Рабочая программа "Химия. 9 класс" по учебнику А.А. Журина (2 часа в неделю)
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Трифонова Анастасия Никитична

Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, Примерной программы основного общего образования по химии и программы к учебникам 8,9 классов общеобразовательных учреждений автора  А.А.Журина, , издательство «Просвещение», Москва, (Академический  школьный учебник)  2012год.

         На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого за год 68 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_9.docx45.34 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

        Основное общее образование – вторая ступень  общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны самостоятельно научиться ставить цели и определенные пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

        Целями изучения химии в основной школе являются:

  1. Формирование у обучающихся  значимости химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, формулировать и обосновывать собственную позицию.
  2. Формирование у обучающихся  целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной  картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности, используя для этого химические знания.
  3. Приобретение обучающимися  опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, решения проблем, принятия решений, поиска, анализа  и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

        Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, Примерной программы основного общего образования по химии и программы к учебникам 8,9 классов общеобразовательных учреждений автора  А.А.Журина, , издательство «Просвещение», Москва, (Академический  школьный учебник)  2012год.

        На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого за год 68 часов.

Общая характеристика учебного предмета

                В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства: а) металлов главных подгрупп I, II, III групп, железа и их соединений;    б)  неметаллов главных подгрупп IV–VIII групп главных подгрупп и их соединений.  Наряду с этим раскрывается их значение в природе и народном хозяйстве. Рассматривается изучение строения вещества, основных типов химической связи, окислительно-восстановительных реакций и реакций ионного обмена.

        Курс заканчивается кратким знакомством с органическими соединениями, в основе которого лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до полимеров.

Значительное место в содержании  курса 9 класса отводится химическому эксперименту, который формирует у учащихся не только навыки правильного обращения с веществами, но и исследовательские умения. Изучение тем сопровождается проведением демонстрационного эксперимента, лабораторных опытов и практических работ. В обязательном порядке предусмотрено изучение правил техники безопасности и охраны труда, вопросов охраны окружающей среды, бережного отношения к природе и здоровью человека.

Место учебного предмета химия в учебном плане

Особенностью содержания курса «Химия» являются то, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду изучения естественнонаучных дисциплин. Данная необходимость освоения объясняется тем, что школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Учащимися уже накоплены знания по смежным дисциплинам цикла: биологии, физики, математики, географии, сформировались умения анализировать, вести наблюдения, сравнивать объекты наблюдения.

В соответствии с учебным планом на изучение химии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год, при нормативной продолжительности учебного года 35 учебных недель. В соответствии со сложившейся практикой организации основного общего образования в образовательных учреждениях общего образования реальная продолжительность учебного года меньше нормативной и составляет 34 учебные недели. Таким образом, время, выделяемое рабочими учебными планами на изучение химии в 9 классе на практике равно 68 часам. Общее время изучения химии в 9 классе равно 68 часов.

С учётом неизбежных потерь учебного времени, вызываемых различными объективными причинами, а также необходимости выделения дополнительного времени на изучение отдельных вопросов курса химии программой предусмотрен большой объём резервного времени – 3 часа.

Срок реализации программы – один учебный год.

  Основными задачами обучения курса 9 класса являются:

  1. Формирование знаний основ химической науки – важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химического языка.
  2. Развитие умений сравнивать, вычленять в изученном существенное, устанавливать причинно-следственную зависимость в изучаемом материале, делать обобщения, связанно и доказательно излагать учебный материал.
  3. Формирование умений наблюдать, фиксировать, объяснять химические явления, происходящие в природе,  лаборатории, повседневной жизни.
  4. Формирование специальных навыков обращения с веществами, выполнения несложных опытов с соблюдением правил техники  безопасности в лаборатории.
  5. Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
  6. Раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера и вклада химии в научную картину мира.

Класс

Раздела

Наименование раздела и темы

всего

часов

Практическая часть

К/р

П/р

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Примерные программы по химии основной и средней (полной) школы.

