Программа элективного курса "Генетика человека", биология 10 класс
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
Рабочая программа является модифицированной, разработана на основе программы Ю.В Филичевой «Генетика человека».
Программа адресована обучающимся 10 класса химико-биологического профиля. Программа рассчитана на 17 часов классных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_bio_10_genetika_cheloveka.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
го Спасск-Дальний
Рассмотрена и рекомендована Утверждено
на заседании методического совета приказом директора
МБОУ «Гимназия» Гридневой О.А.
Протокол № МБОУ «Гимназия»
« » 2013г. « » 2013г.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА»
Составитель:
учитель химии,
биологии
Маркова Юлия
Анатольевна.
го Спасск-Дальний
2013-2014 учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка………………………………………………..............................3
- Требования к уровню подготовки учащихся..................................................................5
- Планирование учебного курса.........................................................................................6
- Содержание тем учебного курса ……………………………………….........................7
- Календарно – тематическое планирование…………………………...........................10
- Учебно- методическое обеспечение………………………………...............................17
Пояснительная записка
Рабочая программа является модифицированной, разработана на основе программы Ю.В Филичевой «Генетика человека».
Программа адресована обучающимся 10 класса химико-биологического профиля. Программа рассчитана на 17 часов классных занятий.
Генетика является одним из приоритетных направлений современной биологической науки. Велико ее как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в системе разделов и отраслей генетики занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека», углубление знаний в области медицинской генетики, разработка современных методов генной терапии, синтез знаний в области генетики и экологии человека, изучение вопросов происхождения и эволюции человека с точки зрения генетики — вот далеко не полный перечень важнейших вопросов, которые решает современная генетика человека.
Изучение элективного курса направлено на достижение следующих целей:
- углубление содержания раздела генетики в рамках предмета «Общая биология» в старших классах средней школы химико-биологического профиля;
- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области генетики; устанавливать связь между развитием генетики и социально-этическими проблемами человечества; анализировать и использовать генетическую информацию; пользоваться генетической терминологией и символикой;
- формирование естественнонаучного и гуманистического мировоззрения;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной генетики; решения генетических задач;
- воспитание воспитания биологической и экологической культуры молодого поколения;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному здоровью.
Элективный курс предусматривает изучение и теоретических, и прикладных вопросов, в частности медицинской генетики и психогенетики. В содержании курса усилены эволюционный и экологический аспекты изучения генетики человека. Причем особое внимание уделено изучению степени влияния некоторых антропогенных факторов на генотип отдельного человека и на генофонд человечества в целом и, следовательно, на общие перспективы развития биологического вида человек разумный.
Изучение элективного курса предполагает решение генетических задач, содержание которых соответствует рассматриваемым темам. Программой предусмотрено также выполнение лабораторных и практических работ, самостоятельная реферативная работа учащихся по некоторым темам.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами при изучении элективного курса являются: анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
Для реализации данных приоритетных направлений ставятся следующие задачи обучения:
- овладение знаниями о генетике человека, методами ее изучения;
- развитие на базе биологических знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- гигиеническое и экологическое воспитание, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;
- установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
- развитие личности учащихся, стремление к применению биологических знаний на практике.
Межпредметные связи и преемственность
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как биология, химия, экология.
Курс опирается на знание учащимися обязательных учебных предметов и затрагивает многие вопросы, находящиеся на стыке биологии с другими науками, прежде всего с химией и физикой. Предполагается, что школьники, изучающие курс, уже знакомы с основами общей и органической химии, генетики и клеточной теории.
Методический блок
При реализации данной программы используются элементы технологий:
- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;
- объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний;
- формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач;
- технологии проблемного подхода;
- деятельностного подхода.
При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый). По источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.
При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:
- лекции;
- лабораторно-практические занятия;
Контроль за уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает защиту реферата по одной из выбранных тем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения элективного курса учащиеся должны приобрести новые знания и умения.
Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике человека, в психогенетике, медицинской и эволюционной генетике, научиться их грамотно применять.
Приобрести знания:
■ об особенностях человека как объекта генетических исследований и об основных методах изучения генетики человека;
■ об особенностях организации наследственного аппарата соматических и генеративных клеток человека;
■ о геноме человека;
■ о различных механизмах наследования признаков у человека;
■ о генетических основах онтогенеза человека;
■ о мутагенах, в том числе и антропогенного происхождения; о типах мутаций, встречающихся в клетках человека;
■ об основных видах наследственных и врожденных заболеваний и о заболеваниях с наследственной предрасположенностью;
■ об особенностях генетической структуры популяций человека и о распространении в них некоторых признаков;
■ о модификационной изменчивости в популяциях человека;
■ о генетических основах антропогенеза и о перспективах эволюции человека как биологического вида с точки зрения генетики.
