рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме

Барышева Галина Викторовна

Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_biologiya_5_klass.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

На заседании ШМО

____________ фио рук-ля ШМО

Протокол №_________

«____»____________ 20 г.

Согласовано

Зам.директора по УВР

______________ Снитовская Е.А.

«____»____________ 20 г.

Утверждено

Директор гимназии

______________ Тимошенко Н.А.

«____»____________ 20г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ ИМ. Н.В. ПУШКОВА»

Рабочая программа по биологии

Срок реализации программы: 2013-2014 учебный год

Класс: 5 б, в.

Составитель программы:  Барышева Г.В.

                                                                                                                         

                             

                                                                                                     

                                           Пояснительная записка.

     Основная цель: Изучение биологии формирует ценностное отношение школьника к природе, создает условия для воспитания и уважения к научной истине.  

     Основные задачи курса:

  • систематизация знаний учащихся об объектах природы, их многообразии и единстве, полученных в начальной школе; пропедевтика основ естественно –научных знаний;
  • получение учащимися представление о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • развитие у учащихся устойчивого интереса к естественно - научным знаниям;
  • формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Общая характеристика учебного курса.

     Рабочая программа  по курсу «Биология 5 класс» разработана на основе авторской программы  А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебнику «Биология 5 класс» авт. А.А.Плешаков и Н.И.Сонин, М.«Дрофа»,2010 г.

     Курс биологии в 5 классе продолжает курс начальной школы, одновременно являясь  пропедевтической основой для изучения естественных наук. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

Место учебного курса в учебном плане.

      Авторская программа курса в 5-м классе рассчитана на 35 ч в год (1 ч в неделю).

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

Ценностные ориентиры содержания учебного курса.

     Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную ,исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности.

Результаты обучения курса «Биологии 5 класс».

Личностные результаты

Метопредметные результаты

Предметные

I Учащиеся обязаны:

1. Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук

2. Развивать интеллектуальные и творческие способности

II Учащиеся получат возможность:

1. Воспитать ответственное отношение к природе

2. осознать необходимость защиты окружающей среды

3. стремиться к здоровому образу жизни.

4.  Развивать мотивацию  к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

I Учащиеся обязаны:

1. Овладеть способами самоорганизации учебной деятельности: а) уметь ставить цели и планировать личную учебную деятельность; б) оценивать собственный вклад в деятельность группы; в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений.

2. Освоить приемы исследовательской деятельности: а)формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдения); б) составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы; в)формулировать выводы по результатам исследования.

II Учащиеся получат возможность:

1. Формировать приемы работы с информацией, т.е. уметь: а) искать и отбирать источники информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, интернет и т.д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;

б) систематизировать информацию;

в) понимать информацию в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.

2. Овладеть опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью.

I Учащиеся обязаны:

1. В ценностно-ориентационной сфере – формировать представлений о одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.

2. формировать элементарные исследовательские умения;

II Учащиеся получат возможность:

 Применять полученные знания и умения:

а. для решения практических задач в повседневной жизни;

б. Для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде;

в. Для оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Содержание курса.

Тема: Изучение природы.(3 часа)

     Изучение природы человеком. Естественные науки (биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований, (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

  • Практическая работа.

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Великие естествоиспытатели.

Тема: Жизнь на Земле.(13 часов)

     Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

     Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

     Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

     Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

     Растения и животные разных материков(знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

     Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешенные широколиственные леса, травянистые равнины, степи и саванны, пустыни, важный тропический лес.

     Жизнь в морях и океанах. Сообщество поверхности  и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

  • Практическая работа.

     Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев и др.).

     Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. примеры приспособления растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Тема: Человек на Земле.(15 часов)

     Научное представление о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек)

     Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

     Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

     Здоровье человека и безопасность жизни.

     Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

     Вредные привычки и их  профилактика. Среда обитания человека.

     Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

  • Демонстрации.

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

  • Практические работы.

Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Резервное время – 4 часа.

