Главные вкладки

    План-конспект урока по биологии (7 класс) по теме:
    РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ

    Шкурко Клавдия Викторовна

    РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ конспект урока 7 класс..

    автор основного источника:

    http://dolg_i_svet@mail.ru

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pticy.doc95.5 КБ
    Microsoft Office document icon urok_razmnozhenie_i_razvitie_ptic.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

     "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"

    Первая станция. “Что такое? Кто такой? Почему?”

    ЖЁЛТЫЙ КОНВЕРТ

    10 баллов

    1. Раскрыть по содержанию понятие – орнитология.

    2. Почему перья пингвинов не годны для перины?

    Ответ поясните.

    3. Назовите самую крупную птицу в Мире и в нашей стране.

    ЗЕЛЁНЫЙ КОНВЕРТ

    20 баллов

    1. Каких птиц называют пернатыми коленами?

    2. Для ответа на вопрос составить логическую цепочку:

    3. Птиц иногда в шутку называют горячими ящерицами. Почему?

    4. В одной научно-популярной книге по зоологии было сказано
    “Колибри – крошечные крылатые создания с радужным оперением”. Верно ли такое утверждение? Почему?

    КРАСНЫЙ КОНВЕРТ

    30 баллов

    1. Сравните условия жизни в наземно-воздушной и водной средах обитания, по их плотности, вязкости, характера колебаний температуры, теплопроводности, влажности, скорости, распространение звука и света.

    Составьте характеристику среды обитания птиц.

    2. Какая птица никогда в жизни на садится на землю? Найдите причину в этом при помощи метода контрольных вопросов.

    3. Дрофы – крупные, быстробегающие птицы. Оперение у них жёсткое, плотное, копчиковая железа отсутствует. Почему их можно легко поймать, если после сырой погоды наступают заморозки?

    Вторая станция. “Опора и движение”

    ЖЁЛТЫЙ КОНВЕРТ

    10 баллов

    1. Почему во время отдыха и хна птица не падает с ветки? Укажите с какой наукой связь?

    2. Доказать роль киля у птиц.

    3. Какие мышцы наиболее развиты у птиц? Почему?

    ЗЕЛЁНЫЙ КОНВЕРТ

    20 баллов

    1. Составить 5 вопросов – суждений к конспекту “Скелет и мускулатура птиц”.

    2. Американский орнитолог Элиот Каузе назвал череп птиц поэмой в кости. Почему? Ответить на вопрос составляя логическую цепочку:

    а) лёгкость черепа птиц достигается 1 2 3 ;

    б) прочность черепа птиц обуславливается...

    3. Рассмотрите скелет птицы. Перечислите кости передних конечностей.

    КРАСНЫЙ КОНВЕРТ

    30 баллов

    1. Королёк, голубь, аист, страус у какой из этих птиц отсутствует киль? Ответ поясните.

    2. Чем объясняются отличия в строении крыла птиц и передних конечностей других наземных животных.

    3. На макете скелета птицы найдите отделы позвоночника. В каких отделах позвонки соединены:

    а) подвижно;

    б) неподвижно.

    Ответ поясните:

    Почему в процессе эволюции сформировались разные типы соединения позвонков в различных отделах позвоночника.

    Третья станция. “Вторичная полость”

    ЖЁЛТЫЙ КОНВЕРТ

    10 баллов

    1. Где у птиц происходит временное накапливание пищи?

    2. Дана таблица:

    ?

    ?

    ?

    Тромбоциты

    Процесс

    Свёртываемость крови

    Дыхание

    Орган

    Выделение углекислого газа

    Сердце

    Живая система

    Поглощение кислорода

    Клетка

    Элементы крови

    Четырёхкамерное сердце

    Указать понятия, категории, существенный признак. Установить между ними соответствие, показать стрелками.

    3. Чем обеспечивается постоянная высокая температура тела птиц? Ответ поясните.