Приобрести и отработать умения:
■ применять знание генетических закономерностей при рассмотрении вопросов происхождения и эволюционирования вида Homo sapiens;
■ давать аргументированное объяснение распространению тех или иных признаков в популяциях человека;
■ решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;
■ составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений;
■ изготовлять микропрепараты и работать с микроскопом;
■ осуществляя реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет; работать с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями;
■ работая над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты.
Изучение элективного курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин: основ анатомии и физиологии человека, цитологии, молекулярной биологии и биохимии, гистологии, эмбриологии, общей генетики и современной теории эволюции. Следует отметить, что ряд вопросов, изучаемых в данном курсе, носят интегративный характер. Большую роль в его усвоении играют знания, приобретенные учащимися при изучении других предметов естественнонаучного цикла (химии, физики, математики) и общественных дисциплин (географии, обществознания и права).
Таким образом, изучение элективного курса «Генетика человека» не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.
Планирование учебного курса
№ п/п | Тема | Всего часов | В том числе | |
Теорети ческий материал | Лабора торные и практи чческие работы | |||
1 | Методы изучения генетики человека | 3ч. | 1,5 | 11,5 |
2 | Наследственный аппарат соматических и генеративных клеток человека | 2ч. | 1 | 1 |
3 | Механизмы наследования различных признаков у человека | 3ч. | 2 | 1 |
4 | Генетические основы онтогенеза человека | 3ч. | 3 | |
5 | Основы медицинской генетики | 3ч. | 2 | 1 |
6 | Эволюционная генетика человека | 2ч | 2 | |
7 | Итоговое занятие | 1ч | ||
Итого | 17ч. | 12,5 | 4,5 |
Содержание курса
Общее количество часов — 17
I. Методы изучения генетики человека (3 ч)
Человек как объект генетических исследований. Сложность изучения генетики человека.
Генеалогический метод. Родословные древа, методика их составления для признаков с разным типом наследования.
Близнецовый метод. Монозиготные и дизиготные близнецы. Конкордантность и дискордантность признаков у близнецов. Изучение степени влияния наследственных задатков и среды на формирование тех или иных признаков у человека.
Цитогенетические методы: простое культивирование соматических клеток, гибридизация, клонирование, селекция соматических клеток.
Биохимические методы.
Метод моделирования.
Метод дерматографики.
Популяционно-генетический (статистический) метод. Генетика популяции человека. Насыщенность популяций мутациями, их частота и распространение. Принципы равновесия мутационного процесса и естественного отбора в популяциях человека. Изоляты и инбридинг. Балансированный наследованный полиморфизм: геногеография групп крови, аномальных гемоглобинов.
Модификационная изменчивость в популяциях человека. Признаки с широтой нормы реакции. Признаки с однозначной нормой реакции. Практическое применение знаний о закономерностях модификационной изменчивости в популяции человека.
Практическая работа
Решение задач по темам: «Генеалогические древа», «Популяционная генетика и закон Харди—Вайнберга в применении к популяции человека».
Лабораторная работа
Изучение статистических закономерностей модификационной изменчивости (на примере произвольно выбранных количественных признаков человека).
Темы для рефератов: «Родословные древа известных людей»; «Близнецы как биологическое явление».
II. Наследственный аппарат соматических
и генеративных клеток человека (2ч)
Хромосомный набор клеток человека. Кариотип. Типы хромосом. Аутосомы и половые хромосомы. Идиограммы хромосомного набора клеток человека. Структура хромосом. Хроматин: эухроматин, гетерохроматин, половой хроматин. Хромосомные карты человека и группы сцепления.
Геном человека. Явления доминирования (полного и неполного), кодоминирования, сверхдоминирования. Экспрессивность и пенетрантность отдельных генов.
Международный проект «Геном человека»: цели, основные направления разработок, результаты. Различные виды генетических карт человека.
Лабораторная работа
Изготовление и изучение микропрепарата щечного эпителия.
Тема для реферата: «Международный проект «Геном человека».
III. Механизмы наследования
различных признаков у человека (Зч)
Менделизм; закономерности наследования признаков у человека и типы их наследования — аутосомно-доминантный и аутосомно-рецессивный.
