«Плазма крови. Её состав. Форменные элементы крови» . урок биологии
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Урок позволит изучить состав плазмы крови и её функции, особенности строения клеток крови в связи с их функциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_krov.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

Конспект и методическое сопровождение

урока биологии в 8 классе

 

 «Плазма крови. Её состав.

Форменные элементы крови» .                                                                          

                                                                       

                                                                     

                                                                   

                                 Учитель биологии Приазовской МБОУ СОШ№6                      

                                               Латышева Валентина Николаевна

                                 

.

Тип урока: комбинированный

Цели урока: 

Обучающая: изучить состав плазмы крови и её функции, особенности строения клеток крови в связи с их функциями.

Развивающая цель: развитие навыка самостоятельной работы и работы в группе;  развитие приемов работы с  компьютерной техникой; умение правильно высказывать мысли, опираясь на изученный материал; учиться анализировать условия задания и результаты исследований.

Воспитательная задача: способствовать развитию культуры общения, развитию познавательного интереса;  приучать детей к доброжелательному общению, взаимопомощи, взаимопроверке, самооценке, умению слушать других.

Методы:

1.Объяснительно-иллюстративные: организация повторения изученного материала, рассказ, рассказ с использованием демонстрации таблиц и элементами беседы, беседа с элементами рассказа.

2.Проблемные: частично-поисковый, эвристическая беседа.

Технологии: традиционная, элементы проблемной технологии, элементы информационно-коммуникационной технологии.

Оборудование к уроку: компьютер, мультимедиапроектор , презентация.

Ход урока

Оргмомент

Проверяем: “Все ли приготовлено к уроку?”

Настрой на последующую работу.

1. Актуализация знаний

Дифференцированная проверка с использованием тестовых заданий разной степени сложности по выбору. (Слайд № 2)

А/ (на “3”):

Заполните таблицу:

В/ (на “4”): Выберите один правильный ответ:

1 вариант. 2 вариант.

1. Кровь-это: 1. Кровь-это:

А - эпителиальная ткань; А - мышечная ткань;

Б - соединительная ткань; Б - нервная ткань;

В - нервная ткань; В - эпителиальная ткань;

Г - мышечная ткань. Г - соединительная ткань.

2. В отличие от других тканей кровь 2. В отличие от других тканей кровь

А - не имеет клеточного строения; А - имеет вытянутые клетки;

Б - имеет звездчатые клетки; Б - состоит из округлых клеток;

В - имеет вытянутые клетки; В — имеет звездчатые клетки;

Г - состоит из округлых клеток. Г- не имеет клеточного строения.

3. Кровь не участвует в 3.Кровь не участвует в

А - транспорте веществ; А - регуляции температуры тела;

Б - регуляции температуры тела; Б - защите организма;

В - накоплении питательных веществ; В - транспорте веществ;

Г - защите организма. Г - накоплении питательных веществ.

4.Тканевая жидкость образуется из 4. Тканевая жидкость образуется из

А – эритроцитов; А – лейкоцитов;

Б – лимфы; Б - плазмы крови;

В – лейкоцитов; В – эритроцитов;

Г - плазмы крови; Г – лимфы.

5.Все клетки тела окружает 5. Все клетки тела окружает

А – лимфа; А – лимфа;

Б - раствор поваренной соли; Б - раствор поваренной соли;

В - тканевая жидкость; В – кровь;

Г – кровь. Г - тканевая жидкость.

6. Из тканевой жидкости образуется 6.Из тканевой жидкости образуется

А – кровь; А – лимфа;

Б - плазма крови; Б – кровь;

В – слюна; В – слюна;

Г – лимфа. Г - плазма крови.

С/ (на “5”);

3 вариант. Выберите из перечня (1 - 11) ответы на вопросы (I -V), ответы зашифруйте.

1. кровь; 2.кровяная плазма; 3. кровяные клетки; 4.тканевая жидкость; 5. лимфоциты;

6. лимфа; 7. кислород; 8.продукты жизнедеятельности клеток; 9. вода, соли; 10. пита-тельные вещества; 11. углекислый газ.

I. Что из перечисленного, относится к внутренней среде организма?

II. Что входит в состав крови?

III. Что содержится в лимфе?

IV. Какие вещества выходят из тканевых клеток в тканевую жидкость?

V. Какие вещества поглощаются из тканевой жидкости клетками тела?

4 вариант.

Выберите из перечня (1-11) ответы на вопросы (I -V), ответы зашифруйте.

1. лимфа; 2.кровяная плазма; 3. кровяные клетки; 4.тканевая жидкость; 5. лимфоциты;

6. кровь;7. питательные вещества; 8.продукты жизнедеятельности клеток; 9. вода, соли; 10. кислород; 11. углекислый газ.

