (УЭ)        Количество баллов по номерам заданий        Кол-во баллов

№1        №2        №3        №4        №5

Проверка изученного материала                                                

Изучение нового материала                                                

Закрепление                                                

Итого                                                

Оценка                                                

Критерии оценкиКол-во правильных ответов        Уровень        Оценка и комментарии

19-20        очень высокий        5+        Так держать!

17-19        высокий        5        Но ошибки все-таки были.

14-16        средний        4        Ещё чуть-чуть и будет «5»

10-13        низкий        3        Будьте внимательны на уроке!

1-9        очень низкий        2        И о чём вы думаете на уроке.

0        нулевой        1        Без комментариев …

Деятельность учителя при использовании модульной технологии

Деятельность учителя в модульном обучении связана с организацией и управлением деятельностью учащихся по овладению учебным содержанием, что возможно только в том случае, если учащиеся вооружены способами этой учебной деятельности: выделение объекта и предмета обучения, описания, объяснения, классификация и т.д. Т.е., прежде чем учить ребёнка биологии на основе модульной технологии, необходимо сначала научить его учиться, научить познавать (давать описание объектов, сравнивать их, объяснять явления и процессы с помощью теорий, классифицировать и т.д.), а далее в процессе обучения использовать эти процессы для овладения новым содержанием.

Для работы с напечатанным модулем учащиеся должны, прежде всего, уметь хорошо читать, поэтому в начальной школе нет смысла использовать эту форму работы. Кроме этого, важно чтобы учитель хорошо изучил теорию вопроса. Ведь для эффективного использования этой технологии необходимо внести изменения во всю систему обучения: в содержание, преподавание, учение.

Значение модульной технологии

На сегодня это средство формирования новой педагогической культуры, которое позволяет перевести обучение на субъект – субъективную основу, в результате чего происходит развитие творческих способностей у участников педагогического процесса.

Данная технология – стимул для повышения профессионального мастерства учителя.

Способствует быстрой адаптации молодых специалистов к работе в учебном заведении.

Позволяет качественно изменить процесс обучения, повысить уровень преподавания и уровень обученности учащихся

Проблемы, связанные с внедрением модульной технологии

Недостаточная подготовка учителей и их мотивация на освоение новых прогрессивных технологий.

Большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков.

Недостаточная подготовка учащихся к самостоятельной работе.

Отсутствие принципов согласования содержания образования со способами (приёмами) учебной деятельности.

Литература

1. Шамова Т.И. «Модульное обучение: сущность, технология». Ж.«Биология в школе», 1994 №5

2. Тихонова А.Е., Диденко Т.И., Нащечина М.М. «Обучающие модули: способ построения». Ж.«Биология в школе», 1995 №6

3. Берсенева Л.А. «Два модульных урока по естествознанию» (VI класс), 1996 №1

4. Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения», 1999 №5



Предварительный просмотр:

Урок  № 1

Тема: Цветок – генеративный орган. Его строение и значение.

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного

материала

УЭ - 0

Цель: Сформировать знания о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений, познакомиться со строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, сформировать представление об однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ – 1 Актуализация знаний

  1. Что такое орган?
  2. На какие группы можно подразделить органы цветкового растения? Укажите их функции.
  3. Чем отличаются цветки разных растений?
  4. Что объединяет все цветки?

Устно ответьте на вопросы

УЭ – 2 Изучение нового материала

Главная функция цветков  - _________________________

Схема строения цветка:

Цветок –  укороченный видоизмененный побег, служащий для семенного размножения. Цветок развивается из почки. Цветоножка и цветоложе – видоизмененный стебель, а чашечка, венчик, пестики и тычинки – видоизмененные листья.

Функция околоцветника - ?

Индивидуально работайте в тетради, стр.86-87

Запишите в тетрадь

УЭ – 3 Изучите многообразие цветков

Многообразие цветков

(по особенностям строения околоцветника)

Закончите в тетради сравнительную характеристику цветков (стр 87)

Название

? околоцветник

Сложный (двойной) околоцветник

Характеристика

Все листочки цветка одинакового цвета

?

Представители

?

?

Схема строения

УЭ – 4 Изучите строение главных органов цветка

Строение главных частей цветка

      ♀ Пестик                                                   ♂Тычинка

Функция пестика и тычинки - образование половых клеток (гамет), которые участвуют в оплодотворении, поэтому их называют половыми органами растения.

Зарисуйте в тетрадь главные органы, подпишите их строение

(стр. 87-88)

УЭ – 5 Изучите многообразие цветков по наличию главных органов

Многообразие цветков

(по наличию главных органов – пестика и тычинок)

Закончите в тетради сравнительную характеристику цветков (стр 88),

Самостоятельно закончите схемы.

Обоеполые

?

Пестичные (? )

?  (мужские)

УЭ – 6

Растения, у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на одном растении называются - ?;

а те, у которых они находятся на разных растениях называются - ?

Приведите примеры указанных растений.

Найдите определения в тексте учебника (стр 88), запишите в тетрадь.

УЭ – 7

Дайте характеристику предложенных растений

Растения

околоцветник

Гл.части цветка

Работайте в паре, устно.

Шиповник

Огурец

Тюльпан

УЭ – 8

Домашнее задание

Еще раз проработайте материал параграфа 23.

Самостоятельно познакомьтесь с понятием СОЦВЕТИЕ, изучите типы соцветий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Строение цветка"

В презентации на мой взгляд представлен необходимый к уроку материал в доступной для детей форме, использованы различные формы мотивации обучения....

Методические рекомендации к уроку "Строение цветка"

План -конспект урока "Строение цветка"...

разработка урока "Строение цветка. Соцветия"

Урок изучения нового материала в 6 классе по программе Пасечника. На уроке раскрывается биологическое значение главных частей цветка и соцветий, рассматривается строение и функции частей цветка. На ур...

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....

Презенетация к уроку "Строение цветка. Типы соцветий"

Презентация является прекрасным информационным ресурсом к изучаемой теме....