Происхождение и многообразие пресмыкающихся
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Сущенко Людмила Дмитриевна

Конспект урока "Происхождение и многообразие пресмыкающихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполните тест.

1. Яйцеживорождение – это приспособление к развитию эмбриона:

       а) на суше;                                                            в) в засушливом климате;

       б) в холодном климате;                                    г) в воде;

2. У змей по большому кругу кровообращения от сердца идет кровь:

      а) венозная;               б) смешанная;                        в) артериальная;

3. Пресмыкающиеся впадают в спячку при:

       а) очень высоких температурах среды;

      б) при низких температурах среды;

      в) как при очень высоких, так и при очень низких температурах;

4. Зародыш пресмыкающегося получает питательные вещества из:

         а) тела матери;                                         в) внешней среды через поры оболочки яйца;

         б) желтка яйца;                                        

5. Грудная клетка незамкнута у:

        а) ящериц;                   б) крокодилов;                 в) черепах;                 г) змей;

6. Четырехкамерное сердце появляется у :

        а) ящериц;                   б) крокодилов;                 в) черепах;                 г) змей;

Ответы: 1 –б, г, д, е, ж ,з, и, к, л. н; 2 –а. в, г, е, ж, з, к, л; 3 – г .ж .е . к . л .

Выберите правильные утверждения:

1) Оболочка яйца пресмыкающихся предохраняет зародыш от высыхания.

2) Дыхательная поверхность легких ящерицы больше, чем у тритона.

3) У всех пресмыкающихся трехкамерное сердце.

4) Температура тела пресмыкающихся не бывает выше температуры окружающей среды.

5) Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.

6) У пресмыкающихся северных районов чаще встречается живорождение.

7) В головном мозге пресмыкающихся отсутствует промежуточный мозг.

8)В желудочке сердца ящерицы смешанная кровь.

9) У живородящих ящериц не образуется яиц.

10) У морских черепах соли выводятся через специальные железы.

Ответы: 1, 2, 5, 6, 8, 10.

2. Биологические задачи.

   1) Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в стороны, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи, с чем они могут вертеть головой?

   2) В скелете змей отсутствует грудина. В связи, с чем она была утрачена у этих животных?

   3) Один индонезиец, житель острова Флорес, поймал маленького питона, кормил его молоком и фруктами. Когда питон вырос и превратился в огромную змею длиной 6 метров и весом 140 кг, он был покорным и даже помогал своему хозяину в работе. Когда поспевали фрукты или кокосовые орехи, питон забирался на деревья и тряс их, а хозяин внизу собирал урожай. Объясните поведение питона.

   4) Как известно, рептилии не проявляют особого интереса к судьбе своего потомства. Но есть исключения. Самки некоторых видов крупных питонов, отложив яйца, не уползают прочь, обвившись кольцами вокруг них, несут караул до тех пор, пока не вылупятся змеёныши. При этом они все время совершают мышечные сокращения. Объясните поведение питонов.

   5) Однажды молодой археолог в степи на юге Украины сильно устал и лег спать, не раздеваясь, на спальный мешок. Утром, открыв глаза, хотел было приподняться, но почувствовал, что у него на груди что-то лежит. Это была степная гадюка. Осторожно, чтобы не разозлить змею, археолог сбросил её и она уползла. Почему же змеи ползут к спящим людям?

- Как змеи улавливают тепло?

Сообщение «Органы чувств пресмыкающихся».

- Как вы думаете, почему таких органов чувств нет у рыб, у млекопитающих? А у каких животных они есть?

    Рыбы не имеют таких органов чувств по следующим причинам. Во-первых, большинство обитателей воды, которые служат пищей рыбам, холоднокровны. Во-вторых, вода эффективно поглощает инфракрасные лучи, поэтому уже на небольшом расстоянии терморецепторы были бы бесполезны.

    Млекопитающие, обитающие на суше, не могут использовать тепловые рецепторы для обнаружения добычи по другой причине. Дело в том, что они сами теплокровны и создают слишком сильные тепловые помехи. Для них использовать слабое тепловое излучение жертв также трудно, как было бы трудно обнаружить мышь по слабому шороху травы вблизи ревущего водопада. Тепловое излучение при поиске пищи используют комары: их «термолокаторы» расположены на антеннах.

