Олимпиадные задания для проведения школьного тура олимпиады по биологии, 6-11 классы
олимпиадные задания по биологии (6 класс) по теме

Ибрагимов Садиг Советович

Олимпиадные задания по биологии включают в себя разноуровневые тестовые задания с готовыми ответами и системой оценивания в баллах для экономии времени учителя на этапе подготовки, проведения и проверки работ учащихся. Олимпиадные задания состоят из трёх частей. Часть A включает в себя 10 вопросов с 4 вариантами ответов, где 1 из них лишь правильный. Часть В включает в себя 5 вопросов с несколькими вариантами ответов. Часть С включает в себя 2 задания на установление правильных соответствий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный тур олимпиады по биологии. 6 класс.

ЧАСТЬ А. Задания части А включают 10 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ.

1. Старая клетка растения отличается от молодой тем, что в ней:

        а) много хлоропластов;

        б) крупные вакуоли;

        в) ядро разрушено;

        г) нет вакуолей

2. К царству Растения не относится:

        а) мох сфагнум;

        б) папоротник орляк;

        в) бледная поганка;

        г) одуванчик обыкновенный

3. По ситовидным трубкам в растении передвигаются:

        а) крахмал;

        б) минеральные соли;

        в) сахар;

        г) вода

4. Все растения, от водорослей до покрытосеменных, состоят из:

       а) тканей;

       б) органов;

       в) клеток;

       г) побегов

5. Луковица, в отличие от плода яблока, не имеет:

       а) листьев;

       б) стебля;

       в) семян;

       г) запаса органических веществ

6. В каком случае правильно показано место бактерий в экосистеме?

       а) трава – мышь – сова – почвенные бактерии;

       б) мышь – трава – почвенные бактерии – сова;

       в) почвенные бактерии – сова – мышь – трава;

       г) мышь – почвенные бактерии – сова – трава

7. Для наблюдения жизни микроскопических организмов был впервые использован микроскоп:

       а) Р. Гуком;

       б) А. Левенгуком;

       в) Аристотелем;

       г) Т. Шванном

8. Чем водоросли отличаются от высших растений?

      а) их тело состоит из одинаковых клеток;

      б) они распространены в водной среде;

      в) в них происходит фотосинтез;

      г) они обитают в приливно-отливной зоне

9. Торфяной мох сфагнум, в отличие от кукушкиного льна, имеет:

        а) несколько коробочек на ножке;

        б) стебель;

        в) клетки с хлорофиллом;

        г) корни

10. Для приготовления пшенной каши используют плоды:

       а) пшеницы;

       б) ржи;

       в) ячменя;

       г) проса

ЧАСТЬ В. Задания части В включают 5 вопросов с несколькими вариантами ответа.

1. Условия, обеспечивающие бактериям процветания в природе:

        а) сложность внутреннего строения;

        б) способность в фотосинтезу;

        в) простота внутреннего строения ;

        г) способность к быстрому размножению;

        д) питание готовыми органическими веществами

2. Характерные особенности клеток грибов:

        а) клетка не содержит хлоропластов;

        б) питание автотрофное;

        в) клеточная стенка состоит из хитина;

        г) эукариотическая клетка;

        д) происходит фотосинтез

3. Какие процессы происходят при дыхании растений?

         а) поглощение кислорода;

         б) выделение энергии;

         в) поглощение воды;

         г) выделение углекислого газа;

         д) поглощение углекислого газа

4. Какие признаки характерны только для сфагновых мхов:

         а) ризоидов у взрослых форм нет;

         б) не образуют  болота;

         в) впитывает воду стеблями и листьями;

         г) на верхушке мха образуется  коробочка на ножке;

         д) листья состоят из мертвых и живых клеток

5. Какие признаки характерны для лишайников:

         а) медленный рост;

         б) всасывание воды ризоидами;

         в) наличие хитинового покрова;

         г) способность переносить пересыхание;

         д) взаимодействие клеток водорослей и нитей гриба

ЧАСТЬ С. Часть С включает 2 задания на установление соответствий.