I. Что из перечисленного, относится к внутренней среде организма?

II. Что входит в состав крови?

III. Что содержится в лимфе?

IV. Какие вещества выходят из тканевых клеток в тканевую жидкость?

V. Какие вещества поглощаются из тканевой жидкости клетками тела?

Ответы к тестам:

В/ (на “4”) Выберите один правильный ответ: 1 вариант 1б,2г,3в,4г,5в,6г;

2 вариант: 1г,2б,3г,4б,5г,6а.

С/ (на “5”); 3 вариант: 1-1,4,6; II -2,3; III-5, 8,9, 11; IV-8, 9,11; V-7,9, 10;

4 вариант: I-1,4,6; II-2,3; III -5,8,9, 11; IV-8, 9,11; V-7,9,10.

2. Изучение нового материала

Вводное слово учителя. Формулировка проблемы.

- Бывает, что человек, раненый в руку или ногу, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы. Как вы думаете, почему человек без крови погибает? (Учащиеся предлагают различные варианты ответа, затем учитель, обобщив предложенное, предлагает прочесть текст.)

На доске текст (слайд № 3 презентации):

“В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы кораблей выходят из гаваней вновь в плавание”

- Прочтите текст и скажите: “О чем он?” (Учащиеся предполагают, что о крови и ее клетках.)

- В течение урока нам предстоит это подтвердить.

А/ Плазма - жидкая часть крови, ее состав.

-Сколько крови у человека в среднем? (5-6 литров, примерно 7% массы тела).

-Из каких компонентов состоит кровь? (Из плазмы и форменных элементов).

- Так же и звучит тема урока:  “Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови.”        (Запись даты урока и темы в тетрадь, учитель ставит цель урока, озвучивает основные понятия урока, называет эпиграф урока - слайды № 4, 5  презентации.)

Демонстрация пробирки с осажденной кровью. Эвристическая беседа с элементами рассказа. (Слайд 6)

- Посмотрите на пробирку. Это кровь. (Слайд № 6)

-Что вы видите здесь? Как, по-вашему, это получилось?

- Действительно, часть крови осела на дно пробирки, получилось три слоя. Верхний - плазма крови.

- А что такое плазма крови? Каков её состав? Самостоятельная работа с учебником стр. 118. и в рабочей тетради. (Записать определение понятия «Плазма крови»)

И так  (Слайд № 7)

Плазма - это межклеточное вещество, составляющее около 60% ее объема и на 90-92 % состоит из воды. В состав плазмы входят минеральные вещества (соли натрия, кальция и многие другие) и органические вещества (белки, глюкоза и т.д.) Плазма принимает участие в транспорте веществ и свертывании крови.

Сообщение “Первые открытия”

- Форменные элементы: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

Самостоятельная работа с учебником и в рабочей тетради. Учебник стр. 118, заполните схему в Р.Т. и на интерактивной доске. (Слайд № 8)

Б/Клетки крови, их строение, функции.

- Эритроциты хорошо видны под микроскопом, вы их обнаруживали на прошлом уроке, сравнивали с эритроцитами земноводных.

Сообщение “Эритроциты и потребление кислорода” Демонстрация рисунка молекулы гемоглобина (слайд № 9 презентации)

- Мелкие безъядерные клетки двояковогнутой формы, которая значительно увеличивает поверхность эритроцитов. Эритроциты эластичны, что позволяет легко проходить по узким капиллярам. Красноватую окраску эритроцитам придает белок, гемоглобин, благодаря которому они выполняют дыхательную функцию крови. В 1 куб.мм крови содержится 4,5-5,5 млн. эритроцитов.

Сообщение “Транспорт кислорода гемоглобином” (слайд № 10 презентации)

В/Фагоцитоз. Открытие фагоцитоза И.И.Мечниковым.

- Защитную функцию крови выполняют лейкоциты и лимфоциты. Они бесцветны, форма может быть различна, активны, могут самостоятельно передвигаться, проникать сквозь стенки сосудов, перемещаться между клетками различных тканей. В 1 куб.мм крови содержится 6000 - 8000 клеток

- Лимфоциты и лейкоциты  играют в организме важную роль: они защищают его от болезнетворных микробов. Повстречавшись с микробами, лейкоциты обволакивают их ложноножками, втягивают внутрь, а затем, переваривают. (Слайд № 11) Переваривание длится около часа. Это явление было открыто и изучено русским ученым И.И.Мечниковым. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов, других чужеродных веществ называется фагоцитозом. Соответственно клетки называют фагоцитами. (Слайд №  12, 13)

- Важная роль принадлежит лейкоцитам и лимфоцитам в освобождении организма от погибших клеток. Образуются лейкоциты и лимфоциты в красном костном мозге. Лимфоциты образуются в селезенке, лимфатических узлах.

