Элективные курсы.
элективный курс по биологии (9 класс) по теме

Программа элективного курса "Микробиология " адресована учащимся 10-11 классов.

Прогамма элективного курса "Экологические системы России"( 10 класс) расширяет базисный курс "Основы экологии". В курсе дается характеристика естественных и антропогенных экосистем, раскрывается их многообразие, характерные признаки , структура.

Элективный курс "За здоровый образ жизни"( 9 класс). Тематика курса помогает школьникам понять, что здоровье - это достояние всего общества, поэтому каждый человек должен бережно относится к себе и своему здоровью.

Прогамма элективного курса предпрофильной подготовки "Кожа - зеркало здоровья" ( 9 класс) предусматривает формирование интереса к науки косметологии, а так же рассказывает о правилах и приемах ухода за кожей.

"Педиатрия" ( 9 класс). Данный эективный курс раскрывает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их диагностики, предупреждения  и лечения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

Элективный курс

« Микробиология 10-11 класс »

Составитель: Шапиро Я. С.

                           Учитель:         Волкова Н. В.

         

             

          Российская академия образования. Библиотека Элективных курсов. Г.Н. Панина, Я.С. Шапиро.  «Микробиология 10-11 классы». Издательство центр «Вентана Граф». 2008г.

г. Королев

2010г.

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Микробиология» адресо вана учащимся 10-11 классов. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирова ния целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.

Микроорганизмы по их значению для биосферных процес сов, для человека как биологического вида и для хозяйственной деятельности людей вполне сопоставимы с представителями макромира — растениями и животными, а в некоторых облас тях существенно их превосходят. Медицина и экологическая безопасность, генетическая инженерия и промышленная био технология, ветеринария и фитосанитария — развитие этих и многих других сфер деятельности человека невозможно без глубоких знаний о мире микроорганизмов.

В то же время весьма скромное положение, которое зани мают микроорганизмы в образовательных программах и учеб ных пособиях по биологии для средней школы, не соответству ет современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников школы. Сложившееся противоречие нуждается в преодолении, а ознакомление уча щихся с основами микробиологии целесообразно начинать уже в средней школе. Выше изложенное обусловливает актуаль ность включения элективного курса «Микробиология» в прог рамму  биологического образования.

Цели курса:

  1. Уточнить представления учащихся о содержании и знании науки микробиологии для человека и человечества.
  2. Актуализировать знания о характерных особенностях вирусов как представителей неклеточной формы жизни.
  3. Рассмотреть методы обнаружения вируса и их использование в практической вирусологии.
  4. Расширить представление учащихся о вирусах:

- вызывающих заболевания растений;

- бактериофагах;

- вызывающих заболевания у животных и человека;

5. Актуализировать и углубить знания о бактериях: азотфиксирующих, фотосинтезирующих, симбионтах организмов животных и человека, бактериях – паразитах, молочнокислых бактерий.

6. Расширить знания о грибах, их использование в биотехнологии.

Задачи курса:

  1. Рассмотреть особенности организации различных групп организмов (вирусы, бактерии, грибы), их роли в природных процессах и значение для человека.
  2. Дополнить знания о микроскопических растениях и животных.

Методы работы: лекции, семинары, практические занятия.

Ожидаемые результаты.

  1. Владеть определениями основных понятий и  терминологией;
  2. Иметь представление о диагностики и профилактики вирусных и бактериальных заболеваний растений, животных, человека.

     2. Использовать знания о микроорганизмах для ведения здорового образа жизни.

     3. Уметь готовить питательные среды для эксперимента, а так же микропрепараты

          для микроскопических  исследований;

4.Желание применить свои знания при выборе профессий и специальностей: микробиолога, биотехнолога, эколога, врача, ветеринара, специалиста по экологической безопасности и защите растений, а также педагога.

   

     

 

Тематическое планирование

Тема урока

Кол - во

Вид занятий

п/п

час

теоретич.

практич.

1

Введение. Предмет микробиологии, объекты и методы исследований

1

Вирусы (9 ч)

2

Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни

1

1

3

Взаимоотношения вируса

и клетки-хозяина.

Методы обнаружения вирусов

1

1

4

Вирусы — паразиты бактерий (бактериофаги)

1

1

5

Вирусы растений и вызываемые ими болезни

1

1

6

Диагностика вирусных болезней растений

1

1

7

Защита растений от вирусов

1

1

8

Вирусы животных и вызываемые ими болезни

1

1

9

Вирусы человека и вызываемые ими болезни

1

1

10

Заключительное занятие по теме «Вирусы»

1

1

Бактерии (10 ч)

11

Общая характеристика бактерий как прокариотических организмов

1

12

Обмен веществ и энергии

у бактерий, их роль в экосистемах

1

13

Азотфиксируюшие симбиотические бактерии

1

1

14

Фотосинтезирующие бактерии

1

1

15

Бактерии — компонент нормальной биоты организма животного и человека

1

1

16

Бактериальные болезни растений

1

1

17

Бактериальные болезни животных и человека

1

1

18

Молочнокислое брожение

1

1

19

Микроскопическое изучение бактерий — возбудителей молочнокислого брожения

1

1

20

Использование бактерий в биотехнологии

1

1

Грибы (12 ч)

21

Общая характеристика грибов

как эукариотических гетеротрофных

микроорганизмов

1

1

22

Грибница плесневых (мицелиальных) грибов

1

1

23

Бесполое размножение грибов

1

1

24

Половое размножение грибов

1

1

25

Классификация и важнейшие систематические группы грибов

1

1

26

Обмен веществ и энергии у грибов, их роль в экосистемах

1

1

27, 28

Спиртовое брожение, возбуждаемое дрожжами

2

2

29

Взаимоотношения грибов и растений

1

1

30

Симбиоз грибов и растений

1

31

Грибы — паразиты животных и человека

1

1

32

Использование грибов в биотехнологии

1

1

Роль микроорганизмов в генетической инженерии (3 ч)

33

Биологические основы

и направления использования

микроорганизмов в генетической

инженерии

1

1

34

Генно-инженерные, разработки на основе микроорганизмов в сельском хозяйстве, промышленности и медицине

1

1

35

Заключительное занятие

по теме «Роль микроорганизмов

в генетической инженерии»

1

1

Всего – 35 часов.

Теория - 23 часа. Лабораторный практикум - 12 часов.

Содержание программы

Вводное занятие

Микробиология как научная и учебная дисциплина, объ екты ее изучения. Общая и прикладная микробиология, ее важней шие отрасли.

1. Вирусы

Общая характеристика вирусов как представителей не клеточной формы жизни, история их открытия и изучения. Строе ние вирусной частицы — вириона. Классификация вирусов,

ДНК-содержащие и РНК-содержащие вирусы. Взаимоотношение вируса и клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов.

