Урок опорно-двигательная система
презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему

презентация ,конспект и путеводитель для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ods.ppt889.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc110 КБ
Файл uchashch.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я Р М А Р К А Выполнила учитель химии и биологии Идеркаева Х.И.

Слайд 2

Тема: «О чем рассказал скелет…»

Слайд 3

Цели урока : 1)обобщить и систематизировать знания учащихся по опорно-двигательной системе человека (ОДС); 2) проверить уровень знаний и умений учащихся по ОДС и оказанию первой медицинской помощи при повреждении скелета; 3) воспитывать умение правильно держать осанку. 2

Слайд 4

План : I . «АУКЦИОН» II . «ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ» III . «ЭВРИКА» IV . «ПОЧЕМУЧКА» V . «АНАТОМИЧЕСКИЙ ЕРАЛАШ» VI . «ТЕСТ-ОГЭ » 3

Слайд 5

«Ум человеческий только тогда понимает обобщения, когда он сам его сделал или проверил.» Л.Н.Толстой 4

Слайд 6

I . «АУКЦИОН» 5

Слайд 7

Какие функции выполняет скелет? (опорная и защитная) 2. Какие отделы скелета туловища вам известны? (позвоночник и грудная клетка) 3. Из чего состоят позвонки? (тела, дуги и отростков) 4. Перечислить отделы скелета верхней конечности. (плечо, предплечье, кисть) 5. Чем заполнены полости трубчатых костей? (костным мозгом) . 6. Перечислить отделы нижней конечности. . . (бедро, голень, стопа) 6

Слайд 8

7 7. Как иначе называется скелет головы? (череп) 8.Скелет головы состоит из каких двух частей? (мозговой и лицевой) 9. Какие кости образуют плечевой пояс? (лопатка и ключица) 10. Полное или частичное нарушение целостности кости. . . (перелом) 11.Какие известны виды соединения костей. . . (неподвижное, полуподвижное, подвижное) . 12. Как называется плотная, сросшаяся с костью оболочка? (надкостница)

Слайд 9

8 II . «Цифровой диктант»

Слайд 10

1.У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300. 2.Самые крупные кости в скелете человека – берцовые. 3. В позвоночнике соединение костей подвижное – суставы. 4. У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли 5. Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения. 6. Дети более подвержены переломам костей, чем взрослые. 9

Слайд 11

7. Рост кости в толщину происходит за счет воды. 8. Желтый костный мозг – место образования клеток крови. 9. У человека в черепе преобладает лицевой отдел. 10.Изгибы позвоночника в сторону называются лордозом. 11. При открытом переломе в первую очередь надо привести кости в правильное положение. 12. Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями. 10

Слайд 12

Ответ: 1- 7- 2- 8- 3- 9- 4+ 10- 5- 11- 6- 12+ 4.12 число сегодняшнего дня 11

Слайд 13

0 ошибок – «5», 1-2 ошибки - «4», 3-4 ошибки – «3», более 4 ошибок – «плохо». Поставьте на зачетном листе оценку. 12

Слайд 14

III . «ЭВРИКА» 13

Слайд 15

1)ЛОМ—РЕ-ПЕ ЧЬЕ–ПРЕД-ПЛЕ. 2) ТЯЖ-РАС-ЕНИЕ ШО-ГО-БОЛЬ ЦА-ПАЛЬ. 3)ВИХ-ВЫ ГО-ЧЕВО-ПЛЕ ВА-СТА-СУ. 14 Задание: расшифровать анаграмму и оказать первую доврачебную помощь товарищу:

Слайд 16

Выбрать правильные утверждения 1.При растяжении связок надо сразу сделать массаж. 2. При вывихе надо постараться вправить кость на место. 3. Переломы бывают закрытые и открытые. 4.При наложении шины достаточно зафиксировать 1 сустав. 5.При открытом переломе надо в первую очередь остановить кровотечение. 15

Слайд 17

Ответы: 1-задание 1.Перелом предплечье 2. Растяжение большого пальца 3.Вывих плечевого сустава 2-задание Ответ: 3,5 16

Слайд 18

0 ошибок – «5», 1-2 ошибки - «4», 3-4 ошибки – «3», более 4 ошибок – «плохо». Поставьте на зачетном листе оценку. 17

Слайд 19

I V . «Почемучка» 18

Слайд 20

1 группа Укажите правильную последовательность расположения отделов позвоночника. А) грудной Б) крестцовый В) шейный Г) копчиковый Д) поясничный Ответ: В,А,Д,Б,Г 19