Признаки: сцепленные с полом, детерминированные полом, ограниченные полом.
Сцепленное наследование. Кроссинговер, его роль в обогащении наследственного аппарата клеток.
Полигенное наследование у человека: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропное взаимодействие генов.
Цитоплазматическое наследование у человека.
Практическая работа
Решение задач по теме «Различные механизмы наследования признаков у человека».
IV. Генетические основы онтогенеза человека (Зч)
Особенности гаметогенеза человека. Строение яйцеклетки и сперматозоида человека, их генетический аппарат. Генетический смысл процесса оплодотворения.
Генетические аспекты эмбриогенеза человека. Регуляция активности генов в ходе онтогенеза (ядерно-цитоплазматическое взаимодействие, межклеточное влияние, действие гормонов, контроль транскрипции и т. д.). Генетический контроль клеточной пролиферации. Гены и дифференцировка клеток. Гипотеза морфогенетических полей. Детерминация, индукция, компетенция. Клональная гипотеза цитодифференцировки. Роль генов в морфогенезе. Депрессия генов в ходе органогенеза.
Цитогенетические основы определения пола в ходе онтогенеза человека, его нарушения (мозаицизм, гермафродиты и гинандроморфы, синдром Морриса, трансвестизм).
Психогенетика. Роль наследственности и среды в проявлении специфических для человека фенотипических признаков — склонностей, способностей, таланта. Общая и специальная одаренность.
Тема для реферата: «Роль наследственности и среды в проявлении специфических для человека фенотипических признаков — склонностей, способностей, таланта».
V. Основы медицинской генетики (3 ч)
Мутации, встречающиеся в клетках человека. Основные группы мутагенов: физические, химические и биологические. Принципы классификации мутаций (по типу клеток, по степени влияния на генотип, по степени влияния на жизнеспособность организма и т.д.). Основные группы мутаций, встречающиеся в клетках человека: соматические и генеративные; летальные, полулетальные, нейтральные; генные или точковые, хромосомные и геномные.
Наследственные заболевания.
Моногенные заболевания, наследуемые как аутосомпо-рсцессивные (фенилкетонурия, галактоземия, муковисцидоз и т.д.), аутосомно-доминантные (ахондроплазия, полидактилия, анемия Минковского—Шоффара и т.д.), сцепленные с Х-хромосомой рецессивные (дальтонизм, гемофилия, миопатия Дюшенна), сцепленные с Х-хромосомой доминантные (коричневая окраска эмали зубов, витамин D-резистентный рахит и т.д.), сцепленные с Y-хромосомой (раннее облысение, ихтиозис и т. д.).
Хромосомные и геномные наследственные заболевания, связанные с изменением числа целых аутосом и их фрагментов (трисомии — синдром Дауна, синдром Патау, синдром Эдвардса; делеции — синдром «кошачьего крика») и с изменением числа половых хромосом (синдромы Шерешевского—Тернера, Клайнфельтера, трисомии Х и т.д.).
Врожденные заболевания. Критические периоды в ходе онтогенеза человека. Терратогенные факторы. Физические терратогены. Химические терратогены. Пагубное влияние на развитие плода лекарственных препаратов, алкоголя, никотина и других составляющих табака, а также продуктов его горения, наркотиков, принимаемых беременной женщиной. Биологические терратогены.
Болезни с наследственной предрасположенностью (мультифакториальные): ревматизм, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, псориаз, бронхиальная астма, шизофрения и т. д.), особенности их проявления и профилактика.
Профилактика наследственно обусловленных заболеваний. Медико-генетическое консультирование. Методы пренатальной диагностики. Достижения и перспективы развития медицинской генетики. Генная терапия.
Практическая работа
Решение задач по теме «Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями».
Темы для рефератов: «Мутагены антропогенного происхождения»; «Достижения и перспективы развития медицинской генетики»; «Генная терапия».
VI. Эволюционная генетика человека (2 ч)
Генетические основы антропогенеза. Биомолекулярные доказательства животного происхождения человека. Молекулярно-генетическое сходство человека и других приматов. Происхождение рас и расогенез. Генетическое родство и генетические различия представителей разных рас. Роль географической и социальной изоляции в формировании генофонда человечества. Homo sapiens как единый полиморфический вид. Перспективы человека как биологического вида с точки зрения генетики. Евгеника. Клонирование человека: морально-этический и научный аспекты проблемы.
