Олимпиадные задания по биологии (школьный тур)
олимпиадные задания по биологии по теме
Данный материал может быть использован для проведения олимпиады по биологии в 7 - 11 классах. Разработаны задания разного типа с системой оценивания результатов. В тестовых заданиях частей I и III за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. В тестовых заданиях части II за каждый правильный ответ участник получает по 2 балла. В тестовых заданиях части IV вам необходимо заполнить матрицы в соответствии с требованиями, описанными в условиях. Особенности оценивания описаны в тексте для каждого задания индивидуально. Результаты по каждому заданию суммируются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_tur_olimpiadly_po_biologii.doc | 308 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада школьников по биологии 7 класс (школьный тур)
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
В тестовых заданиях частей I и III за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. В тестовых заданиях части II за каждый правильный ответ участник получает по 2 балла. В тестовых заданиях части IV вам необходимо заполнить матрицы в соответствии с требованиями, описанными в условиях. Особенности оценивания описаны в тексте для каждого задания индивидуально. Результаты по каждому заданию суммируются. Длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут).
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
- В благоприятных условиях спора бактерии:
а) делится, образуя 3 – 6 новых спор;
б) сливается с другой спорой с последующим делением;
в) погибает;
г) прорастает в новую бактериальную клетку. - Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:
а) зеленых;
б) красных;
в) бурых;
г) сине-зеленых. - В клетках грибов нельзя обнаружить:
а) вакуоли;
б) митохондрии;
в) пластиды;
г) рибосомы. - Сфагнум размножается:
а) семенами;
б) пыльцой;
в) спорами;
г) зооспорами. - Большинство клеток зародышевого мешка цветковых растений имеет:
а) гаплоидный набор хромосом;
б) диплоидный набор хромосом;
в) триплоидный набор хромосом;
г) тетраплоидный набор хромосом. - Человек употребляет в пишу орган(-ы) цветной капусты:
а) видоизмененную верхушечную почку;
б) утолщенный реповидный стебель;
в) видоизмененное соцветие;
г) боковые видоизмененные почки. - Соцветие колос характерно для:
а) ландыша;
б) сирени;
в) ржи;
г) подорожника. - Семена без эндосперма у:
а) клещевины;
б) липы;
в) томата;
г) частухи подорожниковой. - Корневые шишки – это сильно утолщенные:
а) придаточные корни;
б) корневые волоски;
в) главные корни;
г) воздушные клубни. - Соплодие характерно для:
а) груши;
б) ананаса;
в) банана;
г) айвы. - К корнеотпрысковым растениям относят:
а) облепиху крушиновидную;
б) осот полевой;
в) осину дрожащую;
г) все перечисленные растения. - Ваниль душистая – многолетняя цепляющаяся лиана сем. Орхидные. В кондитерском производстве используют ее:
а) стебли;
б) стебли и листья;
в) соцветия;
г) плоды. - Манную крупу изготовляют из:
а) пшеницы;
б) проса;
в) овса;
г) ячменя. - Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является:
а) развитие из спор;
б) наличие цветка;
в) развитие из семени;
г) редукция спорофита. - Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:
а) корненожки;
б) жгутиконосцы;
в) солнечники;
г) споровики.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
- Бактерии вызывают заболевания:
I. возвратный тиф.
II. сыпной тиф.
III. малярия.
IV. туляремия.
V. гепатит.
а) II, IV;
б) I, IV, V;
в) I, II, IV;
г) II, III, IV, V. - Корни могут выполнять функции:
I. образования почек.
II. образования листьев.
III. вегетативного размножения.
IV. поглощения воды и минеральных веществ.
V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов.
а) II, III, IV;
б) I, II, IV, V;
в) I, III, IV, V;
г) I, II, III, IV. - Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
I. корень погибнет.
II. все растение погибнет.
III. рост корня в длину прекратится.
IV. растение выживет, но будет слабым.
V. начнут расти боковые и придаточные корни.
а) III, IV, V;
б) III, V;
в) I, IV, V;
г) II, IV, V - Корень может:
I. поглощать воду с растворенными веществами. +
II. закреплять растения в почве. +
III. расти за счет вставочной меристемы.
IV. синтезировать аминокислоты, гормоны, алкалоиды. +
V. образовывать чешуевидные листья на старых участках корней.
а) I, II, III;
б) I, II, IV; +
в) II, IV, V;
г) I, III, V. - Надземный тип прорастания семян характерен для:
I. фасоли. +
II. гороха.
III. липы. +
IV. клена. +
V. овса.
а) I, II, IV;
б) II, III, V;
в) I, III, IV; +
г) II, IV, V.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10.
- Печеночные мхи – низшие растения.
- Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.
- Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом. +
- После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.
- Одно и то же растение может жить в любой среде жизни.
- Водоросли обитают только в водной среде жизни.
- Растения способны жить лишь в той среде, к условиям которой они приспособлены.
- Одуванчик – название вида растений.
- Фотосинтезом называют образование из углекислого газа и воды органических веществ и кислорода на свету.
- В мякоти листа многих растений можно выделить столбчатую и губчатую ткани.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать указано для каждого задания индивидуально.
- [мах. 4 балла] Осматривая растения на приусадебном участке, ученый определил, что у некоторых из них (1–4) наблюдаются признаки голодания по ряду элементов питания (А–Г):
1) Бледно-желтая окраска ткани между жилками у молодых листьев. Старые листья поражаются позже сходным образом. Малая мощность растений.
2) Отмирание верхушечных почек, закрученные деформированные листья. Черная гниль у корнеплодов свеклы и моркови.
3) Задержка цветения у декоративных растений, отсутствие роста. Фиолетовая окраска листьев и стеблей. Тенденция к скручиванию и перевертыванию листьев.