Слайд 21

1 группа Установите соответствие между костями и отделами скелета А) бедренная 1) скелет верхних конечностей Б) локтевая 2) скелет нижних конечностей В) лучевая Г) плечевая Д) большая берцовая Е) малая берцовая Ответ: А Б В Г Д Е 2 1 1 1 2 2 20

Слайд 22

2 группа Установите соответствие между костями и отделами скелета А) теменная 1) кости черепа Б) грудина 2) кости грудной клетки В) ребра Г) височная Д) грудные позвонки Е) лобная Ответ: А Б В Г Д Е 1 2 2 1 2 1 21

Слайд 23

2 группа Выберите три верных ответа из шести, которые являются костями мозгового отдела. Какие из приведенных органов относятся к непарным? 1) скуловая 2) носовая 3) нижняя челюсть 4) лобная 5) теменная 6) затылочная Ответ:4,5,6 Непарные -4,6 22

Слайд 24

«Собери конечность» 23

Слайд 25

0 ошибок – «5», 1-2 ошибки - «4», 3-4 ошибки – «3», более 4 ошибок – «плохо». Поставьте на зачетном листе оценку. 24

Слайд 26

V .«АНАТОМИЧЕСКИЙ ЕРАЛАШ» 25

Слайд 27

1.Подвижное ,полуподвижное, кость, шов. 2.Трубчатые, плоские, губчатые, короткие. 3. Грудина, ключица, ребра,12 позвонков. 4. Костная, хрящевая, проводящая, мышечная. 5. Плечевая, кости плюсны, локтевая, лучевая, кости кисти 6. Органические, вода, минеральные, надкостница. 26

Слайд 28

Ответ: 3- ключица 4- проводящая 5- кости плюсны 0 ошибок – «5», 1ошибка - «4», 2 ошибки – «3», Поставьте на зачетном листе оценку 27

Слайд 29

VI . «Тест ОГЭ» 28

Слайд 30

V II . Рефлексия 29

Слайд 31

«Итак, друзья мои, пора Нам оценивать самих себя, А также в целом весь урок, Чтоб это сделать каждый смог. В портрете важную деталь дорисовать необходимо. Коль удался урок на славу, Пусть наш биолог улыбнется, Ведь тот, кто весел, тот смеется, Коль не понравился урок, Улыбку прочь – рот на замок.» 30

Слайд 32

V III . Домашнее задание Предлагается на выбор выполнить один из проектов: Скелет человека в 3000 году. Диета для больных остеопорозом. Диета для пациентов с переломом кости. Кроссворд « Опорно-двигательная система» 31

Слайд 33

Спасибо за урок! 32



Предварительный просмотр:

МБОУ «Татаромаклаковская СШ»

Открытый урок по биологии

8класс.

Опорно-двигательная система

«О чем рассказал скелет…»

Выполнила:  Х.И.Идеркаева

учитель биологии и химии.

2017 год.

Тема:  «О чем рассказал скелет…»

Тип урока : урок обобщения

Педагогическая технология: здоровьесберегающая

Контроль: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль    

Цели урока:

1)обобщить и систематизировать знания учащихся по опорно-

двигательной системе человека (ОДС);

2) проверить уровень знаний  и умений учащихся по ОДС и  оказанию первой медицинской помощи при повреждении скелета;

3) воспитывать умение правильно держать осанку.

              Оборудование:

              Компьютер, мультимедийный проектор, экран, модель скелета, тестовые задания  

  для учащихся,  зачетные листы , конверты с карточками 3 цветов для каждого ученика,  рубли: горох – это рубли, бобы – это штраф, 3 стеклянные банки с крышками, таблицы.

Ход урока

1.Организационный этап.

Здравствуйте. Проверьте готовность к уроку, займите удобное, а главное правильное положение за рабочим местом.

2.Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя:

(слайд0) Почему наш урок так называется? Что такое ярмарка?

Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова. И  так, слово «ярмарка» означает «…большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном месте и в одно и тоже время».

Сегодня и у нас будут развлечения. Но самое главное на ярмарке – это торг  и товар. Я покупатель, а вы купцы. Ваш товар – ЗНАНИЯ по теме

   (слайд1) «ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА». Всем хочется, чтобы они оказались добротными, не залежавшимися. Совершая торг я, возможно, куплю ваши знания.

Продав свой товар, вы  станете очень состоятельными  людьми, у вас появится капитал, который обычно хранят в самом  надежном месте – в БАНКЕ.

Поэтому у нас тоже будут свои ярмарочные Банки (на каждую группу – ряд  выдается банка с номерами I, II, III).