1. Установите соответствие между характеристикой клетки и царством организмов, которые имеют соответствующее клеточное строение:

Характеристика клетки                                Царство

А) наличие хлоропластов                                1) Бактерии

Б) ядро имеет оболочку                                              2) Растения

В) наличие ядерного вещества

Г) при неблагоприятных условиях

образуют толстую клеточную оболочку

Д) клеточная оболочка образована клетчаткой

А

Б

В

Г

Д

2. Установите соответствие между грибом и типом его питания:

Гриб                                                        Тип питания

А) дрожжи                                                1) паразиты

Б) мукор                                                2) сапрофиты

В) трутовик

Г) опёнок

Д) головня

А

Б

В

Г

Д

Ответы:

ЧАСТЬ А. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. б

2. в

3. в

4. в

5. в

6. а

7. б

8. а

9. а

10. г

        Всего: 10 баллов.

ЧАСТЬ В. За каждый правильный ответ – 2 балла.

1. в, г, д

2. а, в, г

3. а, б, г

4. а, в, д

5. а, г, д

        Всего: 10 баллов.    

ЧАСТЬ С. За каждое правильное соответствие – 0,5 балла.

  1.  А-2, Б-2, В-1, Г-1, Д-2
  2.  А-2, Б-2, В-1, Г-2, Д-1

Всего: 5 баллов

Общее количество баллов: 25 баллов.



Предварительный просмотр:

Школьный тур олимпиады по биологии. 7 класс.

ЧАСТЬ А. Задания части А включают 10 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ.

1. Рептилии в отличие от амфибий имеют:

        а) костный скелет;

        б) непостоянную температуру тела;

        в) сухую кожу;

        г) легочное и кожное дыхание

2. Шейный отдел позвоночника жирафа состоит из:

        а) 12 позвонков;

        б) 7 позвонков;

        в) 10 позвонков;

        г) 15 позвонков

3. Грибы в отличие от животных:

        а) гетеротрофы;

        б) запасают гликоген;

        в) имеют неограниченный рост;

        г) имеют клеточное строение

4. Какой из перечисленных организмов можно отнести одновременно к Царствам Растений и Животных?

       а) эвглена зелёная;

       б) амёба обыкновенная;

       в) белая планария;

       г) ламинария

5. В каких органоидах растительной клетки протекает процесс фотосинтеза?

       а) в вакуолях;

       б) в хлоропластах;

       в) в хромопластах;

       г) в митохондриях

6. В каком случае правильно показана последовательность цепи питания?

       а) тля – синица – ястреб – божья коровка – яблоня;

       б) яблоня – паук – тля – божья коровка – синица – ястреб;

       в) яблоня – тля – божья коровка – паук – синица – ястреб;

       г) яблоня – ястреб – синица – божья коровка – паук – тля

7. Каково значение боковой линии у рыб?

       а) орган осязания;

       б) орган обоняния;

       в) орган слуха;

       г) воспринимает направление и силу течения

8. В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются:

      а) волки, лисы;

      б) птицы;

      в) грызуны;

      г) человек

9. Первое животное, одомашненное человеком:

        а) кошка;

        б) собака;

        в) баран;

        г) свинья

10. Видоизменения листьев у кактусов служит приспособлением для:

       а) защиты от солнечного света;

       б) улучшения воздушного питания;

       в) экономии воды;

       г) улучшения минерального питания

ЧАСТЬ В. Задания части В включают 5 вопросов с несколькими вариантами ответа.

1. Консументами первого порядка являются:

        а) синица;

        б) колорадский жук;

        в) слизень;

        г) дятел;

        д) коала

2. Растения класса однодольные характеризуются наличием:

        а) стержневой корневой системы;

        б) сетчатое жилкование листьев;

        в) только травянистые жизненные формы;

        г) мочковатой корневой системой;

        д) трёхчленный цветок

3. Выберите признаки, характерные для млекопитающих:

         а) развит перьевой покров;

         б) в коже много желез;

         в) теплокровные животные;

         г) вскармливают детёнышей молоком;

         д) глаза без век;

         е) развит волосяной покров

4. Бесполое размножение путём почкования или обрыва частей тела встречается у:

         а) круглых червей;

         б) кольчатых червей;

         в) насекомых;

         г) моллюсков;

         д) иглокожих;

         е) губок

5. Секрет копчиковой железы предохраняет оперение птиц от намокания. Эта железа хорошо развита у:

         а) бакланов;

         б) гагар;

         в) гусей;

         г) уток;

         д) цапель

ЧАСТЬ С. Часть С включает 2 задания на установление соответствий.