4) Слабый рост, карликовость, склероморфизм. Отношение побеги/корни сдвинуто в пользу корней. Преждевременное пожелтение старых листьев.
Соотнесите указанные симптомы с причинами их появления.
Элементы: А – фосфор; Б – азот, В – железо и Г – бор.
Растения | 1 | 2 | 3 | 4 |
Голодание по элементам |
Олимпиада школьников по биологии 8 класс (школьный тур)
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
В тестовых заданиях частей I и III за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. В тестовых заданиях части II за каждый правильный ответ участник получает по 2 балла. В тестовых заданиях части IV вам необходимо заполнить матрицы в соответствии с требованиями, описанными в условиях. Особенности оценивания описаны в тексте для каждого задания индивидуально. Результаты по каждому заданию суммируются. Длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут).
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
- Корневые шишки – это сильно утолщенные:
а) придаточные корни;
б) корневые волоски;
в) главные корни;
г) воздушные клубни. - Соплодие характерно для:
а) груши;
б) ананаса;
в) банана;
г) айвы. - К корнеотпрысковым растениям относят:
а) облепиху крушиновидную;
б) осот полевой;
в) осину дрожащую;
г) все перечисленные растения. - Ваниль душистая – многолетняя цепляющаяся лиана сем. Орхидные. В кондитерском производстве используют ее:
а) стебли;
б) стебли и листья;
в) соцветия;
г) плоды. - Манную крупу изготовляют из:
а) пшеницы;
б) проса;
в) овса;
г) ячменя. - Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является:
а) развитие из спор;
б) наличие цветка;
в) развитие из семени;
г) редукция спорофита. - Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:
а) корненожки;
б) жгутиконосцы;
в) солнечники;
г) споровики. - Муха цеце является переносчиком трипанозом, вызывающих у человека:
а) сонную болезнь;
б) восточную язву;
в) малярию;
г) кокцидиоз. - Изучение добытого экземпляра губки выявило наличие у нее прочного, но хрупкого кремниевого скелета. Наиболее вероятно, что данная губка является:
а) мелководным обитателем;
б) глубоководным обитателем;
в) наземным обитателем;
г) обитателем приливно-отливной зоны. - Спектр цветового зрения у медоносной пчелы:
а) такой же, как у человека;
б) сдвинут в инфракрасную часть спектра;
в) сдвинут в ультрафиолетовую часть спектра;
г) значительно шире, чем у человека, в обе стороны спектра. - Развитие личинок из яиц, отложенных аскаридами происходит:
а) при температуре 37оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;
б) при температуре 20-30оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;
в) при температуре 37оС, высокой концентрации О2, в течение недели;
г) при температуре 20-30оС, высокой концентрации О2, в течение двух недель. - В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
а) пищеварительная система;
б) выделительная система;
в) кровеносная система;
г) нервная система. - Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
а) груди и брюшка;
б) груди;
в) головогруди и брюшка;
г) головогруди. - Рабочие пчелы являются:
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых на развиты половые железы;
в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц. - Морские игуаны, живущие на Галапагосских островах, выводят избыток соли из организма:
а) с мочой;
б) через солевые железы;
в) через поры в коже;
г) с экскрементами. - У страуса нанду насиживает яйца и опекает птенцов:
а) только самка;
б) только самец;
в) по очереди оба родителя;
г) приемные родители, в гнездо которых подброшены яйца. - Самые большие гнезда среди птиц строят:
а) орлы;
б) пеликаны;
в) страусы;
г) африканские ткачики. - Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладают:
а) амеба;
б) дождевой червь;
в) гидра;
г) вольвокс. - Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
а) жаба – кролик – крокодил – акула;
б) акула – лягушка – крокодил – кролик;
в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
г) крокодил – акула – жаба – собака. - Наибольшее видовое многообразие обитателей Мирового океана наблюдается:
а) на коралловых рифах;
б) в открытом океане в тропиках;
в) в приполярных областях;
г) в глубоководных впадинах.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
- Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
I. корень погибнет.
II. все растение погибнет.
III. рост корня в длину прекратится.
IV. растение выживет, но будет слабым.
V. начнут расти боковые и придаточные корни.
а) III, IV, V;
б) III, V;
в) I, IV, V;
г) II, IV, V. - Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для:
I. пауков.
II. клещей.
III. сольпуг.
IV. сенокосцев.
V. скорпионов.
а) II;
б) II, III;
в) I, IV;
г) I, II, III, V. - Животными, ведущими прикрепленный (сидячий) образ жизни, но имеющими свободноплавающих личинок, являются:
I. кораллы.
II. губки.
III. асцидии.
IV. коловратки.
V. усоногие раки.
а) I, II, III, IV;
б) I, II, III, V;
в) I, III, IV;
г) I, II, III, IV, V. - Хорда сохраняется в течение всей жизни у:
I. окуня.
II. осетра.
III. акулы.
IV. миноги.
V. ланцетника.
а) I, II, III, IV;
б) III, IV, V;
в) II, III, V;
г) II, IV, V. - Нерестится только один раз в жизни:
I. севрюга.
II. сардина.
III. горбуша.
IV. красноперка.
V. речной угорь.
а) II, III, V;
б) III, V;
в) I, III, V;
г) I, II, III, V.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10.
- Печеночные мхи – низшие растения.
- Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.
- Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.
- После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.
- У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
- Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
- У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
- У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.
- Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.
- Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
Часть IV.Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать указано для каждого задания индивидуально.
1. [мах. 4 балла] Осматривая растения на приусадебном участке, ученый определил, что у некоторых из них (1–4) наблюдаются признаки голодания по ряду элементов питания (А–Г):
1) Бледно-желтая окраска ткани между жилками у молодых листьев. Старые листья поражаются позже сходным образом. Малая мощность растений.
