Конспект урока по алгебре 8 класса Мерзляк на тему Квадратный корень из числа. Арифметический квадратный корень
план-конспект урока по алгебре (8 класс)

Абашеева Татьяна Батожаповна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 34

Тема. Квадратный корень из числа. Арифметический квадратный корень

 Цель: добиться усвоения учащимися содержания понятий «квадратный корень из числа», «определение арифметического квадратного корня из неотъемлемого числа» и понимание соотношения между этими понятиями; сформировать у учащихся представление о содержании записи http://na-uroke.in.ua/image1742.gifи способ нахождения ОДЗ данного выражения; сформировать представление о способе решения простейших иррациональных уравнений вида http://na-uroke.in.ua/image1743.gif

на основе определения арифметического квадратного корня из неотъемлемого числа; формировать первичные умения извлекать арифметический квадратный корень из числа, находить ОДЗ простейшего выражения, содержащего арифметический квадратный корень, а также решать простейшие иррациональные уравнения.

Тин урока: усвоение знаний и умений.

Наглядность и оборудование: опорный конспект «Квадратный корень и его свойства».

Ход урока

I. Организационный этап

 II. Проверка домашнего задания

Проверить выполнение графической части домашнего задания можно путем проведения небольшой тестовой работы № 5 с выполнением учениками (или готовыми) графиков функции у = х2 (задача на чтение графика и нахождения положения определенных точек относительно построенного графика).

 Тестовая работа № 5

1. Графиком какой из приведенных функций является парабола с вершиной в точке (0;0)?

А

Б

В

Г

у = х + 3

http://na-uroke.in.ua/image1744.gif

у = х2

у = х2 + 3

 2. Функция задана формулой у = х2. Найдите значение у, если х = -2http://na-uroke.in.ua/image062-2.gif.

А

Б

В

Г

4http://na-uroke.in.ua/image1000-1.gif

- 4http://na-uroke.in.ua/image1000-1.gif

http://na-uroke.in.ua/image1745.gif

6http://na-uroke.in.ua/image1000-1.gif

 3. Какое утверждение является неправильным?

А

Б

В

Г

Областью определения функции у = х2 есть все числа

Графиком функции у = х2 с параболой

Точка (-1; 1) принадлежит графику функции у = х2

Функция у = х2 может принимать

отрицательных значений

 4. Определите уравнение, решение которого изображен на рисунке?

http://na-uroke.in.ua/image1746-3.jpg

А

Б

В

Г

х2 = х - 2

х2 = х + 2

х2 = 2х + 1

х2 = - х + 2

 III. Формулировка цели и задач урока

С целью создания проблемной ситуации и соответствующей мотивации деятельности учащихся можно предложить задание:

Решить уравнение вида x + a = b, ax = b (относительно переменной х) и ответить на вопрос о способе вычисления корней них рівнянь. х2 = а (если такие существуют) для различных значений переменной (параметра).

Далее учитель предлагает (ссылаясь на знания учащихся по количеству и существование корней уравнения х2 = а, приобретенные на предыдущем уроке) решить уравнение вида х2 = а и ответить на вопрос о действие, которое следует выполнить для отыскания корней названного уравнения.

Осознание проблемы, что при этом возникает (ученикам пока неизвестна действие, с помощью которой можно найти число, квадрат которого известен), позволяет учителю при участии учащихся сформулировать цель урока: ознакомление учащихся с новым действием, что поможет найти число по значению его квадрата (изучение обозначения этого действия и особенностей ее выполнения).

 IV. Актуализация опорных знаний и умений

@ С целью успешного восприятия учащимися учебного материала урока перед изучением нового материала следует активизировать знания и умения учащихся: возведение рациональных чисел в квадрат; применение свойства степени с четным показателем; применение свойств функции у = х2 и ее свойств графика; содержание понятия ОДЗ выражения и способы нахождения ОДЗ рациональных выражений.

 

Выполнение устных упражнений

1. Поднесите ко второму степени числа: 0; 2; -2; 0,3; http://na-uroke.in.ua/image1747.gif; http://na-uroke.in.ua/image1520-1.gif; 1http://na-uroke.in.ua/image1748.gif.

2. Квадраты каких чисел равны: 0; 1; -0,2; http://na-uroke.in.ua/image1749.gif; 0,004?

