Контрольно - обобщающий урок по теме " Клетка"
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Урок разработан для обучающихся 10 - 11 классов. Тип урока: комбинированный. Цель урока: обобщить, закрепить, проконтролировать знания  обучающихся по данной теме. В этапы урока включены: беседа, самостоятельная,  групповая работа по заполнению таблиц по инструктивным карточкам, фрагмент практической работы, тестирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii._uchitel__petrova_v._a..docx12.94 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно – обобщающий урок.

Тема: Клетка.

Цель: повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся по теме.

Задачи:

   Образовательная: обобщить и закрепить знания учащихся о строении и функциях основных органоидах клетки, определить их взаимосвязь.

    Развивающая: продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное при сравнении особенностей строения и функции прокариотических и эукариотических, растительных и животных клеток.

    Воспитательная: продолжить формирование навыков самостоятельной работы, работы в группе, воспитывать чувство коллективизма и дух соперничества.

    Оборудование: таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение клеток растений, животных, грибов, бактерий; микроскопы,  микропрепараты, компьютер, электронные носители, учебник, тестовые задания.

Тип урока: Комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение и обобщение знаний о строении и функциях органоидов клетки, о сравнении клеток прокариотических и эукариотических, растительных, животных:

Подготовительный этап:

    Фронтальная беседа:  

- Как называется наука, изучающая клетку.

- Расскажите историю открытия клетки.

- Когда и кем была впервые сформулирована клеточная теория?

- Основные положения клеточной теории.

- Кто впервые увидел ядро в клетке?

- Кому принадлежат слова «Каждая клетка – из клетки»                                                                                                                                                                               - Назовите и покажите по таблице органоиды животной клетки.

- Назовите и покажите по таблице органоиды растительной клетки.

- Назовите и покажите по таблице органоиды бактерии.

- Каким образом в клетку проникают вода и молекулы разных веществ.

- Охарактеризуйте строение ядра.

- В клетках каких тканей и органов в наибольшей степени развиты органоиды – митохондрии, обоснуйте ответ.

- Каким образом в строении ЭПС получили отражение её функции.

- Какова связь между рибосомами и ЭПС.

- Какие органоиды обеспечивают внутриклеточное переваривание.

- На чём основано деление всех живых организмов в природе на прокариот и эукариот.

2 этап. Сравнение, анализ, вывод.

(Работа в группах по 4 человека. Даётся время на выполнение задания. Далее: обсуждение задания и его проверка).

Задание № 1.

Инструктивная    карточка   № 1.

  1. Изучите таблицу № 3 на странице 74.  (Учебник «Биология», 10 – 11 класс. Автор А.В.Каменский).
  2. Рассмотрите таблицы по общей биологии «Бактерии», « Животная клетка», «Растительная клетка»
  3. Выясните черты различия и черты сходства клеток прокариот и эукариот.
  4. Результаты  занесите в таблицу  в тетради.

прокариоты

эукариоты

Черты различия

Черты сходства

 (ответ: Приложение 1)

  1. Сделайте вывод о происхождении прокариот и эукариот.

Задание № 2

Инструктивная   карточка  №  2

  1. Изучите таблицу № 4 страница 76 учебника «Биология», 10 – 11 класс, автор А.В.Каменский.
  2. Рассмотрите таблицы по общей биологии  « Животная клетка», «Растительная клетка»
  3. Найдите черты сходства и различия в строении животной и растительной клетки.
  4. Результаты  занесите в таблицу  в тетради.

Растительные клетки

Животные клетки

Черты различия

Черты сходства

 (ответ: Приложение 2).

  1. Сделайте вывод.

(проводится физминутка: упражнения для глаз и опорно-двигательной системы)

Задание № 3

(на столах микроскопы и препараты)

Инструктивная карточка № 3

  1. Рассмотрите   микропрепараты  и  определите растительную клетку,  животную  клетку,  клетку гриба.
  2. Зарисуйте  увиденное в тетради. (Приложение 3).