И деньги у нас самые надежные (банка с семенами гороха), а за неверные ответы штраф – валюта черная (бобы), оценивание по 5-бальной системе.

Каждая ярмарка славится своим торговыми рядами. Обратите внимание на экран:

   (слайд2)   Учитель ставит перед классом цель урока. Учащимся выдаются зачетные листы, которые они заполняют постепенно по ходу урока. 

(слайд3)  План нашего урока будет таким , мы с вами пройдем по следующим торговым рядам.

I  «Разминка»

II«Цифровой диктант»

III «ЭВРИКА»

IV  «АНАТОМИЧЕСКИЙ ЕРАЛАШ»

V  «ПОЧЕМУЧКА»

VI «Тест ОГЭ».

(слайд 4) Итак, мы закончили изучение  «Опорно-двигательная система человека»  и девизом сегодняшнего урока будут слова Л.Н.Толстого «Ум человеческий только тогда понимает обобщения, когда он сам  его сделал или проверил» (слайд 3).

 А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мыщц.

             Настроились на урок и, пожалуйста, сейчас каждый оцените свои знания

             по этой теме, если Ваше мнение к концу урока изменится, то Вы можете эту оценку,

        данную себе исправить .  План работы

 (слайд5-7)

I торговый  ряд «АУКЦИОН» (фронтальный опрос)

По очереди каждый участник отвечает на вопрос по цепочке,  некоторые ответы  надо показать на модели скелета.

  

1. Какие функции  выполняет скелет?    (опорная и защитная) .

2. Какие отделы скелета туловища вам известны? (позвоночник и грудная клетка) .

3.Из чего состоят позвонки?  (тела, дуги и отростков) .  

4. Перечислить  отделы скелета верхней конечности. (плечо, предплечье, кисть) .

5. Чем заполнены  полости трубчатых костей? (костным мозгом) .

6. Перечислить  отделы нижней конечности. . . (бедро, голень, стопа) .

7.Как иначе называется скелет головы? (череп) .

8. Скелет головы состоит из двух частей: каких?  (мозговой и лицевой) .

9. Какие кости образуют плечевой пояс? (лопатка и ключица) .

10 Полное или частичное нарушение целостности кости. . . (перелом) .

11. Какие известны виды соединения костей. . . (неподвижное, полуподвижное 

12. Как называется плотная, сросшаяся с костью оболочка? (надкостница) .

 

 (слайд 8-10) II. ЗАДАНИЕ – ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ

- На экране даны утверждения.  Вы  должны выписать только те цифры, которые соответствуют правильным суждениям. Если вы сделаете правильно, то в ответе получите какую-то интересную комбинацию цифр (слайд  3)

  1. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300.
  2. Самые крупные кости в скелете человека – берцовые.
  3. В позвоночнике соединение костей подвижное – суставы.
  4. У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли.
  5. Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения.
  6. Дети более подвержены переломам костей, чем взрослые.
  7. Рост кости в толщину происходит за счет воды.
  8. Желтый костный мозг – место образования клеток крови.
  9. У человека в черепе преобладает лицевой отдел.
  10. Изгибы позвоночника в сторону называются лордозом.
  11. При открытом переломе в первую очередь надо привести кости в правильное положение..
  12. Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями.

(слайд 11)     Пожалуйста проверьте ответы

Правильный ответ – это сегодняшнее число и месяц: 4, 12

 (слайд12)  И оцените свои знания. По критериям, указанных на слайде , каждый оцените свою работу.

0 ошибок – «5», 1-2 ошибки  - «4», 3-4 ошибки – «3», более 4 ошибок – «плохо». Поставьте на зачетном листе оценку.

 (слайд13) III. Торговый ряд «ЭВРИКА»

Учитель: Древнегреческий ученый Архимед, кроме многочисленных математических и прочих трудов обогатил нашу жизнь замечательным словом «Эврика!», что означает «Нашел!». Именно так мы восклицаем, если находим долгожданный ответ на поставленный вопрос.

Задание: расшифровать анаграмму  и оказать первую доврачебную помощь товарищу:

(слайд14) 1)ЛОМ—РЕ-ПЕ   ЧЬЕ–ПРЕД-ПЛЕ.

2) ТЯЖ-РАС-ЕНИЕ ШО-ГО-БОЛЬ ЦА-ПАЛЬ.

3)ВИХ-ВЫ ГО-ЧЕВО-ПЛЕ  ВА-СТА-СУ.