Темы для рефератов: «Происхождение рас и расогенез с точки зрения генетики»; «Евгеника»; «Клонирование человека: морально-этический и научный аспекты проблемы».
Календарно – тематическое планирование
Тема | Дата | Теория | Варианты действий | Форма контроля |
I. Методы изучения генетики человека (3 ч) | ||||
1.Методы изучения генетики человека. Модификационная изменчивость в популяциях человека. | Генеалогический метод. Близнецовый метод. Монозиготные и дизиготные близнецы. Конкордантность и дискордантность признаков у близнецов. Цитогенетические методы: простое культивирование соматических клеток, гибридизация, клонирование, селекция соматических клеток. Биохимические методы. Метод моделирования. Метод дерматографики. Популяционно-генетический (статистический) метод. Генетика популяции человека. Принципы равновесия мутационного процесса и естественного отбора в популяциях человека. Изоляты и инбридинг. Модификационная изменчивость в популяциях человека. Признаки с широтой нормы реакции. | Лекция: демонстрация таблиц адекватное целеполагание; - проблемное задание; - эвристический вопрос; - выдвижение гипотезы; - познавательная задача Лабораторная работа Изучение статистических закономерностей модификационной изменчивости (на примере произвольно выбранных количественных признаков человека). | Тест | |
Практическая работа Решение задач по теме: «Генеалогические древа». | Генеалогический метод. Родословные древа, методика их составления для признаков с разным типом наследования. | - проблемное задание; - эвристический вопрос; - выдвижение гипотезы; - познавательная задача | Практическая работа Рефераты: «Родословные древа известных людей»; «Близнецы как биологическое явление». | |
Практическая работа Решение задач по теме: «Популяционная генетика и закон Харди—Вайнберга в применении к популяции человека». | Популяционно-генетический (статистический) метод. Генетика популяции человека. Насыщенность популяций мутациями, их частота и распространение. | - проблемное задание; - эвристический вопрос; - выдвижение гипотезы; - познавательная задача | Практическая работа | |
II. Наследственный аппарат соматических и генеративных клеток человека (2ч) | ||||
Хромосомный набор клеток человека. | Кариотип. Типы хромосом. Аутосомы и половые хромосомы. Идиограммы хромосомного набора клеток человека. Структура хромосом. Хроматин: эухроматин, гетерохроматин, половой хроматин. Хромосомные карты человека и группы сцепления. | Лекция: демонстрация таблиц Лабораторная работа Изготовление и изучение микропрепарата щечного эпителия. | Тест Реферат: «Международный проект «Геном человека». | |
Геном человека. | Явления доминирования (полного и неполного), кодоминирования, сверхдоминирования. Экспрессивность и пенетрантность отдельных генов. Международный проект «Геном человека»: цели, основные направления разработок, результаты. Различные виды генетических карт человека. | Лекция- тестовые задания; - проблемные вопросы; дифференцированные задания; - вопросы от противного; - выделение главного в теме | Тест |
III. Механизмы наследования
различных признаков у человека (Зч)
1.Менделизм. Сцепленное наследование. | Закономерности наследования признаков у человека и типы их наследования — аутосомно-доминантный и аутосомно-рецессивный. Признаки: сцепленные с полом, детерминированные полом, ограниченные полом. Кроссинговер, его роль в обогащении наследственного аппарата клеток. | Лекция целеполагание; - проблемное задание; - эвристический вопрос; - выдвижение гипотезы; - познавательная задача | Тест | |
2. Полигенное наследование у человека. Цитоплазматическое наследование у человека. | Комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропное взаимодействие генов. | Лекция целеполагание; - проблемное задание; - эвристический вопрос; - выдвижение гипотезы; - познавательная задача | Тест | |
3. Практическая работа Решение задач по теме «Различные механизмы наследования признаков у человека». | -//- | Коллективная работа группы. Деятельность учителя – группы – ученика. Высокая степень самостоятельности | Практическая работа |
IV. Генетические основы онтогенеза человека (Зч)
1. Особенности гаметогенеза человека. | Строение яйцеклетки и сперматозоида человека, их генетический аппарат. Генетический смысл процесса оплодотворения. Генетические аспекты эмбриогенеза человека. Регуляция активности генов в ходе онтогенеза (ядерно-цитоплазматическое взаимодействие, межклеточное влияние, действие гормонов, контроль транскрипции и т. д.). Генетический контроль клеточной пролиферации. Гены и дифференцировка клеток. Гипотеза морфогенетических полей. Детерминация, индукция, компетенция. Клональная гипотеза цитодифференцировки. Роль генов в морфогенезе. Депрессия(мозаицизм, гермафродиты и гинандроморфы, синдром Морриса, трансвестизм). генов в ходе органогенеза. | Лекция целеполагание; - проблемное задание; - эвристический вопрос; - выдвижение гипотезы; - познавательная задача | Конспект. | |