Задание № 4

(раздаются листы с заданиями)

Инструктивная  карточка № 4

  1. Установите соответствие между органоидами и их функциями.
  1. Фагоцитоз
  2. Ядро
  3. Митохондрии
  4. Бактериофаг
  5. Ядрышко
  6. Цитоплазма
  7. Хлоропласты
  8. Клеточный центр
  9. Рибосомы
  10. лизосомы

А. внутреннее полужидкое содержимое клетки

Б.  органоиды, служащие местом сборки белковых молекул

В.  Органоид, принимающий участие в делении клетки

Г.  Пластиды зелёного цвета

Д.  процесс поглощения клеткой крупных молекул органических веществ

Е.  органоид клетки, где хранится наследственная информация

Ж.  вирус бактерий

З.  органоиды, формирующие  комплекс Гольджи

И.  составная часть ядра

К.  органоид, в котором образуется и хранится энергия (АТФ)

  1. Заполните таблицу:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

(Ответ. Приложение 4)

Задание № 5

(тестовые задания раздаются учащимся)

Тестовый контроль знаний (самостоятельная работа по вариантам)

Вариант 1

  1. Какие особенности живой клетки зависят от функционирования биологических мембран:

а) избирательная проницаемость;    б) ионный обмен;

в) поглощение и удерживание воды;    г) изоляция от окружающей среды и связь с ней.

  2. Какая органелла связывает клетки в единое целое, осуществляет транспорт веществ, участвует в синтезе жиров, белков, сложных углеводов:

а) ЭПС;    б) комплекс Гольджи;     в) наружная клеточная мембрана.

  3. Какое строение имеют рибосомы:

а) одномембранное ;     б) двухмембранное;    в) немембранное.

   4. Как называются внутренние структуры митохондрий:

а) граны;   б) матрикс;   в) кристы.

   5. Какие структуры образованы внутренней мембраной хлоропласта:

а) строма;   б) тилакоиды гран;   в) кристы;    г) тилакоиды стромы.

   6. Для каких организмов характерно ядро:

а) для эукариотов;    б) для прокариотов.

   7. Различаются ли по химическому составу хромосомы и хроматин?

а) Да.    б) Нет.

   8. Где расположена центромера на хромосоме?

а) На первичной перетяжке;    б) на вторичной перетяжке.

   9. Какие органеллы характерны только для растительных клеток:

а) рибосомы;   б) ЭПС;   в) митохндрии;    г) пластиды.

   10. Что входит в состав рибосом?

а) ДНК;   б) липиды;    в) РНК;    г) белки.

Вариант 2

1. Из каких веществ состоит биологическая мембрана:

а) из липидов;  б) из белков;    в) из углеводов;   г) из воды;    д) из АТФ.

    2. Какой из компонентов мембраны обусловливает свойство избирательной проницаемости:

а) липиды;      б) белки.

    3. Где образуются субъединицы рибосом:

а) в ядре;     б) в цитоплазме;      в) в вакуолях;     г) в ЭПС.

   4. Какую функцию выполняют рибосомы:

а) синтез белков;    б) фотосинтез;     в) синтез жиров;     г) транспортная функция;  д) синтез АТФ.

    5. Какое строение имеют митохондрии:

а) одномембранное;  б) двухмембранное;   в) немембранное.

    6. Какие органеллы являются общими для растительной и животной клетки:

а) рибосомы;    б) ЭПС;    в) пластиды;   г) митохондрии.

    7. Какие пластиды содержат пигмент хлорофилл:

а) хлоропласты;   б) лейкопласты;     в) хромопласты.

     8. Какие органеллы цитоплазмы имеют немембранное строение:

а) ЭПС;     б) митохондрии;    в) пластиды;    г) рибосомы;     д) лизосомы.

    9. В какой части ядра находятся молекулы ДНК?

а) в ядерном соке;   б) в ядерной оболочке;    в) в хромосомах.

    10. Какая из ядерных структур принимает участие в сборке субъединиц рибосом:

а) ядерная оболочка;   б) ядрышко;   в) ядерный сок.

(Ответ. Приложение  5)

3  этап.  Итог  урока.

Учащиеся  сдают тетради на проверку. Оцениваются задания № 3, 4, 5.  Выставляются оценки за работу на уроке по заданиям № 1, № 2  и фронтальный опрос.

4 этап. Организованное окончание урока.