3.Изучение новой темы.

         1. Активизация познавательной деятельности.

        Сформулируйте вопросы, содержащие проблемы, содержащие решение которых поможет нам раскрыть тему сегодняшнего урока «Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся»

Учащиеся формулируют вопросы и задают их. Возможные вопросы:

   - Почему менялся на планете климат?

   - Как изменялся климат, какие изменения происходили на Земле в связи с этим?

   - Кого называют динозаврами?

   - Каких размеров могли достигать динозавры?

   - Откуда это известно ученым? И т. д.

Учитель не сразу отвечает на вопросы, а дает установку: найти ответы на поставленные вопросы в ходе урока. А сам учитель строит объяснение темы, опираясь на эти вопросы.

   2. Изучение новой темы.

   Ученые условно разбили историю Земли на геологические эры.(демонстрируется хронологическая таблица). В частности, «средняя эра» (мезозойская)продолжалась почти 160 миллионов лет. Началась она 225 миллионов лет тому назад и условно закончилась 70 миллионов лет назад.

   На суше в мезозое особенно богато развивались пресмыкающиеся (первые из них появились на Земле около 285 миллионов лет назад). Некоторые из них вновь вернулись в воду и приобрели внешность акулы, оставаясь, однако, пресмыкающимися(фото).Другие «научились» летать , но крылья их состояли не из перьев , а из тонкой перепонки , натянутой по переднему краю на огромный вытянутый безымянный палец, более длинный, чем все туловище животного (фото)Предками птиц, они однако не стали и первоптицам пришлось «учиться» летать заново, на совсем иначе сформированных крыльях. Остальные пресмыкающиеся населяли болота и пустыни, леса и долин; многие ходили и прыгали на задних ногах, опираясь на хвост, как кенгуру. Так передвигались травоядный игуанодон, упомянутый в стихотворении, и тираннозавр – самый крупный из хищников, когда-либо живших на Земле (до 15 м длиной, 9 м высотой).Были и другие виды. Но большинство рептилий опиралось на все конечности, напоминая наших ящериц, и отнюдь не все виды обладали большими размерами.

     Однако при значительном разнообразии, все виды оставались на одной и той же ступени ящеров – пресмыкающихся.

 - От кого возникли пресмыкающиеся, каково их происхождение?

Организуется работа по материалу «Происхождение пресмыкающихся» (Параграф 51)

      Дополнительные сведения о пресмыкающихся.

     Сеймурия – это сравнительно небольшое (до 0,5 м длины) пресмыкающееся обладало рядом признаков, характерных для земноводных: шея была почти не выражена, длинные острые зубы еще сохраняли примитивное строение, имелся лишь один крестцовый позвонок, а кости черепа обнаруживали замечательное сходство даже в деталях с черепной коробкой стегоцефалов; грудная кость и грудная клетка отсутствовали. Сеймуриоморфные рептилии, по мнению палеонтологов, занимают промежуточное положение между земноводными и древнейшими пресмыкающимися(котилозаврами – исходной формой, давшей начало всем прочим основным группам пресмыкающихся).

   - Что доказывает происхождение пресмыкающихся от земноводных?

  Термин «динозавр» происходит от греческого «deinos», что означит «ужасный», и «sauria» - «ящер», то есть «ужасный ящер». Первые ископаемые останки действительно были отнесены к первым рептилиям. Они были такие огромные, что их невозможно было сравнить  с другими животными.

  Само же слово «динозавры» появилось примерно в 1841 году. Это название было предложено палеонтологом Ричардом Оуэном, сумевшим понять, что такие создания, как игуанодон, мегалозавр и другие, известные к тому времени рептилии столь сильно отличались от современных пресмыкающихся, что их следовало бы выделить в отдельную группу, название которой – динозавры, или чудовищные ящеры.

    - Как мы узнаем о строении динозавров?

    На основе ископаемых останков палеонтологи восстанавливают структуру тела животного. Реконструировав скелет  динозавра, можно представить, как он выглядел, передвигался, питался. До нас дошли их окаменевшие кости и зубы, отпечатки ног и фрагменты кожи и даже окаменевшие яйца с детенышами внутри.

