"Его величество корень"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Урок изучения нового материала по теме "Корень" в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  биологии «Его величество корень»

Эпиграф урока: «Как ни тонок, неприметен под землею корешок, но не может жить на свете без него любой цветок!» (В. Жак)

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомиться с корнем как функциональной системой.

Задачи:

  1. Изучить виды корней и типы корневых систем. Продолжить работу с биологическими терминами;
  2. Выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем;
  3. Развивать навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи;
  4. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Методы и приемы:

  1. Словесные (беседа)
  2. Наглядные (демонстрация ЭОР, презентация, работа в паре)
  3. Практические (гербарные образцы, инструктивные карточки)

Оборудование: демонстрационное – таблица «Типы корневых систем», компьютер, экран, проектор; лабораторное – гербарий «Типы корневых систем», проростки бобов,  гороха (на стол), лупа.

Планируемый результат обучения: 

Учащиеся должны знать:

  1. Функции корня
  2. Различия между видами корней: главным, боковым и придаточным
  3. Особенности строения стержневой и мочковатой корневых систем;

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

-Здраствуйте, я рада приветствовать вас и гостей на нашем уроке. «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» сказал однажды французский писатель Анатоль Франс. Давайте сегодня на уроке мы будем следовать этому совету писателя, будем  активны, внимательны, с большим желанием поглощать знания, ведь они пригодятся в вашей дальнейшей жизни.

2. Актуализация знаний.

-Отгадайте загадку:

 (слайд 1) Царства темного жильцы

                    Ползут в разные концы,

                    Неустанно влагу пьют,      

                    Всем растениям жизнь дают.

(слайд 2) Тема нашего урока «Его величество корень». Цель урока – познакомиться с корнем как функциональной системой»

-Где вы ещё могли слышать слово “корень”?

 

- Как вы понимаете выражение:

“Пустить корни”,

“Смотреть в корень”,

“Покраснеть до корней волос”,

“Уезжать нам некуда, наши корни здесь!”?

(слайд 4) – Легко ли удержать в руках раскрытый зонтик, когда дует сильный ветер?

Зонтик или вырвется или сломается. Какая же огромная сила нужна, чтобы удержать растения на месте не только против ветра, но и против урагана, бури? Этой силой обладают корни. Словно на стальных канатах, держатся на своих корнях растения (слайд 5).

3.Работа с информационным модулем. Изучение нового материала.

-Давайте перейдем к изучению темы нашего урока

? Может ли растение жить без корня

(ответим  на этот вопрос чуть позже)

№3 Внешнее строение корня

В течение жизни растение постоянно увеличивает размеры своих корней. Увеличиваясь, корни располагаются, в основном, в верхнем плодородном слое почвы, где достаточных питательных веществ и воды.

Корни свеклы, например, проникают в почву на глубину более 3 м, пшеницы – на 2–2,5 м, у огурцов от стебля в стороны корни разрастаются на 1,5–2 м, у лука – на 60–70 см. У взрослой яблони корни отрастают в стороны на 10–12 м от ствола, у осины – на 18–20 м.

№5 Значение корня

Основная функция корней – поглощение питательных веществ, растворенных в воде. Этому  способствуют многочисленные корневые волоски, через клеточные стенки которых всасывается почвенный раствор.

Корни выполняют опорную функцию, закрепляя растения в почве. При этом корни древесных растений настолько прочно удерживают растения в почве, что зачастую их легче сломать, чем вытащить.

№4 Внутреннее строение корня.

Даже при внешнем рассмотрении молодого корня на нем можно увидеть неодинаковые участки. На продольном же срезе эта неоднородность видна еще лучше, так как разные зоны состоят из разных клеток.

№1 Виды корней

Корень закрепляет в почве молодое растение и начинает активно поглощать из нее воду с минеральными солями с первых моментов развития растения. Первым из зародышевого корешка развивается главный корень. Придаточные корни «придаются», то есть образуются от любой части растения – например, на стебле, листьях, корневище. Боковые корни образуются при ветвлении всех остальных корней в течение всей жизни растений.

№2 Корневые системы

Корневые системы с хорошо развитым главным корнем, от которого отходят боковые корни, называют стержневыми. Такие корневые системы характерны для одуванчика, березы, дуба.

Мочковатая корневая система образуется при отмирании главного корня и состоит из одинаковых придаточных корней, поэтому они имеют вид пучка (мочки). Мочковатые корневые системы характерны для пшеницы, ржи, лука.

! Выводы

Вы узнали, что:

Корень – орган питания и закрепления растений. Он поглощает воду и минеральные вещества из почвы.

Благодаря наличию специализированных зон в корне он растет, поглощает и передвигает питательные вещества из почвы по корню к стеблю и листьям.

Таким образом, растение жить без корня не может, так как он обеспечивает питание всего растения.

       (слайд 6)

                    стихотворение В.Жака.

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

 А потом цветов нам стало жалко,

 Снова в землю посадили их.

 Только ничего не получается:

 От любого ветерка качаются!

 Почему осыпались и вянут?

 Без корней расти и жить не станут!

 Как ни тонок, неприметен

 Под землёю корешок,

 Но не может жить на свете

 Без него любой цветок!

- Органы цветкового растения образуют единую целостную систему. Нарушив ее целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель.

5. Лабораторная работа

«Типы корневых систем»

(слайд 7)

6. Закрепление изученного материала.

(слайды 8 – 14)

7. Рефлексия

- Почему тема нашего урока называется  «Его величество корень»?

Составление  синквейна.

       

       8. Д.з. (слайд 8)

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Отгадывают загадку.

 

Прослушивают тему и цель урока.

Отвечают

Русский язык: корень – основная часть слова.

Математика: корень уравнения.

Биология: часть волоса, зуба, ногтя.

Отвечают (нет)

Смотрят, слушают.

Рассматривают схему поглощения корнем воды из почвы.

Прослушивают информацию о зонах корня, рассматривают клетки корня под увеличением.

Прослушивают, работают со схемой.

Прослушивают, смотрят иллюстрации.

Отвечают на вопрос (модуль)

Слушают выводы.

Выполняют работу

по

инструктивной

карточке

выполняют задание в паре «Собери таблицу»

делают умозаключения.

Записывают в тетрадь

Записывают в дневник д.з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетная работа по теме: Квадратный корень из произведения, произведение корней. Квадратный корень из дроби.

Зачетная работа по теме: Квадратный корень из произведения, произведение корней. Квадратный корень из дроби.   ...

Урок обобщения знаний "Арифметический квадратный корень и функция у = корень из х."

Обобщить знания учащихся по данным темам, проверить уровень знаний по данным темам.В данном уроке используются Задания из образовательного портала «Решу ОГЭ» - работа в группе....

Конспект урока "Квадратный корень. Арифметический квадратный корень"

Урок получения новых знаний, первый урок по данной теме. Учащиеся рассмотрят такие понятия как квадратный корень, арифметический квадратный корень, извлечение квадратного корня....

Конспект урока по теме: "Квадратный корень.Арифметический квадратный корень" урок 1

Тема урока: Квадратный корень. Арифметический квадратный корень.Цели: ввести понятия квадратного корня и арифметического квадратного корня; формировать умение извлекать квадратные корни.Оборудование: ...

Интегрированный урок биологии и истории "Ее Величество Екатерина Вторая, ее величество прививка!"

Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; разви...