Рабочая программа линии УМК «Химия» серии «Сферы» для основной школы  , А.А.Журина.

Базовый уровень , 2 часа в неделю

Учебник – А.А. Журин, Химия  9 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений   – М, Просвещение,  2014год;  Предметная линия учебников «Сферы», 8-9 классы

Апробация УМК.

 

1

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

3

2

Строение вещества

8

1

3

Многообразие химических реакций.

11

1

1

4

 Многообразие веществ.  Неметаллы и их соединения

26

2

4

5

Многообразие веществ.  Металлы и их соединения

15

1

2

6

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

5

всего

68

5

7

Ценностные ориентиры содержания курса химии

В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым  у учащихся формируется ценностное отношение.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения химии, проявляются:

  • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
  • в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;
  • в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:

  • уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
  • понимания необходимости здорового образа жизни;
  • потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
  • сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
  • Курс химии обладает реальными возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на формирование у учащихся:
  • навыков правильного использования химической терминологии и символики;
  • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Предметные, личностные и метапредметные результаты освоения курса химии.

Предметные результаты освоения курса химии 8-9 классов.                                                                                                                               В результате изучения химии ученик должен  знать/понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и относительная молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, степень окисления, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление,  восстановление; углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон.

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов; признаки и условия протекания химических реакции        й
  • объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева, закономерности изменения свойств элементов  в пределах малых периодов и главных подгрупп, сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы на основе положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов, связь между составом, строением и свойствами веществ, химические свойства основных классов неорганических веществ; способы защиты окружающей среды от загрязнений; условия и способы предупреждения коррозии металлов;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень  окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева, уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; растворами кислот и щелочей, минеральными удобрениями;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека,
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • приготовления растворов заданной концентрации;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении  личностного развития:

  1. формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
  2. воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;
  3. понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;
  4. формирование творческого отношения к проблемам;
  5. подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
  6. умение управлять своей познавательной деятельностью;
  7. умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности;
  8. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;
  9. развитие готовности к решению творческих задач; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и др.);
  10. формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.

Метапредметные  результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. навык самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. планирование, контролирование и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  3. понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
  4. умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Всемирной сети  Интернет; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
  5. умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
  6. умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
  7. умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  8. умение свободно, правильно излагать свои  мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  9. умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций, рассматривать их комплексно в контексте сложившихся  реалий и возможных перспектив;
  10. способность организовать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, принципах социального взаимодействия;
  11. применение индуктивных и дедуктивных способов рассуждений, видение различных способов решения задач;
  12. выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
  13. способность оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  14. умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей;
  15. умение оценивать свою познавательно-трудовую деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
  16. овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  17. понимание значимости различных видов профессиональной и общественной деятельности.

6. Содержание программы учебного курса:

9 КЛАСС

(2 ч в неделю; всего 68 ч, из них 3 ч - резервное время)

Повторение основных вопросов курса 8 класса

(3 часа)

Основные химические понятия. Молярная масса. Молярный объем. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атомов. Состав и химические свойства оксидов, оснований и кислот.

Тема 1. Строение вещества

(8 часов)

Ковалентная связь. Электроотрицательность атомов химических элементов. Полярная и неполярная химические связи. Ионная связь. Понятие об окислении и восстановлении. Степень окисления атомов химических элементов в соединениях. Определение степеней окисления атомов в бинарных соединениях.

Металлическая связь.

Атомные, молекулярные, ионные и металлические кристаллические решетки.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Распад на ионы немолекулярных веществ. Проводники II рода. Распад на ионы молекулярных электролитов. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли в свете электролитической диссоциации.

 Свойства ионов. Строение атомов и строение ионов. Различия в свойствах атомов и ионов. Движение ионов в электрическом поле. Гидратация ионов

Демонстрации. 1. Модели атомов. 2. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, твердого оксида углерода (IV), магния.Электропроводность растворов различных веществ; определение электропроводности воды, твердой соли и раствора соли; электропроводность расплавленного стекла

Тема 2. Многообразие химических реакций

 (11 часов)

Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена до конца. Уравнения химических реакций в полном ионном и кратком ионном видах.

