Главные вкладки

    рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю
    календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме

    Барышева Галина Викторовна

    Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_biologiya_5_klass.doc148.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рассмотрено

    На заседании ШМО

    ____________ фио рук-ля ШМО

    Протокол №_________

    «____»____________ 20 г.

    Согласовано

    Зам.директора по УВР

    ______________ Снитовская Е.А.

    «____»____________ 20 г.

    Утверждено

    Директор гимназии

    ______________ Тимошенко Н.А.

    «____»____________ 20г.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ГИМНАЗИЯ ИМ. Н.В. ПУШКОВА»

    Рабочая программа по биологии

    Срок реализации программы: 2013-2014 учебный год

    Класс: 5 б, в.

    Составитель программы:  Барышева Г.В.

                                                                                                                             

                                 

                                                                                                         

                                               Пояснительная записка.

         Основная цель: Изучение биологии формирует ценностное отношение школьника к природе, создает условия для воспитания и уважения к научной истине.  

         Основные задачи курса:

    • систематизация знаний учащихся об объектах природы, их многообразии и единстве, полученных в начальной школе; пропедевтика основ естественно –научных знаний;
    • получение учащимися представление о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
    • развитие у учащихся устойчивого интереса к естественно - научным знаниям;
    • формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

    Общая характеристика учебного курса.

         Рабочая программа  по курсу «Биология 5 класс» разработана на основе авторской программы  А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебнику «Биология 5 класс» авт. А.А.Плешаков и Н.И.Сонин, М.«Дрофа»,2010 г.

         Курс биологии в 5 классе продолжает курс начальной школы, одновременно являясь  пропедевтической основой для изучения естественных наук. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

    Место учебного курса в учебном плане.

          Авторская программа курса в 5-м классе рассчитана на 35 ч в год (1 ч в неделю).

    В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

    Ценностные ориентиры содержания учебного курса.

         Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную ,исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности.

    Результаты обучения курса «Биологии 5 класс».

    Личностные результаты

    Метопредметные результаты

    Предметные

    I Учащиеся обязаны:

    1. Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук

    2. Развивать интеллектуальные и творческие способности

    II Учащиеся получат возможность:

    1. Воспитать ответственное отношение к природе

    2. осознать необходимость защиты окружающей среды

    3. стремиться к здоровому образу жизни.

    4.  Развивать мотивацию  к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

    I Учащиеся обязаны:

    1. Овладеть способами самоорганизации учебной деятельности: а) уметь ставить цели и планировать личную учебную деятельность; б) оценивать собственный вклад в деятельность группы; в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений.

    2. Освоить приемы исследовательской деятельности: а)формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдения); б) составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы; в)формулировать выводы по результатам исследования.

    II Учащиеся получат возможность:

    1. Формировать приемы работы с информацией, т.е. уметь: а) искать и отбирать источники информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, интернет и т.д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;

    б) систематизировать информацию;

    в) понимать информацию в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.

    2. Овладеть опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью.

    I Учащиеся обязаны:

    1. В ценностно-ориентационной сфере – формировать представлений о одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.

    2. формировать элементарные исследовательские умения;

    II Учащиеся получат возможность:

     Применять полученные знания и умения:

    а. для решения практических задач в повседневной жизни;

    б. Для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде;

    в. Для оказания простейших видов первой медицинской помощи.

    Содержание курса.

    Тема: Изучение природы.(3 часа)

         Изучение природы человеком. Естественные науки (биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований, (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

    • Практическая работа.

    Знакомство с оборудованием для научных исследований.

    Великие естествоиспытатели.

    Тема: Жизнь на Земле.(13 часов)

         Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

         Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

         Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

         Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

         Растения и животные разных материков(знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

         Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешенные широколиственные леса, травянистые равнины, степи и саванны, пустыни, важный тропический лес.

         Жизнь в морях и океанах. Сообщество поверхности  и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

    • Практическая работа.

         Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев и др.).

         Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. примеры приспособления растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

    Тема: Человек на Земле.(15 часов)

         Научное представление о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек)

         Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

         Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

         Здоровье человека и безопасность жизни.

         Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

         Вредные привычки и их  профилактика. Среда обитания человека.

         Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

    • Демонстрации.

    Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

    • Практические работы.

    Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

    Резервное время – 4 часа.

    Календарно-тематическое  планирование.

    № урока


    Часть, тема урока.


    Сроки

    Учебные материалы

    Планируемые результаты

    учебник

    ТПО

    Предметные

    Личностные

    Метапредметные

    Часть I. Изучение природы (3 часа)

    1

    Введение. Науки о природе. Биология .Экология.

    1 неделя

    стр.6,10,11-14

    Знать понятие «биология» и её разделы.

    Развитие любознательности

    Формирование способности вести диалог.

    2

    Методы изучения природы (биологии)

    2 неделя

    стр.15-17

    Формирование элементарных исследовательских умений.

    Формирование интереса к изучению природы методами естественных наук

    Систематизация информации, понимание информации в виде рисунков, объектов.

    3

    Великие естествоиспытатели.

    3 неделя

    стр.21-22

    Иметь представления о великих ученых.

    Уметь рассказать о них.

    Поиск и отбор источников информации о ученых.

    Часть II. Жизнь на Земле. (13 часов)

    4

    Как развивалась жизнь на Земле.

    4 неделя

    стр.102-106

    Формирование красочных рассказов,выделяя главную мысль.

    Развитие творческих способностей.

    Использование дополнительных источников информации, участие в дискуссии.

    5

    Живые клетки

    5 неделя

    стр.107-109

    Знать строение клетки (главные части)

    Формирование умения в работе с микропрепаратами

    Участие в работе группы

    6

    Большой мир маленьких клеток

    6 неделя

    стр 110-112

    Уметь сравнивать клетки животных и растений

    Рассказывать о разнообразии клеток

    Использовать свои наблюдения и рисунки учебника

    7

    Разнообразие живого

    7 неделя

    стр.113-114

    Перечислять царства живой природы (приводить примеры представителей)

    Устные сообщения, работа в паре.

    Самооценка уровня личных учебных достижений.

    8

    Животные

    8 неделя

    стр.115-117

    Давать характеристику всем типам животных

    Устные проекты

    Самооценка уровня личных учебных достижений

    9

    Три среды обитания

    9 неделя

    стр.118-119

    Уметь давать характеристику всем трем средам обитания и перечислять их

    Развитие любознательности и творческих способностей

    Провести самооценку уровня личных учебных достижений

    10

    Наземно-воздушная среда. Водная среда. Почвенная среда.

    10 неделя

    стр.120-122

    Уметь делать сообщения по темам

    Работа в группе. Развитие любознательности и творческих способностей

    Провести самооценку уровня личных учебных достижений

    11

    Жизнь на разных материках.

    11 неделя

    стр.123-125

    Перечислять и кратко характеризовать растения и животных разных материков.

    Развитие любознательности и творческих способностей (проекты).

    Формирование приемов работы с информацией (поиск и отбор источников информации)

    12

    Растения и животные Земли.

    12 неделя

    стр.126-127

    Уметь работать с картой, рассказывать о животных и растениях.

    Развитие любознательности и творческих способностей (проекты). Работа в паре.

    Формирование приемов работы с информацией. Систематизация информации.  

    13

    Природные зоны Земли.

    13 неделя

    стр.129-131

    Перечислять и кратко характеризовать природные зоны.

    Воспитание ответственного отношения к природе.

    Систематизация информации, понимание её.  

    14

    Карта «Природные зоны Земли».

    14 неделя

    стр.132-134

    Доказывать, что природные зоны на Земле распространены в зависимости от тепла и влаги.

    Развитие любознательности.

    Систематизация информации, понимание её.  

    15

    Жизнь в морях и океанах.

    15 неделя

    стр.135-138

    Перечислять, приводить примеры организмов, животных :морей  и океанов.

    Мотивация к изучению

    Участие в дискуссии по данной теме.

    16

    Итоговый урок. Что мы узнали из этого раздела.

    16 неделя

    стр.139-140

    Свободно владеть учебным материалом, основными понятиями темы.

    Развитие интеллектуальных  и творческих способностей.

    Формирование приемов работы с информацией (это умения: поиска и отбора источиков информации).

    Часть III. Человек на Земле (15 часов)

    17

    Как человек появился на Земле.

    17 неделя

    стр.

    Пересказывать основные этапы появления и становления человека.

