Урок: Опорно-двигательная система. Обзор скелета головы и туловища.
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Цели урока:создать условия

  • для формирования информационной компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • для самореализации учащихся в работе с текстовыми  источниками информации, схемами, таблицами, рисунками;
  • для формирования коммуникативной и кооперативной компетентности

.Задачи:

  • создать условия для усвоения учащимися  отделов скелета, его строения и особенностей, присущих только человеку.
  • научить распознавать типы костей и способы их соединения.
  • продолжить развивать УУД;

 Форма организации учебной деятельности. Комбинированный урок. Работа в малых группах.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель биологии

МОУ СОШ № 1 ст. Ольгинской

Сущенкова И.А.

Методическое руководство к уроку

Предмет       Биология,  8 класс

Тема урока: Опорно-двигательная система. Обзор скелета головы и туловища.

Цели урока: создать условия

  1. для формирования информационной компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  2. для самореализации учащихся в работе с текстовыми  источниками информации, схемами, таблицами, рисунками;
  3. для формирования коммуникативной и кооперативной компетентности

.

Задачи:

  1. создать условия для усвоения учащимися  отделов скелета, его строения и особенностей, присущих только человеку.
  2. научить распознавать типы костей и способы их соединения.
  3. продолжить развивать УУД;

Форма организации учебной деятельности. Комбинированный урок. Работа в малых группах.

Ход урока

Организационный момент.

Класс разделен на 4 группы учащихся, сидящих за отдельными «круглыми столами».

I этап. Актуализация знаний о строение, составе и соединении костей.

Технология работы: групповая  работа учащихся  в течение 3-4 минут и последующее коллективное обсуждение

1 группа.

Составьте систему понятий, отражающую строение и значение опорно-двигательной системы (задание с избытком информации)

Опорно-двигательная система        Хрящи        Движение        Опора        Защита    

Борьба с инфекционными заболеваниями        Скелет           Мышцы       Железы

Спинной мозг            Кости              Головной мозг           Связки       Транспорт веществ

Регулирование процессов жизнедеятельности     Выведение из организма вредных веществ

Накопление веществ       Кроветворная функция            Хрящи воздухоносных путей

Задания способствует формированию умений: анализировать предложенные объекты и устанавливать их пространственные отношения,  составляя систему понятий, разворачивать и сворачивать  информацию

2 группа

Прочитайте текст  и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Исправьте  ошибки, зачеркнув их,  а над ними подпишите правильные варианты.

1. Кости состоят из органических и неорганических веществ. 2. Упругость и эластичность  костей зависят от наличия неорганических веществ, а твердость и прочность – от органических. 3. Головки трубчатых костей состоят из губчатого вещества, в пространстве между пластинок которого находится желтый костный мозг, а тело – из компактного вещества, полость которого заполнена красным костным мозгом. 4. Кость покрыта тонкой оболочкой, богатой нервами и кровеносными сосудами, - это надкостница. 5. За счет деления клеток надкостницы происходит рост кости  в длину и толщину. 6. Головки трубчатых костей покрыты хрящом.

Задания способствует формированию умений работать с информацией представленной в виде текста с биологическими ошибками, анализировать её, вносить исправления на основании полученных раннее знаний.

3 группа

Вставьте пропущенные слова         

Кость растет в толщину за счет_______. Губчатое вещество кости заполняет _______. В ячейках губчатого вещества находится  __________мозг, в котором образуются _________. В центральной части кости находится ________, которую заполняет____________. Он содержит большой запас __________. Кость прочна, так как содержит твердое ______________и  эластичное _______________________вещество.  При сжигании кость делается ломкой, так как выгорает _________. При вымачивании в кислоте кость делается гибкой, так как из нее удаляется ______________.

Задания способствует формированию умений работать с информацией представленной в виде неполного текста, анализировать её,  дополнять, выделять главное.

4 группа

1. Исключи лишнее и объясни:

      а) Плечевая кость, бедренная кость, локтевая кость, лучевая кость      

      б) Бедренная кость, височная, грудина, лопатка.

      в) Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость.