    Один из самых впечатляющих представителей динозавров – таранозавр. Он был впервые описан в 1905 году палеонтологом Генри Фенрфилдом Осборном, который обнаружил части скелета этого огромного животного в штате Монтана (США). С тех пор было обнаружено много отдельных костей этих ящеров, однако полный и при этом хорошо сохранившийся скелет был найден только совсем недавно – 12 августа 1990 года, во время проведения раскопок в Хилл Крик, на севере центральной части штата Дакота.

ТИРАНОЗАВР

    На основании предыдущих находок ученые уже знали, что тираннозавры были, наверное, самыми величественными хищниками, когда-либо ходившими по земле. Их длина достигала 12 метров, а масса – 8 тонн. Мощные челюсти и саблевидные зубы с пилообразными краями были приспособлены для удержания и разрывания огромной добычи. Тираннозавры были охотниками, хотя, как полагают, значительную долю их рациона могла составлять и падаль. Это предположение было высказано после длительного изучения строения конечностей, в ходе которого было сделано заключение, что он мог передвигаться только небольшими шажками. А в фильмах и мультфильмах мы видим его довольно активно передвигающимся животным. Ходят они там, на огромных и мощных задних ногах, а нелепые маленькие передние конечности содержат всего два пальца и они столь коротки, что недостают даже до рта животного.

    Это еще один раз доказывает, что современная наука располагает познаниями о древних ящерах только на уровне гипотез, которые не могут считаться абсолютно достоверными. Сейчас выходит много научно-популярной и детской литературы по этой теме, снимаются мультфильмы, выпускаются игрушечные динозавры и т.д. Поэтому на том или ином уровне, каждый из нас уже получил информацию  об этих загадочных чудовищах. Проверим это.

  • Я специально переставила буквы в названиях этих рептилий. Интересно, сможете ли вы расположить их в правильном порядке?
  • 1. ДОНОГУАНИ. У него на больших пальцах передних лап имелись шипы? (игуанодон).
  • 2. ПЕРТОЗАВРЫ. Они были летающими рептилиями? (птерозавры).
  • 3. ГОСЕТЗАВР. У этого динозавра были шипы на хвосте? (стегозавр).
  • 4. РАТИНОЗАВР. Очень свирепый динозавр. (тиранозавр)
  • 5. ХАБРИОЗАВР. Самый большой и тяжелый динозавр. (брахиозавр)
  • 6. ГАРДОЗАВРЫ. На головах у этих динозавров имелись костные гребни. (гадрозавры)

      Гадрозавры помимо 1200 сменных зубов имели еще от 200 до 400 зубов, расположенных сверху сменных. Питались они жесткими растениями. Их называют утконосыми динозаврами.

     Игуанодон - растительноядный житель прибрежных зарослей. Передние лапы у него существенно короче задних. А большие пальцы на них похожи на шипы. Ими можно и от хищников обороняться, и пищу доставать. Когда облик этого ящера восстанавливали по скелетам, то такой шип сначала поместили ему на голову, решив, что это рог. А вот остальные пальцы на передних лапах вполне пригодны и для хождения по земле. А как он все-таки, на четырех, или только на задних лапах, пока никто не знает, до сих пор ученые спорят об этом. Свое название игуанодон получил за зубы листовидной формы, напоминавшие зубы современной ящерицы игуаны (игуанодон – зуб игуаны).

     Гигантские динозавры являются крупнейшими из когда-либо существовавших наземных животных. Питались они исключительно растениями и проводили много времени в болотах. Это брахиозавры(его название переводится как «рукоящер»), диплодоки. Рассмотрим их внешний вид. Учащиеся выявляют особенности этих животных

     - Как эти особенности связаны с их образом жизни?

     Отличаясь большим весом и громадными размерами, они вынуждены были большую часть времени проводить в воде, где тело теряет часть своего веса. На ногах были огромные когти, ими житель прибрежной полосы бронтозавр цеплялся за дно. Толстые колоннообразные ноги способные поддерживать вес их громадных тел. В глубокой вод они продвигались вперед, отталкиваясь от дна передними лапами с когтями и используя хвост в качестве своего рода руля. Ноздри располагались у них на макушках, чтобы ящеры могли дышать, когда все их тело находилось под водой. Кроме всего этого вода спасала их от наземных хищников.

