Главные вкладки

    Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
    календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

    Чуенкова Нина Владимировна

    В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Рассмотрено»

    Руководитель Т Г

    Чуенкова Н.В.

    ————/–––––––––––

                            ФИО

    Протокол №   от

    «    » сентября 2014г.

    «Согласовано»

    Заместитель руководителя  по УВР

                             Самсонова Е.В.

    –––––––––––/––––––––––––––––/

                                        ФИО

                   «     » сентября  2014г.

    «Утверждено»

    Руководитель

    Шуршина Н.И.

    ––––––––––––/––––––––

                                  ФИО

    Приказ № 323от

    «  »     сентября 2014г

                             .

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

    по  биологии , 6 класс,

    вторая ступень обучения,

    Чуенковой Нины Владимировны

    1 категория

    Принята на заседании

                      педагогического совета

                     протокол №  

               от «  » сентября 2014г

    2014 -2015учебный год

    Пояснительная записка.

    Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объемсодержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, на основе рабочей государственной программы побиологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2012 год, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования,прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе по программе «Планета знаний», одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

            Учебное содержание курса биологии включает:

            Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков,  34 ч, 1 ч в неделю. В разделе 4. Человек на Земле вынесены 2 часа, они отводятся на обобщающее повторение и итоговый контроль.

            Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его без опасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5 класса реализуют следующие цели:

    — систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы»;

    — развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

    — формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

    — воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе,

    — формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков.         Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир. В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.

            В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Данный курс имеет линейную структуру. В 5 классе происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп.

    Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.

            Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Глобальными целями биологического образования являются:

    • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
    • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

    Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

    • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
    • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
    • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно- смысловыми, коммуникативными.
    • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

    Ценностные ориентиры содержания предмета биологии.

            В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

            Основу познавательных ценностей составляют научные знаний и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентиры, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

    • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
    • ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
    • понимание сложности и противоречивости самого процесса познания;
    • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
    • понимание необходимости здорового образа жизни;
    • осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
    • сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

            Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

    • правильному использованию биологической терминологии и символики;
    • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
    • развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

            Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьным курсами, направлен на формирование нравственных ценностей-ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

            Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

            Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

    Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующихличностныхрезультатов:

    • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
    • реализация установок здорового образа жизни;
    • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.

    Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

    • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
    • умение работать с разными источниками биологической информации(в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
    • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
    • умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

    Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

    1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

    • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
    • приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
    • объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
    • различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
    • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
    • выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
    • овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

    2. В ценностно-ориентационной сфере:

    • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
    1. В сфере трудовой деятельности:
    • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
    • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

    4.В сфере физической деятельности:

    • освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

    5. В эстетической сфере:

    • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

            Рабочая программа по биологии в 5 классе состоит из четырех разделов:

    1. Живой организм: строение и изучение
    2. Многообразие живых организмов
    3. Среда обитания живых организмов
    4. Человек на Земле

            Для контроля и оценивания знаний учащихся по биологии в 5 классе проводится вводная, промежуточная, итоговая диагностика. По разделам проводится разноуровневое тестирование.

    Учебно – тематический план

                                     по  предмету биологии

    Класс: 5

    Учитель: Чуенкова Нина Владимировна

    Количество часов:

    Всего - 34, в неделю 1 час.

    Плановых лабораторных работ – 7, экскурсия -1

    Планирование составлена, на основе рабочей государственной программы побиологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2012 годпо биологии  для основного общего образования и авторской программы авторов И.Н.Пономаревой,В.С.Кучменко(Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: Программы .М. Вента – Граф, 2009.

    Учебник:Биология. Введение в биологию. 5 классН.И.Сонин, А.А. Плешаков,  

            следующих

    №п/п

    Наименование раздела,тема урока

    Количество часов

    УУД

    Применение ИКТ

    Календарные сроки

    личностные

    регулятивные

    познавательные

    коммуникативные

    план

    факт

    1

    Введение

    1

    Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

    Умение использовать речевые средства для аргументации своей позиции, точки зрения.

    Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности.

    Раздел 1. Живой организм: строение и изучение

    8

    2

    Что такое живой организм.

    1

    Формировать познавательный интерес

    Уметь сопоставлять свойства живых организмов

    Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

    Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).Вычитывать все уровни текстовой информации.

    Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

    презентация

    3

    Наука о живой природе

    1

    Формировать навыки осознания ценности живых объектов

    Уметь ставить задачу. Определять значение биологических знаний в современной жизни.