2. Установите соответствие между типами соединения костей и примерами

Пример соединения костей

Тип соединения костей

А) Позвонки копчика

1) неподвижное

Б) тазобедренный сустав

2) подвижное

В) коленный сустав

3) полуподвижное

Г) кости мозгового отдела черепа

Д) позвонки шейного отдела позвоночника

Е) локтевой сустав

А

Б

В

Г

Д

Е

3. Метод «незаконченное предложение»

Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения.

 ………кость обладает прочностью ………….

……… кость способна срастаться при переломе………………

……….кости детей гибкие и упругие……………

……….кости плеча и предплечья соединены подвижно…………

Задания способствует формированию умений анализировать и  сравнивать (определять аспект сравнения и проводить неполное однолинейное сравнение), доказывать точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи.

II этап. Индивидуальная проверка домашнего задания  (письменно на листах контроля) (Приложение 1)

III этап. Изучение новой темы

Прочитайте предложенный вам текст «Скелет головы и туловища», разбейте его на смысловые фрагменты, озаглавьте каждый фрагмент (Приложение 2).

        Три группы работают с отдельными фрагментами текста, анализируют информацию и  заполняют  таблицу по форме:

Отделы

кости

Тип соединения костей

Особенности скелета человека

название

тип костей

 

Четвертая группа, анализируя текстовые фрагменты, составляет к ним вопросы.

Выступление групп, заполнение таблиц в рабочих тетрадях

III. Закрепление знаний

 Индивидуальная работа (может быть предложена в качестве домашнего задания)

Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения. Самостоятельная  работа учащихся. Затем – коллективное обсуждение результатов. Следует обратить внимание учеников на то, что здесь нет однозначно правильных ответов, так как почти все эти предложения могут иметь разные варианты начала или завершения.

…………в черепе человека лучше развит мозговой отдел ……
…………позвоночник человека имеет четыре анатомических изгиба ………

…………опасно смещение позвонков…………..

Данное задание способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи.

Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения:

Моя мыслительная активность на уроке была ……….
Больше всего мне понравилось ……………………….
У меня пока не совсем получается…………………….
Сегодняшний урок показал мне ………………………

Задание направлено на развитие рефлексивных умений учащихся и способствует формированию адекватной самооценки.

Домашнее задание

Это задание со свободой выбора и свободой деятельности. Каждый ученик имеет право выбора из ряда предложенных заданий:

  1. сделать рисунок к теме;
  2. создать схему опорного конспекта;
  3. написать шпаргалку к уроку;
  4. составить кроссворд;
  5. составить вопросы к тексту;

 

Такая работа позволит применять, преобразовывать, дополнять, находить новые связи, интегрировать знания.

Приложение 1

Скелет. Строение, состав и соединение костей

  1. Функции опорно-двигательной системы:

1. Защитная   2. Двигательная   3. Выделительная   4. Регуляторная

  1. В состав опорно-двигательной системы входят:

1. Кожа    2. Мышцы   3. Связки    4. Кости

  1. Рассмотрите рисунок. Напишите названия, указанных цифрами частей кости

    Кость растет в толщину за счет ____________________
    Губчатое вещество кости заполняет ________________
    В ячейках губчатого вещества находится _______мозг, в котором образуются ____________________________
    В центральной части кости находится ______________,
    которую заполняет   ______________________________
    Он содержит большой запас _____________
    Кость прочна, так как содержит твердое ___________и
    эластичное ___________________ вещество.  
    При сжигании кость делается ломкой, так как выгорает  ________________________________
    При вымачивании в кислоте кость делается гибкой, так как из нее удаляется   _________________________

  1. Суставная головка и суставная впадина покрыты _________________ хрящом, сам сустав находится в суставной _____________ и укреплен
    ________________________
  2. Надкостница обеспечивает:

                     1. Срастание кости при переломе                      2. Кроветворение

                     3. Рост кости в толщину                                     4. Запас питательных веществ

  1. Кости способны выполнять кроветворную функцию, потому, что:

1. Имеют надкостницу

2. Содержат красный костный мозг

3. Состоят из органических и неорганических веществ

4. Пронизаны кровеносными сосудами

  1. Благодаря костным пластинкам, окружающим полость канальца:

1. Кость обладает гибкостью                2. Растет в длину

3. Является довольно прочной             4. Срастается при переломах

  1. Подвижность сустава обеспечивается:

1. Формой суставной поверхности        2. Суставной жидкостью

3. Суставными связками                         4. Суставной сумкой

  1. Перечислите основные типы соединения костей



Приложение 2

Скелет головы и туловища.