- Кровяные пластинки (тромбоциты) - небольшие безъядерные образования, в 1куб. мм крови их содержится до 400000.Продолжительность жизни - 5-7 дней. Образуются они в красном костном мозге. Основная функция связана с процессом свертывания крови.

- Как вы уже заметили, форменными элементами крови являются: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты, находящиеся во взвешенном состоянии в плазме крови. Плазма, окружающая клетки крови имеет относительно постоянный солевой состав - неорганические вещества занимают 0,9%. В медицине используют раствор хлорида натрия такой процентной концентрации для того, чтобы вводить лекарственные препараты, поддержать организм в период обезвоживания и т.д.

Эвристическая беседа.  Даны три пробирки с кровью. Что будет если в первую пробирка добавить насыщенный раствор поваренной соли, во вторую физраствор, в третью - дистиллированную воду. (Слайд № 14)

1 – эритроциты съежатся за счет оттягивания воды;

2 - без изменений;

3 - эритроциты лопнут, цвет станет интенсивнее.

Проблема: (Слайд № 15)

- Почему не лопаются клетки крови, если человек выпьет большое количество воды, и не сморщиваются после употребления значительного количества соли? (Учащиеся приводят свои объяснения, учитель обобщает)

Обобщение изученного материала.

Самостоятельная работа с учебником по группам

I группа – эритроциты, стр. 84-85.

II группа – лейкоциты, стр. 86.

III группа – тромбоциты, стр. 86-87

Заполняем таблицу: “Клетки крови и их значение”.  (Таблица на интерактивной доске. Каждая группа вносит свои данные в таблицу) (Слайд № 16)

Название клеток

Количество (в 1 мм3)

Функция

Где образуются

Эритроциты (красные кровяные клетки)

4,5-5млн.- муж. 4 – 4,5 млн. – жен.

Транспорт кислорода

Красный костный мозг

Лейкоциты (белые кровяные тельца)

4 – 8 тыс.

Распознавание, уничтожение чужеродных тел

Лимфатические узлы,тимус, красный костный мозг

Тромбоциты (кровяные пластинки)

 300 – 400 тыс.

Свертывание крови

Красный костный мозг

Г/Свертывание крови как защитная реакция организма, препятствующая потере крови при ранении сосудов.

 - Почему, при повреждении небольших сосудов из организма не вытекает вся кровь?

 (Слайд № 17)

Свертывание крови - это защитная реакция организма, препятствующая потере крови и проникновению в организм болезнетворных организмов.  Схема образования тромба.

(слайд № 18 презентации)

Д/Заболевания, связанные с нарушениями состава крови. (Рассказ учителя)

3. Закрепление изученного материала.

Сообщение “Как считают клетки крови?” Работа с материалом учебника, бланками анализов, исследовательская работа

- Побываем в кабинете врача. (Слайд 19).  От их количества в организме зависит состояние самочувствия человека.

У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов нашей участковой больницы.

- Сравните данные анализов с нормой кровяных клеток, определите: болен пациент или нет.

 (Слайд № 20, 21 презентации), заслушиваются ответы 4-5 учащихся.

        Значение полученных знаний. (Слайд № 22, 5)

4. Рефлексия. (Слайд № 23)

5. Домашнее задание: прочесть с. 116-119 (Слайд 24)

Используя полученные знания, смоделируйте клетки крови, используя картон и пластилин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Внутренняя среда организма. Значение и состав крови». Урок биологии 8 класс.

Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «В.С.О.», составом и знач...

урок - Плазма крови, её состав

конспект урока по биологии - 8 класс...

Урок "Форменные элементы крови"

Урок по теме «Форменные элементы крови» построен с применением методики проблемного и личностно-ориентированного обучения, предполагает активную групповую и индивидуальную деятельность учащихся при из...

Конспект урока по биологии в 8 классе про теме "Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови"

Конспект урока по биологии в 8 классе про теме "Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови" по учебнику Н.И.Сонина....

Урок "Форменные элементы крови. Их строение и функции"

Урок для 8 класса. Использованы элементы технологии развития критического мышления....

Плазма крови ,ее состав . Форменные элементы крови : эритроциты , лейкоциты , тромбоциты , их строение и функции .

Урок биологии 8 класс.Тема :   Плазма крови ,ее состав . Форменные элементы  крови : эритроциты ,...

Обобщающая таблица "Форменные элементы крови"

Таблица содержит обобщающий материал по форменным элементам крови...