Главные вкладки

    Рабочая программа по биологии 6 класс
    календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

    Аганина Елена Николаевна
    Рабочая программа по биологии по программе Пасечник

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma.6_klass_2007-2008.doc110.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    6 класс.

    Пояснительная записка.

    Программа курса биологии разработана учителем биологии Аганиной Е.Н. на основе федерального компонента государственного стандарта биологии и примерной программы основного общего образования по биологии VI – IX классы, авторы – В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова.

    Цели обучения биологии:

    1. - овладение обучающимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
    2. - формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
    3. - гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психологического, физического и нравственного здоровья человека;
    4. - установление гармоничных отношений обучающихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле.

    В программе раскрывается общие теоретические вопросы, включенные в содержание по биологии, составляющие важный компонент общечеловеческой культуры : клеточная теория, взаимосвязь строения и функций организма, уровни организации живой природы, экологические закономерности.

    Эти теоретические положения конкретизируются, углубляются при рассмотрении биологического разнообразия организмов всех царств живой природы.

    В программе используется функциональный подход при рассмотрении организмов и многообразия органического мира, который позволяет обосновывать необходимость сохранения разнообразия органического мира и защиты окружающей среды.

    Обучающиеся впервые узнают о строении клетки, тканях, органов живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов.

    Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

    Обучающиеся получают представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

    Обучающиеся должны усвоить и применить в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

    Обучающиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, с\х производства, медицины, здравоохранения.

    Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, физического и санитарно-гигиенического воспитания школьников. Знакомство с красотой Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность.

    Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, практической работы. Для понимания сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, проведение опытов. Это дает возможность направленно воздействовать на личность обучающегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, способность развитию любознательности и интереса к предмету.

    При составлении рабочей программы была использована следующая литература:

    1. Сборник нормативных документов. Биология. Дрофа. Москва, 2004г.

    2. Тематическое планирование уроков биологии в 6 классе. А.А. Калинина. Москва, Вако, 2005г.

    3. Учебник «Биология. Растения. Грибы. Бактерии». 6 класс. В.В.Пасечник. Дрофа, 2005 - 2007г.

    Раздел

    Содержание раздела.

     Компетенции.

    Требования к уровню подготовки.

    Повышенный уровень.

    Система отслеживания.

     1.

     Введение.

      ( 1 час.)

     Биология – наука

    о живой природе.

    Познакомить обучающихся с правилами поведения в кабинете биологии, с правилами техники безопасности.

    Дать представление о месте биологии в системе естественных наук.

    Показать многообразие растений на земле, их связь с окружающей средой.

     2.

    Клеточное строение организма.

    ( 5 ч.)

     Устройство увеличительных приборов.

    Строение, жизнедеятельность, деление и рост клетки.

    Ткани.

    Познакомить обучающихся с строением клеток, жизнедеятельностью и делением клеток.

    Сформировать представление о группах клеток , сходных по строению , функциях и происхождению, т.е. тканях.

    Их многообразие.

    Называть :

    - органоиды клетки;

    - функции разных органоидов клеток;

    - процессы жизнедеятельности клетки;

    -определять ткани и их виды;

    -знать функции тканей.

    Владеть умениями :

    -находить в тексте ответы на вопросы ;

    -самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы.

    Соблюдать правила бережного отношения к биологическим объектам.

    Лабораторная работа №1

    “Рассматривание клеток томата. “

    Лабораторная работа № 2

    “ Рассматривание кожицы чешуи лука.”

    Лабораторная работа № 3

    “Рассматривание под микроскопом хлоропластов .”

    Зачет.

     3.

    Царства бактерий и грибов.

    ( 7 ч.)

     Строение и жизнедеятельность бактерий, их роль в природе.

    Общая характеристика грибов. Шляпочные, плесневые грибы и грибы - паразиты.

    Сформировать представления о строении и жизнедеятельности бактерий, их размножение, распространение в воздухе, почве, воде, живых организмах.

    Установить роль бактерий в природе и с\х деятельности.

    Познакомить со сведениями о болезнетворных бактериях и определять меры борьбы с ними.