Под кожей и мышцами головы находится ее скелет – череп . Череп защищает головной мозг и органы чувств от различных повреждений. Кости черепа – плоские, прочные, они соединены друг с другом швами. Шов – это прочное неподвижное соединение костей. Лишь одна кость – нижняя челюсть – с остальными костями соединена подвижно. Это позволяет нам не только захватывать и пережевывать пищу, но и разговаривать. В скелете головы человека различают два отдела: мозговой и лицевой. У человека, в отличие от млекопитающих животных, лучше развит мозговой отдел, что связано с увеличением объема головного мозга. Мозговой отдел черепа состоит из лобной, затылочной, двух теменных и двух височных костей. К лицевому отделу относятся различные крупные и мелкие кости, в том числе парные скуловые и носовые кости, непарные верхнечелюстная и нижнечелюстная кости. На челюстях расположены ячейки для зубов. В нижней части черепа есть несколько мелких отверстий и одно крупное – большое затылочное отверстие. Через большое затылочное отверстие головной мозг соединяется со спинным, а через мелкие отверстия в голову проходят кровеносные сосуды. Позвоночник расположен на спинной стороне туловища. Он образован 33 или 34 короткими костями – позвонками, каждый из которых состоит из массивной части – тела и дуги с несколькими отростками. Позвонки располагаются друг над другом так, что их отверстия совпадают, и образуется позвоночный канал, в котором находится спинной мозг. Позвоночник защищает нежный спинной мозг от повреждений. Между позвонками имеются межпозвоночные хрящевые диски. Благодаря им образуется полуподвижное соединение. Хрящевая ткань эластична и может растягиваться и уплотняться. Когда мы спим, ее толщина увеличивается, а когда ходим – уменьшается. Вследствие этого человек утром выше, чем вечером. Чем большую нагрузку испытывают позвонки, тем они массивнее. Поэтому поясничные позвонки гораздо больше шейных, а 5 крестцовых позвонков сливаются в единую кость – крестец. 1-5 копчиковых позвонков (у разных людей их количество варьирует в этих пределах) тоже сращены, но причина здесь другая. Эти позвонки неподвижны, а потому хрящевые прослойки их окостеневают, срастаясь в сплошную кость – копчик . У мыши и жирафа, человека и коровы, у всех млекопитающих – по 7 шейных позвонков. Шейные позвонки, в отличие от крестцовых, обладают большой подвижностью, а потому наша голова может не только смещаться влево и вправо, вперед и назад, но и оборачиваться. Тело 1-го шейного позвонка срослось с телом 2-го шейного позвонка, образовав зуб – ось горизонтального вращения головы. Отделяет зуб от спинного мозга лишь сухожильная связка. Вот почему опасно резко отклонять голову назад, а тем более поднимать человека за голову. Относительно большой подвижностью обладают и поясничные позвонки. В позвоночнике выделяют пять отделов: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5-6) , крестцовый (5)  и копчиковый (1-5) . Позвоночник человека, в отличие от позвоночника животных, образует 4 изгиба: шейный, грудной, поясничный и крестцовый. Их появление связано с прямохождением. Изгибы позвоночника смягчают толчки при ходьбе, беге, прыжках, предохраняют внутренние органы, спинной и головной мозг от сотрясений.  Грудная клетка находится в верхней части туловища. Ее образуют грудина (средняя часть передней стенки грудной клетки), 12 пар ребер и грудной отдел позвоночника. Грудная клетка защищает от повреждений расположенные в ней сердце и легкие. Десять пар ребер подвижно (суставами) соединены с позвонками и полуподвижно (хрящами) с грудиной. Две нижние пары ребер с грудиной не связаны (сочленены только с позвонками). Это позволяет всем ребрам при вдохе подниматься и раздвигаться в стороны, что увеличивает объем грудной полости и обеспечивает поступление воздуха в легкие, а при выдохе – опускаться и выталкивать воздух из них. Хорошо развитая грудная клетка улучшает работу сердца, легких. Ее развитию способствуют физический труд, занятия физкультурой, спортом (плаванием, греблей, бегом). У животных грудная клетка сплющена с боков, а у человека – она плоская, широкая - сплющена в спинно-брюшном направлении, что связано с передвижением человека вертикально на двух конечностях.