(слайд 15) И проверим, как вы усвоили тему «Оказание первой помощи при повреждении скелета»

  1. При растяжении связок надо сразу сделать массаж.
  2. При вывихе надо постараться вправить кость на место.
  3. Переломы бывают закрытые  и открытые.
  4. При наложении шины  достаточно зафиксировать 1 сустав.
  5. При открытом переломе надо в первую очередь остановить кровотечение.

(слайд16) поменяйте свои тетради с соседом и проверяем.

Верные утверждения: 3, 5

(слайд17) И оцените свои знания. По критериям, указанных на слайде , каждый оцените свою работу.

(слайд18) ) IV «ПОЧЕМУЧКА»

Учитель: На нашем пути торговый ряд «ПОЧЕМУЧКА». Само название говорит за себя, на поставленный проблемный вопрос надо дать аргументированный ответ.

Ребята,  у вас на столах  есть листы. Разберите их. Прочтите каждый свое задание. Вы сейчас  объединитесь в группы   листов с заданиями. У вас будет 5 минут, чтобы в группах обсудить это задание.

(слайд19)

 1 группа –  

Укажите правильную последовательность расположения отделов позвоночника.

А) грудной

Б) крестцовый

В) шейный

Г) копчиковый

Д) поясничный

Ответ:        

В

А

Д

Б

Г

(слайд 20) 1 группа  

 Установите соответствие между костями  и отделами скелета  

А) бедренная                                    1) скелет верхних конечностей

Б) локтевая                                       2) скелет нижних конечностей

В) лучевая

Г) плечевая

Д) большая берцовая

Е) малая берцовая

Ответ:

  А                    Б                        В                            Г                  Д                      Е

2

1

1

1

2

2

(слайд 21)  2группа

Установите соответствие между костями  и отделами скелета  

А) теменная                                                   1) кости черепа

Б) грудина                                                      2) кости грудной клетки

В) ребра

Г) височная

Д) грудные позвонки

Е) лобная

Ответ:  

 А                      Б                       В                            Г                  Д                      Е

1

2

2

1

2

1

(слайд 22) 2 группа

 Выберите три верных ответа из шести, которые являются костями мозгового отдела. Какие из приведенных органов относятся к непарным?

1) скуловая

2) носовая

3) нижняя челюсть

4) лобная - непарная

5) теменная

6)  затылочная – непарная

Проверить у доски по заранее заготовленной таблице.

(слайд23) Сейчас мы с вами отправляемся в виртуальную лабораторию .

(слайд24)  И оцените свои знания. По критериям, указанных на слайде , каждый оцените свою работу

(слайд25) IV.  «АНАТОМИЧЕСКИЙ ЕРАЛАШ»

Учитель: И вот торговый ряд «АНАТОМИЧЕСКИЙ ЕРАЛАШ».

Что такое ералаш? В толковом словаре Ушакова – это смесь, бессмыслица, всякая  всячина, беспорядок. Ералашить или ералашничать, делать ералаш, на словах или на деле приводить что-то в беспорядок, А вам предлагается навести порядок, найти НЕсоответствие  в группе понятий по теме ОДС и объяснить свой выбор

  (слайд26) Задание:

  1. Подвижное ,полуподвижное, кость,  шов.
  2. Трубчатые, плоские, губчатые, короткие.
  3. Грудина, ключица, ребра,12 позвонков.
  4. Костная, хрящевая, жировая, мышечная.
  5. Плечевая, кости плюсны, локтевая, лучевая, кости кисти
  6. Органические, вода, минеральные, надкостница.

(слайд 27)  ответ  (5-,4-,3-лишний).  И оцените свои знания. По критериям, указанных на слайде , каждый оцените свою работу

(слайд 28)  Ребята на следующий год вы будете сдавать экзамены и вот мы с вами остановимся у торгового ряда тест ОГЭ. Перед вами тесты , ответы заполните на своих зачетных листах.

     (слайд 29)     Рефлексия

-  А сейчас посмотрите на самооценку своих знаний по этой теме. Изменилось ли ваше мнение в конце урока после проверки уровня знаний. Поставьте рядом другую оценку, если мнение изменилось.

- Итак, о чем же нам рассказал скелет?  

Учащиеся заполняют таблицу на своих зачетных листах:

 

Я знал о скелете до изучения темы

Я узнал

Хочу узнать

(слайд 30)  VI Рефлексия

«Итак, друзья мои, пора
Нам оценивать самих себя,
А также в целом весь урок,
Чтоб это сделать каждый смог
В портрете важную деталь дорисовать необходимо

Коль удался урок на славу,
Пусть наш биолог улыбнется,
Ведь тот, кто весел, тот смеется,
Коль не понравился урок,
Улыбку прочь – рот на замок»

(слайд 31)  Домашнее задание

Предлагается на выбор выполнить один из проектов:

  1. Скелет человека в 3000 году.
  2. Диета для больных остеопорозом.
  3. Диета для пациентов с переломом кости.
  4. Кроссворд « Опорно-двигательная система»

(слайд 32)  СПАСИБО ЗА УРОК

  Я вам желаю здоровья, красоты, настроения.