Вирусы — паразиты бактерий (бактериофаги). Роль бактерио фагов в жизни бактерий и их значение для человека. Использование бактериофагов в научных исследованиях, медицине, ветеринарии.

Вирусы — паразиты растений (фитовирусы), вызываемые ими болезни. Циркуляция фитовирусов в природе. Биологические ос новы защиты культурных растений от вирусов.

Вирусы животных и вызываемые ими болезни. Природные очаги зоопатогенных вирусов и их циркуляция. Биологические основы защиты домашних животных от вирусов. Вирусы насеко мых и их использование против вредителей сельского и лесного хозяйства.

Вирусы человека и вызываемые ими болезни. Синдром при обретенного иммунодефицита (СПИД) — опаснейшая вирусная болезнь человека. Карантинные вирусные болезни. Природные очаги и переносчики вирусов человека. Биологические основы профилактики и лечения вирусных болезней.

Примерная тема практического занятия:

Диагностика вирусных болезней растений.

2. Бактерии

Общая характеристика бактерий как прокариотических (доядерных) организмов. Бактериальные клетки и бактериальные колонии. Размножение и генотипическая изменчивость бакте рий. Обмен веществ и энергии у бактерий. Роль бактерий в круго вороте биогенных химических элементов. Бактерии — продуцен ты и деструкторы органических веществ, их место в экосистемах Земли.

Роль бактерий в почвообразовании, их значение для почвен ного плодородия. Азотфиксирующая деятельность бактерий. Бак териальные удобрения и их использование в земледелии. Бакте рии — паразиты растений, их экономическое значение. Биологи ческие основы защиты растений от болезней.

Бактерии — компонент нормальной биоты организма живот ного, их роль в усвоении пищи животными. Бактериальные болез ни домашних животных (сибирская язва, бруцеллез, орнитозы и др.), биологические основы их профилактики и лечения. При родные очаги бактериозов домашних животных. Бактерии — воз будители болезней насекомых, их использование против вредных видов.

Бактерии — компонент нормальной биоты организма челове ка, их значение для здоровья; дисбактериозы и их преодоление. Бактерии — возбудители болезней человека, классификация бак териозов человека. Циркуляция болезнетворных бактерий в при роде, роль переносчиков (насекомых, клещей, грызунов и др.) в возникновении эпидемий. Биологические основы профилактики и лечения бактериальных болезней человека.

Использование бактерий в биотехнологии. Бактерии — проду центы аминокислот, белков, витаминов, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений.

Примерные темы практических занятий:

  1. Бактерии — возбудители молочнокислого брожения.
  2. Фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии).
  3. Азотфиксирующие бактерии — симбионты растений.
  4. Бактерии — возбудители болезней культурных растений (бактериозов).
  5. Обнаружение и количественный учет бактерий (в почве, во де, воздухе).

3. Грибы

Общая характеристика грибов как гетеротрофных эука-риотических микроорганизмов. Строение, питание и размножение грибов. Роль грибов в экосистемах, их значение для почвообразо вания и плодородия почвы.

Классификация грибов. Высшие и низшие, совершенные и несовершенные грибы. Важнейшие систематические группы грибов и их представители.

Грибы — симбионты и паразиты растений. Микориза и ее роль в минеральном питании растений. Лишайники как симбио-тические организмы; роль лишайников в экосистемах и их ис пользование человеком. Болезни растений, вызываемые грибами и их экономическое значение. Грибы — разрушители древесины и продуктов ее переработки. Биологические основы профилакти ки и лечения микозов растений.

Грибы — паразиты животных и человека. Пути распространения зоопатогенных грибов. Токсины грибов и вызываемые ими отравле ния. Важнейшие микозы животных и человека, их профилактика.

Использование грибов в биотехнологии. Грибы — продуценты витаминов, ферментов, белков, антибиотиков и других ценных био органических соединений. Культивирование съедобных грибов (грибоводство).

Примерные темы практических занятий:

  1. Морфология и размножение грибов.
  2. Важнейшие классы грибов и их представители.
  3. Дрожжевые грибы — возбудители спиртового брожения.
  4. Грибы — возбудители болезней культурных растений (ми козов).
  5. Симбиоз грибов и растений (микориза, лишайники).
  6. Обнаружение и количественный учет грибов.

      4. Роль микроорганизмов в генетической инженерии

Генетическая инженерия — направление новейшей био технологии; ее предмет, объекты и методы исследований. Микроор ганизмы как источник ферментов, необходимых для генно-инже нерных разработок. Использование микроорганизмов в качестве носителей (векторов) генетической информации. Микроорганиз мы как доноры и реципиенты целевых генов. Генно-инженерные разработки на основе микроорганизмов и их использование в сельском хозяйстве, промышленности, медицине.

    5. Микроскопические растения и животные

(дополнительный материал)

Микроскопические растения (водоросли), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы водорослей и их представители. Микроскопические животные (одноклеточные, или простей шие), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы простейших и их представители.

Список литературы

1. Бондаренко Н.В. Биологическая защита растений: учебник для студентов вузов. — М.: Агропромиздат, 1986.

2. Вавилов И.И. Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям. — М.: Наука, 1986.

3. Власов Ю.И., Ларина Э.И. Сельскохозяйственная вирусология. — М.: Колос, 1982.

4. Воробьев А.А., Кривошеий Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и са нитарная микробиология: учебник для студентов вузов. — М.: Академия, 2003.

5. Гельцер Ф.Ю. Симбиоз с микроорганизмами — основа жизни расте ний. - М.: Изд-во МСХА, 1990.

6. Головин П.Н., Арсеньева М.В., Тропова А.Т., Шестиперова З.И. Прак тикум по общей фитопатологии. — СПб.: Лань, 2002.

7. Дикий И.Л. Микробиология. Руководство к лабораторным занятиям. — М.: Профессионал, 2004.

8. Егорова Т.А., Клунова СМ., Живухииа Е.А. Основы биотехнологии: учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2003.

9. Блинов Н.П. Основы биотехнологии. — СПб.: Наука, 1995.

10. Емцев В. Т., Мишустин Е.Н. Микробиология: учебник для студентов ву зов. — М: Дрофа, 2006.

11. Звягинцев Д.Г. Почва и микроорганизмы. — М.: Изд-во МГУ, 1987.

12. Карелин А.И., Макаров В.А., Боровиков М.Ф. Словарь ветеринарных, зоогигиенических и санитарных терминов. — М.: Агропромиздат, 1990.

13. Коэ/севин П.А. Микробные популяции в природе. — М.: Изд-во МГУ, 1989.