    ЗЕЛЁНЫЙ КОНВЕРТ

    20 баллов

    1. Рассмотрите органы, расположенные в полости тела пернатых на влажном препарате “внутреннее строение птицы”. Определите к каким системам они относятся. Заполните таблицу:

    Системы органов

    Функции

    Органы образующие систему

     

     

     

    Определите понятие, категорию, признак.

    Выделите существенные признаки понятия – мускульный желудок.

    2. Дана информация.

    Зрение птиц очень острое.

    Глазное яблоко у них больших размеров и имеет своеобразное строение, благодаря которому увеличивается поле зрения. У хищных птиц глазное яблоко имеет удлинённую телескопическую форму.

    Найдите межпредметные связи, с какими предметами.

    3. При резком повышении температуры воздуха у птиц учащается дыхание, дно ротовой полости и верхней части глотки начинает быстро колебаться. При этом создаётся ток воздуха над влажной поверхностью, ускоряется испарение.

    Используя знания, полученные при изучении физики, объясните почему в этом случае у птиц происходит понижение температуры тела.

    КРАСНЫЙ КОНВЕРТ

    30 баллов

    1. С помощью эллеровых кругов определить место воробья лесного и серого гуся в системе понятий живые организмы, если в освоении деления способ питания.

    2. Установите эволюционную связь между понятиями, головной мозг, земноводные рыбы, пресмыкающиеся, птицы.

    Выделите существенный признак понятий.

    Найдите в строении головного мозга черты сходства и отличия.

    Каково значение усложнения головного мозга.

    3. Составьте графический конспект “внутреннее строение птиц”.

    Составьте 5 вопросов суждений к конспекту.

    Четвёртая станция. “Не исчезнуть с лица земли”

    ЖЁЛТЫЙ КОНВЕРТ

    10 баллов

    1. Дано слово – инстинкт.

    Указать понятие, категорию, существенный признак.

    Привести 2 примера, доказывающее:

    а) что размножение канарейки представляет собой ряд взаимоиспользованных рефлексов, протекающих в определённой последовательности;

    б) что завершение каждого предыдущего этапа в размножении начала следующего.

    2. Почему не рекомендуется мыть яйца, предназначенные на длительное хранение. Ответ поясните и докажите.

    ЗЕЛЁНЫЙ КОНВЕРТ

    20 баллов

    1. Составьте логическую цепочку “строение яйца курицы”.

    Выделите существенные признаки понятий.

    2. При помощи Эллеровых кругов определите место филина, дождевого червя, лягушки, в системе понятий живые организмы. Если в основании деления – способ размножения.

    3. Дан текст:

    “С вечера то ли начинает, то ли кончает птичий концерт соловей. Его звучной виртуозной песне вторит садовая камышевка. Ближе к рассвету к лесным певцам присоединяются дрозды – певчий и белобровик, слышится серебристая песня зарянки. А когда на востоке вспыхнет яркое солнце да заурчат славки, зазвенит крапивник падая с высоты над лесом, начинает выкрикивать своё “сиа-сиа” лесной конёк”.

    Поставьте проблемный вопрос и ответьте на него.

    КРАСНЫЙ КОНВЕРТ

    30 баллов

    1.Дана информация:

    “В период размножения у птиц на нижней части тела появляются особые наседные пятна. В этих местах пух частично выпадает, подкожный жир исчезает, а приток крови к коже усиливается. Поэтому она становится особенно тёплой. Садясь на гнездо, птица раздвигает брюшные перья, чтобы яйца могли соприкасаться с кожей наседных пятен”.

    Какую проблему для этих птиц решают особые наседные пятна?

    2. Дан термин инкубатор.

    Установите понятие, категорию, существенный признак. Продолжите рассуждение:

    инкубаторы могут быть:

    3. Скорлупка яйца, как известно, очень хрупкая. Однако наседка никогда не раздавит яйца.

    Как это можно объяснить?

    Установить межпредметные связи, указать основное понятие.

    Пятая станция. “Происхождение”

    ЖЁЛТЫЙ КОНВЕРТ

    10 баллов

    1. Даны понятия:

    Зародыш птицы, зародыш пресмыкающихся, зародыш пресмыкающихся, зародыш земноводных.