    Мотивация к изучению

    Участие в дискуссии, ведение диалога.

    18

    Жизнь наших далеких предков.

    18 неделя

    стр.142-144

    Самостоятельно подготовить устные сообщения (1-2 мин)

    Развитие интеллектуальных и творческих способностей

    Овладение способами самоорганизации учебной деятельности (ставить цель, планировать, проводить самооценку личных учебных достижений)

    19

    Как человек изменил Землю.

    19 неделя

    стр.155-157

    Представлять себе какие изменения происходили и происходят в природе под действиями человека.

    Воспитание ответственного отношения к природе.

    Корректное ведение диалога и участие в дискуссии.

    20

    Три «подарка» человека самому себе и своей планете.

    20 неделя

    стр.157-158

    Познакомиться с материалами учебника о кислотных дождях, истощении озонового слоя, парниковом эффекте.

    Осознание необходимости защиты окружающей среды

    Поставить цель и планировать личную учебную деятельность.

    21

    Обобщенный урок. Практическая работа.«Подумайте»

    21 неделя

    стр.159

    Обсудить в классе способы решения важнейших экологических проблем.

    Стремление к здоровому образу жизни, охране окружающей природной среды.

    Поиск и отбор источников информации

    22

    Жизнь под угрозой.

    22 неделя

    стр.160-162

    Понять проблему связанную с сохранением редких животных и растений

    Стремление к охране и защите окружающей среды.

    Поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей

    23

    Красные книги животных и растений. Черная книга.

    23 неделя

    стр.162

    Подготовить устные сообщения о редких и вымерших животных и растений

    Стремление к охране и защите окружающей среды.

    Поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей

    24

    Не станет ли Земля пустыней?

    24 неделя

    стр.163-165

    Перечислять и кратко характеризовать экологические проблемы.

    Воспитание ответственного отношения к природе

    Корректное ведение диалога и участие в дискуссии.

    25

    Важнейшие экологические проблемы.

    25 неделя

    стр.165

    Познакомиться с экологическими проблемами сохранения биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений (работа с диском)

    Работа в группе. Сообщения 2-3 мин. Развитие интеллектуальных способностей, осознание необходимости защиты окружающей природной среды.

    Поиск и отбор нужной информации.

    26

    Здоровье человека и безопасность жизни.

    26 неделя

    стр.165-166

    Понять, что значит здоровье человека и безопасность жизни, взаимосвязь здоровья и образа жизни.

    Стремление к здоровому образу жизни.

    Овладение опытом межличностной коммуникации, участие в дискуссии.

    27

    Вредные привычки и их профилактика.

    27 неделя

    стр. 167

    Уметь давать характеристику вредным привычкам и их профилактике.

    Стремление к здоровому образу жизни.

    Овладение опытом межличностной коммуникации, участие в дискуссии

    28

    Практическая работа «Измерение своего роста и массы тела». Овладение простейшими способами остановки крови.

    28 неделя

    стр.169

    Уметь выполнять манипуляции «рост», «вес», помощь при капил. кровотечениях.

    Воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

    Формирование приемов работы с информацией.

    29

    Ядовитые животные

    29 неделя

    стр.170

    Определять в М.О. опасных животных

    Развитие любознательности и формирование интереса

    Формирование умений поиска и отбора

    30

    Ядовитые растения

    30 неделя

    стр.171-172

    Определять и знать ядовитые растения, грибы.

    Развитие любознательности и формирование интереса

    Формирование умений поиска и отбора

    31

    Итоговый урок темы «Человек на Земле»

    31 неделя

    стр.173

    Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

    Развитие интеллектуальных и творческих способностей уч-ся, мотивация к изучению в будущем разных естественных наук.

    Овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной целью.

    32

    Повторение курса «Биология»

    32 неделя

    стр.102-173

    Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.  

    Развитие интеллектуальных и творческих способностей уч-ся, мотивация к изучению в будущем разных естественных наук.  

    Овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной целью.    

    33

    Экскурсия в лес.

    33 неделя

    Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.    

    Развитие интеллектуальных и творческих способностей уч-ся, мотивация к изучению в будущем разных естественных наук.  

    Овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной целью.    


    34





    Практическая итоговая работа.






    34

    неделя













    Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.





    Развитие любознательности и формирование интереса.