3. Точка А(k; 6) принадлежит графику функции у = х2. Принадлежит ли этому графику точки: В(k; -6); С(k; 6); Г(-k; -6)? Ответ обоснуйте.

4. Найдите ОДЗ выражения: 3х + 2; http://na-uroke.in.ua/image1750.gif; http://na-uroke.in.ua/image1751.gif; http://na-uroke.in.ua/image1752.gif; http://na-uroke.in.ua/image1753.gif.

 

V. Усвоение знаний

План изучения нового материала

1. Представление о квадратный корень из неотъемлемого числа как корень уравнения х2 = а.

2. Определение арифметического квадратного корня из неотъемлемого числа. ОДЗ выражения http://na-uroke.in.ua/image1754.gif.

3. Как вычислить значение арифметического квадратного корня из неотъемлемого числа.

4. Как решить уравнение http://na-uroke.in.ua/image1754.gif= a.

 

Конспект 9

Арифметический квадратный корень и его свойства

1. Определение:

а) если число х с корнем уравнение х2 = а, то х - квадратный корень из числа а:

б) если число х ≥ 0 является корнем уравнения х2 = а, то х - арифметический квадратный корень х числа а.

Записывают: http://na-uroke.in.ua/image1755.gif.

Запомни! Запись http://na-uroke.in.ua/image1755.gifозначает, что а ≥ 0, х ≥ 0 и х2 = а.

2. Свойства. Если а ≥ 0, b ≥ 0, то выполняется равенство:

а) http://na-uroke.in.ua/image1756.gif, и наоборот http://na-uroke.in.ua/image1757.gif;

б) если а ≥ 0 и b > 0, то http://na-uroke.in.ua/image1758.gifи наоборот http://na-uroke.in.ua/image1759.gif;

в) для любых а: http://na-uroke.in.ua/image1760.gif;

г) http://na-uroke.in.ua/image1761.gif(для a ≥ 0)..

3. Применение

а) Решения уравнения http://na-uroke.in.ua/image1743.gif:

http://na-uroke.in.ua/image1762-3.jpg

б) Решения уравнения х2 = а:

http://na-uroke.in.ua/image1763-2.jpg

 

@ Традиционно формирование представления учащихся о содержании действия извлечения квадратного корня проводится на примере решения задачи на нахождение корней уравнения х2 = а, где а - некоторое число (желательно для возможности сравнения рассмотреть несколько примеров, различных по знаку значений а, используя при этом представление учащихся о свойствах графика функции у = х2). Тогда квадратными корнями называют именно корни уравнения х2 = а (а > 0). После чего следует заметить, что в случае, когда уравнение масс два корня, задача о нахождении квадратного корня из положительного числа решается неоднозначно, а это означает, то существует необходимость в определенной способа уточнения, о какой именно квадратный корень из положительного числа идет речь в задаче. Таким образом объясняется необходимость введения понятия арифметического квадратного корня из числа.

Определение арифметического квадратной корня из неотъемлемого числа формулируется как в словесном виде (см. опорный конспект), так и в традиционной форме тождества. Обсуждая сформулированное определение, следует еще раз подчеркнуть, что операция извлечения квадратного корня из числа выполняется только для неотрицательных чисел (ОДЗ выражения http://na-uroke.in.ua/image1754.gifявляется множество неотрицательных чисел).

По определению арифметического квадратного корня из неотъемлемого числа тесно связана схема решения уравнения http://na-uroke.in.ua/image1754.gif= а. При этом следует показать ученикам, что так же, как и во время решения уравнения х2 = а, наличие корней зависит от знака числа а. Но, в отличие от уравнения х2 = а, корни уравнения http://na-uroke.in.ua/image1754.gif= а находятся по определению арифметического квадратного корня как квадрат значения этого корня. Для лучшего усвоения учащимися содержания этого фрагмента, схему решения уравнения вида http://na-uroke.in.ua/image1754.gif= а записываем в виде алгоритма (см. опорный конспект).

Важно, чтобы ученики осознали разницу в понятиях квадратного корня и арифметического квадратного корня (как в форме записи, так и в определениях). Этому будет способствовать большое количество решенных на уроке и дома разноплановых задач.

 VI. Формирование умений

Выполнение устных упражнений

1. Найдите все квадратные корни из чисел; арифметический квадратный корень из чисел: а) 49; б) 1; в) 0; г) - 25.