    Установите эволюционную. Связь между понятиями, т.е. составьте логическую цепочку.

    2. Решите биологическую задачу.

    Какой внешний вид имели предполагаемые предки птиц.

    3. Приведите палеонтологические доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся.

    ЗЕЛЁНЫЙ КОНВЕРТ

    20 баллов

    1. Указать признаки сходства современных птиц и пресмыкающихся.

    2. Информация:

    Наиболее вероятными предками птиц были небольшие древние пресмыкающиеся, которые передвигались по суше с помощью задних конечностей.

    Решите биологическую задачу.

    Почему предками птиц не могли быть летающие ящеры?

    3.Почему исчез археоптерикс?

    КРАСНЫЙ КОНВЕРТ

    30 баллов

    1. К числу палеонтологических доказательств происхождения птиц от пресмыкающихся относятся находки скелетов и отпечатки первоптицы – археоптерикса.

    Среди приведённых ниже найдите:

    а) признаки, доказывающие принадлежность археоптерикса к классу птиц;

    б) признаки пресмыкающихся.

    Ответы запишите в таблицу:

    Признаки, доказывающие принадлежность археоптерикса к птицам.

     

    Признаки пресмыкающихся в строении археоптерикса.

     

    Признаки:

    а) Длинный хвост, состоящими из 20 позвонков;

    б) На челюстях зубы;

    в) Тело покрыто перьями;

    г) Передние конечности – крылья;

    д) На передних конечностях три пальца с костями;

    е) На задних конечностях удлинённая кость – цевка;

    ё) На ногах 4 пальца (3 направлены вперёд, один назад);

    ж) Череп по форме похож на череп птицы;

    з) Грудина небольшая, без киля;

    и) Кости не имеют полостей, наполненных воздухом.

    2. Используя знания о наследственности и изменчивости, предположите, как в природе мог происходить процесс “превращения” пресмыкающихся в птиц.

    3. Дана проблема. Решите её. Почему птицы заняли господствующее положение на земле и заселили области, недоступные для пресмыкающихся.

    Шестая станция. “Загадочный калейдоскоп”

    ЖЁЛТЫЙ КОНВЕРТ

    10 баллов

    1. С помощью эллеровых кругов определите место свиристели, нильского крокодила, акулы, серой жабы, в системе понятий живые организмы, если в основании деления – классификация.

    2. Выстроить умозаключение по аналогии.

    Орёл:

    – хищная птица.

    Атом:

    а) вид материи;

    б) мельчайшая частица;

    в) тело;

    г) молекула.

    3. Найди лишний элемент и обведи кружочками:

    А – артерия;

    В – вена;

    Г – мозжечок.

    ЗЕЛЁНЫЙ КОНВЕРТ

    20 баллов

    1. Установите соответствие между понятиями.

    Укажите стрелками:

    Акула

    Моллюски

     

    Наутилус

    Простейшие

     

    Комак

    Хордовые

     

    Амёба

    Членистоногие

     

    Африканский страус

     

     

    2. Вместо точек проставьте буквы и дайте названия птицам:

    К ... а

    К ... а

    К ... а

    К ... а

    Распределите птиц по следующим отрядам:

    а) курообразные;

    б) воробьинообразные;

    в) кукушкообразные;

    г) чайкообразные.

    3. Выстроить умозаключение по противоположности.

    Тридакна: ланцетник //

    Серый гусь: —>

    а) морская звезда;

    б) гусеобразные;

    в) утки.

    КРАСНЫЙ КОНВЕРТ

    30 баллов

    1. Объясните, почему при изготовлении домиков для птиц нельзя допускать следующие ошибки:

    № п/п

    Ошибки

    Возможные последствия

    1.

    Сделан из фанеры или слишком тонких досок.

     

    2.

    Сбит неплотно, между досками щели.

     

    3.

    Дно прибито снизу, а не вставлено внутрь стенок домика.

     

    4.

    Украшен карнизами, полочками.

     

    5.

    Выкрашен в яркий цвет.