2) Отмирание верхушечных почек, закрученные деформированные листья. Черная гниль у корнеплодов свеклы и моркови.
3) Задержка цветения у декоративных растений, отсутствие роста. Фиолетовая окраска листьев и стеблей. Тенденция к скручиванию и перевертыванию листьев.
4) Слабый рост, карликовость, склероморфизм. Отношение побеги/корни сдвинуто в пользу корней. Преждевременное пожелтение старых листьев.
Соотнесите указанные симптомы с причинами их появления.
Элементы: А – фосфор; Б – азот, В – железо и Г – бор.
Растения | 1 | 2 | 3 | 4 |
Голодание по элементам |
- мах. 4 балла] Биолог поставил эксперимент. В 7 пробирок он налил раствор сахарозы разной концентрации: 0,2 М; 0,3М; 0,4М; 0,5М; 0,6М; 0,7М и 1М. В каждую из пробирок поместил по брусочку, вырезанному из клубня картофеля. Изначальная длина всех брусочков равнялась 40 мм. Через 30 минут брусочки были извлечены и измерены. По данным измерений исследователь построил гистограмму, где С – концентрация раствора сахарозы в пробирках 1-7, а l – изменение длины брусочков картофеля в зависимости от концентрации раствора. Затем, используя гистограмму, он определил концентрацию изотонического раствора.
Укажите в матрице знаком «Х» номер пробирки с изотоническим раствором.
Номер пробирки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Изотонический р-р |
Олимпиада школьников по биологии 9 класс (школьный тур)
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
В тестовых заданиях частей I и III за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. В тестовых заданиях части II за каждый правильный ответ участник получает по 2 балла. В тестовых заданиях части IV вам необходимо заполнить матрицы в соответствии с требованиями, описанными в условиях. Особенности оценивания описаны в тексте для каждого задания индивидуально. Результаты по каждому заданию суммируются. Длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут).
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
- Листья суккулентов – растений засушливых местообитаний – характеризуются:
а) редуцированными устьицами; недифференцированным мезофиллом; отсутствием кутикулы; развитой аэренхимой;
б) частым рассечением, отсутствием механической ткани;
в) толстой кутикулой; мощным восковым налётом; клетками с крупными вакуолями; погружёнными устьицами;
г) хорошо развитой склеренхимой; преобладанием связанной воды. - Из названных организмов к надцарству прокариот относится:
а) эвглена зеленая;
б) инфузория-туфелька;
в) амеба;
г) стафилококк.
- Спектр цветового зрения у медоносной пчелы:
а) такой же, как у человека;
б) сдвинут в инфракрасную часть спектра;
в) сдвинут в ультрафиолетовую часть спектра;
г) значительно шире, чем у человека, в обе стороны спектра. - Развитие личинок из яиц, отложенных аскаридами происходит:
а) при температуре 37оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;
б) при температуре 20-30оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;
в) при температуре 37оС, высокой концентрации О2, в течение недели;
г) при температуре 20-30оС, высокой концентрации О2, в течение двух недель. - В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
а) пищеварительная система;
б) выделительная система;
в) кровеносная система;
г) нервная система. - Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
а) груди и брюшка;
б) груди;
в) головогруди и брюшка;
г) головогруди. - Рабочие пчелы являются:
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых на развиты половые железы;
в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц. - Морские игуаны, живущие на Галапагосских островах, выводят избыток соли из организма:
а) с мочой;
б) через солевые железы;
в) через поры в коже;
г) с экскрементами. - У страуса нанду насиживает яйца и опекает птенцов:
а) только самка;
б) только самец;
в) по очереди оба родителя;
г) приемные родители, в гнездо которых подброшены яйца. - Самые большие гнезда среди птиц строят:
а) орлы;
б) пеликаны;
в) страусы;
г) африканские ткачики. - Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладают:
а) амеба;
б) дождевой червь;
в) гидра;
г) вольвокс. - Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
а) жаба – кролик – крокодил – акула;
б) акула – лягушка – крокодил – кролик;
в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
г) крокодил – акула – жаба – собака. - Наибольшее видовое многообразие обитателей Мирового океана наблюдается:
а) на коралловых рифах;
б) в открытом океане в тропиках;
в) в приполярных областях;
г) в глубоководных впадинах. - Считается, что при переносе информации из кратковременной памяти в долговременную теряется информации:
а) 5%;
б) 10%;
в) 50%;
г) более 90%. - Целлюлоза, попавшая в желудочно-кишечный тракт человека:
а) не расщепляется из-за отсутствия специфического фермента;
б) частично расщепляется бактериями в толстом кишечнике;
в) расщепляется α-амилазой слюны;
г) расщепляется панкреатической α-амилазой. - Какова реакция среды в двенадцатиперстной кишке:
а) слабокислая;
б) нейтральная;
в) слабощелочная;
г) щелочная. - Не известны гормоны, которые являются производными:
а) белков;
б) аминокислот;
в) липидов;
г) углеводов. - В процессе пищеварения переваривании белки расщепляются до:
а) глицерола;
б) жирных кислот;
в) моносахаридов;
г) аминокислот. - Такие симптомы как поражение слизистой оболочки рта, шелушение кожи, трещины губ, слезоточивость, светобоязнь, указывают на недостаток:
а) токоферола;
б) пиридоксина;
в) рибофлавина;
г) фолиевой кислоты. - Рецептор кожи, реагирующий на холод:
а) тельце Пчини;
б) тельце Мейснера;
в) нервное сплетение вокруг волосяной луковицы;
г) колба Краузе. - К вирусным заболеваниям не относится:
а) корь;
б) клещевой энцефалит;
в) краснуха;
г) дифтерия. - Пищевая цепь – это:
а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего;
б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта;
в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;
г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме. - Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:
а) экосистем пресных вод;
б) природных экосистем суши;
в) экосистемы Мирового океана;
г) агроценозов. - В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются:
а) птицы;
б) грызуны;
в) копытные;
г) человек. - В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:
а) к смене лесных экосистем болотными;
б) к опустыниванию или полному разрушению экосистем;
в) к увеличению доли более ценных с точки зрения хозяйства пород деревьев;
г) к процессу превращения в почве органических остатков в гумус.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
- Бактерии вызывают заболевания:
I. возвратный тиф.
II. сыпной тиф.
III. малярия.
IV. туляремия.
V. гепатит.
а) II, IV;
б) I, IV, V;
в) I, II, IV;
г) II, III, IV, V. - Корни могут выполнять функции:
I. образования почек.
II. образования листьев.
III. вегетативного размножения.
IV. поглощения воды и минеральных веществ.
V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов.