Приложение 1

Таблица № 1

прокариоты

эукариоты

Черты различия

  1. Нет ядра
  2. Генетический материал – кольцевая ДНК в цитоплазме.
  3. Наружная оболочка – клеточная стенка, образована пектином и муреином, окружена слизью.
  4. Мембранные органоиды – нет.
  5. Цитоскелет – нет.
  6. Митоз, мейоз – нет.
  7. Гаметы – нет.
  8. Отличаются размерами
  1. Есть ядро.
  2. Генетический материал – линейная ДНК (хромосомы) в ядре клетки.
  3. Наружная оболочка: у растений – клеточная стенка (клетчатка, целлюлоза); у животных – ультрамикроскопическая плёнка (белки, липиды)
  4. Мембранные органоиды, ЭПС, митохондрии,

комплекс  Гольджи, лизосомы, пластиды.

  1. Цитоскелет – есть.
  2. Митоз, мейоз – есть.
  3. Гаметы – есть.

Черты сходства

Мембрана, цитоплазма, рибосомы, генетический материал – молекула ДНК, жгутики (разные по строению)

Вывод: прокариоты – более древние клетки, они были первыми живыми  существами на Земле, возникли миллиарды лет тому назад. В процессе эволюции появились клетки – эукариоты.

Приложение 2

Таблица № 2

Растительные клетки

Животные клетки

Черты различия

  1. Наружная мембрана – толстая, упругая – клеточная стенка (состоит из клетчатки – целлюлозы).
  2. Имеются пластиды.
  3. Развита система вакуолей (или одна центральная вакуоль).
  4. Синтез АТФ в митохондриях и пластидах.
  5. Запасной углевод – крахмал.
  6. Центриоли – нет.
  7. Способ питания – автотрофы.
  1. Оболочка тонкая – ультрамикроскопическая плёнка (белки, липиды).
  2. Пластиды – нет.
  3. Мелкие пищеварительные или сократитель-ные вакуоли (отличаются строением от вакуолей  растений).
  4. Синтез АТФ только в митохондриях.
  5. Гликоген.
  6. Центриоли – есть.
  7. Способ питания – гетеротрофы.

Черты сходства

Плазматическая мембрана, цитоплазма; ядро с ядерной оболочкой,  порами, ядерным соком, хромосомами. Митохондрии, рибосомы.  Единство химического состава.  Сходные процессы деления.

Вывод: сходство в строении свидетельствует о единстве происхождения, об общем предке клеток. Различие говорит об эволюции клеток и организмов.

Приложение  3

Препарат № 1.                                 Препарат № 2.                                   Препарат № 3.

 Клетка______________                Клетка_______________                   Клетка_________________

         Приложение 4                

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

6

9

8

7

1

2

4

10

5

3

Приложение  5

Вариант   1                                                                        вариант  2

  1. А, Б, В                                                                             1.  А, Б, В
  2. А                                                                                       2.  А
  3. В                                                                                        3.  А
  4. В                                                                                        4.  А
  5. Б, Г                                                                                    5.  Б
  6. А                                                                                        6.   А, Б, Г
  7. Б                                                                                         7.   А
  8. А                                                                                         8.    Г
  9. Г                                                                                          9.   В
  10. В, Г                                                                                  10.  Б      

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-обобщающий урок по темам "Сечения" и "Разрезы"

Цель урока: проверить и закрепить на практике теоретические знания, практические умения и навыки по темам "Разрезы" и "Сечения", а также подготовить учащихся к итоговой графической работе....

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип Плоские, Круглые и Кольчатые черви"

1. Общая характеристика червей (таблица) 2. Кроссворд по теме: "Плоские черви" 3. Составить из иллюстраций схему "Цикл развития печеночного сосальщика" 4. Составить из иллюстраций схему "Цикл разви...

Обобщающий урок по теме Клетка в 10-11 классах

Такой вот урок был у меня в конкурсе учитель года 2012...

Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...

Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».

Методическая разработка итогового урока по истории.  Тема урока:  Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок  проводился в специальной (коррекц...

Обобщающий урок по теме" Клетка –структурно-функциональная единица живого"

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК "Клетка- структурно-функциональная единица живого" проводится в нетрадиционной форме в виде инсценировки....

Презентация к обобщающему уроку по теме "Клетка"

В данном материале представлены иллюстрации для обобщения по теме "Клетка" . Изначально данный материал использовалчя в лектории, организованном для подготовки к муниципальным олимпиадамю...