    Поиск и отбор нужной информации. Участие в

    работе группы.



                        Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

    Наименование объектов и средств МТО

    Количество

    Примечание

    Библиотечный фонд

    1. Примерная программа курса Природоведение 5 класс, под ред. А.А.Плешакова и Н.И.Сонина, Москва, «Дрофа», 2010 г

    1 экз.

    Д

    2. Учебник «Природоведение 5 класс» под ред. А.А.Плешакова и Н.И.Сонина, Москва, «Дрофа», 2010 г

    класс-комплект

    Ф

    3. Мультимедийный диск к учебнику «Природоведение 5 класс»

    1 экз.

    Д

    4. Методические рекомендации по преподаванию биологии

    1 экз.

    Д

    5. Справочные материалы (словарь научных терминов, справочник по биологии, атлас определитель растений и животных)

    1 экз.

    Д

    6. Рабочая тетрадь у учебнику «Природоведение 5 класс»

    класс-комплект

    Ф

    Печатные пособия

    1. Таблицы по основным темам курса биологии

    1 экз.

    Д

    2. Портреты великих ученых естествоиспытателей

    8 экз.

    Д

    3. Плакаты по основным темам

    1 экз.

    Ф

    Учебно –практическое оборудование

    1. Комплект лабораторного  оборудования (штатив лабораторный, стаканы, чашки петри, стаканы мерные, пробирки, колбы, стеклянные палочки)

    15 экз.

    К

    2. Рельефные модели

    20 экз.

    Ф

    3. Муляжи овощей, фруктов, грибов

    3 экз.

    Д

    4. Скелет человека (макет)

    2 экз.

    Д

    5. Коллекция шишек, грибов, морских и наземных ракушек

    1 экз.

    Ф

    6. Гербарии по курсу биологии

    1 экз.

    К

    7. Микропрепараты по теме: «Клеточное строение живых организмов»

    4 экз.

    Ф

    8. Модели строения цветков

    6 экз.

    Ф

    9. Микроскоп

    20 экз.

    К

    10. Лупа

    40 экз.

    Ф

    11. Комнатные растения

    10 экз.

    К

    Компьютерные информационные коммуникативные средства

    1. Компьютерные программы по темам курса

    1 экз.

    Ф

    2. Видеоэнциклопедия для народного образования – 4 части

    1 экз.

    Д

    3. Биология (видеокассеты для всех тем курса) – 5 частей

    1 экз.

    Д

    4. Комплекты наглядно-методических материалов для оверхед-проектора – 9 частей

    1 экз.

    К

    Технические средства обучения

    1. Компьютер мультимедийный (интерактивная доска с выходом в интеренет)

    1 экз.

    Ф

    2. Мультимедиа проектор, проекционный экран

    1 экз.

    Ф

    3. Видеомагнитофон, телевизор

    1 экз.

    Ф

    4. Классная доска с набором магнитов

    1 экз.

    Ф

    5. Компьютер

    1 экз.

    Ф

    Экранно-звуковые пособия

    1. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

    1 экз.

    Ф

    2. Видеофильмы, соответствующие тематике программы

    1 экз.

    Ф

    Оборудование класса

    1. Ученические столы с комплектом стульев

    класс-комплект

    2. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов и пособий

    8 экз.

    3. Стенды, демонстрационные

    4 экз.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты и маленький Плутон.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина).

    Уроки по теме: " Соседи Солнца" ( Планеты земной группы и Планеты гиганты и маленький Плутон).Тест: "Соседи Солнца"Презентация к урокам: "Соседи Солнца"...

    Рабочая программа "Химия. 8 класс" по учебнику А.А. Журина, 3 ч/неделю

    Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, Примерной программы основного общего образования ...

    Рабочая программа "Химия. 9 класс" по учебнику А.А. Журина (2 часа в неделю)

    Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, Примерной программы основного общего образования ...

    Рабочая программа. География 5 класс к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. ФГОС.

    «География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиес...

    Рабочая программа. Литература 7 класс к учебнику Полухина.В.П; Коровина.В.Я., Журавлев.В.П.,Коровин.В.И. (1 час в неделю).

    Рабочая программа по литературе для 7 класса. Составленная в соответствии с основными положениями ФГОС и адаптирована для школы надомного обучения учитывая индивидуальные психофизиологические возможно...