     

    2. Решите биологическую задачу:

    Нефть, смазывая оперение водоплавающей птицы, вызывает её гибель через 4 часа. Почему?

    3. В лесу были произведены следующие мероприятия:

    а) осуществлена санитарная рубка деревьев;

    б) уничтожены хищные птицы;

    в) проведена борьба с гнусом.

    Составить проблемный вопрос. Ответить на него.



    Предварительный просмотр:

    УРОК 47. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ.

    ЦЕЛЬ УРОКА: раскрыть особенности размножения, развития и жизнедеятельности птиц в различные сезоны года

    ЗАДАЧИ:

    1.  Выяснить различие в строении органов размножения птиц;
    2. Изучить особенности строения и развития  яйца;
    3. Изучить особенности развития зародыша птиц;
    4. Познакомиться с типами размножения птиц;
    5. Изучить этапы жизненного цикла птиц;

    СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:  чучела птиц; влажный препарат «Развитие зародыша курицы», модель «Строение куриного яйца», электронная презентация «Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл.  Сезонные явления»; раздаточный материал (копия из книги Резанова)

    ТИП УРОКА: изучение нового материала 

    ХОД УРОКА:

    1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

    Тема сегодняшнего урока – «Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл птиц. Сезонные явления в жизни птиц» (Слайд 1. )

    Работать мы будем по следующему плану – Слайд 2.

    1. Органы размножения птиц (Слайд 3)

    РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (с.217):

    После знакомства учащихся с текстом учебника вместе с учителем заполняется схема на слайде (по щелчку мыши), а затем отвечают на вопросы:

    1. Где располагаются органы размножения?

    Органы размножения находится в полости тела. Бобовидной формы парные семенники самца располагаются в области крестца. В период размножения их размеры увеличиваются в тысячу раз. От семенников  отходят семяпроводы, открывающиеся в клоаку.

    У самок единственный левый яичник расположен у верхней части левой почки.

    1. Почему у самки развивается только один   яичник?

    Редукция (исчезновение органа в связи с утратой функции) правого яичника связана с откладыванием крупных яиц, покрытых жесткой скорлупой. Через узкий таз птицы возможно продвижение только одного яйца.

    1.    Что обозначено на рисунке цифрой 7?

    Цифрой 7 обозначен зародышевый диск – результат дробления (деления) оплодотворенной яйцеклетки.

    1. Строение яйца (Слайд 4)

    РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: Материал изучается учащимися самостоятельно, а затем идет работа со слайдом – заполнение схемы щелчком мыши. Пользуясь Приложением 1 [Резанов, с.194-195].

    Форма и размеры яиц очень разнообразны (Слайд 5)

    МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

    У некоторых, например, у сов, яйца, почти круглые, у других — вытянутые. Один конец яйца обычно широкий, другой более узкий. Особенно резко выражено сужение одного конца яйца и расширение другого у различных кайр, гнездящихся колониями на севере. У тех птиц, которые кладут яйца в закрытых гнездах, в дуплах и норах или прикрывают яйца, окраска скорлупы бывает белой. Белые яйца у сов, зимородков, сизоворонок, дятлов, многих воробьиных.

    У птиц, гнездящихся в открытых гнездах, а тем более на земле, яйца пестрые, причем окраска их очень напоминает цвет окружающего кладку ландшафта. Можно подойти на два-три шага к лежащей на земле кладке какого-нибудь кулика или куропатки и не заметить ее. Толщина скорлупы бывает очень различной. Относительно самую толстую скорлупу имеют птицы, гнездящиеся на земле; это и понятно, так как их яйца подвергаются большей опасности (конечно, здесь имеется в виду относительная толщина скорлупы в соответствии с размерами яйца). Из наших птиц самую толстую скорлупу имеют относящиеся к куриным птицам турачи. Величина яиц зависит от ряда причин.