1. Установите соответствие между насекомыми и типами их ротового аппарата:

Насекомое                                                         Тип ротового аппарата

А) комар                                                             1) грызущий ротовой аппарат

Б) саранча                                                          2) сосущий ротовой аппарат

В) крапивница                                                                          3) колюще-сосущий ротовой аппарат

Г) капустница

Д) тля

Е) муравей

А

Б

В

Г

Д

Е

2. Установите соответствие между позвоночными животными и классами, к которым они относятся:

Позвоночное животное                                             Класс

А) аллигатор                                                1) амфибии

Б) жаба                                                              2) рептилии

В) окунь                                                                                    3) хрящевые рыбы

Г) летучая мышь                                                                      4) костные рыбы

Д) фламинго                                                                             5) млекопитающие

Е) скат                                                                                       6) птицы

А

Б

В

Г

Д

Е

Ответы:

ЧАСТЬ А. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. в

2. б

3. в

4. а

5. б

6. в

7. г

8. в

9. б

10. в

        Всего: 10 баллов.

ЧАСТЬ В. За каждый правильный ответ – 2 балла.

1. б, в, д

2. в, г, д

3. б, в, г, е

4. б, д, е

5. б, в, г

        Всего: 10 баллов.    

ЧАСТЬ С. За каждое правильное соответствие – 0,5 балла.

  1.  А-3, Б-1, В-2, Г-2, Д-3, Е-1
  2.  А-2, Б-1, В-4, Г-5, Д-6, Е-3

Всего: 6 баллов

Общее количество баллов: 26 баллов.



Предварительный просмотр:

Школьный тур олимпиады по биологии. 8 класс.

ЧАСТЬ А. Задания части А включают 10 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ.

1. Ферменты слюны расщепляют:

        а) белки;

        б) углеводы;

        в) жиры;

        г) жирорастворимые витамины

2. Для свёртывания крови необходимы, помимо прочего:

        а) ионы железа;

        б) ионы хлора;

        в) аскорбиновая кислота;

        г) ионы кальция

3. Полость внутреннего уха заполнена:

        а) жидкостью;

        б) воздухом;

        в) желеобразной массой;

        г) вакуумом

4. В желудке начинают расщепляться:

       а) только углеводы;

       б) только белки и углеводы;

       в) частично жиры и белки;

       г) белки, жиры и углеводы

5. В височной зоне коры головного мозга располагается высший отдел:

       а) вкусового анализатора;

       б) слухового анализатора;

       в) зрительного анализатора;

       г) кожного анализатора

6. В каком случае правильно показана последовательность малого круга кровообращения?

       а) левый желудочек – легочные артерии – капилляры – легочные вены – правое предсердие;

       б) правый желудочек – аорта – артерии – капилляры – вены – левое предсердие;

       в) правый желудочек – легочные артерии – капилляры – легочные вены – левое предсердие;

       г) левый желудочек – аорта – артерии – капилляры – вены – правое предсердие

7. Введение инсулина в кровь человека:

       а) уменьшает синтез гликогена;

       б) увеличивает потребление глюкозы мышцами;

       в) усиливает распад гликогена;

       г) увеличивает синтез глюкозы в крови

8. Задержка дыхания приводит к потере сознания. Это происходит в результате:

      а) изменения концентрации углекислого газа CO2 в крови;

      б) утраты эритроцитами гемоглобина;

      в) поражения лёгких;

      г) высокой потери O2 гемоглобином

9. Разновидностями мышечной ткани являются:

        а) гладкие, косоисчерченные, сердечные;

        б) гладкие, косоисчерченные, поперечнополосатые;

        в) хрящевые, волокнистые, сердечные;

        г) гладкие, поперечнополосатые, сердечные

10. Максимальная скорость распространения нервного импульса:

       а) 30 м/c;

       б) 60 м/c;

       в) 120 м/c;

       г) 240 м/c

ЧАСТЬ В. Задания части В включают 5 вопросов с несколькими вариантами ответа.