14. Микрооргаушзмы-возбудтели болезней растений / под ред. В.И. Би-лай. — Киев: Наукова думка, 1988.

15. Мюллер Э., Лёффлер В. Микология / пер. с нем. — М.: Мир, 1995.

16 .Определитель бактерий Берджи / пер. с англ. под ред. А. Заварзина. — М.:Мир, 1997.

17. Румянцев С.Н. Микробы, эволюция, иммунитет. —Л.: Наука, 1984.

18. Соколов М.С., Монастырский О.А., Пикушова Э.А. Экологизация защиты растений. — Пущино: ПНЦ РАН, 1994.

19. Шапиро ИД., Вилкова Н.А., Слепян Э.И. Иммунитет растений к вреди телям и болезням. — Л.: Агропромиздат, 1986.

20. Щелкунов С.Н. Генетическая инженерия: учеб. пособ. для студентов ву зов. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного университе та, 1994.

                                                                                                                  Утверждаю

                                                                                                                  Директор МОУСОШ № 1              

                                                                                                                  г. Королева М. О.

                                                                                                                                    И. Е. Гайдукова

                                                                                                                  «        »                  2010 г.

Элективный курс

« Микробиология 10-11 класс »

Составитель: Шапиро Я. С.

                           Учитель:         Волкова Н. В.

   

     

Российская академия образования. Библиотека Элективных курсов. Г.Н. Панина, Я.С. Шапиро.

 «Микробиология 10-11 классы». Издательство центр «Вентана Граф». 2008г.

г. Королев

2010г.          

             

Рецензия

на программу элективного курса

« Микробиология» 10-11 класс

Программа элективного курса «Микробиология» адресо вана учащимся 10-11 классов. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирова ния целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.

Весьма скромное положение, которое зани мают микроорганизмы в образовательных программах и учеб ных пособиях по биологии для средней школы, не соответству ет современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников школы. Сложившееся противоречие нуждается в преодолении, а ознакомление уча щихся с основами микробиологии целесообразно начинать уже в средней школе. Вышеизложенное обусловливает актуаль ность включения элективного курса «Микробиология» в прог рамму  биологического образования.

Весь объем предлагаемого учебного материала распределен по пяти главам.

Введение имеет цель, с одной стороны, ознакомить учащихся с наиболее общими признаками микроорганизмов, а с другой — дать представление о многообразии микромира. Три первых главы раздела программы элективного курса посвящены традиционным объектам микромира — вирусам, бактериям и грибам. В каждой из этих глав рассматриваются особенности организации соответству ющей группы, ее роль в природных процессах и значение для чело века.

Поскольку важнейшая отрасль биотехнологии — генетичес кая инженерия за сравнительно короткий срок из «чистой» науки превратилась в непосредственную производительную силу и заня ла ведущую позицию в народном хозяйстве, четвертая глава прог раммы посвящена исключительной роли использования микроор ганизмов в развитии этого научного направления.

Микроскопические растения и животные обзорно рассматри ваются в пятой главе настоящей программы. Поскольку эти груп пы микроорганизмов достаточно полно отражены в соответствую щих разделах базовых дисциплин «Растения» и «Животные», в элективном курсе этот учебный материал предложен в качестве дополнительного.

Программа элективного курса «Микробиология» основана на интеграции знаний предметов естественнонаучного цикла (биоло гии, химии, физики, экологии), что становится возможным только на старшей ступени обучения в школе. Она предусматривает наря ду с поиском, анализом и интеграцией необходимой информации, выполнение учащимися практических заданий, предложенные те мы которых можно конкретизировать в соответствии с задачами элективного курса и имеющимися возможностями.

Интеграция теоретической и практической частей программы возможна в форме проектной деятельности учащихся. Выполненные учащимися проекты могут быть представлены на олимпиаду или на учную конференцию, оформлены в виде публикации в сборнике ис следовательских работ школьников. Технология реализации программы предусматривает исполь зование учащимися научной и научно-популярной литературы, справочников, энциклопедий, видеофильмов, компьютерных про грамм, экспозиций музеев, лабораторного оборудования (как школьного, так и учреждений — партнеров школы).

 

Председатель ШМО учителей                                                                

естественнонаучного цикла                                                                         Т. С. Кулькова                                    

       



Предварительный просмотр:

           

Элективный курс

« Экологические системы России» (10 класс)

Составитель: Бородачева Л.Н.

                        Учитель:         Волкова Н. В.

Пояснительная записка.

Экологическая проблема является глобальной на современном этапе развития мирового сообщества.

Необходимость решения этой проблемы отражено в программных документах и проектах ООН и ЮНЕСКО.

Важнейшим условием преодоления экологического кризиса является формирование нового мировоззрения и экологической компетентности знаний каждого жителя Земли. При этом в базисном учебном плане отсутствует предмет экологии, что обуславливает необходимость данного элективного курса.

Предлагаемая программа, расширяя базисный курс «Основы экологии», более глубоко рассматривает вопросы, касающиеся экологических систем России, и обогащает учащихся новыми знаниями.

В курсе «Экологические системы России» дается характеристика естественных и антропогенных экосистем, раскрывается их многообразие, характерные признаки, структура. В процессе изучения курса предусмотрена проектная деятельность учащихся, которая развивает у них экологическое мышление.

Использование разнообразных форм учебно-воспитательного процесса -лекций, семинаров, практических работ, экскурсий -позволяет связать изучаемый курс с жизнью. Работа учащихся с дополнительной литературой, подготовка и защита рефератов способствуют их саморазвитию, самообразованию, самоопределению.

Курс интегрированный, то есть затрагивает многие вопросы, находящиеся на стыке биологии с другими науками, прежде всего с географией и химией. Рассчитан на 34 часа, предназначен для профильной подготовки учащихся 10 классов.

Цель курса: формирование у учащихся знаний о естественных и антропогенных экосистемах России.

Задачи:

  1. Расширить и углубить знания учащихся о структуре, особенностях, многообразии и значении экосистем России.
  2. Ознакомить учащихся с основными мероприятиями, проводимыми по охране экосистем.
  3. Развивать умение сравнивать, анализировать, работать с дополнительной литературой, создавать проекты и защищать их.

Ожидаемые результаты.

  1. Получение учащимися знаний о естественных и антропогенных экосистемах России и мероприятиях по их охране.
  2. Развитие познавательной активности, умение создавать проекты, работать с дополнительной литературой, сравнивать, анализировать и делать выводы.

Формы отчетности.

1. Разработка и защита проектов озеленения своего города (школы, классы, квартиры).

2.Написание и защита рефератов. 3.Итоговое тестирование.