6. ТЕСТ-КОНТРОЛЬ по заданиям из ГИА.

Выполнение теста индивидуально.   I вариант    Уровень А

 1. К мозговой части черепа относятся следующие кости: (0,5 балла)

а) лобная, теменные и затылочная;   б) теменные, скуловые и височные;

в) лобная, височные, теменные и затылочная;      г) верхнечелюстная, носовая и скуловые.

2. Гибкость позвоночника обеспечивается следующими особенностями строения: (1 балл)

а) подвижным соединением позвонков;              б) его длиной и изгибами;

в) полуподвижным соединением позвонков;               г) разными размерами позвонков.

3. Какое из предложенных определений сустава является, на ваш взгляд, наиболее полным и правильным? (1 балл)

а) Подвижное соединение костей;            б) сочленение костей позвоночных;

в) структура, обеспечивающая подвижное соединение костей позвоночных;

г) структура, обеспечивающая подвижное соединение костей многоклеточных животных.

4. Объясните, почему детские кости редко ломаются, но легко изменяют свою форму под влиянием неправильной осанки? (1,5 балла)

а) Высокая доля неорганических веществ;    б) низкая доля неорганических веществ;

в) низкая доля органических веществ;           г) не зависит от химического состава.

5. Какая особенность строения позвоночника НЕ связана с прямохождением? (1 балл)

а) S-образная форма;                 б) хрящевые диски;

в) 5 отделов позвоночника;            г) большие размеры тел поясничных позвонков.

6. Назовите кость, которая не входит в состав грудной клетки. (1 балл)

а) Грудные позвонки;  б) ребра;    в) ключицы;    г) грудина.

7. Для оказания первой доврачебной помощи при переломе костей конечности пострадавшему надо. (1 балл)

а) наложить жгут выше места перелома   б)сделать холодный компресс

в) наложить давящую повязку

г) зафиксировать поврежденную конечность с помощью шины

8. Мягкую ткань между телом и шиной помещают для того, чтобы  ….(1 балл)

а) шина не давила на поврежденный участок и не вызывала боли

б) избежать инфицирования места перелома    в)согреть поврежденную часть тела

г)к поврежденному участку тела поступало больше кислорода

9. При растяжении связок, оказывая доврачебную помощь, следует .. (1 балл)

а) наложить на сустав шину

б) опустить поврежденную конечность в теплую воду

в) обеспечить подвижность поврежденной конечности

г) приложить к поврежденному суставу пузырь со льдом и туго забинтовать его

10. У человека, страдающего плоскостопием, (1 балл)

а) внутренняя часть стопы образует свод, действующий как рессора

б) нога опирается на пяточную кость, кости плюсны и внешнюю часть стопы

в) свод стопы опускается, связки ослабевают

г) толчки при ходьбе и беге смягчаются,  походка плавная

Уровень В

 Установите соответствие между костью верхней конечности и отделом, к которому она относится: (4 балла)

КОСТИ КОНЕЧНОСТИ                         ОТДЕЛЫ КОНЕЧНОСТИ

1)      плечевая кость                            А) собственно конечность

2)      лопатка                                        Б) пояс конечностей

3)      ключица

4)      локтевая кость

5)      лучевая кость

6)      кость кисти

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

II вариант     Уровень А

1. У какой из названных костей черепа есть пара? (0,5 балла)

а) у теменной;   б) у лобной;  в) у затылочной;  г) у нижнечелюстной.

2. Какая кость не относится к скелету нижней конечности? (1 балл)

а) Бедренная;  б) большая берцовая;  в) малая берцовая;   г) лучевая.

3. Полость в средней части трубчатой кости взрослого человека заполнена клетками определенной ткани. Назовите эту ткань. (1 балл)

а) Кровь;  б) лимфа;   в) красный костный мозг;  г) желтый костный мозг.

4. Какие особенности определяют сходство между различными типами костей? (1,5 балла)

а) Форма и химический состав;

б) наличие губчатого вещества;

в) расположение в костях губчатого вещества;

г) строение компактного вещества.

5. Какой физиологический изгиб позвоночника появляется у ребенка, когда он начинает держать голову? (1 балл)

а) Шейный;  б) грудной;    в) поясничный;     г) крестцовый.