2.Цитогенетические основы определения пола в ходе онтогенеза человека, его нарушения. | Лекция- тестовые задания; - проблемные вопросы; дифференцированные задания; - вопросы от противного; - выделение главного в теме | Тест | ||
3.Психогенетика. Роль наследственности и среды в проявлении специфических для человека фенотипических признаков. | Беседа устный фронтальный опрос на уровне репродукции; - индивидуальный опрос; - создание нестандартных ситуаций в использовании знаний; - дискуссия. | Конспект Реферата: «Роль наследственности и среды в проявлении специфических для человека фенотипических признаков — склонностей, способностей, таланта». | ||
V. Основы медицинской генетики (3 ч) | ||||
1. Мутации | Основные группы мутагенов: физические, химические и биологические. Принципы классификации мутаций (по типу клеток, по степени влияния на генотип, по степени влияния на жизнеспособность организма и т.д.). Основные группы мутаций, встречающиеся в клетках человека: соматические и генеративные; летальные, полулетальные, нейтральные; генные или точковые, хромосомные и геномные. Наследственные заболевания. Моногенные заболевания, наследуемые как аутосомпо-рсцессивные (фенилкетонурия, галактоземия, муковисцидоз и т.д.), аутосомно-доминантные (ахондроплазия, полидактилия, анемия Минковского—Шоффара и т.д.), сцепленные с Х-хромосомой рецессивные (дальтонизм, гемофилия, миопатия Дюшенна), сцепленные с Х-хромосомой доминантные (коричневая окраска эмали зубов, витамин D-резистентный рахит и т.д.), сцепленные с Y-хромосомой (раннее облысение, ихтиозис и т. д.). Хромосомные и геномные наследственные заболевания, связанные с изменением числа целых аутосом и их фрагментов (трисомии — синдром Дауна, синдром Патау, синдром Эдвардса; делеции — синдром «кошачьего крика») и с изменением числа половых хромосом (синдромы Шерешевского—Тернера, Клайнфельтера, трисомии Х и т.д.). Терратогенные факторы. Физические терратогены. Химические терратогены. Болезни с наследственной предрасположенностью (мультифакториальные): ревматизм, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, псориаз, бронхиальная астма, шизофрения и т. д.) | Беседа устный фронтальный опрос на уровне репродукции; - индивидуальный опрос; - создание нестандартных ситуаций в использовании знаний; - дискуссия | Конспект | |
2.Врожденные заболевания. Критические периоды в ходе онтогенеза человека. Профилактика.наследственно обусловленных заболеваний. | Лекция устный фронтальный опрос на уровне репродукции; -тестирование; - индивидуальный опрос; - создание нестандартных ситуаций в использовании знаний; - дискуссия | Рефераты: «Мутагены антропогенного происхождения»; «Достижения и перспективы развития медицинской генетики»; «Генная терапия». Заполнить таблицу | ||
3. Практическая работа Решение задач по теме «Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями». | Коллективная работа группы. Деятельность учителя – группы – ученика. Высокая степень самостоятельности | Практическая работа Решение задач по теме «Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями». |
VI. Эволюционная генетика человека (2 ч)
Итоговое занятие 1 час
1.Генетические основы антропогенеза. Биомолекулярные доказательства животного происхождения человека. | Молекулярно-генетическое сходство человека и других приматов. Происхождение рас и расогенез. Генетическое родство и генетические различия представителей разных рас. | Беседа,устный фронтальный опрос на уровне репродукции; - индивидуальный опрос; - создание нестандартных ситуаций в использовании знаний; - дискуссия | Таблицу | |
2.Роль географической и социальной изоляции в формировании генофонда человечества. Homo sapiens как единый полиморфический вид. | Лекция устный фронтальный опрос на уровне репродукции; -тестирование; - индивидуальный опрос; - оздание нестандартных ситуаций в использовании знаний; - дискуссия | Тест | ||
3. Итоговое занятие. Перспективы человека как биологического вида с точки зрения генетики. Евгеника. Клонирование человека: морально-этический и научный аспекты проблемы. | Лекция целеполагание; - проблемное задание; - эвристический вопрос; - выдвижение гипотезы; - познавательная задача | Рефераты: «Происхождение рас и расогенез с точки зрения генетики»; «Евгеника»; «Клонирование человека: морально-этический и научный аспекты проблемы». |
Учебно- методическое обеспечение
Основная литература:
Для учащихся
1.Шевченко В. А. Генетика человека: Учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2002.