2. Докажите, что: а) http://na-uroke.in.ua/image1764.gif= 9; б) http://na-uroke.in.ua/image1765.gif= 0,3; в) http://na-uroke.in.ua/image1766-1.gif.

3. Имеет ли смысл выражение: а) http://na-uroke.in.ua/image1767.gif; б) http://na-uroke.in.ua/image1768.gif; в) http://na-uroke.in.ua/image1769.gif?

4. Найдите квадраты чисел: 10; -8; http://na-uroke.in.ua/image1520-1.gif; 0,9.

5. Найдите значения выражений при х = -5: х2; (х - 2)2; (х + 1)2; (х + 4)2; |х|; |х - 5|; 2|х| - 3; http://na-uroke.in.ua/image1770.gif; |х| - 5; |х + 5|.

Выполнение письменных упражнений

Традиционно для письменного решения на первом уроке изучения определение квадратного корня и арифметического квадратного корня предлагаются упражнения следующего содержания:

1. Доказательства, что данное число является (или не является) значением арифметического квадратного корня из данного числа.

1) Докажите, что:

а) число 5 является арифметическим квадратным корнем из 25;

б) число 0,3 является арифметическим квадратным корнем из 0,09;

в) число - 7 не является арифметическим квадратным корнем из 49;

г) число 0,6 не является арифметическим квадратным корнем из 3,6.

2) Докажите, что: а) http://na-uroke.in.ua/image1771.gif; б) http://na-uroke.in.ua/image1772.gif; в) http://na-uroke.in.ua/image1773.gif; г) http://na-uroke.in.ua/image1774.gif.

3) Докажите, что: а) http://na-uroke.in.ua/image1775.gif; б) http://na-uroke.in.ua/image1776.gif.

4) правильная Ли равенство: а) http://na-uroke.in.ua/image1777.gif; б) http://na-uroke.in.ua/image1778.gif; в) http://na-uroke.in.ua/image1779.gif?

5) Докажите, что: а) http://na-uroke.in.ua/image1780.gif; б) http://na-uroke.in.ua/image1781.gif.

2. Нахождение значения арифметического квадратного корня (выражения), содержащего арифметический квадратный корень.

1) Вычислите: а) http://na-uroke.in.ua/image1782.gif; б) http://na-uroke.in.ua/image1783.gif; в) http://na-uroke.in.ua/image1784.gif; г) http://na-uroke.in.ua/image1785.gif; д) http://na-uroke.in.ua/image1765.gif; е) http://na-uroke.in.ua/image1786.gif; ж) http://na-uroke.in.ua/image1787.gif; з) http://na-uroke.in.ua/image1788.gif.

2) Вычислите: а) http://na-uroke.in.ua/image1789.gif; б) http://na-uroke.in.ua/image1790.gif; в) http://na-uroke.in.ua/image1791.gif; г) http://na-uroke.in.ua/image1792.gif.

3) Найдите значение выражения: а) http://na-uroke.in.ua/image1793.gif+ http://na-uroke.in.ua/image1794.gif; б) http://na-uroke.in.ua/image1795.gif·http://na-uroke.in.ua/image1796.gif; в) http://na-uroke.in.ua/image1797.gif; г) http://na-uroke.in.ua/image1798.gif; д) http://na-uroke.in.ua/image1799.gif; е) http://na-uroke.in.ua/image1800.gif; ж) http://na-uroke.in.ua/image1801.gif; з) http://na-uroke.in.ua/image1802.gif.

3. Определение масс содержание выражение, содержащее арифметический квадратный корень из числа.

1) имеет Ли смысл выражение: а) http://na-uroke.in.ua/image1803.gif; б) http://na-uroke.in.ua/image1804-1.gif; в) http://na-uroke.in.ua/image1805.gif?

2) При каких значениях х имеет смысл выражение: а) http://na-uroke.in.ua/image1754.gif; б) http://na-uroke.in.ua/image1806.gif; в) http://na-uroke.in.ua/image1807.gif?

3) имеет Ли смысл выражение: а) http://na-uroke.in.ua/image1808.gif; б) http://na-uroke.in.ua/image1809.gif; в) http://na-uroke.in.ua/image1810-1.gif?

4. Решение уравнений вида (или сводится к виду) http://na-uroke.in.ua/image1754.gif= а.