Содержание курса

Введение (З ч)

Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды их обитания. Вклад К. Линнея, Ж,-Б. Ламарка, Т. Мальтуса, Ч. Дарвина в развитие экологии. Вклад русских учёных (А. Т. Болотова, Н. И. Вавилова, В. В. Докучаева, В. И. Вернадского, В. Н. Сукачёва и др.) в развитие экологии. Экологические «законы» Барри Коммонера. Причины тяжёлого экологического положения в России. Проблемы экологии России. Методы экологии. Структура экологии: общая экология и прикладные эко логические науки. Защита рефератов на тему «Экологическая ситуация в моем городе».

Экосистемы (4 ч)

Общая характеристика экосистем. Состав экосистем: живые организмы (автотрофы и гетеротрофы) и абиотические факторы.

Взаимосвязь компонентов экосистемы. Типы экосистем: естественные и антропогенные. Биомная классификация экосистем. Популяция как элемент экосистемы. Биологическая продуктивность экосистем. Факторы, ограничивающие биологическую продуктивность экосистем. Почва. Разнообразие почв России. Защита рефератов на тему:

  1. «Основные типы гетеротрофных экосистем в вашей местности»
  2. «Живые организмы накопители различных элементов»
  1. Решение   экологических  задач   и упражнений   по   теме   «Законы биологической продуктивности».

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ РОССИИ (11 Ч)

Экологическое равновесие в естественных экосистемах. Взаимодействия между организмами: горизонтальные (конкуренция и взаимопомощь), сигнальные взаимоотношения (зрительные, звуковые, химические), вертикальные взаимоотношения (хищник -жертва, хозяин - паразит); мутуализм. Типы поведения организмов. Последствия вмешательства человека в экологическое равновесие.

Биологическая индикация.

Многообразие естественных экосистем, их характерные признаки, особенности, видовое разнообразие, значение. Характеристика экосистем леса, степи, пустыни, луга, тундры, горных экосистем, экосистем пресных

водоёмов и морских экосистем. Мероприятия по охране естественных экосистем. Рациональное использование пресноводных экосистем.

Демонстрация таблиц с изображением различных экосистем; просмотр видеофильма «Экологические системы».

Защита рефератов на тему

  1. «Язык химических сигналов у растений и животных»
  2. «Роль конкуренции в экосистеме»
  3. «Влияние человека на экосистемы и экологические структуры»
  4. «Рациональное природопользование - путь к сотрудничеству человека и природы»
  5. Контрольный тест «Естественные экологические системы»

АНТРОПОГЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ (14 Ч)

Сельскохозяйственные экосистемы, их общая характеристика. Факторы, влияющие на структуру экосистем. Ресурсы агроэкосистем, их классификация и значение. Сельскохозяйственное загрязнение: стоками животноводческих ферм, пестицидами, тяжёлыми металлами, загрязнение почвы и продуктов питания нитратами. Мероприятия по охране сельскохозяйственных экосистем. Энергоснабжение в сельском хозяйстве. Зеленые революции.

Городские экосистемы: характеристика и особенности. Промышленное загрязнение среды: химическое, биологическое, тепловое, радиационное, электромагнитное. Мероприятия по охране городских экосистем. Экология автомобильного транспорта. Зелёные насаждения города. Квартира как экосистема.

Экскурсия в Эколого-биологический центр города Камышина с целью ознакомления с экологическими проблемами города и района.

Демонстрация видеофильма «Экология. Охрана природы».

РАЗРАБОТКА И ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ ОЗЕЛЕНЕНИЯ СВОЕГО ГОРОДА (ШКОЛЫ, КЛАССА, КВАРТИРЫ) (2 ч)

Решение экологических задач и упражнений Защита рефератов на тему:

  1. «Возможно ли сельское хозяйство при отказе от химии?»
  2. «Роль   леса    и    других    естественных   экосистем   в    структуре сельскохозяйственного ландшафта»
  3. «Севообороты и их экологическая роль»
  4. «Природа спасает город. (О роли зеленых насаждений для улучшения городской среды)
  5. «Экология города, в котором я живу»
  6. «Завяжи трубу узлом» (Опыт внедрения малоотходных, экологически безопасных технологий в промышленности)
  7. Тестовый контроль «Агроэкосистемы. Антропогенные экосистемы»

Тематическое планирование курса

п/п

Тема

Оощее кол-во часов

        

Из них

Теория

Практика

Семинар

Итоговый контроль

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение

3

2

-

1

-

2

Экосистемы

4

2

1

1

-

3

Естественные экосистемы

11

8

-

2

1

4

Антропогенные экосистемы

14

10

1

2

1

5

Закрепление

2

.

-

1

1

Всего

34

22

2

7

3

Рекомендуемая литература

  1. X.Адольф, Т. А. Заповедными тропами. - М.: Просвещение, 1980.
  2. Акимова, Т. А., Хаскин, В. В. Экология. - М.: Юнити, 1999. Ъ.Бопдареико, И. А, Тесты по общей биологии. - Саратов: Линей, 1999. 4. Голубев, И. Р., Новиков, Ю. В, Окружающая среда и ее охрана. - М.:

Просвещение, 1985.

З.Захлебный, А. П., Суравегипа, И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1984.

б.Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. - М.: Устойчивый мир, 2000.

1.Муравей, Л. А. Экология и безопасность жизнедеятельности. - М: Юнити, 2000.

^.Петров, К. М. Экология человека и культура. - СПб.: Химиздательство, 1999.

9] Петров, В. В. Растительный мир нашей Родины. - М.: Просвещение, 1981.

Объяснительная записка

В связи с тем, что на реализацию этой программы в учебном плане выделен 1 час в неделю (всего 34 часа в год) содержание программы дополнено следующими теоретическими вопросами:

1.        Факторы,     ограничивающие     биологическую     продуктивность
экосистем. Почва. Разнообразие почв России.

  1. Типы поведения организмов (стратегии)
  2. Биологическая индикация
  3. Биологическое разнообразие.
  4. Последствия вмешательства человека в экологическое равновесие.
  5. Рациональное использование природных экосистем.
  6. Энергоснабжение в сельском хозяйстве. Зеленые революции.

А также увеличилось количество часов на практические занятия и семинары, т.к. активные формы обучения способствуют развитию личности учащихся и обеспечивают ее успешную социализацию в современном мире.



Предварительный просмотр:

Элективный курс

За здоровый образ жизни (9 класс)

                                                                           Составитель курса В. В. Гаевая

                                                                                          Учитель Волкова Н. В.

                

Профильное образование. Элективный курс «За здоровый образ жизни» 9 класс.

Издательство «Учитель», 2007г. Издание 2009г.