1. Органами кроветворения являются:

        а) костный мозг, тимус, лимфатические узлы;

        б) селезенка, мозговой слой надпочечников, тимус;

        в) костный мозг, тимус, селезенка;

        г) костный мозг, лимфатические узлы, мозговой слой надпочечников;

        д) лимфатические узлы, селезенка, печень

2. Содержание глюкозы в крови поддерживается на относительно постоянном уровне при участии:

        а) гипоталамуса;

        б) почек;

        в) надпочечников;

        г) печени;

        д) поджелудочной железы

3. Для аксона характерны:

         а) длинный отросток нейрона;

         б) присутствие миелиновой оболочки, ускоряющее проведение нервного импульса;

         в) проведение нервного импульса, не зависящее от диаметра аксона;

         г) длина более двух метров;

         д) у некоторых аксонов – отсутствие миелиновой оболочки

4. Какие заболевания глаза инфекционные:

         а) травма глаза;

         б) близорукость;

         в) трахома;

         г) дальнозоркость;

         д) слезотечение;

         е) конъюнктивит

5. Какие органы выполняют выделительную функцию?

         а) пищеварительные железы;

         б) потовые железы кожи;

         в) лёгкие;

         г) прямая кишка;

         д) печень;

         е) почки и другие органы мочевой системы

ЧАСТЬ С. Часть С включает 2 задания на установление соответствий.

1. Установите соответствие между признаками и группами, к которым они относятся:

Признаки                                                                     Группы

А) мышцы ушных раковин                                                     1) рудимент

Б) многососковость                                                    2) атавизм

В) обильный волосяной покров (гипертрихоз)                                                                          

Г) копчиковые позвонки

Д) аппендикс

А

Б

В

Г

Д

2. Установите соответствие между отделами скелета и составляющими их костями:

Кости                                                                Отделы скелета

А) затылочная кость                                1) скелет туловища

Б) позвоночник                                              2) череп

В) лучевая кость                                                        3) скелет конечностей

Г) теменная кость                                                                    

Д) малоберцовая кость                                                                            

                                         

А

Б

В

Г

Д

Ответы:

ЧАСТЬ А. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. б

2. г

3. а

4. в

5. б

6. в

7. б

8. а

9. г

10. в

        Всего: 10 баллов.

ЧАСТЬ В. За каждый правильный ответ – 2 балла.

1. а, в

2. а, б, в, г, д

3. а, б, д

4. в, е

5. б, в, г, е

        Всего: 10 баллов.    

ЧАСТЬ С. За каждое правильное соответствие – 0,5 балла.

  1.  А-1, Б-2, В-2, Г-1, Д-1
  2.  А-2, Б-1, В-3, Г-2, Д-3

Всего: 5 баллов

Общее количество баллов: 25 баллов.



Предварительный просмотр:

Школьный тур олимпиады по биологии. 9-11 классы.

ЧАСТЬ А. Задания части А включают 10 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ.

1. Главный признак, впервые отделивший в ходе эволюции человека от всех остальных приматов:

        а) прямохождение;

        б) трудовая деятельность;

        в) использование огня;

        г) членораздельная речь

2. Аппендикс человека, представляющий собой отросток слепой кишки, является примером:

        а) рудимента;

        б) атавизма;

        в) адаптации;

        г) дегенерации

3. Какие органоиды клетки не имеют мембран:

        а) митохондрии;

        б) рибосомы;

        в) лизосомы;

        г) пластиды

4. Когда определяется пол у человека:

       а) при образовании гамет;

       б) при формировании у плода половых органов;

       в) при рождении ребёнка;

       г) при образовании зиготы (слиянии гамет)

5. Появление на Земле процесса фотосинтеза привело:

       а) к возникновению процесса синтеза белков;

       б) возникновению многоклеточных организмов;

       в) накоплению СО2 в атмосфере;

       г) накоплению органических веществ и обогащению атмосферы О2

6. Что из перечисленного можно считать примером первичной сукцессии?

       а) мхи – лишайники – семенные растения;

       б) лишайники – семенные растения – мхи;

       в) лишайники – мхи – семенные растения;

       г) семенные растения – мхи – лишайники

7. Термин «биология» для обозначения науки о живом был предложен:

       а) Карлом Линнеем;

       б) Жоржом Бюффоном;

       в) Жаном Батистом Ламарком;

       г) Чарлзом Дарвином

8. Какой из факторов внешней среды живые организмы используют для синхронизации своих биоритмов?

      а) температуру;

      б) продолжительность дня;

      в) влажность;

      г) концентрация СO2 

9. Главная заслуга в раскрытии движущих сил эволюции принадлежит:

        а) В.И. Вернадскому;

        б) Ж.Б. Ламарку;

        в) Ч. Дарвину;

        г) К. Линнею

10. Белок родопсин:

       а) хромопротеид, присутствующий в палочках сетчатки глаза;

       б) участвует в фотосинтезе;

       в) участвует в регуляции углеводного обмена;

       г) белок мышц млекопитающих, связывающий кислород

ЧАСТЬ В. Задания части В включают 5 вопросов с несколькими вариантами ответа.

