Происхождение и многообразие пресмыкающихся. 7 класс
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Ермакова Наталья Андреевна

Разработка урока в 7 классе с использованием информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7_klass.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Происхождение и многообразие пресмыкающихся.


Тип урока: комбинированный урок с закреплением знаний, новым материалом, решением проблемных вопросов и познавательных задач.

Оборудование: ПК, медиапроектор, экран, презентация (в программе PowerPoint), энциклопедии (печатные и электронные), Электронные учебные пособия,  Интернет-ресурсы, разработанные учителем тесты.

Формы работы: поисково-познавательная индивидуальная работа учащихся (при большой наполняемости класса возможно проведение работы в группах).

Цель урока: Выяснить происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объяснить причины многообразия современных рептилий.

Задачи урока:

  1. Обучающая: учащиеся должны овладеть новыми знаниями; научиться выделять и формулировать характерные особенности групп на примере рептилий при работе с различными источниками информации, изучить роль рептилий в природе и жизни человека.
  2. Развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, навыки сравнения, обобщения, интуицию.
  3. Воспитательная: формировать у учащихся самостоятельность в работе с информацией, учить взаимопомощи и взаимоконтролю, умению работать в команде.                                

Планируемые результаты: Учащиеся узнают особенности строения и жизнедеятельности рептилий как наземных позвоночных, их происхождение и значение в природе и жизни человека; получают навык работы с энциклопедиями на бумажных и электронных носителях, в сети Интернет.

Занятие рассчитано на один академический час в кабинете информатики.

  1. Организационный момент – 2 минуты;
  2. Проверка домашнего задания – 3 минуты;
  3. Актуализация изученного материала – 2 минуты
  4. Изучение нового материала – 15 минут;
  5. Подведение итогов работы, отчёт в виде заполненной таблицы – 15 минут;
  6. Закрепление знаний,– 5 минут;
  7. Рефлексия. Итоги урока, домашнее задание – 3 минуты.

I. Организационный момент. Пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения.

II. Проверка домашнего задания: тест по вариантам, раздается каждому ученику в распечатанном виде.

III. Актуализация изученного материала. Беседа с учащимися, обобщение знаний о строении современных пресмыкающихся, полученные на предыдущих уроках, формулируются выводы, демонстрируется слайд № 1  (Презентация)

IV. Изучение нового материала.

  1.  Происхождение рептилий (слайды №№2-6)

Рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов презентации.

Проблемный вопрос: Почему рептилии смогли занять все среды обитания на Земле?

  1. Современные рептилии (слайды №№ 7-8)

- характерные признаки современных рептилий:

  1. сухая кожа, два круга кровообращения, трехкамерное сердце;
  2. головной мозг снабжается артериальной кровью;
  3. у рептилий имеется кора головного мозга, они способны к выработке условных рефлексов;
  4. дыхание легочное;
  5. зубы конической формы, служат для захвата и удержания добычи;
  6. размножение и развитие не связано с водой.
  1.  Организация самостоятельной работы учащихся.

1 группа.   Работа  в Интернете.

Карточки - задания

  1. Найти информацию в сети Интернет о причинах вымирания древних пресмыкающихся.
  2. Подготовить сообщение о различных гипотезах  вымирания динозавров.

  1. группа. Работа с энциклопедиями (печатные и электронные носители).

Карточки – задания

  1. Найти информацию в энциклопедии  об одном из отрядов или подотрядов современных рептилий.
  2. Подготовить сообщения об особенностях и практическом значении современных групп рептилий.

V. Подведение итогов работы, заполнение отчёта. 

1. Учащиеся  представляют результаты своей работы, учитель сопровождает их сообщения слайдами презентации, во время отчетов групп учащиеся класса заполняют всю таблицу в тетрадях (слайд №10)

«Многообразие современных рептилий»

Отряд, п/отряды

Характерные особенности

Представители

Практическое значение

Черепахи

Крокодилы

Клювоголовые

Ящерицы

Змеи

1 ученик - сообщение о причинах вымирания;

2 ученик – отряд Клювоголовые (слайд № 9)

3 ученик – отряд Черепахи (слайды №№10-16)

4 ученик – отряд Крокодилы (слайды №№17-21)

5 ученик – отряд Чешуйчатые (подотряд Ящерицы) (слайды №№22-25)

6 ученик – отряд Чешуйчатые (подотряд Змеи) (слайды №№26-27)                                                              

2. Ответ на проблемный вопрос: 

  1. Почему рептилии смогли занять все среды обитания на Земле?
  2. С чем связаны различия в строении представителей различных отрядов рептилий?

VI. Закрепление знаний. Работа по вопросам (презентация слайд №31)

VII. Рефлексия. Подведение итогов, домашнее задание:

Формулировка проблемы и вывода по теме урока. Выставление оценок.