Пояснительная записка

Человечество в целом и каждый человек как индивидуум растет и развивается, взаимодействуя с окружающей средой – природной, антропогенной, социальной, производственной. Че ловек живет в определенной культурной среде, которая включа ет материальные и духовные ценности, созданные рядом поко лений людей.

Темы курса помогают осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека, понять, что человек – это часть природы, его назначение – понять законы по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами.

Своим появлением направление курса обязано все более четкому осознанию того факта, что об щество не справляется с проблемами здоровья, не использует для его сохранения достижения прогресса. Решая проблему за счет интеграции, данный курс обеспечивает активное включе ние учащихся в творческую работу, поиск.

Элективный курс не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологиче ские понятия и закономерности.

Темы курса дают учащимся определенные знания об опас ных заболеваниях, которые могут повредить здоровью.

Тематика курса помогает школьникам осознать себя в окру жающем мире, понять, что здоровье – это достояние всего об щества, поэтому каждый человек должен относиться бережно к себе и своему здоровью.

Все темы курса помогают учащимся в осознании того, что человек – это биосоциальное создание: с одной стороны, это биологическое существо и у него есть биологические потребно сти, а с другой стороны, человек – это личность.

Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю в первом или втором полугодии для 9 класса). Курс направлен на макси мальную адаптацию человека к жизни, здоровому образу жизни.

Заканчивается курс обобщающими уроками, на которых учащиеся выступают со своими исследовательскими работами по одной из тем курса.

Цели  курса:

  1. Развитие интереса к получению знаний о человеке как яв  ени природы.
  2. Формирование у учащихся нетерпимого отношения к ухуд шающейся окружающей среде,  

         наносящей ущерб здоровью людей

-        Формирование негативного отношения к вредным при вычкам.
     -Формирование адекватного поведения учащихся, направ ленного на выздоровление в случае  

   заболевания.

-        Знакомство с основами правильного питания.

-Развитие творческого потенциала учащихся: умение вы полнять рефераты, исследовательскую и практическую работы по темам курса.

  Задачи курса:

  1. Объяснить: что такое здоровье и болезнь, здоровый образ жизни.
  2. Рассказать о последствиях прямого и косвенного воздействия среды на здоровье человека.
  3. Вспомнить традиции русской национальной культуры в оценке здо ровья человека.
  4. Назвать самые важные факторы здоровья и риска заболеваний для сохранения и укрепления здоровья.
  5. Разъяснить понятие исторического подхода к проблеме развития че ловека как биологического вида.
  1. Разъяснить понятие социально-психологической среды и предъяв ляемые ею требования к современному человеку.
  2. Рассказать влияние вредных привычек на состояние здоровья че ловека.
  1.  Назвать основные требования к охране труда.
  2.  Разъяснить: что такое рациональное питание.
  3. Убедить о влияние ближайшего окружения: домашних условий, социума на организм человека.
  4. Назвать меры по улучшению качества окружающей среды.

Методы работы:  лекции, беседы, дискуссии, семинары, ролевые игры.

Ожидаемые результаты

  1. Объяснять необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека.
  2. Сопоставлять характеристику понятий «здоровье» и «бо лезнь».
  3. Объяснять влияние факторов здоровья и риска болезни на увеличение смертности.
  4. Объяснять связь наследственных болезней с изменением генотипа человека.
  5. Давать характеристику природной среды своей местности, своей квартиры.
  6. Предотвращать негативное влияние стресса на здоровье человека.
  7. Анализировать и оценивать образ жизни себя самого и своей семьи.
  8. Составлять и обосновывать основные требования к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления собственного здоровья.
  9. Составлять рацион питания, полезный для здоровья чело века, учитывая индивидуальные особенности.
  10. Уметь сказать «нет!» вредным привьикам.

Тематическое планирование

№п/п

Темы занятий

Количество часов

       1.

Введение. Предмет и задачи курса

«За здоро вый образ»

1

       2.

    **

Психика и здоровье. Механизмы психиче ской защиты

1

  3.

Здоровый образ жизни: творчество и долго летие

1

  4.

Жизнь в экстремальных условиях

1

       5.

Природная среда – источник инфекционных заболеваний

1

     

       6

Поселения как среда жизни. Среда жилого помещения

1

  7.

Шум и здоровье

1

  8.

Образ жизни моей семьи

1

  9.

Совы и жаворонки, или природа биологиче ских ритмов

1

  10.

Культура питания

1

  11.

Лечение музыкой

1

  12.

Слова-паразиты

1

  13.

Бранное слово

1

  14.

Мед и пчелы

1

  15.

Алкоголизм, табакокурение, наркомания –болезни химической зависимости

1

  16.

«Вредным привычкам – нет!» - выступление

агитбригады

1

  17.

Урок-отчет об исследовательской работе

по одной из тем курса

1

Итого: 17 часов.

Содержание курса

Тема 1. Введение в предмет, задачи курса «За здоровый образ жизни». (1 час)

Тема 2. Психика и здоровье. Механизмы психической защиты. (1 час)

Тема 3. Здоровый образ жизни: творчество и долголетие. (1 час)

Тема 4. Жизнь в экстремальных условиях.(1 час)

Тема 5. Природная среда - источник инфекционных заболеваний. (1 час)

Тема 6. Поселение как среда жизни. Среда жилого помещения.. (1 час)

Тема 7. Шум и здоровье.(1 час)

Тема 8. Образ жизни моей семьи.(1 час)

Тема 9. «Совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов. (1 час)

Тема 10. Культура питания. (1 час)

Тема 11. Лечение музыкой. (1 час)

Тема 12. Слова-паразиты. (1 час)

Тема 13. Бранное слово. (1 час)

Тема 14. Мед и пчелы. (1 час)

Тема 15. Алкоголизм, табакокурение, наркомания - болезни химической

                   зависимости. (1 час)

Тема 16. Вредным привычкам – «нет» - выступление агитбригады. (1 час)

Тема 17. Отчет об исследовательской работе по одной из тем курса. (1 час)

Список рекомендуемой литературы

  1. Белоусова О. С. Вредным привычкам – нет! Изд. 2004г.
  2. Веселова О. В. Наркотики: жизнь или смерть. Изд. 2005г.
  3. Еремина О. А. Если хочешь быть здоров. Изд. 2005г.
  4. Зверев М. Д. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии.

Просвещение 1984г.

  1. Колесов Д. В. Здоровье школьников – новые тенденции. Изд 2005г.
  2. Журналы «Здоровье» за 1999-2006г.
  3. Носова Л. В. Шум и здоровье человека. Биология в школе. 1999г. №2.
  4. Хрипкова А. Г. Гигиена издоровье школьников. Просвещение 1988г.
  5. Скочкова Т. Н. Наркомания: источник, сущность, последствия. Биология в школе 1999г. №5.