2.Общая биология.10-11 классы / Под ред. А.О.Рувинского,6-е изд.- М: Просвещение, 2004
Для учителя
1.Орехова В. А. и др. Медицинская генетика. Минск: Высшая школа, 1997.
2.Эфроимсон В. П. Введение в медицинскую генетику. М.: Гос. изд-во медицинской 3.Фридрих В. Близнецы. М.: Прогресс, 1985.литературы, 1964.
Дополнительная литература:
Для учащихся
1.Дубинин Л. Б. Горизонты генетики. М.: Просвещение, 1970.
2.Яблоков А. В. Эволюционное учение (Дарвинизм): Учеб. для биол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1998.
Для учителя
1. Константинов А. В. Биология индивидуального развития. Минск: Изд-во БГУ, 1978.
2. Конюхов Б. В. Генетика развития позвоночных. М.: Наука 1980.
3. Ламберт Д. Доисторический человек: Кембриджский путеводитель. Л.: Недра, 1991.
4. Проблемы эволюции человека и его рас: Сборник. М.: Наука, 1968.
5.Сингер М., Берг П. Гены и геномы. М.: Мир, 1998.
6.Сойфер С. Г. Международный проект «Геном человека» // Соросовский образовательный журнал. 1996. № 12. С. 4— 12.
7.Фоули Р. Еще один неповторимый вид: Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990.
Материально – техническое и информационное -техническое обеспечение
Реализация целей, являющихся главным условием эффективной учебной деятельности школьников, невозможна без использования основных образовательных ресурсов: учебников, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, приборов и приспособлений, а также современных геоинформационных систем, Интернет, электронных учебников. При отборе средств обучения соблюдены следующие условия: учтена специфика предмета и соответственно включены характерные только для биологии средства; учтены достижения новейших информационных технологий (мультимедиа, интерактивная доска, аудиовизуальные средства); особое внимание обращено на средства обучения, содержание которых имеет комплексный характер; учтено соблюдение системности, обеспечивающей пособиями и оборудованием все разделы и темы.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
2.Печатные пособия: таблицы по генетике
3.Экранно-звуковые пособия (видеофильмы)
4.Транспаранты
5. Технические средства обучения:
- компьютер мультимедийный пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных), с возможностью подключения к интернет: имеет аудио- и видео входы и выходы и универсальные порты, приводами для чтения и записи компакт-дисков: оснащен акустическими колонками, магнитофоном и наушниками;
- Экран проекционный размер не менее 1200 см
6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ , включая посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.
Микроскоп школьный ув. 300–500
7.Реактивы и материалы:
Комплект реактивов для профильного уровня
8.Модели:
Модели рельефные
Дезоксирибонуклеиновая кислота
Модели-аппликации (для работы на магнитной доске)
Митоз и мейоз клетки
Основные генетические законы
9.Натуральные объекты
Набор микропрепаратов по разделу «Человек» (базовый)
10. Специализированная учебная мебель
MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
• Лаборатория ГЕНЕТИКА
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru - научные новости биологии
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://obi.img.ras.ru – База знаний по биологии человека. Учебник по молекулярной биологии человека, биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии.
http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса для 11 класса по биологии "Биология растений, грибов и лишайников"
Программа элективного курса «Биология растений, грибов, лишайников» отвечает требованиям педагогических задач, а именно раскрытию интересов подростков к выбору...
Рабочая программа элективного курса по биологии "Факторы среды обитания и здоровье человека" для учащихся 9 класса
В наш сложный век информатизации и ухудшения состояния окружающей среды недостаточно родиться здоровым. Здоровье создаётся и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитани...
Программа элективного курса по биологии 9 класс"Человек и его здоровье""
Программа элективного курса по биологии 9 класс "Человек и его здоровье"...
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
Программа элективного курса по биологии "Экология человека" для учащихся 9 класса
P { margin-bottom: 0.21cm; } Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса, подготавливающая к изучению биологии на профильном уровне. В зависимости от учебной нагрузки элективн...
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...
Программа элективного курса по биологии «Основы генетики и геномики человека».
Программа элективного курса по биологии «Основы генетики и геномики человека»....