Расстановка коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции — природа реагирующих веществ, их концентрация, температура, катализатор.

Расчет массы (объема, количества вещества) продуктов реакции по данным об исходных веществах, одно из которых взято в избытке.

Расчетные задачи.  Расчет массы (объема, количества вещества) продуктов реакции по данным об исходных веществах, одно из которых взято в избытке.

Демонстрации. Горение серы. Восстановление меди из оксида меди (II).

Лабораторные опыты. Л.О. 1 Взаимодействие растворов сульфата меди (II) и гидроксида натрия. Л.О. 2 Взаимодействие гидроксида меди(II) с раствором азотной кислоты.Л.О.3 Влияние степени измельчения твёрдого вещества на скорость химической реакции. Л.О.4 Влияние концентрации раствора на скорость химической реакции. Л.О.5 Влияние природы реагирующих веществ на скорость химической реакции Л.О.6 Влияние температуры на скорость химической реакции.

Л.О.7 Влияние катализатора на скорость химической реакции

Практическое занятие.  1. Условия протекания химических реакций до конца.

Тема 3. Многообразие веществ. Неметаллы и их соединения

 (25 часов)

Положение элементов неметаллов в периодической системе. Общие черты в строении их атомов. Электроотрицательность неметаллов. Общее в химических свойствах неметаллов.

Неметаллы главной подгруппы VII группы периодической системы

Строение внешней электронной оболочки галогенов. Галогены-окислители.

Хлор. Возможные степени окисления, проявляемые атомами хлора в соединениях. Химические свойства хлора. Взаимодействие хлора с водородом. Качественная реакция на галогенид-ионы. Краткие сведения о броме и йоде. Применение галогенов в народном хозяйстве.

Неметаллы главной подгруппы VI группы периодической системы

Строение внешних электронных оболочек атомов элементов VI группы главной подгруппы.

Кислород, сера. Аллотропия кислорода и серы. Возможные степени окисления, проявляемые атомами этих элементов в соединениях.

Химические свойства кислорода и серы. Взаимодействие кислорода и серы с водородом и металлами. Взаимодействие кислорода с серой. Сера как окислитель и восстановитель.

Серная кислота и ее соли. Кислые и средние соли серной кислоты. Качественная реакция на соли серной кислоты. Применение серной кислоты и ее солей в народном хозяйстве.

Промышленное получение серной кислоты.

Неметаллы главной подгруппы V группы периодической системы

Строение внешних электронных оболочек атомов элементов V группы главной подгруппы.

Азот. Возможные степени окисления атомов азота в соединениях. Химические свойства азота: взаимодействие с водородом, кислородом и металлами.

Аммиак, его строение, свойства, применение и получение. Соли аммония, их состав, взаимодействие со щелочами. Качественная реакция на ион аммония.

Азотная кислота. Окислительные свойства азотной кислоты. Применение азотной кислоты и ее солей.

Краткие сведение о фосфоре. Оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота. Фосфорные удобрения.

Неметаллы главной подгруппы IV группы периодической системы

Строение внешних электронных оболочек атомов элементов IV группы главной подгруппы.

Углерод. Аллотропия углерода. Возможные степени окисления атомов углерода в соединениях. Углерод — окислитель и восстановитель.

Химические свойства: взаимодействие с кислородом и водородом. Оксиды углерода (II) и (IV). Свойства оксидов углерода и их применение. Угольная кислота, карбонаты и гидрокарбонаты, их применение. Качественная реакция на карбонат-ион.

Краткие сведения о кремнии. Оксид кремния (IV), кремниевая кислота, силикаты.

Углеводороды и их кислородсодержащие производные. Спирты, этиленгликоль и карбоновые кислоты, их применение.  Биологически важные органические вещества − жиры, углеводы, белки.