Отделы

кости

Тип соединения костей

Особенности скелета человека

название

тип костей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Исключи лишнее и объясни: а) Плечевая кость, бедренная кость, локтевая кость, лучевая кость б) Бедренная кость, височная, грудина, лопатка в) Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость

Слайд 2

Установите соответствие Пример соединения костей Тип соединения костей А) Позвонки копчика Б) тазобедренный сустав В) коленный сустав Г) кости мозгового отдела черепа Д) позвонки шейного отдела позвоночника Е) локтевой сустав 1 . Неподвижное 2. Подвижное 3. Полуподвижное

Слайд 3

Дополнить предложение … .кость обладает прочностью ……… … ..кость способна срастаться при переломе……….. … ..кости детей гибкие и упругие……… … ..кости плеча и предплечья соединены подвижно…………

Слайд 4

………… в черепе человека лучше развит мозговой отдел …………… ………… позвоночник человека имеет четыре анатомических изгиба ……… ……… опасно смещение позвонков……

Слайд 5

Домашнее задание сделать рисунок к теме; создать схему опорного конспекта; написать шпаргалку к уроку; составить кроссворд; составить вопросы к тексту;

Слайд 6

Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения: Моя мыслительная активность на уроке была ………. Больше всего мне понравилось ……… У меня пока не совсем получается …... Сегодняшний урок показал мне ………



Предварительный просмотр:

 Прочитайте текст  и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Исправьте  ошибки, зачеркнув их  а над ними подпишите правильные варианты.

1. Кости состоят из органических и неорганических веществ. 2. Упругость и эластичность  костей зависят от наличия неорганических веществ, а твердость и прочность – от органических. 3. Головки трубчатых костей состоят из губчатого вещества, в пространстве между пластинок которого находится желтый костный мозг, а тело – из компактного вещества, полость которого заполнена красным костным мозгом. 4. Кость покрыта тонкой оболочкой, богатой нервами и кровеносными сосудами, - это надкостница. 5. За счет деления клеток надкостницы происходит рост кости  в длину и толщину. 6. Головки трубчатых костей покрыты хрящом.

Прочитайте текст  и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Исправьте  ошибки, зачеркнув их  а над ними подпишите правильные варианты.

1. Кости состоят из органических и неорганических веществ. 2. Упругость и эластичность  костей зависят от наличия неорганических веществ, а твердость и прочность – от органических. 3. Головки трубчатых костей состоят из губчатого вещества, в пространстве между пластинок которого находится желтый костный мозг, а тело – из компактного вещества, полость которого заполнена красным костным мозгом. 4. Кость покрыта тонкой оболочкой, богатой нервами и кровеносными сосудами, - это надкостница. 5. За счет деления клеток надкостницы происходит рост кости  в длину и толщину. 6. Головки трубчатых костей покрыты хрящом.

Вставьте пропущенные слова

Кость растет в толщину за счет______________________. Губчатое вещество кости заполняет ________________________. В ячейках губчатого вещества находится  _________________________мозг, в котором образуются __________________. В центральной части кости находится _______________________, которую заполняет_____________. Он содержит большой запас __________________. Кость прочна, так как содержит твердое ______________________и  эластичное _______________________вещество.  При сжигании кость делается ломкой, так как выгорает ____________________________. При вымачивании в кислоте кость делается гибкой, так как из нее удаляется _______________________________.