    Общая характеристика грибов, их строение, питание, симбиоз грибов с растениями. Съедобные и ядовитые грибы, правила сбора грибов и их охрана, грибы -паразиты, вызывающие болезни растений, животных, человека.

    Характеризовать:

    -строение, функции клеток бактерий;

    -строение и жизнедеятельность бактериального организма ;

    -особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, симбионтов, паразитов.)

    - определять организмы бактерий и грибов.

    Характеризовать:

    -химический состав клеток.

    Соблюдать правила:

    -профилактики отравления ядовитыми грибами.

    Владеть умениями:

    - оказания первой помощи при отравлении грибами.

    Лабораторная работа № 4

    “Изучение строения тел шляпочных  грибов.”

    Лабораторная работа № 5

    “ Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.”

    Тестирование.

     4.

    Царства растений.

    ( 8 ч.)

    Водоросли, мхи, папаротники, хвощи и плауны, их значение в природе и жизни человека.

    Голосеменные и покрытосеменные растения. Их разнообразие и значение.

    Познакомить с основными отделами растений :

    -водоросли, строение и жизнедеятельность одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножение, роль водорослей в природе и народном хозяйстве,их охрана;

    -мхи, их строение и размножение, образование торфа , его значение;

    -папоротники, их строение и размножение, усложнение в процессе эволюции, роль в природе и жизни человека.

    -голосеменные. строение. размножение и распространение хвойных, их значение в природе и хозяйстве;

    -покрытосеменные, особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле.

    Называть:

    -основные систематические категории, признаки вида царств живой природы;

    -примеры приспособленности растений к среде обитания.

    Определять:

    -организмы растений, животных, клетки, органы системы органов растений;

    - наиболее распространенные и исчезающие виды растений своего региона.

    Характеризовать:

    -взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем организмов, организма и Среды как основу целостности организма.

    Соблюдать правила :

    -приготовления микропрепаратов и рассматривание их под микроскопом ;

    -бережного отношения к организмам ;

    -поведения в природе.

    Лабораторная работа № 6

    “Строение зеленых водорослей.”

    Лабораторная работа № 7

    “Строение мха.”

    Лабораторная работа № 8

    “Строение спороносящего хвоща.”

    Лабораторная работа № 9

    “Строение хвои и шишек хвойных.”

    Тестирование.

     5.

    Строение и многообразие покрытосеменных растений.

     ( 16 ч.)

     Строение семян.

    Типы корневых систем, зоны корней и условия их прорастания и видоизменения .

    Внешнее и клеточное строение листа, видоизменения листьев.

    Строение стебля и побегов.

    Строение и разнообразие цветков и плодов.

    Соцветия.

    Сформировать представления у обучающихся о многообразии покрытосеменных растений;

    -познакомить с основными признаками;

    -понятие о корне как о вегетативном органе растения;

    -о типах корневых систем, особенностях их строения;

    -познакомить со строением побега, раскрыть функции частей побега;

    -дать представление о клеточном строении листа;

    -формировать знания о цветке как о генеративном органе растений;

    -познакомить с многообразием плодов и семян, их функциями.

    Знать :

    -основные признаки покрытосеменных растений;

    -типы корневых систем;

    -строение и функции побега;

    -разновидность листьев;

    -многообразие плодов и семян.

    Характеризовать:

    -клеточное строение листа;

    -основные виды соцветий;

    -функции частей побега;

    -особенности строения и образования корневых систем.

    Определять :

    -типы корневых систем;

    -наиболее распространенные виды растений.

    Лабораторная работа №10

    “Строение семян двудольных и однодольных растений.”

    Лабораторная работа №11

    “Стержневая и мочковатая корневые системы.”

    Лабораторная работа №12

    “Корневой чехлик и корневые волоски.”

    Лабораторная работа №13

    “Строение почек.”

    Лабораторная работа №14

    “Листья простые и сложные.”

    Лабораторная работа №15

    “ Строение кожицы листа.”

    Лабораторная работа №16

    “Клеточное строение листа.”

    Лабораторная работа №17

    “Внутреннее строение ветки дерева.”

    Лабораторная работа №18

    “Строение клубня.”