 Домашнее задание: § 39, 40

Учебники и печатные издания:

  1. Никишов А.И., Шахова И.Х.  Биология. Животные. 7 класс. -  М.: Гуманитарный исследовательский центр «Владос», ОАО «Московские учебники», 2007.
  2. Энциклопедия “Мир вокруг нас”,
  3. Энциклопедия “Жизнь животных”,

Электронные учебные издания:

  1. «Открытая биология, версия 2.5» Полный интерактивный курс биологии
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по биологии.
  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
  4. 1С: Биология. Животные.
  5. 1С: Репетитор. Биология.

Приложение 1

Ответы на тесты

1 вариант

2 вариант

1- б

1- а

2- а

2- в

3- б

3- б

4- в

4- а

5- в

5- б

6- б

6- а

7- а

7- б

8- в

8- а

9- а

9- а

10- б

10- в

Класс ______   Ф. И. учащегося ______________________________________

Блок 1

Тесты для проверки знаний.

1 вариант

1. Рептилии произошли от:

а) древних кистеперых рыб
б) древних земноводных

2. Все рептилии дышат:

а) только легкими
б) легкими и кожей
в) только кожей

3. Сердце большинства рептилий состоит:

а) из предсердия и желудочка
б) из двух предсердий и желудочка
в) из двух предсердий и двух желудочков

4. В шейном отделе ящерицы:

а) 2 позвонка
б) 4 позвонка
в) 8 позвонков

5. Какая кровь находится в желудочке сердца рептилий

а) артериальная
б) венозная
в) смешанная

6. Скелет передней конечности состоит из:

а) бедро, голень, стопа
б) плечо, предплечье, стопа

7. Скелет задней конечности состоит из:

а) бедро, голень, стопа
б) плечо, предплечье, стопа

8. Головной мозг рептилий состоит из:

а) 4 отделов;
б) 2 отделов;
в) 5 отделов

9. Условные рефлексы у хордовых связаны с

а) передними полушариями мозга
б) мозжечком
в) с промежуточным мозгом

10. Каким образом расположены конечности прыткой ящерицы:

а) под туловищем
б) сбоку под углом к туловищу

Блок 2

Отряд, п/отряды

Характерные особенности

Представители

Практическое значение

Черепахи

Крокодилы

Клювоголовые

Ящерицы

Змеи

Класс ______   Ф. И. учащегося ______________________________________

Блок 1

Тесты для проверки знаний.

                                                              2 вариант

1. Имеется ли грудная клетка у ящерицы:

а) да;
б) нет

2. Один из отделов сердца снабжен неполной внутренней перегородкой, назовите этот отдел: а) левое предсердие

б) правое предсердие
в) желудочек

3. Сколько отделов различают в каждой конечности ящерицы:

а) 2
б) 3  
в) 4

4. Какая кровь находится в левом предсердии:

а) артериальная
б) венозная
в) смешанная

5. Кровеносная система состоит:

а) из одного круга кровообращения
б) из двух кругов кровообращения

6. Пояс передних конечностей состоит из:

а) лопатки, ключицы, вороньей кости
б) плеча, предплечья, кисти
в) бедра, голени, стопы

7. Насыщение крови кислородом происходит

а) в большом круге кровообращения
б) в легочном (малом) круге кровообращения

8. Назовите вид оплодотворения, который характерен для ящерицы:

а) внутреннее оплодотворение
б) наружное оплодотворение

9. Назовите тип развития характерный для рептилий

а) прямое развитие
б) непрямое развитие

10. Чем покрыто снаружи яйцо ящерицы:

а) толстая прозрачная студенистая оболочка
б) скорлупа
в) кожистая оболочка

Блок 2

Отряд, п/отряды

Характерные особенности

Представители

Практическое значение

Черепахи

Крокодилы

Клювоголовые

Ящерицы

Змеи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока на тему "Многообразие пресмыкающихся" в 7 классе

Разработка состоит из конспекта урока и презентации. Урок комбинированного типа. Содержит тест для проверки домашнего задания с ответами. Презентация содержит большое количество иллюстраций по многооб...

Происхождение и многообразие пресмыкающихся

Конспект урока "Происхождение и многообразие пресмыкающихся"...

Презентация по теме: "Происхождение. значение и многообразие пресмыкающихся"

Презентация создана для проведения урока биологии по теме "Происхождение. значение и многообразие пресмыкающихся" В ней рассматривается значение пресмыкающихся в природе и жизни человека,про...

Разработка урока по теме: «Значение, происхождение и многообразие пресмыкающихся».

Конспект урока по теме: «Значение, происхождение и многообразие пресмыкающихся» разработан для проведения урока по биологии в 7-8 классах. Этапы урока проходят с  использованием разны...

Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся

Комбинированный урок по биологии в 7 классе...

Конспект урока биологии "Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся"

Раскрыть происхождение пресмыкающихся, показать многообразие древних пресмыкающихся и причины их вымирания, познакомить с гипотезами вымирания этой группы  животных; продолжить формиров...