6. Укажите, какая функция НЕ характерна для костей. (1 балл)

а) Защита внутренних органов;    б) опора для внутренних органов;    в) восприятие раздражений;

г) участие в механической переработке пищи.

7. Оказывая доврачебную помощь, нужно положить человека на твердую поверхность лицом вниз при переломе (1 балл)

а) позвоночника               б) черепа                     в) бедра             г) ребра

8. Утомление мышц наступает медленнее при:  (1 балл)

а) большой нагрузке и высоком ритме работы       б) средней нагрузке и среднем ритме работы

в)   большой нагрузке и среднем ритме работы       г) малой нагрузке, но высоком ритме работы

9. Какие кости у взрослого человека соединены между собой неподвижно? (1 балл)

а) локтевая и лучевая                   б)  теменная и височная

в) большая и малая берцовые     г)  ключица и лопатка

10. Пример динамической работы — это (1 балл)

а)  удерживание поднятой штанги     б) ожидание автобуса на остановке

в) работа за компьютером                г) бег на длинные дистанции

Уровень В

 Соотнесите названия типов соединения костей с их особенностями. (4 балла)

 

Название

 

Особенности

А

Неподвижные соединения

1

Соединение между крестцовыми позвонками

Б

Полуподвижные соединения

2

Хрящевые межпозвоночные диски

В

Подвижные соединения

3

Прерывистое соединение

 

 

4

Кости мозгового отдела черепа

 

 

5

Соединение между предплечьем и плечом

 

 

6

Движение

 

 

7

Защитная функция

 

 

8

Непрерывное соединение

       

   

ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ по теме «О чем рассказал скелет»

_______________________________________________________________

Фамилия, Имя ученика

  1. Самооценка ___________
  2. Фронтальный опрос. «Разминка» ______________         
  3. Цифровой диктант ________________
  4. «Эврика» ____________________
  5. «Почемучка»  _____________
  6. «Анатомический ералаш»_____________
  7. Тест-контроль    (оценивается учителем после сдачи листа)- ______

Ответы:

Уровень А

№ вопроса

Вариант ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень В     (Для 1 варианта)

1

2

3

4

5

6

(для 2 варианта)

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. Рефлексия.

 Заполнить  таблицу:

 

Я знал о скелете до изучения темы

Я узнал

Хочу узнать



Предварительный просмотр:

  1. «АУКЦИОН»

1. Какие функции  выполняет скелет?    

2. Как иначе называется скелет головы?

3. Скелет головы состоит из каких двух частей?  

4. Какие отделы скелета туловища вам известны?

5. Из чего состоят позвонки?

6. Какие кости образуют плечевой пояс?

7. Перечислить  отделы скелета верхней конечности.

8. Полное или частичное нарушение целостности кости. . .

9. Перечислить  отделы нижней конечности. . .  

10. Как называется плотная, сросшаяся с костью оболочка?.

11. Чем заполнены  полости трубчатых костей?  

12. Какие известны виды соединения костей. . .  

13. Подвижное соединение костей называется …..

14. Кости бывают. . .

II. ЗАДАНИЕ – ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ

  1. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300.
  2. Самые крупные кости в скелете человека – берцовые.
  3. В позвоночнике соединение костей подвижное – суставы.
  4. У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли.
  5. Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения.
  6. Дети более подвержены переломам костей, чем взрослые.
  7. Рост кости в толщину происходит за счет воды.
  8. Желтый костный мозг – место образования клеток крови.
  9. У человека в черепе преобладает лицевой отдел.
  10. Изгибы позвоночника в сторону называются лордозом.
  11. При открытом переломе в первую очередь надо привести кости в правильное положение..
  12. Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями.

III «Эврика»

Задание: расшифровать анаграмму  и оказать первую доврачебную помощь товарищу:

1)ЛОМ—РЕ-ПЕ   ЧЬЕ–ПРЕД-ПЛЕ.

2) ТЯЖ-РАС-ЕНИЕ ШО-ГО-БОЛЬ ЦА-ПАЛЬ.

3)ВИХ-ВЫ ГО-ЧЕВО-ПЛЕ  ВА-СТА-СУ.

  1. При растяжении связок надо сразу сделать массаж.
  2. При вывихе надо постараться вправить кость на место.
  3. Переломы бывают закрытые  и открытые.
  4. При наложении шины  достаточно зафиксировать 1 сустав.
  5. При открытом переломе надо в первую очередь остановить кровотечение.

IV «Почемучка» 

1 группа

Укажите правильную последовательность расположения отделов позвоночника.