    Лабораторная работа №19

    «Строение луковицы.»

    Лабораторная работа №20

    “Строение цветка.”

    Лабораторная работа №21

    “Ознакомление с различными видами соцветий.”

    Лабораторная работа №22

    “ Классификация плодов.”

    Тестирование.

     6.

    Жизнь растений.

    ( 15 ч.)

    Химический состав растений.

    Минеральное питание .

    Дыхание растений.

    Фотосинтез.

    Способы размножения растений.

    Прорастание семян.

    Познакомить с химическим составом растений.

    Раскрыть основные этапы развития растительного мира:

    -возникновение фотосинтеза ;

    - дыхание ;

    -способы размножения.

    Знать:

    -химический состав растений ;

    -способы размножения;

    -питание и газообмен растений.

    Владеть умениями :

    - излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки .

    Лабораторная работа №23

    “ Химический состав      растений.”

    Лабораторная работа №24

    “Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.”

    Контрольная работа.

    Экскурсия “Зимние явления в жизни растений.”

     7.

    Классификация растений.

    ( 10 ч.)

    Систематика растений.

    Деление растений на классы и семейства.

    Основные признаки покрытосеменных растений, относящихся к различным семействам классов однодольных и двудольных.

    Сформировать у обучающихся представление о многообразии цветковых растений;

    Познакомить с основными признаками групп растений:

    -класс Двудольные растения. Семейства крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные.

    -класс Однодольные растения. Семейства лилейные, злаки.

    Отличительные признаки растений перечисленных семейств, их биологические особенности, народнохозяйственное значение;

    - влияние деятельности человека на видовое многообразие цветковых растений;

    -охрана редких видов растений.

    Называть :

    -основные систематические категории, признаки вида царств живой природы, отделов, классов и семейств растений.

    Определять :

    -организмы растений и других представителей царств органического мира. клетки, органы и системы органов растений;

    -наиболее распространенные и исчезающие виды растений.

    Соблюдать правила :

    -наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений, изменениями среды обитания под влиянием человека;

    -проведение простейших опытов по изучению растений;

    -бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

    -профилактики отравления ядовитыми растениями.

    Лабораторная работа №25

    “Строение пшеницы.”

    Тестирование.

     8.

    Природные сообщества.

    ( 5ч.)

    Основные экологические факторы и их влияние на растения.

    Характеристика экологических групп растений.

    Типы растительных сообществ и взаимосвязи растений в них.

    Среда обитания организмов, экологические факторы, их влияние на растения.

    -Природные сообщества, роль растений, грибов, бактерий в природном сообществе.

    -Взаимосвязи в природном сообществе.

    -Значение природных сообществ в жизни человека.

    -Охрана растений.

    Излагать основное содержание параграфа, использовать рисунки, находить ответы на вопросы в тексте.

    Характеризовать:

    -среды обитания организмов;

    -взаимосвязи в природных сообществах.

    Соблюдать правила:

    -бережного отношения к организмам;

    -поведения в природе.

    Лабораторная работа №26

    “Особенности строения растений разных экологических групп.”

    Экскурсия

    “Природные сообщества и человек.”

    Самостоятельная работа.

    Тестирование.

     9.

    Развитие растительного мира.

    ( 3ч.)

    Основные этапы развития растительного мира.

    Доказательства исторического развития растений.

    Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

    Охрана растений.

    -сформировать представления о многообразии растений и их прохождении на основе доказательства исторического развития растений- ископаемых остатков;

    -раскрыть основные этапы в развитии растительного мира;

    -показать влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир, необходимость охраны растений.

    Называть:

    -примеры приспособленности растений к среде обитания.

    Обосновывать:

    -признаки усложнения строения растений изученных групп, значение растений в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.

    Итоговая контрольная работа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

           Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

    Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

           Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

    Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

    В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

    Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

    Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

    Рабочая программа по биологии. 9 класс. «Биология. Основы общей биологии», авторы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова.

    Содержит: пояснительную записку, цели изадачи изучения курса "Основы общей биологии", требования к уровню подготовки обучающихся на ступени основного общего образования, содержание учебного предмета, ...

    Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

    Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

    Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

    Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...