Календарно-тематическое  планирование.

№ урока


Часть, тема урока.


Сроки

Учебные материалы

Планируемые результаты

учебник

ТПО

Предметные

Личностные

Метапредметные

Часть I. Изучение природы (3 часа)

1

Введение. Науки о природе. Биология .Экология.

1 неделя

стр.6,10,11-14

Знать понятие «биология» и её разделы.

Развитие любознательности

Формирование способности вести диалог.

2

Методы изучения природы (биологии)

2 неделя

стр.15-17

Формирование элементарных исследовательских умений.

Формирование интереса к изучению природы методами естественных наук

Систематизация информации, понимание информации в виде рисунков, объектов.

3

Великие естествоиспытатели.

3 неделя

стр.21-22

Иметь представления о великих ученых.

Уметь рассказать о них.

Поиск и отбор источников информации о ученых.

Часть II. Жизнь на Земле. (13 часов)

4

Как развивалась жизнь на Земле.

4 неделя

стр.102-106

Формирование красочных рассказов,выделяя главную мысль.

Развитие творческих способностей.

Использование дополнительных источников информации, участие в дискуссии.

5

Живые клетки

5 неделя

стр.107-109

Знать строение клетки (главные части)

Формирование умения в работе с микропрепаратами

Участие в работе группы

6

Большой мир маленьких клеток

6 неделя

стр 110-112

Уметь сравнивать клетки животных и растений

Рассказывать о разнообразии клеток

Использовать свои наблюдения и рисунки учебника

7

Разнообразие живого

7 неделя

стр.113-114

Перечислять царства живой природы (приводить примеры представителей)

Устные сообщения, работа в паре.

Самооценка уровня личных учебных достижений.

8

Животные

8 неделя

стр.115-117

Давать характеристику всем типам животных

Устные проекты

Самооценка уровня личных учебных достижений

9

Три среды обитания

9 неделя

стр.118-119

Уметь давать характеристику всем трем средам обитания и перечислять их

Развитие любознательности и творческих способностей

Провести самооценку уровня личных учебных достижений

10

Наземно-воздушная среда. Водная среда. Почвенная среда.

10 неделя

стр.120-122

Уметь делать сообщения по темам

Работа в группе. Развитие любознательности и творческих способностей

Провести самооценку уровня личных учебных достижений

11

Жизнь на разных материках.

11 неделя

стр.123-125

Перечислять и кратко характеризовать растения и животных разных материков.

Развитие любознательности и творческих способностей (проекты).

Формирование приемов работы с информацией (поиск и отбор источников информации)

12

Растения и животные Земли.

12 неделя

стр.126-127

Уметь работать с картой, рассказывать о животных и растениях.

Развитие любознательности и творческих способностей (проекты). Работа в паре.

Формирование приемов работы с информацией. Систематизация информации.  

13

Природные зоны Земли.

13 неделя

стр.129-131

Перечислять и кратко характеризовать природные зоны.

Воспитание ответственного отношения к природе.

Систематизация информации, понимание её.  

14

Карта «Природные зоны Земли».

14 неделя

стр.132-134

Доказывать, что природные зоны на Земле распространены в зависимости от тепла и влаги.

Развитие любознательности.

Систематизация информации, понимание её.  

15

Жизнь в морях и океанах.

15 неделя

стр.135-138

Перечислять, приводить примеры организмов, животных :морей  и океанов.

Мотивация к изучению

Участие в дискуссии по данной теме.

16

Итоговый урок. Что мы узнали из этого раздела.

16 неделя

стр.139-140

Свободно владеть учебным материалом, основными понятиями темы.

Развитие интеллектуальных  и творческих способностей.

Формирование приемов работы с информацией (это умения: поиска и отбора источиков информации).

Часть III. Человек на Земле (15 часов)

17

Как человек появился на Земле.

17 неделя

стр.

Пересказывать основные этапы появления и становления человека.