Демонстрации.1.Образцы простых веществ - неметаллов: галогенов, кислорода и серы, азота и фосфора, угля и кремния. 2. Взаимодействие хлора с натрием и железом. 3. Сравнение окислительных свойств галогенов — вытеснение хлором брома и иода из их соединений.  4. Взаимодействие кислорода с металлами и серой.  5. Взаимодействие серы с железом или цинком и водородом. 6. Кислотные свойства оксида серы IV. 7.Свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты.  8. Получение оксида фосфора (V) и испытание его свойств. 9. Горение аммиака в кислороде 10. Взаимодействие азотной кислоты с медью, 11. Образцы фосфорной кислоты, азотных и фосфорных удобрений. 12. Восстановление оксида меди углеродом. 13Оксиды углерода и кремния 14Получение карбонатов 15 Этиловый спирт, Этиленгликоль, Уксусная кислота. 16.  Жиры, углеводы, белки.

Лабораторные опыты. Л.О. 14. Качественные реакции на галогенид-ионы. Л.О.15. Качественная реакция на сульфид- ионы. ЛО 16.Восстановительные свойства сульфид ионов. ЛО 17.Качественная реакция на сульфат-ион. Л.О. 18. Действие растворов аммиака на индикаторы.  ЛО19. Взаимодействие растворов аммиака с кислотами. ЛО20. Взаимодействие солей аммония со щелочами, кислоты на индикаторы. ЛО21. Действие азотной кислоты на индикаторы ЛО22. Нейтрализация азотной кислоты. ЛО 23. Взаимодействие азотной кислоты с оксидами металлов Л.О. 24. Взаимодействие фосфорной кислоты с индикаторами. Л.О. 25. Адсорбционные свойства угля. Л.О. 26. Качественная реакция на карбонат – ионы и гидрокарбонат ионы. 27. Превращение карбоната в гидрокарбонат. 28. Свойства жёсткой воды.Л.О.29. Растворимость сахарозы. ЛО 30. Качественная реакция на крахмал.

Практические занятия. 3. Получение соляной кислоты и опыты с ней. 4. Химические свойства серы и ее соединений. 5. Получение аммиака и изучение его свойств (1 ч). 6. Получение углекислого газа и изучение его свойств.

.

Тема 4. Многообразие веществ. Металлы и их соединения

(16 часов)

Положение металлических элементов в периодической системе. Общие черты и различия в строении атомов металлов. Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Сплавы металлов, сплавы металлов с неметаллами. Металла в природе. Общие способы получения металлов в природе.

Металлы главной подгруппы I группы периодической системы

Строение атомов элементов, степени окисления, проявляемые атомами этих элементов в соединениях. Физические свойства щелочных металлов.

Химические свойства простых веществ: взаимодействие с кислородом, галогенами, водой, кислотами.

Применение щелочных металлов и их соединений. Карбонат и гидрокарбонат натрия.

Металлы главной подгруппы II группы периодической системы

Строение атомов, степени окисления, проявляемые атомами этих элементов в соединениях. Физические свойства щелочноземельных металлов.

Химические свойства простых веществ: взаимодействие с кислородом, галогенами, водой, кислотами.

Соединения кальция в природе. Превращения карбонатов и гидрокарбонатов кальция в природе. (Жесткость воды и способы ее устранения.)

Применение щелочноземельных металлов и их соединений.

Металлы главной подгруппы III группы периодической системы (на примере алюминия)

Строение атома алюминия, степени окисления, проявляемые атомами алюминия в соединениях. Физические свойства алюминия.

Химические свойства: взаимодействие с кислородом, галогенами, водой и кислотами. Взаимодействие алюминия со щелочами. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия.

Применение алюминия и его соединений.

Металлы побочных подгрупп периодической системы (на примере железа)

Положение элемента железа в периодической системе. Строение атома железа, возможные степени окисления атома железа в соединениях. Физические свойства железа.

Химические свойства железа: взаимодействие с кислородом, галогенами, водой и кислотами. Свойства оксидов и гидроксидов железа со степенями окисления атома +2 и +3.