    Мозг этих животных в сравнении с размерами их тела очень мал. Например, мозг диплодока(при длине самого животного – 28 метров)размером не превосходил куриное яйцо. Слабые зубы пригодны только для мягкой водной растительности.

  • Предположите, какой образ жизни ведут плезиозавр и ихтиозавр? Укажите особенности их строения.

Древние ящеры заняли не только водную, наземную, но и воздушную среды. Это например птерадонты – гигантские летающие пресмыкающиеся. Их особенности:

1. Челюсти удлиненные, зубы заменены длинным роговым клювом.

2. Длинный затылочный гребень длиной до 1 метра.

3. Крылья сильные и длинные, в размахе до 8-9 метров, позволяющие поворачивать в полете и пикировать. Крылья состоят из кожистой перепонки, натянутой на четвертые (безымянные) пальцы длинных передних конечностей.

4. Рыбоядные хищники.

5. Обитали на побережьях.

   - Чем отличаются зверозубые ящеры от всех изученных нами пресмыкающихся животных?

     Зверозубых считают предками более высокоорганизованных позвоночных – млекопитающих.

      Динозавры и зверозубые ящеры не дожили до наших времен, они вымерли. В чем кроются причины их вымирания?

    Известный французский палеонтолог Т.Кювье в начале прошлого века дал подробное описание множества вымерших животных и изложил свою точку зрения на причины их гибели. По мнению ученого, каждый геологический период имел свой животный мир, обособленный от предшествующего и последующего. Он считал, что между разными формами органической жизни не было эволюционной преемственности. Просто-напросто жизнь в конце каждого периода уничтожалась некой катастрофой, а затем возникала вновь. Идея катастроф получила широкое распространение. Так, в 1949 году палеонтолог ДОрбиньи насчитал в истории Земли 27 подобных катастроф.

      По мнению последователей Кювье, одна из подобных катастроф произошла в конце мелового периода и явилась причиной гибели динозавров. Вот примерный перечень катастроф, на основе которых ученые пытаются свои предположения.

  • 1. Взрыв сверх новой звезды, расположенной недалеко от Земли.
  • 2. Глобальная эпидемия(эпизоотия).
  • 3. Слишком высокое содержание в атмосфере кислорода (следствие перепроизводства его растениями), а также, напротив, пониженное содержание кислорода, отлагавшегося в морских (меловых) отложениях.
  • 4. Резкое охлаждение океана вследствие катастрофического сползания в него гигантских масс льда с полярных областей.
  • 5. Столкновение Земли с астероидом свыше 10 км.

- Выберите наиболее реальную, на ваш взгляд, гипотезу и попытайтесь привести аргументы в её пользу.

     Около 65 миллионов лет назад все динозавры вымерли. Вместе с ними вымерли птерозавры и морские рептилии. Почему это произошло, палеонтологам в точности неизвестно. Гипотез об исчезновении динозавров существует больше сотни.

    Возможно, эти животные не сумели адаптироваться к изменениям, что происходили в то время на Земле. Однако примерно 65 миллионов лет в земной коре шли грандиозные горообразовательные процессы, резко изменившие рельеф поверхности Земли. Происходили мощнейшие извержения вулканов, выбрасывавшие невероятное количество осадочных пород, кислот, тепла. Кислотные дожди и малое количество солнечного света уничтожали леса, изменяли климат. Произошло глобальное похолодание, которое, с одной стороны , изменило растительность, а с другой – снизило конкурентоспособность холоднокровных животных.

    И наконец, самая популярная в научном мире версия объясняет исчезновение динозавров появлением новых «изголодавшихся» хищников – первых млекопитающих. Эти животные были гораздо мельче и подвижнее, чем древние ящеры и легко расправлялись с яйцами и молодью динозавров. Даже если предположить наличие у динозавров какой-то заботы о потомстве, все равно справиться с многочисленными мелкими агрессивными хищниками для крупного достаточно сложно.

4.Закрепление.

    - На какие вопросы, поставленные в начале урока, вы не нашли ответа?