    Знать основные свойства живой природы

    Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

    презентация

    4

    Методы изучения природы.

    1

    Формировать ответственное отношение к обучению.

    Уметь проводить наблюдения, измерения, опыты

    Знать характеристику методов биологических исследований.

    Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.

    Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

    презентация

    5

    Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними».

    1

    Формировать навыки работы с увеличительными приборами

    Уметь работать с увеличительными приборами

    Знать устройство светового микроскопа, лупы.

    Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

    презентация

    6

    Живые клетки. Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

    1

    Формировать навыки сравнения живых клеток.

    Уметь находить отличия у живых клеток.

    Знать основные органоиды клетки.

    Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

    презентация

    7

    Химический состав клетки. Практическая работа№1 «Определение химического состава семян пшеницы».

    1

    Сформировать познавательный интерес. Сформировать представление о единстве живого.

    Уметь работать с наглядным материалом

    Знать химический состав клетки, различать органические и неорганические вещества.

    Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

    презентация

    8

    Вещества и явления в окружающем мире. Практическая работа №2 «Описание и сравнение признаков различных веществ».

    1

    Формировать познавательный интерес.

    Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации.

    Знать отличие веществ и явлений.

    Формирование умения выдвигать версии решения проблемы.

    презентация

    9

    Великие естествоиспытатели.

    1

    Формировать познавательный интерес

    Умение работать с разными источниками биологической информации.

    Знать ученых сделавших, открытия.

    Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

    презентация

    Раздел 2. Многообразие живых организмов

    14

    10

    Как развивалась жизнь на Земле

    1

    Формировать познавательный интерес

    умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам,

    Умение организовывать свою работу, планировать действия, развитие навыка самооценки и коррекции результатов деятельности

    Уметь находить закономерности

    Умение работать с текстом, выделять главное , классифицировать объекты

    умение слушать и вступать в диалог, работать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками

    презентация

    11

    Разнообразие живого

    Пр.№10, стр.57-59

    1

    Формировать этическое отношение к живым организмам

    умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

    Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

    Умение давать определениям понятия, классифицировать объекты

    Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог

    презентация

    12

    Бактерии

    Пр.№11, стр60-63

    1

    Формировать познавательный интерес

    потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников

    Умение работать в составе творческих групп

    Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов

    Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

    Умение работать в составе творческих групп

    презентация

    13

    Грибы

    Пр.№12.стр.64-67

    1

    Формировать познавательный интерес

    уметь оценить уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья

    Умение работать в составе творческих групп

    Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов

    Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

    Умение работать в составе творческих групп

    презентация

    14

    Общая характеристика растений. Водоросли Пр.№13

    Стр69-72.

    1

    Формировать познавательный интерес

    потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

    Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

    Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

    Знать особенности строения и жизнедеятельности водорослей

    Уметь дать характеристику водорослям

    Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

    Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

    презентация

    15

    Мхи

    Пр.№14

    Стр73-75

    1

    Формировать познавательный интерес

    потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

    Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

    Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

    Знать особенности строения мхов

    : Уметь дать характеристику мхам, различать

     виды мхов

     Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

    Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

    презентация

    16

    Папоротники

    Пр.№15

    Стр.76-78

    1

    Формировать познавательный интерес

    потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

    Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

    Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

    Знать отличительные признаки цветковых растени Уметь дать характеристику покрытосеменным

    Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

    й

    Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

    презентация

    17

    Голосеменные растения

    Пр№16

    Стр79-82

    1

    Формировать познавательный интерес

    потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

    Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

    Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

    Знать особенности строения голосеменных

    Уметь дать характеристику

    голосеменных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

    Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

    презентация

    18

    Покрытосеменные (Цветковые ) растения

    Пр№17

    Стр83-87

    1

    Формировать познавательный интерес

    потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

    Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

    Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

    Знать отличительные признаки цветковых растени Уметь дать характеристику покрытосеменным

    Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

    й

    Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

    презентация

    19

    Значение растений в природе и жизни человека

    Пр.№18

    Стр88-90

    1

    Формирование навыков  поведения в приро: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках  по отношению к живой природе

    де

    Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию

    Знать о значении растений в природе и жизни чел Уметь узнавать изучаемые объекты в природе , различать лекарственные и ядовитые растения

    Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям

    овка

    умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    20

    Общая характеристика животных. Простейшие

    Пр.№19

    Стр91-93

    1

    Формировать осознание ценности живых объектов

    умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья

    умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов

    Знать отличительные признак  Уметь определять простейших

     Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

    Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы

    и

    умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    21

    Беспозвоночные

    Пр.№20

    Стр94-96

    1

    Формировать осознание ценности беспозвоночных умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья

    умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов

    Знать отличительные признаки и значение беспозвоночных

    умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль

    электронное приложение к учебнику

    22

    Позвоночные Пр.№21

    Стр97-99

    1

    Формировать осознание ценности позвоночных умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья

    умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов

    Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение

    умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль

    Электронное приложение к учебнику

    23

    Значение животных в природе и жизни человека

     Пр.№22

    Стр100-102

    1

    Формирование   навыков поведения в при способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках  по отношению к живой природе роде

    умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию

     умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение

    Знать значение животных в природе и в жизни человека Уметь находить изучаемые объекты в природе

    умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение

    Раздел 3. Среда обитания живых организмов

    4

    24

    Среда обитания живых организмов.

    Три среды обитания.

    Пр23

    1

    Формировать познавательный интерес

    умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам,

    Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания.

    умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

    умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.

    умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    25

    Жизнь на разных материках.

    Пр24

    1

    Формировать познавательный интерес

    потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы

    умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете

    умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям.

    умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    26

    Природные зоны Земли.

    Пр.25

    1

    Формировать познавательный интерес

    умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам,

    умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете,

    развитие навыков оценки и самоанализа

    умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.

    умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    27

    Жизнь в морях и океанах.

    1

    Формировать познавательный интерес

    потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников

    умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением.

    умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства.

    умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    Раздел 4. Человек

    на Земле

    5

    28

    Как человек появился на Земле

    . Пр. №27, стр. 128-134.

    1

    Формирование познавательного интереса

    Объяснить место и роль человека в природе.

    Знать этапы появления человека на Земле.

    умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.

    презентация

    29

    Как человек изменил Землю.

    Пр. .№28, №30, стр. 135-145.

    1

    Формирование познавательного интереса и навыков поведения в природе.

    Объяснить необходимость защиты среды обитания человека, выявить экологические причины экологических проблем.

    Знать как повлиял человек на окружающий мир, экологические проблемы современности.

    умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками.

    презентация

    30

    Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

    Пр. .№ 29, стр. 140-142.

    1

    Формирование основ экологической культуры.

    Выявить и приводить примеры растений и животных, занесенных в Красную книгу России и Саратовской  области.

    Знать растения и животных занесенных в Красную книгу России, нашего региона.

    умение работать в составе творческих групп

    презентация

    31

    Здоровье человека и безопасность жизни

    Пр. № 30, стр. 146-152.

    1

    Формировать осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.

    Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.

    Знать природную и социальную среду обитания человека.

    Знать природную и социальную среду обитания человека.

    презентация

    32

    Обобщающее повторение

    Экскурсия «Весенние явления в природе»

    1

    Формирование основ экологической культуры.

    Проводить биолого-экологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов

    Находить информацию о живой природе в окружающей среде, анализировать и оценивать ее

    Умение наблюдать и описывать явления природы

    презентация

    33

    Итоговый контроль

    1

    Формирование интеллектуальных умений.

    Формирование умения видеть проблему.

    Анализ и оценка деятельности на уроке.

    Уметь показать знания по изучению курса биологии за 5 класс.

    34

    резерв

    1

    Содержание тем учебного курса

    Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)

            Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

            Лабораторные и практические работы:

            Знакомство с оборудованием для научных исследований.

            Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

            Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

            Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

            Строение клеток кожицы чешуи лука*.

            Определение состава семян пшеницы.

            Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

            

    Предметные результаты обучения

            Учащиеся должны знать:

    — основные признаки живой природы;

    — устройство светового микроскопа;

    — основные органоиды клетки;

    — основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

    — ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

            Учащиеся должны уметь:

    — объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

    — характеризовать методы биологических исследований;

    — работать с лупой и световым микроскопом;

    — узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

    — объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

    — соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

    Метапредметные результаты обучения

    Учащиеся должны уметь:

    — проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

    • ставить учебную задачу под руководством учителя;
    • систематизировать и обобщать разные виды информации;
    • составлять план выполнения учебной задачи.

    Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)

            Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

    Предметные результаты обучения

            Учащиеся должны знать:

    — существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

    — основные признаки представителей царств живой природы.