1) существует Ли значение переменной х, при котором: а) http://na-uroke.in.ua/image1754.gif= 0,1; б) http://na-uroke.in.ua/image1754.gif= - 10; в) http://na-uroke.in.ua/image1754.gif+ 1 = 0; г) http://na-uroke.in.ua/image1754.gif- 3 = 0?

2) Найдите значение переменной х, при котором правильное равенство: а) http://na-uroke.in.ua/image1811.gif; б) http://na-uroke.in.ua/image1812.gif; в) http://na-uroke.in.ua/image1813.gif.

5. Логические упражнения и задачи повышенного уровня сложности для учащихся, имеющих достаточный и высокий уровни знаний.

1) Решите уравнение: а) 5http://na-uroke.in.ua/image1754.gif = 3; б) http://na-uroke.in.ua/image1814.gif; в) http://na-uroke.in.ua/image1815.gif; г) http://na-uroke.in.ua/image1816.gif; д) 1 + http://na-uroke.in.ua/image1817.gif= 10.

2) Вставьте пропущенное число:

http://na-uroke.in.ua/image1818.gif

http://na-uroke.in.ua/image1819.gif

10

http://na-uroke.in.ua/image1820.gif

http://na-uroke.in.ua/image1821.gif

?

 

@ Упражнения, предлагаемые для решения на уроке, способствуют усвоению учащимися определений квадратного корня и арифметического квадратного корня (см. первый и второй вид задач), усвоению знаний о ОДЗ выражения http://na-uroke.in.ua/image1754.gifи формированию умений находить подкоренное выражение по определению арифметического квадратного корня. В решении упражнений каждого вида немалую роль играют знания учащимися таблицы квадратов натуральных чисел и умение применять значения квадратов из этой таблицы для возведения в квадрат целых и дробных чисел, а также представление рациональных чисел в виде квадрата некоторого натурального или дробного чисел и умение «узнавать» такие числа. Поэтому на протяжении изучения этой и других тем курса алгебры 8 класса полезно будет в систему устных упражнений включить задания на отработку этих умений (полезными для дальнейшего успешного изучения алгебры для учеников является знание наизусть значений квадратов натуральных чисел от 1 до, по крайней мере, 20).

 VII. Итоги урока

В любом из случаев правильно выполнено действие?

а) http://na-uroke.in.ua/image1822-1.gif; б) http://na-uroke.in.ua/image1823.gif; в) http://na-uroke.in.ua/image1824.gif; г) http://na-uroke.in.ua/image1825.gif; д) http://na-uroke.in.ua/image1826.gif.

 

VIII. Домашнее задание

1. Изучить определение квадратного корня и арифметического квадратного корня, содержание свойств и алгоритмов, изученных на уроке.

2. Решить упражнения на применение изученных понятий (по содержанию аналогичные задач классной работы).

3. Повторить: определение уравнения с одной переменной и содержание сопутствующих понятий; графики функций у = а и у = х2; решить задачи на построение графиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения"

Урок повторения изученного материала по теме "Квадратные уравнения" в 8 классе представлен в форме соревновния - математической эстафеты. Материалы урока содержат вопросы для диктанта, занимательные у...

План конспект урока математики(алгебра)в 8 классе по теме:"Определение квадратного уравнения.Неполное квадратное уравнение"

Урок изучения нового материала.Предметы точных дисциплин(раздел – алгебра ,8 класс)Богомолова Татьяна ЕфимовнаУчитель математикиМБОУ «Верхнекармальская ООШ» Черемшанского муниципального районаРеспубли...

Конспект урока по алгебре 8 класс по теме "Квадратные уравнения"

Презентация к обощающему уроку по алгебре в 8 классе по теме "Квадртаные уравнения"...

Конспект урока математики для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".

Конспект урока по математике для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".Учебник: Н.Я. Виленкин и др. Математика 6 класс, М. Просвещение, 2010.Урок о...

Конспект урока по алгебре в 9 классе. Тема: Решение квадратных неравенств. Задания, сводящиеся к решению квадратных неравенств

             1. Образовательная: формирование навыков решения квадратных неравенств на основе свойств квадратичной функции....

конспект урока по алгебре 8 класс по теме: "Уравнения, сводящиеся к квадратным. Биквадратные уравнения"

Конспект содержит историческую справку, материал для актуализации темы, разнообразные задания для работы в группах и индивидуально...

План-конспект урока по алгебре 9 класс на тему: " Корень n-ой степени ".

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО АЛГЕБРЕ В 9 КЛАССЕ...