а) II, III, IV;
б) I, II, IV, V;
в) I, III, IV, V;
г) I, II, III, IV. - Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
I. корень погибнет.
II. все растение погибнет.
III. рост корня в длину прекратится.
IV. растение выживет, но будет слабым.
V. начнут расти боковые и придаточные корни.
а) III, IV, V;
б) III, V;
в) I, IV, V;
г) II, IV, V. - Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для:
I. пауков.
II. клещей.
III. сольпуг.
IV. сенокосцев.
V. скорпионов.
а) II;
б) II, III;
в) I, IV;
г) I, II, III, V. - Животными, ведущими прикрепленный (сидячий) образ жизни, но имеющими свободноплавающих личинок, являются:
I. кораллы.
II. губки.
III. асцидии.
IV. коловратки.
V. усоногие раки.
а) I, II, III, IV;
б) I, II, III, V;
в) I, III, IV;
г) I, II, III, IV, V. - Хорда сохраняется в течение всей жизни у:
I. окуня.
II. осетра.
III. акулы.
IV. миноги.
V. ланцетника.
а) I, II, III, IV;
б) III, IV, V;
в) II, III, V;
г) II, IV, V. - Нерестится только один раз в жизни:
I. севрюга.
II. сардина.
III. горбуша.
IV. красноперка.
V. речной угорь.
а) II, III, V;
б) III, V;
в) I, III, V;
г) I, II, III, V. - Аллантоис выполняет у амниот функцию:
I. газообмена.
II. терморегуляции.
III. запасания воды.
IV. накопления мочи.
V. пищеварения.
а) I, III, IV;
б) I, IV;
в) I, II, IV, V;
г) I, II, III, IV. - В почечном клубочке в норме практически не фильтруются:
I. вода.
II. глюкоза.
III. мочевина.
IV. гемоглобин.
V. альбумин плазмы.
а) I, II, III;
б) I, III, IV, V;
в) II, IV, V;
г) IV, V. - В организме человека гормональные функции выполняют соединения:
I. белки и пептиды.
II. производные нуклеотидов.
III. производные холестерина.
IV. производные аминокислот.
V. производные жирных кислот.
а) III, IV, V;
б) I, III, IV, V;
в) III, V;
г) II
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15.
- Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.
- После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.
- У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
- Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
- У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
- У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.
- Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.
- Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
- В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.
- В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.
- Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.
- Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.
- При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.
- С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.
- Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы.
Часть IV. Участникам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать указано для каждого задания индивидуально. Конкурсанты должны заполнить матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
- [мах. 4 балла] Осматривая растения на приусадебном участке, ученый определил, что у некоторых из них (1–4) наблюдаются признаки голодания по ряду элементов питания (А–Г):
1) Бледно-желтая окраска ткани между жилками у молодых листьев. Старые листья поражаются позже сходным образом. Малая мощность растений.
2) Отмирание верхушечных почек, закрученные деформированные листья. Черная гниль у корнеплодов свеклы и моркови.
3) Задержка цветения у декоративных растений, отсутствие роста. Фиолетовая окраска листьев и стеблей. Тенденция к скручиванию и перевертыванию листьев.
4) Слабый рост, карликовость, склероморфизм. Отношение побеги/корни сдвинуто в пользу корней. Преждевременное пожелтение старых листьев.
Соотнесите указанные симптомы с причинами их появления.
Элементы: А – фосфор; Б – азот, В – железо и Г – бор.
Растения | 1 | 2 | 3 | 4 |
Голодание по элементам |
- (мах. 4 балла) Биолог поставил эксперимент. В 7 пробирок он налил раствор сахарозы разной концентрации: 0,2 М; 0,3М; 0,4М; 0,5М; 0,6М; 0,7М и 1М. В каждую из пробирок поместил по брусочку, вырезанному из клубня картофеля. Изначальная длина всех брусочков равнялась 40 мм. Через 30 минут брусочки были извлечены и измерены. По данным измерений исследователь построил гистограмму, где С – концентрация раствора сахарозы в пробирках 1-7, а l – изменение длины брусочков картофеля в зависимости от концентрации раствора. Затем, используя гистограмму, он определил концентрацию изотонического раствора.
Укажите в матрице знаком «Х» номер пробирки с изотоническим раствором.
Номер пробирки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Изотонический р-р |
Олимпиада школьников по биологии 10 класс (школьный тур)
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
В тестовых заданиях частей I и III за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. В тестовых заданиях части II за каждый правильный ответ участник получает по 2 балла. В тестовых заданиях части IV вам необходимо заполнить матрицы в соответствии с требованиями, описанными в условиях. Особенности оценивания описаны в тексте для каждого задания индивидуально. Результаты по каждому заданию суммируются. Длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут).