         

         

           

           

         

        

 



Предварительный просмотр:

Элективный курс

Кожа – зеркало здоровья

(9 класс)

Составитель: О. В. Варейко

                  Учитель:               Н. В. Волкова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Кожа - зеркало здоровья» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов.

Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, изучение правил проведения процедур, основных приемов по уходу за кожей лица, глаз, шеи, губ, рук, ног, основных косметических средств, их разумное применение. Предлагаемый курс поможет учащимся накопить знания о том, как ухаживать за кожей в зависимости от индивидуальных особенностей организма, типа и состояния кожи, как сохранить красоту кожи, какое влияние на кожу оказывает здоровый образ жизни, окружающая среда.

При изучении курса учащиеся получат практические советы и рекомендации по приготовлению лечебных косметических препа ратов в домашних условиях, узнают о типичных ошибках при ухо де за кожей и о профилактике кожных заболеваний.

Программа носит профориентационный характер, а также предназначена для тех, кто не намерен расставаться с молодостью и красотой.

Цели курса:

  1. Сформировать интерес к науке косметологии.
  2. Познакомить с основными  приемами ухода за кожей и разумным использованием косметических средств.

Задачи курса:

  1. Показать способы приготовления и применения несложных, но эффективных косметических компонентов для разных типов кожи.
  2. Научить проведению косметических процедур в домашних условиях.
  3. Рассказать о причинах возникновения кожных заболеваний.
  4. Объяснить влияние вредных привычек на красоту кожи.

Методы работы: лекции, беседы, практические занятия, экскурсии в косметологический кабинет и к дерматологу, косметологическая викторина, тестирование. Преподаватель выступает в роли инструктора, информатора, организатора и консультанта.

     Ожидаемые результаты:

  1. Умение распознавать тип кожи лица и ее состояние.
  2. Правильно ухаживать за кожей лица, глаз, шеи, губ, рук, ног.
  3. Готовить косметические средства: крема, лосьоны, бальзамы, скрабы. Маски в домашних условиях.
  4. Предупредить возникновение различных кожных заболеваний.
  5. Пользоваться натуральным богатством средств «зеленой косметики».
  6. Демонстрировать приобретенные навыки.

Список рекомендуемой литературы

1. Булгакова, И. В. Косметология от А до Я. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

      2. Дрибноход  Ю. Пособие по косметологии. - Санкт-Петербург: ИД «Весь», 2004.

     3. Кириллова, К. Секреты дневного и вечернего макияжа. - М: Лаби ринт, 2003.

     4. Журнал «Макияж». - М.: Изд. «Апрель», 2002.

     5. Т. Яковлева, О. Ларина, Л. Ахмадулина. Учимся правильному уходу за кожей.

         Изд-во Эксмо, 2005г.

     6. Ю. Г. Хацкевич. Натуральная косметика. «Издательство АСТ»  Москва 2002г.    

     7. И. Ю. Удалова.  Секреты женского очарования.  Москва «Вече» 2004г.

     8. Т. Яковлева. Визаж и макияж. Москва «Эксмо» 2005г.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

лек ции

практи ческие занятия

экскур сии '

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение в косметологию. История возникновения косметологии

1

2

Лицо - зеркало души

2

1

3

Питание, увлажнение, защи та кожи лица

2

1

4

Очей очарованье

1

5

Нежные губы

6

Правила ухода за кожей шеи

7

Бархатные ручки

1

8

Весь мир у ваших ног

9

«Зеленая косметика»

2

1

10

Выбор косметических средств

1

1

11

Четыре времени года и кожа

1

1

12

Кожные заболевания

1

1

13

Домашние рецепты косме тологии

1

1

14

Заключительное занятие «Косметология от А до Я»

1

1

Всего

17

8

6

2

1

Содержание курса

Тема 1. Введение в косметологию. История косметологии.  (1 час)

Косметология - наука об искусстве делать здоровым и краси вым человеческое тело и лицо.

Косметика Египта. Использование косметических средств древними греками. «Косметы» Древнего Рима. Широкое распро странение косметики в эпоху Возрождения. Искусство косметики Франции, европейских государств, России. Связь косметологии с медициной, биологией, фармакологией, хирургией, гигиеной.

•Тема 2. Лицо - зеркало души. (2 часа)

Тип кожи лица и ее состояние. Какой водой нужно умываться. Уход за кожей лица. Кожные линии. Способы очистки лица. Мыло. Как делать пилинг. Маска для пилинга.

Практическая работа. Определение типа кожи лица и ее состояния.

Тема 3. Питание, увлажнение, защита кожи лица. (2 часа)

Питание кожи с помощью кремов. Увлажнение кожи - очень важная процедура. «Бабушкины» кремы. Правила защиты кожи лица. Уход за жирной, сухой, нормальной кожей. Маски: фруктово-овощные витаминные, омолаживающие, питательные, против морщин, для проблемной кожи, очищающие, смягчающие, тонизи рующие.

Практическое занятие. Приготовление масок для жир ной, сухой, нормальной и проблемной кожи

.

Тема 4. Очей очарованье. (1 час)

Уход за кожей вокруг глаз. Ресницы. Секреты молодости и кра соты глаз. Крем для глаз.

Практическое занятие. Выполнение комплексной гим настики для сохранения молодости и красоты глаз.

Тема 5. Нежные губы. (1 час)

Губы - показатель общего состояния здоровья человека. Про филактический уход за губами. Вредные привычки для губ. Советы по уходу и защите губ. Губная помада и мастерство ее нанесения.

Т е м а 6. Правила ухода за шеей. (1 час)

Сохраним шею красивой. Плохой вид шеи - результат дурных привычек. Очистка и питание кожи шеи. Гимнастические упражне ния для области овала лица против двойного подбородка.

Тема 7. Бархатные ручки. (1 час)

Экскурсия в косметологический кабинет с целью знакомст ва с применением косметических средств для рук и правильным выполнением маникюра.

Тема 8. Весь мир у ваших ног. (1 час)

Увлажнение и питание кожи ног. Ступни и уход за ними. Мо золи и способы борьбы с ними. Некоторые заболевания ног: ноги отекают, повышенная потливость, варикозное расширение вен. Ванны, педикюр, массаж ног. Эпиляция и методы эпиляции.

Тема 9. Зеленая косметика. (2 часа)

Натуральные продукты, разнообразные и эффективные соеди нения, созданные природой. Лекарственные травы и косметика. Фрукты и ягоды в косметологии. Косметические средства на гряд ках. «Бабушкины рецепты».

Практическая работа. Приготовление очищающих и от беливающих средств для ухода за кожей лица в домашних условиях.