1. Из перечисленных животных межвидовыми гибридами являются:

        а) овцебык;

        б) лигр;

        в) гиеновая собака;

        г) мул;

        д) хонорик

2. Клеточная ДНК находится в:

        а) цитоплазме;

        б) ядре;

        в) митохондриях;

        г) лизосомах;

        д) рибосомах

3. Глубоководные животные светятся в темноте. Это им необходимо для:

         а) освещения пути перемещения и лучшего ориентирования в пространстве;

         б) отпугивания хищников;

         в) привлечения особей своего вида;

         г) привлечения добычи;

         д) выведения из организма избыточного тепла

4. Признаки, по которым митохондрии и пластиды отличаются от других органоидов клетки:

         а) имеют две мембраны;

         б) содержат рибосомы;

         в) содержат внутри ферменты;

         г) имеют кольцевую молекулу ДНК;

         д) не имеют мембран

5. Примером идиоадаптации является:

         а) защитная окраска;

         б) приспособление семян к рассеиванию;

         в) появление двухкамерного сердца;

         г) двойное оплодотворение;

         д) превращение листьев в колючки

ЧАСТЬ С. Часть С включает 2 задания на установление соответствий.

1. Установите соответствие между группами организмов пищевой цепи и их функцией в экосистеме:

Функции в экосистеме                                                           Группы организмов

А) разрушают органическое вещество                                              1) консументы

Б) синтезируют органическое вещество                                            2) редуценты

В) потребляют готовую органику                                                      3) продуценты                                                                      

Г) возвращают в почву азот, фосфор, серу

Д) обогащают атмосферу кислородом

А

Б

В

Г

Д

2. Установите соответствие между органоидом клетки и выполняемой им функцией:

Органоид                                                                Функция

А) ядро                                                                          1) обеспечивает процесс фотосинтеза

Б) митохондрия                                                            2) хранит, передаёт и реализует наследственную информацию

В) эндоплазматическая сеть                                                   3) участвует в процессах окисления органических веществ

Г) хлоропласт                                                                           4) участвует в накоплении и транспортировке веществ

Д) аппарат Гольджи                                                                 5) участвует в синтезе белков, жиров    

                                         

А

Б

В

Г

Д

Ответы:

ЧАСТЬ А. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. б

2. а

3. б

4. г

5. г

6. в

7. в

8. б

9. в

10. а

        Всего: 10 баллов.

ЧАСТЬ В. За каждый правильный ответ – 2 балла.

1. б, г, д

2. б, в

3. б, в, г

4. а, б, г

5. а, б, д

        Всего: 10 баллов.    

ЧАСТЬ С. За каждое правильное соответствие – 0,5 балла.

  1.  А-2, Б-3, В-1, Г-2, Д-3
  2.  А-2, Б-3, В-5, Г-1, Д-4

Всего: 5 баллов

Общее количество баллов: 25 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные задания для проведения школьного тура олимпиады по МХК

Задания разработаны для проведения школьного тура олимпиады по мировой художественной культуре. Эти задания можно использовать также для проведения викторин, конкурсов, внеклассных мероприятий по пред...

Задания для проведения школьного тура Олимпиады по географии - 6 класс

Данный материал представляет задания школьного тура Олимпиады по географии - 6 класс, проводимой в 1 учебной четверти....

Задания для проведения школьного тура Олимпиады по естествознанию - 5 класс

Данный материал представляет задания школьной Олимпиады по естествознанию - 5 класс, проводимой в 1 учебной четверти....

Контрольно-измерительные материалы для проведения школьного этапа олимпиады по биологии в 6 классе

Контрольно-измерительные материалы для проведения школьного этапа олимпиады по биологии в 6 классе...

Задания школьного тура олимпиады по биологии для 7 класса

Данные задания могут быть использованы для проведения школьного отборочного тура олимпиады по биологии для учащихся 7 классов...

Задания для проведения школьного этапа олимпиады по технологии 5-6 класс

Задания и ключи для проведения школьного этапа олимпиады по технологии 5-6 класс (технический труд)...

материалы для проведения школьного этапа олимпиады по биологии для 10 класса

материалы для проведения школьного этапа олимпиады по биологии для 10 класса...