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
- Соцветие колос характерно для:
а) ландыша;
б) сирени;
в) ржи;
г) подорожника. - Семена без эндосперма у:
а) клещевины;
б) липы;
в) томата;
г) частухи подорожниковой. - Корневые шишки – это сильно утолщенные:
а) придаточные корни;
б) корневые волоски;
в) главные корни;
г) воздушные клубни. - Соплодие характерно для:
а) груши;
б) ананаса;
в) банана;
г) айвы. - К корнеотпрысковым растениям относят:
а) облепиху крушиновидную;
б) осот полевой;
в) осину дрожащую;
г) все перечисленные растения. - В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
а) пищеварительная система;
б) выделительная система;
в) кровеносная система;
г) нервная система. - Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
а) груди и брюшка;
б) груди;
в) головогруди и брюшка;
г) головогруди. - Рабочие пчелы являются:
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых на развиты половые железы;
в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц. - Морские игуаны, живущие на Галапагосских островах, выводят избыток соли из организма:
а) с мочой;
б) через солевые железы;
в) через поры в коже;
г) с экскрементами. - У страуса нанду насиживает яйца и опекает птенцов:
а) только самка;
б) только самец;
в) по очереди оба родителя;
г) приемные родители, в гнездо которых подброшены яйца. - Самые большие гнезда среди птиц строят:
а) орлы;
б) пеликаны;
в) страусы;
г) африканские ткачики. - Целлюлоза, попавшая в желудочно-кишечный тракт человека:
а) не расщепляется из-за отсутствия специфического фермента;
б) частично расщепляется бактериями в толстом кишечнике;
в) расщепляется α-амилазой слюны;
г) расщепляется панкреатической α-амилазой. - Какова реакция среды в двенадцатиперстной кишке:
а) слабокислая;
б) нейтральная;
в) слабощелочная;
г) щелочная. - Не известны гормоны, которые являются производными:
а) белков;
б) аминокислот;
в) липидов;
г) углеводов. - В процессе пищеварения переваривании белки расщепляются до:
а) глицерола;
б) жирных кислот;
в) моносахаридов;
г) аминокислот. - Такие симптомы как поражение слизистой оболочки рта, шелушение кожи, трещины губ, слезоточивость, светобоязнь, указывают на недостаток:
а) токоферола;
б) пиридоксина;
в) рибофлавина;
г) фолиевой кислоты. - Рецептор кожи, реагирующий на холод:
а) тельце Пчини;
б) тельце Мейснера;
в) нервное сплетение вокруг волосяной луковицы;
г) колба Краузе. - К вирусным заболеваниям не относится:
а) корь;
б) клещевой энцефалит;
в) краснуха;
г) дифтерия. - Пищевая цепь – это:
а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего;
б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта;
в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;
г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме. - Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:
а) экосистем пресных вод;
б) природных экосистем суши;
в) экосистемы Мирового океана;
г) агроценозов. - Две породы собак, например, болонка и немецкая овчарка, это животные:
а) одного вида, но с разными внешними признаками;
б) двух видов, одного рода и одного семейства;
в) двух видов, двух родов, но одного семейства;
г) одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды. - Наука, изучающая развитие живой природы по отпечаткам и окаменелостям, которые находят в земной коре:
а) систематика;
б) история;
в) палеонтология;
г) эволюция. - Первые наземные позвоночные произошли от рыб:
а) лучеперых;
б) кистеперых;
в) цельноголовых;
г) двоякодышащих. - Контуры тела летяги, сумчатой летяги, шерстокрыла очень сходны. Это является следствием:
а) дивергенции;
б) конверген ции;
в) параллелизма;
г) случай ного совпадения. - Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:
а) митоза;
б) мейоза;
в) оплодотворения;
г) опыления. - Одно из положений клеточной теории гласит:
а) при делении клетки хромосомы способны к самоудвоению;
б) новые клетки образуются при делении исходных клеток;
в) в цитоплазме клеток содержатся различные органоиды;
г) клетки способны к росту и обмену веществ. - При партеногенезе организм развивается из:
а) зиготы;
б) вегетативной клетки;
в) соматической клетки;
г) неоплодотворенной яйцеклетки. - Матрицей для трансляции служит молекула:
а) тРНК;
б) ДНК;
в) рРНК;
г) иРНК. - Кольцевая ДНК характерна для:
а) ядер грибов;
б) клеток бактерий;
в) ядер животных;
г) ядер растений. - Разделить клетки, органоиды или органические макромолекулы по их плотности можно с помощью метода:
а) хроматография;
б) центрифугирование;
в) электрофорез;
г) авторадиографи
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
- Хорда сохраняется в течение всей жизни у:
I. окуня.
II. осетра.
III. акулы.
IV. миноги.
V. ланцетника.
а) I, II, III, IV;
б) III, IV, V;
в) II, III, V;
г) II, IV, V. - Нерестится только один раз в жизни:
I. севрюга.
II. сардина.
III. горбуша.
IV. красноперка.
V. речной угорь.
а) II, III, V;
б) III, V;
в) I, III, V;
г) I, II, III, V. - Аллантоис выполняет у амниот функцию:
I. газообмена.
II. терморегуляции.
III. запасания воды.
IV. накопления мочи.
V. пищеварения.
а) I, III, IV;
б) I, IV;
в) I, II, IV, V;
г) I, II, III, IV. - В почечном клубочке в норме практически не фильтруются:
I. вода.
II. глюкоза.
III. мочевина.
IV. гемоглобин.
V. альбумин плазмы.
а) I, II, III;
б) I, III, IV, V;
в) II, IV, V;
г) IV, V. - Каждая популяция характеризуется:
I. плотностью.
II. численностью.
III. степенью изоляции.
IV. независимой эволюционной судьбой.
V. характером пространственного распределения.
а) I, II, V;
б) I, IV, V;
в) II, V;
г) II, III, IV. - К хищникам, как правило охотящимся из засады, относятся:
