Программа элективного курса "Введение в клеточную биологию"
элективный курс по биологии (10 класс) по теме

Объем курса 17 часов (1 час в неделю). Предназначен для изучения в 10-м классе естественнонаучного профиля.

Цель курса является обеспечить углубленное изучение основ цитологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_citologiya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лисун Н.М.

Введение в клеточную биологию

Пояснительная записка

Элективный курс является курсом профильной подготовки, предметно-ориентированным, сопровождает учебный предмет «биология» в общем  образовании школьников.

В соответствии с проводимой в настоящее время реформой, на последней ступени полного среднего образования (10-11 классы) осуществляется профильное обучение. Этот курс предназначен для учащихся, которые выбрали для себя естественнонаучный профиль и предполагают поступать в медицинские, фармацевтические или ветеринарные вузы, на биологические факультеты университетов и т.п.

Данный элективный курс позволяет в доступной форме познакомить учащихся с современными взглядами на строение клеток и тканей и процессами протекающими в них.

Объем курса 17 часов (1 час в неделю). Предназначен для изучения в 10-м классе естественнонаучного профиля.

Цель курса является обеспечить углубленное изучение основ цитологии.

Задачи курса:

- освоение знаний о современных  методах науки цитологии;

- овладение умениями самостоятельно поводить биологические исследования;

- развитие моделирования биологических процессов.

В ходе организации занятий рекомендуется использовать коллективные формы, что позволит  осуществить дифференцированный подход к процессу обучения. Большое место в курсе отводится практическим работам, которые направлены на развитие способности исследовать биологические системы.

Содержание программы

Введение

Клетка – основа жизни. Первые наблюдения и исследования клетки. Создание клеточной теории. Работы Т. Шванна, М.Шлейдена и Р. Вирхова.

Методы исследования клетки. Методы исследования фиксированных клеток: фиксация, фиксаторы, окрашивание. Цитоморфологические методы: световая микроскопия, электронная микроскопия. Цитофизиологические методы: метод диффузионных камер, методы прижизненной окраски клеток, методы микрургии, методы культивирования клеток и тканей, методы исследования биоэлектрических явлений в клетке. Цитохимические методы. Рентгеноструктурный анализ. Метод меченных атомов. Количественные методы в цитологии.

Типы клеточной организации. Клетки прокариотического типа. Структурно-функциональная организация эукариотической клетки: растительная и животная. Принцип компартментации. Биологическая мембрана. Строение типичной клетки многоклеточного организма.

Строение прокариотической клетки. Форма прокариот. Структура, химический состав и функции компонентов прокариотной клетки. Клеточная стенка. Капсулы, слизитые слои и чехлы. Жгутики и механизмы движения. Ворсинки. Мембраны. Цитозоль и рибосомы. Генетический аппарат. Рост и способы размножения. Внутрицитоплазматические включения.

Строение эукариотической клетки. Наружная цитоплазматическая мембрана. Специализированные структуры поверхности клеток. Особенности строения клеточных оболочек растений. Фагоцитоз. Пиноцитоз. Основное вещество цитоплазмы. Микротрубочки. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Митохондрии. Лизосомы. Клеточных центр. Пластиды. Вакуоли растительных клеток. Органоиды специального назначения. Клеточные включения. Ядро: оболочка, ядерный сок, ядрышко, хромосомы.

Физиология клетки. Внутриклеточные механизмы общего значения. Коллоидная система протоплазмы. Проницаемость клеток. Биоэлектрические свойства клеток. Раздражимость. Двигательные реакции клеток. Секреция. Старение и смерть клетки.

Регуляторные механизмы клетки. Общий адаптационный синдром. Понятие стресса. Зависимость адаптационных реакций от силы раздражителя. Срочная и долговременная адаптация. Психоэмоциональное напряжение. Типы повреждения клеток при некрозе. Апоптоз. Механизмы реализации гибели клеток при апоптозе.

Учение о тканях. Понятие о тканях.

Животные ткани. Эпителиальная или пограничная ткань: общая характеристика, классификация, регенерация эпителия. Общая характеристика тканей внутренней среды. Кровь и лимфа. Гемопоэз. Виды соединительной ткани. Собственно соединительная ткань. Хрящевая ткань. Костная ткань. Мышечная ткань. Нервная ткань.

Растительные ткани. Образовательные ткани (меристемы). Основные ткани. Проводящие ткани. Покровные ткани. Механические ткани. Выделительные ткани.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма организации

Методы работы

Вид контроля за результа-тами образования

1.

Введение

Клетка – основа жизни. Первые наблюдения и исследования клетки. Создание клеточной теории. Работы Т. Шванна, М.Шлейдена и Р. Вирхова.

Методы исследования клетки.

1

Коллективная, доклады уча-щихся

Объяснительно-иллюстративный

Составление сводных таблиц

2.

Типы клеточной организации:

Клетки прокарио-тического типа. Структурно-функцио-нальная организация эукариотической клетки: растительная и животная. Принцип компартментации. Биологическая мем-брана. Строение типичной клетки многоклеточного организма. Межклеточные коммуникации.

1

Коллективная, практическая работа:

- сравнительный анализ прокариотических, эукариотических растительных, эукариотических животных клеток и клеток многоклеточного организма.

Объяснительно-иллюстративный, проблемно-исследовательский

Составление сводных таблиц, составление отчета

3.

Строение прокариотической клетки.

Форма прокариот. Структура, химии-ческий состав и функции компонентов прокариотной клетки. Клеточная стенка. Капсулы, слизитые слои и чехлы. Жгутики и механизмы движения. Ворсинки. Мембраны. Цитозоль и рибосомы. Генетический аппарат. Рост и способы размножения. Внутрицитоплазматические включения.