А) грудной      Б) крестцовый    В) шейный    Г) копчиковый    Д) поясничный

Ответ:        

 

 

 

 

1 группа  

 Установите соответствие между костями  и отделами скелета  

А) бедренная                                    1) скелет верхних конечностей

Б) локтевая                                       2) скелет нижних конечностей

В) лучевая

Г) плечевая

Д) большая берцовая

Е) малая берцовая

Ответ:

    А                         Б                           В                            Г                       Д                      Е

2 группа

Установите соответствие между костями  и отделами скелета  

А) теменная                                                   1) кости черепа

Б) грудина                                                      2) кости грудной клетки

В) ребра

Г) височная

Д) грудные позвонки

Е) лобная

Ответ:  

 А                         Б                            В                            Г                          Д                      Е

2 группа

Выберите три верных ответа из шести, которые являются костями мозгового отдела. Какие из приведенных органов относятся к непарным?

1) скуловая    2) носовая     3) нижняя челюсть    4) лобная

5) теменная     6)  затылочная

V.  «АНАТОМИЧЕСКИЙ ЕРАЛАШ»

  1. Подвижное ,полуподвижное,  кость, шов.
  2. Трубчатые, плоские, губчатые, короткие.
  3. Грудина, ключица, ребра,12 позвонков.
  4. Костная, хрящевая, жировая, мышечная.
  5. Плечевая, кости плюсны, локтевая, лучевая, кости кисти
  6. Органические, вода, минеральные, надкостница.

V. ТЕСТ-КОНТРОЛЬ по заданиям из ГИА.

Выполнение теста индивидуально.   I вариант    Уровень А

 1. К мозговой части черепа относятся следующие кости: (0,5 балла)

а) лобная, теменные и затылочная;   б) теменные, скуловые и височные;

в) лобная, височные, теменные и затылочная;      г) верхнечелюстная, носовая и скуловые.

2. Гибкость позвоночника обеспечивается следующими особенностями строения: (1 балл)

а) подвижным соединением позвонков;              б) его длиной и изгибами;

в) полуподвижным соединением позвонков;               г) разными размерами позвонков.

3. Какое из предложенных определений сустава является, на ваш взгляд, наиболее полным и правильным? (1 балл)

а) Подвижное соединение костей;            б) сочленение костей позвоночных;

в) структура, обеспечивающая подвижное соединение костей позвоночных;

г) структура, обеспечивающая подвижное соединение костей многоклеточных животных.

4. Объясните, почему детские кости редко ломаются, но легко изменяют свою форму под влиянием неправильной осанки? (1,5 балла)

а) Высокая доля неорганических веществ;    б) низкая доля неорганических веществ;

в) низкая доля органических веществ;           г) не зависит от химического состава.

5. Какая особенность строения позвоночника НЕ связана с прямохождением? (1 балл)

а) S-образная форма;                 б) хрящевые диски;

в) 5 отделов позвоночника;            г) большие размеры тел поясничных позвонков.

6. Назовите кость, которая не входит в состав грудной клетки. (1 балл)

а) Грудные позвонки;  б) ребра;    в) ключицы;    г) грудина.

7. Для оказания первой доврачебной помощи при переломе костей конечности пострадавшему надо. (1 балл)

а) наложить жгут выше места перелома   б)сделать холодный компресс

в) наложить давящую повязку

г) зафиксировать поврежденную конечность с помощью шины

8. Мягкую ткань между телом и шиной помещают для того, чтобы  ….(1 балл)

а) шина не давила на поврежденный участок и не вызывала боли

б) избежать инфицирования места перелома    в)согреть поврежденную часть тела

г)к поврежденному участку тела поступало больше кислорода

9. При растяжении связок, оказывая доврачебную помощь, следует .. (1 балл)

а) наложить на сустав шину

б) опустить поврежденную конечность в теплую воду

в) обеспечить подвижность поврежденной конечности

г) приложить к поврежденному суставу пузырь со льдом и туго забинтовать его

10. У человека, страдающего плоскостопием, (1 балл)

а) внутренняя часть стопы образует свод, действующий как рессора

б) нога опирается на пяточную кость, кости плюсны и внешнюю часть стопы

в) свод стопы опускается, связки ослабевают

г) толчки при ходьбе и беге смягчаются,  походка плавная

Уровень В

 Установите соответствие между костью верхней конечности и отделом, к которому она относится: (4 балла)

КОСТИ КОНЕЧНОСТИ                         ОТДЕЛЫ КОНЕЧНОСТИ

1)      плечевая кость                            А) собственно конечность

2)      лопатка                                        Б) пояс конечностей

3)      ключица

4)      локтевая кость

5)      лучевая кость

6)      кость кисти

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

II вариант     Уровень А

1. У какой из названных костей черепа есть пара? (0,5 балла)

а) у теменной;   б) у лобной;  в) у затылочной;  г) у нижнечелюстной.