I. волк.
II. рысь.
III. ягуар.
IV. гепард.
V. медведь.
а) II, III, IV, V;
б) I, IV;
в) I, II, III, V;
г) II, III, V. - Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят:
I. белка.
II. хорек.
III. песец.
IV. лемминг.
V. зеленая жаба.
а) I, II, III, IV;
б) II, III, IV, V;
в) III, IV;
г) III, IV, V. - Аналогичные органы, развившиеся в ходе эволюции:
I. жабры рыбы и жабры рака.
II. крылья бабочки и крылья птицы.
III. усики гороха и усики винограда.
IV. волосы млекопитающих и перья птицы.
V. колючки кактуса и колючки боярышника.
а) I, III, IV, V;
б) I, II, IV, V;
в) I, II, III, V;
г) I, II, III, IV. - Из названных полимеров к неразветвленным относятся:
I. хитин.
II. амилоза.
III. гликоген.
IV. целлюлоза.
V. амилопектин.
а) I, II, IV;
б) I, II, III, IV;
в) II, IV, V;
г) III, IV, V. - В организме человека гормональные функции выполняют соединения:
I. белки и пептиды.
II. производные нуклеотидов.
III. производные холестерина.
IV. производные аминокислот.
V. производные жирных кислот.
а) III, IV, V;
б) I, III, IV, V;
в) III, V;
г) II.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15.
- Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
- У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
- У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.
- Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.
- Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
- В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.
- В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.
- Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.
- Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.
- При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.
- С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.
- Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы.
- Суккуленты легко переносят обезвоживание.
- Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии.
- Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.
- [5 баллов] Установите, в какой последовательности (1 – 5) происходит процесс редупликации ДНК.
А) | раскручивание спирали молекулы |
Б) | воздействие ферментов на молекулу |
В) | отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК |
Г) | присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов |
Д) | образование двух молекул ДНК из одной |
Последовательность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Процессы |
- [5 баллов] Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).
1. Компонент клеточной стенки грибов 2. Компонент клеточной стенки растений 3. Компонент клеточной стенки бактерий 4. Запасной полисахарид растений 5. Запасной полисахарид грибов | А. Крахмал Б. Гликоген В. Целлюлоза Г. Муреин Д. Хитин |
Функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Соединение |
3.[5 баллов] Известно, что высокое содержание солей в почве создает в ней резко отрицательный водный потенциал, что ведет к нарушению поступления воды в клетки корня растения, а иногда и к повреждению клеточных мембран. Выберите приспособления, встречающиеся у растений, произрастающих на засоленных почвах.
01. Клетки корня солеустойчивых растений способны поглощать соли и выделять их через секретирующие клетки на листьях и стебле;
02. Содержимое клеток солеустойчивых растений обладает более отрицательным водным потенциалом, по сравнению с клетками других растений;
03. Клетки характеризуются высоким содержанием солей;
04. Цитоплазма клеток этих растений обладает низкой гидрофильностью;
05. Цитоплазма клеток солеустойчивых растений обладает большой гидрофильностью;
06. Клетки солеустойчивых растений характеризуются менее отрицательным водным потенциалом, нежели в окружающем их почвенном растворе;
07. Интенсивность фотосинтеза у растений, произрастающих на засоленных почвах, низкая;
08. Интенсивность фотосинтеза у этих растений высокая.
|
Олимпиада школьников по биологии 11 класс (школьный тур)
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
В тестовых заданиях частей I и III за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. В тестовых заданиях части II за каждый правильный ответ участник получает по 2 балла. В тестовых заданиях части IV вам необходимо заполнить матрицы в соответствии с требованиями, описанными в условиях. Особенности оценивания описаны в тексте для каждого задания индивидуально. Результаты по каждому заданию суммируются. Длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут).
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
- Такие симптомы как поражение слизистой оболочки рта, шелушение кожи, трещины губ, слезоточивость, светобоязнь, указывают на недостаток:
а) токоферола;
б) пиридоксина;
в) рибофлавина;
г) фолиевой кислоты. - Рецептор кожи, реагирующий на холод:
а) тельце Пчини;
б) тельце Мейснера;
в) нервное сплетение вокруг волосяной луковицы;
г) колба Краузе. - К вирусным заболеваниям не относится:
а) корь;
б) клещевой энцефалит;
в) краснуха;
г) дифтерия. - Пищевая цепь – это:
а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего;
б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта;
в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;
г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме. - Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:
а) экосистем пресных вод;
б) природных экосистем суши;
в) экосистемы Мирового океана;
г) агроценозов. - В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются:
а) птицы;
б) грызуны;
в) копытные;
г) человек. - В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:
а) к смене лесных экосистем болотными;
б) к опустыниванию или полному разрушению экосистем;
в) к увеличению доли более ценных с точки зрения хозяйства пород деревьев;
г) к процессу превращения в почве органических остатков в гумус. - Листья суккулентов – растений засушливых местообитаний – характеризуются:
а) редуцированными устьицами; недифференцированным мезофиллом; отсутствием кутикулы; развитой аэренхимой;
б) частым рассечением, отсутствием механической ткани;