2

Практическая работа:

- выделение, окраши-вание, фиксирование, сравнительная хара-ктеристика уксусно-кислых, молочнокислых и маслянокислых бактерий.

Проблемно-исследовательский

Составление отчета

4.

Строение эукариотической клетки. Наружная цитоплазматическая мембрана. Специали-зированные структуры поверхности клеток. Особенности строения клеточных оболочек растений. Фагоцитоз. Пиноцитоз. Основное вещество цитоплазмы. Микротрубочки. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Митохондрии. Лизосомы. Клеточных центр. Пластиды. Вакуоли растительных клеток. Органоиды специального назначения. Клеточные включения. Ядро: оболочка, ядерный сок, ядрышко, хромосомы.

2

Коллективная, доклады уча-щихся с использованием компьютерных технологий

Объяснительно-иллюстративный

Составление сводных таблиц, компьютер-ная презентация.

5.

Физиология клетки. Внутриклеточные механизмы общего значения. Коллоидная система протоплазмы. Проницаемость клеток. Биоэлектрические свойства клеток. Раздражимость. Двигательные реакции клеток. Секреция. Старение и смерть клетки.

4

Практическая работа:

- получение полупро-ницаемой мембраны – опыт с искусственной «клеточкой» Траубе;

- стойкий и временной плазмолиз в расти-тельных клетках – сравнение проницае-мости цитоплазма-тических мембран для различных веществ;

- поступление ионов калия и кальция в мезоплазму, действие этих ионов на цитоплазму;

- поступление нейтраль-ного красного в клеточную вакуоль;

- проницаемость цито-плазмы живых и мертвых клеток

 - извлечение и разделение пигментов;

- химические и оптические свойства пигментов зеленого листа.

Проблемно-исследовательский

Составление отчета

6.

Регуляторные механизмы клетки. Общий адаптационный синдром. Понятие стресса. Зависимость адаптационных реакций от силы раздражителя. Срочная и долговременная адаптация. Психоэмоциональное напряжение. Типы повреждения клеток при некрозе. Апоптоз. Механизмы реализации гибели клеток при апоптозе.

2

Лекция

Объяснительно-иллюстративный

7.

Учение о тканях. Понятие о тканях.

1

Лекция

Объяснительно-иллюстративный

8.

Животные ткани. Эпителиальная или пограничная ткань: общая характеристика, классификация, регенерация эпителия. Общая характеристика тканей внутренней среды. Кровь и лимфа. Гемопоэз. Виды соединительной ткани. Собственно соединительная ткань. Хрящевая ткань. Костная ткань. Мышечная ткань. Нервная ткань.

2

Практическая работа:

-анализ микропрепаратов:

различные виды эпителиальной ткани, различные вида соединительной ткани, виды мышечной ткани, нервная ткань.

Проблемно-исследовательский

Составление отчета

9.

Растительные ткани. Образовательные ткани (меристемы). Основные ткани. Проводящие ткани. Покровные ткани. Механические ткани. Выделительные ткани.

2

Практическая работа:

- приготовление препа-рата поперечного среза листа  растений различных эклогических групп, сравнительная характеристика.

Проблемно-исследовательский

Составление отчета

Итого

17

Литература:

  1. Суханова Г.А., Серебров В.Ю. Биохимия клетки./Томск: «Чародей», 2000. – 184с.
  2. Цитология. Под. ред. чл.-корр. АН СССР А.С.Трошина, Учебник для пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1969. – 304с.
  3. Трошин А.С., Трошина В.П. Физиология клетки. Пособие для учителя.- М.:Просвещение, 1979. – 118с.
  4. Микробиология: Учебник для студентов биол. специальностей вузов/М.В.Гусев, Л.А.Минаева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464с.
  5. Мануилова Н.А. Гистология с основами эмбриологии. Учебник для студентов биолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 5-е, испр. и доп. -М.: Просвещение, 1973. – 286с.
  6. Якушкина Н.И. Физиология растений: Учеб. пособие для студентов биол. спец. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1993. – 335с.
  7. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии: Учеб. пособие для биол. и мед. спец. вузов / Ю.И. Афанасьева и др. – М.: Высш. шк., 1990. – 399с.
  8. Гистология/Под ред. Э.Г. Улумбекова, Ю.А.Челышева. – М.: ГЕОТАР, 1997. – 960с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного учебного предмета по биологии «Вы и ваши гены» для 10 – 11 классов. на 2012-2013 уч.год

В соответствии с требованиями Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования разработана данная программа элективного курса  «Вы и ваши гены»....

Программа элективного курса "Генетика человека", биология 10 класс

Рабочая программа является модифицированной,  разработана на основе программы Ю.В Филичевой «Генетика человека».Программа адресована обучающимся 10 класса химико-биологического профиля. Программа...

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы биологии"

       На уроках биологии в 9 классе недостаточное количество часов отведено для  тщательной отработки  знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведен...

ПРОГРАММА элективного курса по общей биологии для 11 класса «ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ»

Программа элективного курса составлена на основе программы В.Б.Захарова «Общая биология» для общеобразовательных учебных заведений, 2002 г.,  предназначена для работы в 11 классе и ра...

ПРОГРАММА элективного курса по общей биологии для 10 класса «ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ»

Программа элективного курса составлена на основе программы В.Б.Захарова «Общая биология» для общеобразовательных учебных заведений, 2002 г.,  предназначена для работы в 10 классе и ра...

Рабочая программа элективного курса "Практикум по биологии"

Рабочая программа   элективного курса «Практикум по общей биологии» 10 класс.  Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, си...

Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии» для 9 класса /

Изучение материала данного курса направленно на подготовку школьников к ОГЭ и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля, а также повторения курса биологии за 6-8 классы....