Тема 10. Выбор косметических средств. (1 час)

Особенности воздействия косметических средств. Ингредиен ты, входящие в состав косметических средств. Кожа и биологиче ские часы. «Красивые советы».

Практическая работа. Индивидуальный выбор косме тических средств с учетом типа и состояния кожи.

Тема 11. Четыре времени года и кожа. (1 час)

Практическое занятие. Составление рекомендаций по уходу за кожей в зимнее, осеннее, летнее и весеннее время года.

' Тема 12. Кожные заболевания. (1 час)

Экскурсия в кабинет врача-дерматолога с целью знакомства с видами кожных заболеваний и их профилактикой.

Тема 13. Домашние рецепты косметологии. (1 час)

Травяные настои. Медовая, молочная, цветочная вода. Лед на все случаи жизни. Маска для пилинга. Бальзамы. Скрабы. Кремы.

Тема 14. Заключительное занятие. ( 1 час)

Пресс-конференция «Косметология от А до Я».

        



Предварительный просмотр:

             

Элективный курс

Основы педиатрии (9 класс)

                                                                             

                                                                            Составитель: О. Е. Аверчинкова

                                                                         Учитель: Н. В. Волкова

Пояснительная записка

     Педиатрия (от греч. pais, paidos – ребенок, iatreia – лечение) – учение о детских заболеваниях. Данный элективный курс раскрывает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их диагностики, лечения и предупреждения. Особое внимание уделяется вопросам профилактики заболеваний, гигиены детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.

    Элек тивный курс « Основы педиатрии»  составлен в соответствии с концепцией профильного обучения и направлен на углубленное изучение предметов (биологии, химии). Он зна комит учащихся со спецификой медицинской специальности, способ ствует осознанному выбору биолого-химического профиля обучения и ориентирует на поступление в медицинские вузы. Его содержание и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют удовлетворе нию познавательных интересов, повышению информационной и ком муникативной компетенции, выявлению профессиональных интересов.

    Программа данного курса рассчитана на 17 ч, из них 7 ч – семинары и 10 ч отведено на выполнение лабораторного практикума.

Цели курса:

  1. Создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора медицинского профиля обучения
  2. Познакомить девятиклассников со спецификой работы врача – педиатра.

Задачи курса:

1.Знакомство с особенностями детского организма во временном диапазоне от плода до 18- летнего возраста.

2. Пропедевтика детских заболеваний.

Методы работы: лекции, беседы, практические и лабораторные  занятия, ролевые игры, семинары.

.

Ожидаемые результаты:

1. Умение применять знания об особенностях детей раннего, дошкольного, и         школьного возраста на практике в жизни.

2. Иметь представления о здоровье и физическом развитие детей.

3. Выявлять причины заболеваний и травматизма ребенка.

4.Знать приемы первой помощи при несчастных случаях и травмах.  

Содержание курса

Тема 1. Репродуктивная система человека (2 ч)

Проект «Почему дети похожи на родителей». Характерные признаки мужского и женского пола. Особенности строения мужской и женской половой системы. Биологическая сущ ность оплодотворения. Влияние среды на развитие зародыша. Планирование семьи. Гигиена беременной женщины; ранняя беременность и ее последствия. К. М. Бэр — основатель совре менной эмбриологии.

Возрастные процессы и особенности: новорожденного и грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и стар ческого возраста. «Хорошо ли быть бессмертным?» (проблема клонирования)

Материалы и оборудование: таблицы из серии «Здоровый образ жизни» — «Внутренние половые органы мужчины и женщины», «Нормальная и внематочная беременность»; микроскоп и набор микропрепаратов; демонстрационная мо дель-аппликация «Наследование резус-фактора»; модель-ап пликация «Генетика групп крови»; слайд-альбом «Человек и его здоровье»; фотографии учащихся, людей разного возраста (свои и членов семьи, известных людей); дидактические материалы риалы (книги, статьи СМИ о клонировании и старении); ис пользование информационных ресурсов Интернета.

Тема 2. Мониторинг физического развития учащихся (1ч). 

Особенности развития юношей и девушек. П. Ф. Лесгафт. Бодибилдинг — это вид спорта или дань моде?

Практическая работа

Мониторинг физического развития учащегося.

Материалы и оборудование: таблицы из серии «Здоровый образ жизни» — «Периоды развития женского организма», «Здоровье»; фотографии бодибилдеров; использование инфор мационных ресурсов Интернета.

Тема 3. Особенности ВНД человека (3 ч)

Рефлекторный характер ВНД. Классификация темпера мента по Гиппократу. Классификация типов нервной системы по Павлову. Соотношение характера и темперамента. Воля — способность человека к преодолению трудностей.

« Золотые сны », от которых не просыпаются. Наркомания — это болезнь. Действие наркотиков на организм. Механизмы формирования наркотической зависимости. Наркомания и закон. Ролевая игра-диалог журналистов и врача-нарколога.

Познавательные процессы. Речь — средство общения. Па мять, ее виды и значение для формирования мыслительной деятельности и поведения. Воображение, восприятие и мыш ление. И.М. Сеченов.

Практические работы

  1. Определение типа темперамента.
  2. Определение объема памяти.

Средства обучения: фотографии известных людей; таблицы из серий «Здоровый образ жизни» и «Действие наркотиков на ЦНС»; видеофильм «Опасно! Наркомания»; секундомер.

Тема 4. Опорно-двигательный аппарат человека (2 ч)

Особенности скелета человека, связанные с прямохождени-ем и трудовой деятельностью. Изучение рентгеновских сним ков различных частей тела. Связь строения и формы костей с выполняемыми функциями. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-ортопеда.

Роль двигательной активности в развитии аппарата опо ры и движения. Значение физических упражнений для его формирования. Гиподинамия и здоровье человека, способы борьбы с гиподинамией. Проблема использования допинга в спорте.

Практическая работа

Определение гибкости позвоночника и выявление на рушений осанки.

Материалы и оборудование: атлас по анатомии; остеоло гические модели «Скелет человека», «Череп человека»; раз даточный материал «Позвонки»; рентгеновские снимки с нарушениями опорно-двигательного аппарата; фотографии спортсменов; использование информационных ресурсов Ин тернета.

Тема 5. Иммунитет (2 ч)

Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. Межпредметный проект «Иммунопрофилактика: взгляд в прошлое и будущее». История становления иммунологии как науки (Л. Пастер, Э. Дженнер, И. И. Мечников, П. Эрлих, Р. Кох). Пути решения проблемы иммунопрофилактики. Рас пространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению.

ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупрежде ния, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Профилактика заболевания. Разработка вакцины.