Сделайте вывод по сегодняшней теме. Вывод:

Древние пресмыкающиеся произошли от древни хвостатых земноводных, это доказывает большое сходство в их строении. Динозавры – рептилий, населявших Землю от 200 до 65 миллионов лет назад. Среди них были маленькие, средние, большие и просто огромные ящеры. Они могли быть покрыты чешуёй, панцирем, костной пленкой, просто кожей, иметь клыки, большое количество зубов, клювы. Они подразделялись на хищников, травоядных, падальщиков; жили поодиночке и группами. Наиболее вероятными причинами вымирания динозавров считаются: падение на Землю небесных тел, извержения вулканов, изменение климата. Динозавры исчезли одновременно, вместе со многими другими видами животных и растений. Зверозубые ящеры считаются предками млекопитающих.

Домашнее задание.

Параграф   , вопросы после параграфа. Задание в рабочей тетради №   Из дополнительной литературы найти описание одного из древних ящеров.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение о представителях Клювоголовых(о гаттерии).

Использованная литература:

1. Поурочные разработки по биологии.7 - 8 класс. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. Москва «ВАКО» 2006.

2. Учебник по биологии 7кл. В.В. Латюшин.

3.Информация из интернета.

                                     

                       

                              Урок «Происхождение пресмыкающихся».

Тема урока: Происхождение многообразие древних пресмыкающихся.

Цели урока: Показать многообразие древних пресмыкающихся и причины их вымирания, раскрыть происхождение пресмыкающихся.

Оборудование: Зоокартина «Век пресмыкающихся», рисунки, фотографии, иллюстрации из книг с изображением древних пресмыкающихся, геохронологическая таблица.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний:

  1. Карточки задания для индивидуально работы.

Выберите признаки характерные для 1-земноводных, 2-пресмыкающихся и 3- общие для них признаки.

а) кожа покрыта роговой чешуей;                                 з) дыхание только легочное;

б) кожа голая;                                                                      и) дыхание кожно-легочное;

в) развиваются на суше;                                                   к) пятипалые конечности;

г) яйцо покрыто кожной оболочкой;                            л) холоднокровные;

д) развитие идет с метаморфозом;                               м)два шейных позвонка;

е) два круга кровообращения;                                        н) один шейный позвонок;

ж) в сердце смешанная кровь4

Ответы: 1 –б, г, д, е, ж ,з, и, к, л. н; 2 –а. в, г, е, ж, з, к, л; 3 – г .ж .е . к . л .

Выберите правильные утверждения:

1) Оболочка яйца пресмыкающихся предохраняет зародыш от высыхания.

2) Дыхательная поверхность легких ящерицы больше, чем у тритона.

3) У всех пресмыкающихся трехкамерное сердце.

4) Температура тела пресмыкающихся не бывает выше температуры окружающей среды.

5) Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.

6) У пресмыкающихся северных районов чаще встречается живорождение.

7) В головном мозге пресмыкающихся отсутствует промежуточный мозг.

8)В желудочке сердца ящерицы смешанная кровь.

9) У живородящих ящериц не образуется яиц.

10) У морских черепах соли выводятся через специальные железы.

Ответы: 1, 2, 5, 6, 8, 10.

МОУ ОСТРОЖЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Методическая разработка урока

по зоологии в 7 классе.

 «Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся».

                                                                                                                                                 Выполнила учитель биологии

                                                                                                                                                  МОУ Остроженской СОШ

                                                                                                                                                  Сущенко Л.Д.

2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Происхождение и многообразие пресмыкающихся. 7 класс

Разработка урока в 7 классе с использованием информационных технологий....

Опорная схема по зоологии "Происхождение земноводных и пресмыкающихся"

Схема происхождения земноводных и пресмыкающихся...

Презентация по теме: "Происхождение. значение и многообразие пресмыкающихся"

Презентация создана для проведения урока биологии по теме "Происхождение. значение и многообразие пресмыкающихся" В ней рассматривается значение пресмыкающихся в природе и жизни человека,про...

Разработка урока по теме: «Значение, происхождение и многообразие пресмыкающихся».

Конспект урока по теме: «Значение, происхождение и многообразие пресмыкающихся» разработан для проведения урока по биологии в 7-8 классах. Этапы урока проходят с  использованием разны...

Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся

Комбинированный урок по биологии в 7 классе...

Конспект урока биологии "Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся"

Раскрыть происхождение пресмыкающихся, показать многообразие древних пресмыкающихся и причины их вымирания, познакомить с гипотезами вымирания этой группы  животных; продолжить формиров...