    Мелкие птицы по сравнению с собственным весом несут довольно крупные яйца, большие птицы — мелкие. Чем больше в кладке яиц, тем меньше относительный размер отдельного яйца. Наконец, те птицы, у которых птенцы выходят из гнезда хорошо развитыми и способными к самостоятельным движениям и добыванию пищи, кладут относительно более крупные яйца по сравнению с теми, у которых птенцы родятся беспомощными. Очень мелкие яйца кладет кукушка, это объясняется, вероятно, тем, что она не высиживает их сама, а подбрасывает в гнезда мелких птиц. И кукушка и бекас весят примерно по 100 г, но яйцо бекаса весит около 17г, яйцо кукушки — только около З грамм.

    Интересны данные о соотношении веса тела птицы, веса отдельного яйца и веса всей кладки. У некоторых птиц вес кладки даже превосходит вес тела взрослой птицы: у погоныша при кладке из 12 яиц он составляет 125% веса птицы, у кулика-перевозчика — 117%, у королька при кладке из 11 яиц — 120%, у утки-гоголя при кладке из 12 яиц — 110%. За очень редкими исключениями, собственного тепла, развиваемого находящимся в яйце зародышем, и тепла, получаемого из окружающей среды, недостаточно для того, чтобы обеспечить рост и формирование птенца. Из наших птиц только утка-савка, по-видимому, не насиживает своих яиц, но и то только в конце развития зародыша, незадолго до вылупления его из яйца. Кукушка и некоторые другие, так называемые гнездовые паразиты, подбрасывая яйца в гнезда других птиц, также их не насиживают. Все остальные птицы сидят на яйцах и обогревают их теплом своего тела. У кур развитие яйца возможно только при 35—39° С, причем полагают, что наиболее благоприятной температурой является 38° С.

    1. Развитие яйца

    РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: Пользуясь текстом учебника (с.219), составьте схему развития яйца (Слайд 6) заполняется по щелчку мыши.

    1. Развитие зародыша птицы (Слайд 7)

    РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: (с.219-220)

    1. Какие изменения происходят с зародышем в процессе развития? (демонстрируется влажный препарат развития цыпленка)

    На 2-3 сутки – закладывается кровеносная и нервная система. В начале развития передние и задние конечности похожи. Есть длинный хвост, жаберные щели.

    На 5-6 сутки – зародыш приобретает птичьи черты.

    К концу развития птенец заполняет всю внутреннюю полость яйца.

    При вылуплении птенец прорывает подскорлуповую (пергаментную) оболочку, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать. Затем с помощью яйцевого зуба (бугорка на надклювье) разламывает скорлупу и выбирается наружу.

    1. Какие условия необходимы для его  развития?

    У кур развитие яйца возможно только при 35—39°С, причем полагают, что наиболее благоприятной температурой является 38° С. Должна быть и определенная влажность. Наседка яйца переворачивает, периодически поднимается, охлаждая кладку, смачивает оперенье и защищает от солнца своей тенью.

    1. Типы развития птиц

    РАБОТА СО СЛАЙДАМИ И ПРИЛОЖЕНИЕМ 1: По степени физиологической зрелости  птенцов в момент вылупления выделяется три типа развития (Слайд 8):

    1. Гнездовые (Слайд 9)
    2. Выводковые (Слайд 10)
    3. Промежуточная группа (Слайд 11)

    1. Годовой жизненный цикл птиц

    Жизнь птиц меняется в течение года, что связано с изменениями условий их существования и имеет важное приспособительное значение.

    Выделяют следующие этапы годового жизненного цикла: (Слайд 12)

    1. Размножение
    2. Послегнездовые кочевки
    3. Подготовка к зиме
    4. Зимовка

    При подготовке к размножению происходит образование пар. Для успешного формирования пар важное значение имеет ритуальное поведение птиц: токование и пение (СЛОВАРЬ - (Слайд 13)).

    Разнообразие форм ритуального поведения птиц представлено на следующих слайдах:

    1. Демонстрационное поведение (Слайд 14)
    2. Брачные танцы и турниры (Слайд 15)
    3. «Барабанная дробь» и Строительство сооружений для токования (Слайд 16)
    4. Пение (Слайд 17). (Здесь имеется запись пения соловья обыкновенного)

    Для большинства птиц характерно явление полового диморфизма (СЛОВАРЬ - Слайд 18). Формы проявления полового диморфизма у птиц (Слайд 19) (по щелчку открываются постепенно формы проявления диморфизма, их характеристика и примеры птиц).