Вставьте пропущенные слова

Кость растет в толщину за счет________________________. Губчатое вещество кости заполняет _____________________________. В ячейках губчатого вещества находится  _________________________мозг, в котором образуются __________________. В центральной части кости находится __________________________, которую заполняет   _____________________. Он содержит большой запас _______________________. Кость прочна, так как содержит твердое ______________________и  эластичное __________________________ вещество.  При сжигании кость делается ломкой, так как выгорает ____________________________. При вымачивании в кислоте кость делается гибкой, так как из нее удаляется _______________________________.

Составьте систему понятий, отражающую строение и значение опорно-двигательной системы (избыток информации)

Опорно-двигательная система

Скелет

Мышцы

Кости

Связки

Хрящи

Опора

Защита

Движение

Транспорт веществ

Регулирование процессов жизнедеятельности

Выведение из организма вредных веществ

Накопление веществ

Борьба с инфекционными заболеваниями

Кроветворная функция

Железы

Спинной мозг

Головной мозг

Хрящи воздухоносных путей

Опорно-двигательная система

Скелет                        Мышцы                        Кости

Связки                        Хрящи                        Опора

Защита                Движение             Транспорт

Регулирование  процессов

Выведение из организма вредных веществ

Накопление веществ

Борьба с заболеваниями Кроветворная функция     Железы Спинной мозг Головной мозг                        

Хрящи воздухоносных путей

 Исключи лишнее и объясни:

      а) Плечевая кость, бедренная кость, локтевая кость, лучевая кость      

     

      б) Бедренная кость, височная, грудина, лопатка.

      б) Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость.

Установите соответствие между типами соединения костей и примерами

Пример соединения костей

Тип соединения костей

А) Позвонки копчика

1) неподвижное

Б) тазобедренный сустав

2) подвижное

В) коленный сустав

3) полуподвижное

Г) кости мозгового отдела черепа

Д) позвонки шейного отдела позвоночника

Е) локтевой сустав

А

Б

В

Г

Д

Е

 Метод «незаконченное предложение»

Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения.

 …………кость обладает прочностью ………….


…………кость способна срастаться при переломе………………

…………кости детей гибкие и упругие……………

………...кости плеча и предплечья соединены подвижно…………

Исключи лишнее и объясни:

      а) Плечевая кость, бедренная кость, локтевая кость, лучевая кость      

     

      б) Бедренная кость, височная, грудина, лопатка.

      б) Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость.

Установите соответствие между типами соединения костей и примерами

Пример соединения костей

Тип соединения костей

А) Позвонки копчика

1) неподвижное

Б) тазобедренный сустав

2) подвижное

В) коленный сустав

3) полуподвижное

Г) кости мозгового отдела черепа

Д) позвонки шейного отдела позвоночника

Е) локтевой сустав

А

Б

В

Г

Д

Е

Метод «незаконченное предложение»

Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения.

 …………кость обладает прочностью ………….


…………кость способна срастаться при переломе………………

…………кости детей гибкие и упругие……………

………...кости плеча и предплечья соединены подвижно…………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Опорно-двигательная система» 8-е классы.

Тема урока: «Опорно-двигательная система»...

презентация к уроку "Опорно-двигательная система"

Данная презентация направлена на профилактику заболеваний ОДС...

Открытый урок "Опорно-двигательная система" 9 класс предпрофильная подготовка

На уроке рассматривается строение опорно двигательной системы, нарушения ОПС и заболевания, а также профилактика и лечение заболеваний ОДС....

Тема урока: «Опорно-двигательная система»

Тема урока: «Опорно-двигательная система»...

Конспект урока "Опорно-двигательная система птиц". 7 класс

Конспект урока "Опорно-двигательная система птиц" с использованием технологии проблемного обучения....

Урок опорно-двигательная система

презентация ,конспект и путеводитель для учащихся....

Конспект обобщающего урока "Опорно-двигательная система" (урок-игра)

Уроки, связанные с обобщением, контролем и оценкой усвоенных знаний, очень часто вызывают у большинства учащихся повышенную настороженность, тревожность.Игра - развивающий вид деятельности детей разны...