Материалы и оборудование: портреты ученых; географи ческая карта;  публикации СМИ; использование информа ционных ресурсов Интернета; таблицы из серии «Здоровый образ жизни», таблицы «Синдром приобретенного иммуно дефицита, ВИЧ. Течение заболевания, размножение ВИЧ в организме. Эпидемия ВИЧ и наркоэпидемия»; серия таблиц «Профилактика СПИДа и венерических заболеваний».

Тема 6. Дыхание (2 ч)

Строение органов дыхательной системы. Дыхательные дви жения и их регуляция. ЖЕЛ. Значение дыхания для обмен ных процессов. Хороший голос — правильно поставленное дыхание. Диафрагмальное дыхание.

Ролевая игра «Суд над сигаретой». Действующие лица: секретарь, судья, адвокат, прокурор, биолог, историк, химик, фармаколог, криминалист, статистик, валеолог, сигарета, легкие, сердце, мозг.

Практические работы

  1. Определение жизненной емкости легких.
  2. Измерение продолжительности задержки дыхания при вдохе и выдохе.

Материалы и оборудование: атлас по анатомии; рельеф ная модель «Строение легких человека»; модель «Бронхи человека сегментарные»; прибор для сравнения содержа ния углекислого газа во вдыхаемом л выдыхаемом воздухе (ПУГД); таблицы из серии «Здоровый образ жизни», таб лицы «Состав табачного дыма. Основные мишени табака и рак легких у курильщиков»; таблица «Шесть причин не ку рить»; материалы СМИ; использование информационных ресурсов Интернета.

Тема 7. Пищеварительная система (2 ч)

Пищеварение в ротовой полости. Знакомство с особенно стями профессиональной деятельности врача-стоматолога. Пищеварение в желудке и кишечнике. Пищеварительные железы. Пищевые продукты и питательные вещества. Рациональ ное питание. Режим питания. Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и болезни голода. Лечебное голодание. Диетическое питание для больных. Знакомство с особенностя ми профессиональной деятельности врача-диетолога. А. А, По кровский.

Лабораторная и практические работы

  1. Влияние никотина на слюну.
  2. Знакомство с ротовой полостью.
  3. Составление меню дневного рациона.

Материалы и оборудование: атлас по анатомии; таблицы: «Органы полости рта», «Схема строения зуба», «Виды прику са», «Стадии кариеса», «Профилактика стоматологических заболеваний», «Методика чистки зубов»; модель зуба; модели рельефные «Желудок. Внутренняя и внешняя поверхность», «Пищеварительный тракт»; злектрифицированная модель «Кишечная ворсинка с сосудистым руслом»; модель «Трена жер для чистки зубов (верхняя челюсть)»; таблица по гигиене «Основы рационального питания»; материалы СМИ.

Тема 8. Кожный покров (3 ч)

Строение и функции кожи. Производные кожи. Методы лечения организма (иглоукалывание, электрофорез, светоле чение, криотерапия). Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, ли шай, парша). Пересадка кожи.

Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции. Причины повышения температуры при заболеваниях. Нару шение терморегуляции (ожоги и обморожения). Приемы на ложения повязок на условно поврежденное место.

Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви. Косметические средства и их рациональное использование. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-косметолога. Домашняя косметика.

Лабораторная и практические работы

  1. Определение типа кожи на разных участках лица.
  2. Правила ухода за кожей.
  3. Первая помощь при ожогах и обморожениях, тепло вом и солнечном ударах.

Материалы и оборудование: атлас по анатомии; рельефная таблица «Кожа человека. Разрез»; барельефная модель «То пография точек акупунктуры уха»; имитатор ранений в кар тонной упаковке; материалы для оказания первой помощи; справочник по оказанию первой помощи; образцы одежды; косметические средства; полотенце, косынка, заколки, зерка ло; таблица «Массажные линии лица и шеи»; электрифициро ванная модель «Мышцы головы и шеи».

Список литературы

        1. Голубев в. в. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного    .

        возраста. _ М.. 2000г.

        2. Таточенко В. К. Педиатору на каждый день. – М.. 1997г.

        3. Хайрдинова Ю., Ядэшко В., Голубев В. Болезнь легче предупредить. – М.. 1997г.

        4.Мазурин А. В. Общий уход за детьми. – М..1997г.

        5. Г. Ю. Лазарева Педиатрия  «Феникс» Ростов – на – Дону 2008г.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование  тем

Кол-во часов

Лаб.раб

Пр. раб.

 1

Репродуктивная система человека.

•        Почему дети похожи на родителей

•        Возрастные процессы

2

       

 2

Мониторинг физического развития учащихся.

Индекс Кетле (весоростовой показатель). Особенно сти развития юношей и девушек. Практическая работа «Мониторинг физического развития учащегося»

1

1

 3

Особенности ВНД (высшей нервной деятельно сти) человека.

Типы нервной системы. Практическая работа
           «Определение типа темперамента»

•«Золотые сны», от которых не просыпаются, — интервью со
специалистом-наркологом

•Память и внимание. Практическая работа «Опре деление объема памяти»

3

       

        2

 4

Опорно-двигательный аппарат человека.

Скелет человека (осанка, походка, гибкость позво  ночника).
Практическая работа «Определение гибко сти позвоночника и
нарушений осанки»

• Роль двигательной активности в развитии аппа рата опоры и
движения (ролевая игра «На приеме у врача ортопеда»

2

     

       1

 5

Иммунитет.

Детские инфекционные заболевания и меры борьбы сними
•ВИЧ-инфекция

2

       

 6

Дыхание.

• Дыхательные движения. Жизненная емкость лег  ких. Практические работы:
«Определение жизнен ной емкости легких» и «Измерение продолжительности задержки дыхания   при вдохе и выдохе»
• Ролевая игра «Суд над сигаретой»

2

       

        1

 7

Пищеварительная система.

•Система органов пищеварения. Лабораторная работа «Влияние никотина на слюну» или практи  ческая работа «Знакомство с ротовой полостью»
ролевая игра «На приеме у стоматолога»)

*Рациональное питание. Режим питания. Практиче ская работа «Составление меню дневного рациона»




(ская работа «Составление меню дневного рациона»

2

       

       2

 8

Кожный покров.

•        Строение и функции кожи. Лабораторная рабо  та «Определение типа
кожи на разных участках лица». Гигиена кожи.
• Закаливание организма. Гигиена одежды и обу  ви. Косметические средства и их рациональное использование. Знакомство с особенностями профессиональной
деятельности врача-косметолога.
Практическая работа «Правила ухода за кожей»

• Изучение приемов наложения повязок на услов  но поврежденные места кожного покрова. Прак тические работы «Первая помощь при ожогах,
об морожениях, тепловом и солнечном ударах».



     3

       

        3  

   

        

Всего – 17 часов.

                Лабораторный практикум – 10 час.   Семинары – 7 часов.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...