Мотивация к изучению

Участие в дискуссии, ведение диалога.

18

Жизнь наших далеких предков.

18 неделя

стр.142-144

Самостоятельно подготовить устные сообщения (1-2 мин)

Развитие интеллектуальных и творческих способностей

Овладение способами самоорганизации учебной деятельности (ставить цель, планировать, проводить самооценку личных учебных достижений)

19

Как человек изменил Землю.

19 неделя

стр.155-157

Представлять себе какие изменения происходили и происходят в природе под действиями человека.

Воспитание ответственного отношения к природе.

Корректное ведение диалога и участие в дискуссии.

20

Три «подарка» человека самому себе и своей планете.

20 неделя

стр.157-158

Познакомиться с материалами учебника о кислотных дождях, истощении озонового слоя, парниковом эффекте.

Осознание необходимости защиты окружающей среды

Поставить цель и планировать личную учебную деятельность.

21

Обобщенный урок. Практическая работа.«Подумайте»

21 неделя

стр.159

Обсудить в классе способы решения важнейших экологических проблем.

Стремление к здоровому образу жизни, охране окружающей природной среды.

Поиск и отбор источников информации

22

Жизнь под угрозой.

22 неделя

стр.160-162

Понять проблему связанную с сохранением редких животных и растений

Стремление к охране и защите окружающей среды.

Поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей

23

Красные книги животных и растений. Черная книга.

23 неделя

стр.162

Подготовить устные сообщения о редких и вымерших животных и растений

Стремление к охране и защите окружающей среды.

Поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей

24

Не станет ли Земля пустыней?

24 неделя

стр.163-165

Перечислять и кратко характеризовать экологические проблемы.

Воспитание ответственного отношения к природе

Корректное ведение диалога и участие в дискуссии.

25

Важнейшие экологические проблемы.

25 неделя

стр.165

Познакомиться с экологическими проблемами сохранения биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений (работа с диском)

Работа в группе. Сообщения 2-3 мин. Развитие интеллектуальных способностей, осознание необходимости защиты окружающей природной среды.

Поиск и отбор нужной информации.

26

Здоровье человека и безопасность жизни.

26 неделя

стр.165-166

Понять, что значит здоровье человека и безопасность жизни, взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Стремление к здоровому образу жизни.

Овладение опытом межличностной коммуникации, участие в дискуссии.

27

Вредные привычки и их профилактика.

27 неделя

стр. 167

Уметь давать характеристику вредным привычкам и их профилактике.

Стремление к здоровому образу жизни.

Овладение опытом межличностной коммуникации, участие в дискуссии

28

Практическая работа «Измерение своего роста и массы тела». Овладение простейшими способами остановки крови.

28 неделя

стр.169

Уметь выполнять манипуляции «рост», «вес», помощь при капил. кровотечениях.

Воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Формирование приемов работы с информацией.

29

Ядовитые животные

29 неделя

стр.170

Определять в М.О. опасных животных

Развитие любознательности и формирование интереса

Формирование умений поиска и отбора

30

Ядовитые растения

30 неделя

стр.171-172

Определять и знать ядовитые растения, грибы.

Развитие любознательности и формирование интереса

Формирование умений поиска и отбора

31

Итоговый урок темы «Человек на Земле»

31 неделя

стр.173

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей уч-ся, мотивация к изучению в будущем разных естественных наук.

Овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной целью.

32

Повторение курса «Биология»

32 неделя

стр.102-173

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.  

Развитие интеллектуальных и творческих способностей уч-ся, мотивация к изучению в будущем разных естественных наук.  

Овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной целью.    

33

Экскурсия в лес.

33 неделя

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.    

Развитие интеллектуальных и творческих способностей уч-ся, мотивация к изучению в будущем разных естественных наук.  

Овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной целью.    


34





Практическая итоговая работа.






34

неделя













Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.





Развитие любознательности и формирование интереса.





Поиск и отбор нужной информации. Участие в

работе группы.