            Учащиеся должны уметь:

    — определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

    — устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

    — различать изученные объекты в природе, на таблицах;

    — устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

    — объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

    Метапредметные результаты обучения

            Учащиеся должны уметь:

    — проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

    — использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

    • самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.

    Раздел 3. Среда обитания живых организмов (4 ч)

            Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины —степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

            Лабораторные и практические работы:

            Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел,гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

            Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

    Предметные результаты обучения

            Учащиеся должны знать:

    — основные среды обитания живых организмов;

    — природные зоны нашей планеты, их обитателей.

            Учащиеся должны уметь:

    — сравнивать различные среды обитания;

    — характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

    — сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

    — выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

    — приводить примеры обитателей морей и океанов;

    — наблюдать за живыми организмами.

    Метапредметные результаты обучения

            Учащиеся должны уметь:

    — находить и использовать причинно следственные связи;

    — строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

    — выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

    Раздел 4. Человек на Земле (4 ч)

            Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защитапланеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

            Лабораторные и практические работы:

            Измерение своего роста и массы тела.

            Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

    Требования к уровню подготовки учащихся, обучающих по данной программе

    Предметные результаты обучения

            Учащиеся должны знать:

    — основные признаки живой природы;

    — устройство светового микроскопа;

    — основные органоиды клетки;

    — основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

    — ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

    — проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

    • ставить учебную задачу под руководством учителя;
    • систематизировать и обобщать разные виды информации;
    • составлять план выполнения учебной задачи.

    — существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

    — основные признаки представителей царств живой природы.

    — основные среды обитания живых организмов;

    — природные зоны нашей планеты, их обитателей.

            Учащиеся должны уметь:

    — объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

    — характеризовать методы биологических исследований;

    — работать с лупой и световым микроскопом;

    — узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

    — объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

    — соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

    — определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

    — устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

    — различать изученные объекты в природе, на таблицах;

    — устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

    — объяснять роль представителей царств живой природы

    — сравнивать различные среды обитания;

    — характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

    — сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

    — выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

    — приводить примеры обитателей морей и океанов;

    — наблюдать за живыми организмами.

    Метапредметные результаты обучения

            Учащиеся должны уметь:

    — проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

    — использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

    • самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.

    — находить и использовать причинно следственные связи;

    — строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

    — выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту

    — объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

    — объяснять роль растений и животных в жизни человека;

    — обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

    — соблюдать правила поведения в природе;

    — различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

    — вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

            

    — работать в соответствии с поставленной задачей;

    — составлять простой и сложный план текста;

    — участвовать в совместной деятельности;

    — работать с текстом параграфа и его компонентами;

    — узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

    Учащиеся должны знать:

    — предков человека, их характерные черты, образ жизни;

    — основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

    — правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

    — простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

    Личностные результаты обучения

    — Формирование ответственного отношения к обучению;

    — формирование познавательных интересов и мотивов к бучению;

    — формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

    — осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

    • формирование основ экологической культуры.

    Ученик получит возможность учиться:

    •  соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
    •  использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
    • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
    •  осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
    •  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
    •  находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
    •  выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
    • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
    •  использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
    •  выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
    •  осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
    •  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

    -  находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

    •  выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


    Список литературы

    1.Атлас определитель «Растения леса», «Животные луга», «Птицы леса», «Животные леса», «Растения луга» / Е.Т. Бровкина, В.И.Сивоглазов. -М.: Дрофа, 2007 г.

    2.Земноводные и пресмыкающиеся Ульяновской области / В.А.Кривошеев. - Ульяновск, 2001.

    3.Красная книга Ульяновской области

    4.Красная книга России.

         5.Новиков В.С. Атлас определитель «Дикорастущие растения» / В.С.Новиков, И.А.Губанов. - М.: Дрофа, 2007.

         6.  Охраняемые территории и памятники природы Ульяновской области / В.В. Благовещенский. - Ульяновск: Дом печати, 1997.

         7.СИМБИОЗ:Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособие / Е.В.Тяглова. - М: Планета, 2010. - 255с.

         8.сайт Htt// fejon.edu.pu.

    9.сайтHtt//school-collectjon.edu.ru.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И. 9 класс 102 часа

    Представлена рабочая программа по биологии для 9 класса по линии Сонина Н.И....

    Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

    Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

    рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю

    Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...

    Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 6 класс

    Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

    Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень

    В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...

    Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

    Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...