в) толстой кутикулой; мощным восковым налётом; клетками с крупными вакуолями; погружёнными устьицами;
г) хорошо развитой склеренхимой; преобладанием связанной воды. - Из названных организмов к надцарству прокариот относится:
а) эвглена зеленая;
б) инфузория-туфелька;
в) амеба;
г) стафилококк. - Две породы собак, например, болонка и немецкая овчарка, это животные:
а) одного вида, но с разными внешними признаками;
б) двух видов, одного рода и одного семейства;
в) двух видов, двух родов, но одного семейства;
г) одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды. - Наука, изучающая развитие живой природы по отпечаткам и окаменелостям, которые находят в земной коре:
а) систематика;
б) история;
в) палеонтология;
г) эволюция. - Первые наземные позвоночные произошли от рыб:
а) лучеперых;
б) кистеперых;
в) цельноголовых;
г) двоякодышащих. - Контуры тела летяги, сумчатой летяги, шерстокрыла очень сходны. Это является следствием:
а) дивергенции;
б) конверген ции;
в) параллелизма;
г) случай ного совпадения. - Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:
а) митоза;
б) мейоза;
в) оплодотворения;
г) опыления. - Одно из положений клеточной теории гласит:
а) при делении клетки хромосомы способны к самоудвоению;
б) новые клетки образуются при делении исходных клеток;
в) в цитоплазме клеток содержатся различные органоиды;
г) клетки способны к росту и обмену веществ. - При партеногенезе организм развивается из:
а) зиготы;
б) вегетативной клетки;
в) соматической клетки;
г) неоплодотворенной яйцеклетки. - Матрицей для трансляции служит молекула:
а) тРНК;
б) ДНК;
в) рРНК;
г) иРНК. - Кольцевая ДНК характерна для:
а) ядер грибов;
б) клеток бактерий;
в) ядер животных;
г) ядер растений. - Разделить клетки, органоиды или органические макромолекулы по их плотности можно с помощью метода:
а) хроматография;
б) центрифугирование;
в) электрофорез;
г) авторадиография. - Мономерами нуклеиновых кислот являются:
а) азотистые основания;
б) нуклеозиды;
в) нуклеотиды;
г) динуклеотиды. - Ионы магния входят в состав:
а) вакуоли;
б) аминокислот;
в) хлорофилла;
г) цитоплазмы. - В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является:
а) АТФ
б) глюкоза;
в) вода;
г) углекислый газ. - Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает:
а) митохондрии;
б) хлоропласты;
в) ядро;
г) вакуоли. - Из названных белков ферментом является:
а) инсулин;
б) кератин;
в) тромбин;
г) миоглобин. - В хлоропластах растительных клеток светособирающие комплексы расположены
а) на наружной мембране;
б) на внутренней мембране;
в) на мембране тилакоидов;
г) в строме. - Неаллельное взаимодействие генов при дигибридном скрещивании может дать во втором поколении расщепление:
а) 1:1;
б) 3:1;
в) 5:1;
г) 9:7. - Соцветие колос характерно для:
а) ландыша;
б) сирени;
в) ржи;
г) подорожника. - Семена без эндосперма у:
а) клещевины;
б) липы;
в) томата;
г) частухи подорожниковой. - Корневые шишки – это сильно утолщенные:
а) придаточные корни;
б) корневые волоски;
в) главные корни;
г) воздушные клубни. - Соплодие характерно для:
а) груши;
б) ананаса;
в) банана;
г) айвы. - К корнеотпрысковым растениям относят:
а) облепиху крушиновидную;
б) осот полевой;
в) осину дрожащую;
г) все перечисленные растения. - В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
а) пищеварительная система;
б) выделительная система;
в) кровеносная система;
г) нервная система. - Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
а) груди и брюшка;
б) груди;
в) головогруди и брюшка;
г) головогруди. - Рабочие пчелы являются:
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых на развиты половые железы;
в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц. - Морские игуаны, живущие на Галапагосских островах, выводят избыток соли из организма:
а) с мочой;
б) через солевые железы;
в) через поры в коже;
г) с экскрементами
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
- Хорда сохраняется в течение всей жизни у:
I. окуня.
II. осетра.
III. акулы.
IV. миноги.
V. ланцетника.
а) I, II, III, IV;
б) III, IV, V;
в) II, III, V;
г) II, IV, V. - Нерестится только один раз в жизни:
I. севрюга.
II. сардина.
III. горбуша.
IV. красноперка.
V. речной угорь.
а) II, III, V;
б) III, V;
в) I, III, V;
г) I, II, III, V. - Аллантоис выполняет у амниот функцию:
I. газообмена.
II. терморегуляции.
III. запасания воды.
IV. накопления мочи.
V. пищеварения.
а) I, III, IV;
б) I, IV;
в) I, II, IV, V;
г) I, II, III, IV. - В почечном клубочке в норме практически не фильтруются:
I. вода.
II. глюкоза.
III. мочевина.
IV. гемоглобин.
V. альбумин плазмы.
а) I, II, III;
б) I, III, IV, V;
в) II, IV, V;
г) IV, V. - Каждая популяция характеризуется:
I. плотностью.
II. численностью.
III. степенью изоляции.
IV. независимой эволюционной судьбой.
V. характером пространственного распределения.
а) I, II, V;
б) I, IV, V;
в) II, V;
г) II, III, IV. - К хищникам, как правило охотящимся из засады, относятся:
I. волк.
II. рысь.
III. ягуар.
IV. гепард.
V. медведь.
а) II, III, IV, V;
б) I, IV;
в) I, II, III, V;
г) II, III, V. - Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят:
I. белка.
II. хорек.
III. песец.
IV. лемминг.
V. зеленая жаба.
а) I, II, III, IV;
б) II, III, IV, V;
в) III, IV;
г) III, IV, V. - Аналогичные органы, развившиеся в ходе эволюции:
I. жабры рыбы и жабры рака.
II. крылья бабочки и крылья птицы.
III. усики гороха и усики винограда.
IV. волосы млекопитающих и перья птицы.
V. колючки кактуса и колючки боярышника.
а) I, III, IV, V;
б) I, II, IV, V;
в) I, II, III, V;
г) I, II, III, IV. - Из названных полимеров к неразветвленным относятся:
I. хитин.
II. амилоза.
III. гликоген.
IV. целлюлоза.
V. амилопектин.
а) I, II, IV;
б) I, II, III, IV;
в) II, IV, V;
г) III, IV, V. - В организме человека гормональные функции выполняют соединения:
I. белки и пептиды.
II. производные нуклеотидов.
III. производные холестерина.
IV. производные аминокислот.
V. производные жирных кислот.
а) III, IV, V;
б) I, III, IV, V;
в) III, V;
г) II.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20.