                    Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Наименование объектов и средств МТО

Количество

Примечание

Библиотечный фонд

1. Примерная программа курса Природоведение 5 класс, под ред. А.А.Плешакова и Н.И.Сонина, Москва, «Дрофа», 2010 г

1 экз.

Д

2. Учебник «Природоведение 5 класс» под ред. А.А.Плешакова и Н.И.Сонина, Москва, «Дрофа», 2010 г

класс-комплект

Ф

3. Мультимедийный диск к учебнику «Природоведение 5 класс»

1 экз.

Д

4. Методические рекомендации по преподаванию биологии

1 экз.

Д

5. Справочные материалы (словарь научных терминов, справочник по биологии, атлас определитель растений и животных)

1 экз.

Д

6. Рабочая тетрадь у учебнику «Природоведение 5 класс»

класс-комплект

Ф

Печатные пособия

1. Таблицы по основным темам курса биологии

1 экз.

Д

2. Портреты великих ученых естествоиспытателей

8 экз.

Д

3. Плакаты по основным темам

1 экз.

Ф

Учебно –практическое оборудование

1. Комплект лабораторного  оборудования (штатив лабораторный, стаканы, чашки петри, стаканы мерные, пробирки, колбы, стеклянные палочки)

15 экз.

К

2. Рельефные модели

20 экз.

Ф

3. Муляжи овощей, фруктов, грибов

3 экз.

Д

4. Скелет человека (макет)

2 экз.

Д

5. Коллекция шишек, грибов, морских и наземных ракушек

1 экз.

Ф

6. Гербарии по курсу биологии

1 экз.

К

7. Микропрепараты по теме: «Клеточное строение живых организмов»

4 экз.

Ф

8. Модели строения цветков

6 экз.

Ф

9. Микроскоп

20 экз.

К

10. Лупа

40 экз.

Ф

11. Комнатные растения

10 экз.

К

Компьютерные информационные коммуникативные средства

1. Компьютерные программы по темам курса

1 экз.

Ф

2. Видеоэнциклопедия для народного образования – 4 части

1 экз.

Д

3. Биология (видеокассеты для всех тем курса) – 5 частей

1 экз.

Д

4. Комплекты наглядно-методических материалов для оверхед-проектора – 9 частей

1 экз.

К

Технические средства обучения

1. Компьютер мультимедийный (интерактивная доска с выходом в интеренет)

1 экз.

Ф

2. Мультимедиа проектор, проекционный экран

1 экз.

Ф

3. Видеомагнитофон, телевизор

1 экз.

Ф

4. Классная доска с набором магнитов

1 экз.

Ф

5. Компьютер

1 экз.

Ф

Экранно-звуковые пособия

1. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

1 экз.

Ф

2. Видеофильмы, соответствующие тематике программы

1 экз.

Ф

Оборудование класса

1. Ученические столы с комплектом стульев

класс-комплект

2. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов и пособий

8 экз.

3. Стенды, демонстрационные

4 экз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты и маленький Плутон.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина).

Уроки по теме: " Соседи Солнца" ( Планеты земной группы и Планеты гиганты и маленький Плутон).Тест: "Соседи Солнца"Презентация к урокам: "Соседи Солнца"...

Рабочая программа "Химия. 8 класс" по учебнику А.А. Журина, 3 ч/неделю

Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, Примерной программы основного общего образования ...

Рабочая программа "Химия. 9 класс" по учебнику А.А. Журина (2 часа в неделю)

Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, Примерной программы основного общего образования ...

Рабочая программа. География 5 класс к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. ФГОС.

«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиес...

Рабочая программа. Литература 7 класс к учебнику Полухина.В.П; Коровина.В.Я., Журавлев.В.П.,Коровин.В.И. (1 час в неделю).

Рабочая программа по литературе для 7 класса. Составленная в соответствии с основными положениями ФГОС и адаптирована для школы надомного обучения учитывая индивидуальные психофизиологические возможно...