2. Какая кость не относится к скелету нижней конечности? (1 балл)

а) Бедренная;  б) большая берцовая;  в) малая берцовая;   г) лучевая.

3. Полость в средней части трубчатой кости взрослого человека заполнена клетками определенной ткани. Назовите эту ткань. (1 балл)

а) Кровь;  б) лимфа;   в) красный костный мозг;  г) желтый костный мозг.

4. Какие особенности определяют сходство между различными типами костей? (1,5 балла)

а) Форма и химический состав;

б) наличие губчатого вещества;

в) расположение в костях губчатого вещества;

г) строение компактного вещества.

5. Какой физиологический изгиб позвоночника появляется у ребенка, когда он начинает держать голову? (1 балл)

а) Шейный;  б) грудной;    в) поясничный;     г) крестцовый.

6. Укажите, какая функция НЕ характерна для костей. (1 балл)

а) Защита внутренних органов;    б) опора для внутренних органов;    в) восприятие раздражений;

г) участие в механической переработке пищи.

7. Оказывая доврачебную помощь, нужно положить человека на твердую поверхность лицом вниз при переломе (1 балл)

а) позвоночника               б) черепа                     в) бедра                                          г) ребра

8. Утомление мышц наступает медленнее при:  (1 балл)

а) большой нагрузке и высоком ритме работы       б) средней нагрузке и среднем ритме работы

в)   большой нагрузке и среднем ритме работы       г) малой нагрузке, но высоком ритме работы

9. Какие кости у взрослого человека соединены между собой неподвижно? (1 балл)

а) локтевая и лучевая                   б)  теменная и височная

в) большая и малая берцовые     г)  ключица и лопатка

10. Пример динамической работы — это (1 балл)

а)  удерживание поднятой штанги     б) ожидание автобуса на остановке

в) работа за компьютером                г) бег на длинные дистанции

Уровень В

 Соотнесите названия типов соединения костей с их особенностями. (4 балла)

Название

Особенности

А

Неподвижные соединения

1

Соединение между крестцовыми позвонками

Б

Полуподвижные соединения

2

Хрящевые межпозвоночные диски

В

Подвижные соединения

3

Прерывистое соединение

4

Кости мозгового отдела черепа

5

Соединение между предплечьем и плечом

6

Движение

7

Защитная функция

8

Непрерывное соединение

ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ по теме «О чем рассказал скелет»

_______________________________________________________________

Фамилия, Имя ученика

  1. Самооценка ___________
  2. Фронтальный опрос. «Разминка» ______________         
  3. Цифровой диктант ________________
  4. «Эврика» ____________________
  5. «Почемучка»  _____________
  6. «Анатомический ералаш»_____________
  7. Тест-контроль    (оценивается учителем после сдачи листа)- ______

Ответы:

Уровень А                                                     Уровень В     (Для 1 варианта)                                                      

№ вопроса

Вариант ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3                  

4

5

6

                                                                             Уровень В(2вариант)

1

2

3

4

5

6

7

8

8.Рефлексия.

 Заполнить  таблицу:

Я знал о скелете до изучения темы

Я узнал

Хочу узнать

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Опорно-двигательная система. Обзор скелета головы и туловища.

Цели урока:создать условия для формирования информационной компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности; для самореализации учащихся в работе с текстовыми  источниками инфо...

Тема урока: «Опорно-двигательная система» 8-е классы.

Тема урока: «Опорно-двигательная система»...

презентация к уроку "Опорно-двигательная система"

Данная презентация направлена на профилактику заболеваний ОДС...

Открытый урок "Опорно-двигательная система" 9 класс предпрофильная подготовка

На уроке рассматривается строение опорно двигательной системы, нарушения ОПС и заболевания, а также профилактика и лечение заболеваний ОДС....

Тема урока: «Опорно-двигательная система»

Тема урока: «Опорно-двигательная система»...

Конспект урока "Опорно-двигательная система птиц". 7 класс

Конспект урока "Опорно-двигательная система птиц" с использованием технологии проблемного обучения....

Конспект обобщающего урока "Опорно-двигательная система" (урок-игра)

Уроки, связанные с обобщением, контролем и оценкой усвоенных знаний, очень часто вызывают у большинства учащихся повышенную настороженность, тревожность.Игра - развивающий вид деятельности детей разны...