1.Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
- У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
- У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.
- Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.
- Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
- В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.
- В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.
- Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.
- Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.
- При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.
- С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.
- Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы.
- Суккуленты легко переносят обезвоживание.
- Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии.
- Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях.
- Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.
- Каждой аминокислоте соответствует один кодон.
- У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте.
- Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК.
- Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.
- [5 баллов] Установите, в какой последовательности (1 – 5) происходит процесс редупликации ДНК.
А) | раскручивание спирали молекулы |
Б) | воздействие ферментов на молекулу |
В) | отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК |
Г) | присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов |
Д) | образование двух молекул ДНК из одной |
Последовательность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Процессы |
- [5 баллов] Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).
1. Компонент клеточной стенки грибов 2. Компонент клеточной стенки растений 3. Компонент клеточной стенки бактерий 4. Запасной полисахарид растений 5. Запасной полисахарид грибов | А. Крахмал Б. Гликоген В. Целлюлоза Г. Муреин Д. Хитин |
Функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Соединение |
3.[5 баллов] Известно, что высокое содержание солей в почве создает в ней резко отрицательный водный потенциал, что ведет к нарушению поступления воды в клетки корня растения, а иногда и к повреждению клеточных мембран. Выберите приспособления, встречающиеся у растений, произрастающих на засоленных почвах.
01. Клетки корня солеустойчивых растений способны поглощать соли и выделять их через секретирующие клетки на листьях и стебле;
02. Содержимое клеток солеустойчивых растений обладает более отрицательным водным потенциалом, по сравнению с клетками других растений;
03. Клетки характеризуются высоким содержанием солей;
04. Цитоплазма клеток этих растений обладает низкой гидрофильностью;
05. Цитоплазма клеток солеустойчивых растений обладает большой гидрофильностью;
06. Клетки солеустойчивых растений характеризуются менее отрицательным водным потенциалом, нежели в окружающем их почвенном растворе;
07. Интенсивность фотосинтеза у растений, произрастающих на засоленных почвах, низкая;
08. Интенсивность фотосинтеза у этих растений высокая.
|
Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии (школьный тур)
2011-12 уч. год. __7____ класс
Задание 1. [15 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | г | г | в | в | а | в | г | г | а | б |
11-15 | г | г | а | в | г |
Задание 2. [10 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1-5 | в | в | б | г | в |
Задание 3. [10 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
прав. "ДА" |
|
| + |
|
| + |
| + | + | |
неправ "нет" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 4. (4 балла)
Растения | 1 | 2 | 3 | 4 |
Голодание по элементам | в | Гг | а | бб |
Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. 2011-12 уч. год. __8____ класс
Задание 1. [20 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | а | б | г | г | а | в | г | а | б | в |
11-20 | г | в | б | б | б | б | г | б | б | а |
Задание 2. [10 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1-10 | б | а | б | г | б |
Задание 3. [10 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
прав. "ДА" |
|
| + |
|
|
|
| + |
| |
неправ "нет" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 4. 1. (4 балла)
Растения | 1 | 2 | 3 | 4 |
Голодание по элементам | в | Гг | а | бб |
- [4 балла]
Номер пробирки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||
Изотонический раствор | + |
Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. 2011-12 уч. год. ____9__ класс
Задание 1. [25 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | в | г | в | г | в | б | б | б | б | г |
11-20 | б | б | а | г | б | в | г | г | в | г |
21-25 | г | а | г | б | а |
Задание 2. [20 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | в | в | б | а | б | г | б | б | г | б |
Задание 3. [15 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
прав. "ДА" | + |
|
|
|
| + |
|
|
| + |
| + |
| + | |
неправ "нет" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 4. 1. (4 балла)
Растения | 1 | 2 | 3 | 4 |
Голодание по элементам | в | Гг | а | бб |
- [4 балла]
Номер пробирки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||
Изотонический раствор | + |
Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. 2011-12 уч. год. ___10___ класс
Задание 1. [30 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | г | г | а | б | г | в | б | б | б | б |
11-20 | г | б | в | г | г | в | г | г | а | г |
21-30 | а | в | б | б | б | б | г | г | б | б |
Задание 2. [20 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | г | б | б | г | а | г | в | в | а | б |
Задание 3. [15 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
прав. "ДА" |
|
|
| + |
|
| + |
| + |
| + |
| + | + | |
неправ "нет" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 4. 1. (5 баллов)
Последовательность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Процессы | б | а | в | г | д |
- (5 балов)
Функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Соединение | д | в | г | а | б |
- (5 баллов)
Ответ: | 01,02,03,05,08 |
Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. 2011-12 уч. год. ___11___ класс
Задание 1. [35 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | в | г | г | а | г | б | а | в | г | а |
11-20 | в | б | б | б | б | г | г | б | б | в |
21-30 | в | в | б | в | в | г | г | г | а | б |
31-35 | г | в | б | б | б |
Задание 2. [20 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | г | б | б | г | а | г | в | в | а | б |
Задание 3. [20 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
прав. "ДА" |
|
|
| + |
|
| + |
| + |
| + |
| + | + | |
неправ "нет" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
№ | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | ||||||||||
прав. "ДА" |
|
| + | + |
|
|
|
|
| ||||||
неправ "нет" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 4. 1. (5 баллов)
Последовательность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Процессы | б | а | в | г | д |
- (5 балов)
Функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Соединение | д | в | г | а | б |
- (5 баллов)
Ответ: | 01,02,03,05,08 |