     Гнездостроение  играет важную роль для успешного размножения птиц. Гнезда бывают самых разных конструкций, но в целом их делят на группы - (Слайд 20).

    ЭТО ИНТЕРЕСНО (Слайды 21-22) – представлены интересные факты о строительстве зданий в форме гнезда и яйца.

    Насиживание  - (СЛОВАРЬ) (Слайд 23).  Различные сроки насиживания представлены на Слайде 24 (открываются по щелчку мыши)

    Продолжительность пребывание в гнезде тесно связана с размерами птиц - Слайд 25.

    Послегнездовой период. Является вторым после размножения важным этапом в годовом жизненном цикле птиц.  Включает в себя – смену оперения и кочевки (Слайд 26)

    Сезонные явления в жизни птиц

    В зависимости от дальности перемещений в послегнездовой период птицы делятся на оседлых, кочующих и перелетных (Слайд 27) (все элементы открываются по щелчку мыши).

    ВЫВОДЫ:  (Слайд 28)

    1. Какую птицу выбрал Союз охраны птиц России символом природоохранной деятельности в 2009 году? (Слайд 29)

    Союз охраны птиц России выбрал символ природоохранной работы на 2009 год - лебедь, олицетворяющий красоту и романтику (изображение лебедя открывается по щелчку мыши).

    МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

    Птицей России в 2009 году стал лебедь

     В России живут три вида лебедей - кликун, шипун и малый тундровый. Последний, не встречающийся на Южном Урале, занесен в Красную книгу России, а два первых - в Красные книги многих регионов. За счет крупных размеров и броской внешности складывается впечатление, что лебедей довольно много, однако это не так. Например, в Челябинской области гнездится всего около 200 пар шипунов и 20 пар кликунов. В основном они живут в лесостепной зоне. Зимой лебедь, являющийся перелётной птицей, улетает на юг: в Азию и Средиземноморье. Но иногда остаётся зимовать на незамерзающих водоемах области.

    Численность лебедей начала восстанавливаться с 60-х годов прошлого века, когда на них была полностью запрещена охота. Однако до сих пор белые птицы остаются желанным объектом браконьерской охоты. В год лебедя союз охраны птиц России будет проводить многочисленные мероприятия, направленные на поддержку численности этого вида. В частности, населению будут рассказывать о том, как создавать искусственные гнезда для лебедей, как помогать, этим птицам пережить трудное время зимовки, как спасать их в случае попадания в разливы нефтепродуктов. Кроме того, будет собираться данные о численности и распространения этих птиц.

    Отметим, лебедь для человека во многом знаковая птица. Этот пернатый из-за своего изящного сложения олицетворяет красоту и романтику. Белые птицы являются довольно частыми героями сказок - самая известная из них сказка Ганса Христиана Андерсена "Гадкий утёнок". Более того, из-за своей преданности второй половине, птицы дали жизнь такому выражению, как лебединая верность.

    http://www.e1.ru/news/spool/news_id-298866-section_id-86.html.   Новости E1. RU

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ( Слайд 29).

    По мере возможности могут быть сделаны сообщения учащимися о перелетах птиц или использован видеофильм.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    размножение и развитие птиц

    презентация к уроку...

    Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"

    Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...

    Размножение и развитие птиц. Годовые циклы и перелёты.

    Особенности размножения и индивидуального раз­вития птиц; сходство птиц и пресмыкающихся. Знакомство учащихся с сезонными явлениями в жизни птиц различных видов; формирование знаний о приспособл...

    сезонные явления в жизни птиц

    презентация к уроку 7 класса...

    Открытый урок "Развитие и размножение птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления."

    В ходе урока рассматриваются следующие вопросы:•Органы размножения•Развитие яйца•Развитие зародыша•Выводковые и гнездовые птицы•Годовой жизненный цикл•Сезонные явления в ...