Применение железа и его сплавов.

Химические реакции, лежащие в основе производства чугуна и стали.

Демонстрации. Д. Периодическая система химических элементов.  Д. Коллекция «Металлы и сплавы Д Образцы натрия и магния алюминия.  Д. Демонстрация коллекции «Руды металлов» Д. Взаимодействие щелочных металлов с кислородом, хлором, с водой с соляной кислотой, демонстрация основных свойств гидроксида натрия. Д. Образцы металлов II группы главной подгруппы. Взаимодействие магния с кислородом, хлором, с водой, с соляной кислотой. Демонстрация основных свойств оксида и гидроксида кальция. Д. Образцы алюминия, взаимодействие алюминия с соляной кислотой, и водой, взаимодействие алюминия со щелочью. Д. Взаимодействие железа с кислородом и хлором; Получение гидроксидов железа (II и III)

Лабораторные опыты. ЛО 8. Взаимодействие металлов с кислотами. ЛО 9. Взаимодействие металлов с растворами солей. ЛО 10. Свойства гидроксижда алюминия. ЛО 11. Свойства гидроксида железа (II).  ЛО 12. Свойства гидроксида железа (III).

Практическое занятие. 2. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» (1ч).

7.Тематическое планирование

Планирование курса химии   9класс

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Примерные программы по химии основной и средней (полной) школы.

Рабочая программа линии УМК «Химия» серии «Сферы» для основной школы  , А.А.Журина.

Базовый уровень , 2 часа в неделю, 66 часов

Учебник – А.А. Журин, Химия  9 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений   – М, Просвещение,  2014 год;  Предметная линия учебников «Сферы», 8-9 классы

Апробация УМК.

Календарно – тематическое планирование   курса химии 9 класса

Урок №

Тема урока

дата

Повторение основных вопросов курса химии 8 класса (3 часа)

1

Техника безопасности на уроках химии. Основные понятия в химии.

05.09.16

2

Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева

08.09.16

3

Состав и химические свойства основных классов неорганических веществ

12.09.16

Тема 1. Строение вещества (8часов)

4

Ковалентная связь.

15.09.16

5

Химическая связь между атомами разных неметаллов. Полярность связи

6

 Химическая связь между атомами металлов и неметаллов. Ионная связь

7

Степень окисления атомов.

8

Металлическая связь.

9

Кристаллические решетки. Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки.

10

Обобщение знаний о строении вещества

11

Контрольная работа №1 

Тема 2. Многообразие химических реакций  (11часов)

12

Окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений ОВ реакций методом электронного баланса.

13

Скорость химических реакций

14

Обратимые химические реакции. Химическое равновесие

15

Электролитическая диссоциация.

16

 Свойства растворов электролитов. Уравнения реакций в ионном виде

17

Условия течения реакций в растворах электролитов до конца.

18

Химические свойства кислот и оснований

19

Химические свойства солей.

20

Практическая работа № 1 Решение экспериментальных задач по теме «Свойства растворов электролитов»

21

Классификация химических реакций (обобщение знаний)

22

Контрольная работа № 2

Тема3. Многообразие веществ. Неметаллы и их соединения (25 часов)

23

Общая характеристика неметаллов.

24

Галогены.

25

Хлороводород и соляная кислота.

26

Фтор, бром, йод.

27

Химические элементы 6А группы и простые вещества. Кислород и сера.

28

Сероводород. Сульфиды

29

Оксиды серы.

30

Серная  кислота и сульфаты

31

Сравнение свойств неметаллов 6 и 7 групп и их соединений.(повторение и обобщение)

32

Практическая работа 2 «Решение экспериментальных задач»

33

Контрольная работа №3

34

Химические элементы 5А группы и простые вещества.  Азот и фосфор.

35

Аммиак.    Расчеты по химическим уравнениям, если одно вещество в избытке

36

Практическая работа №3 «Получение аммиака и изучение свойств».

37

Оксиды азота.

38

Азотная кислота и нитраты

39

Важнейшие соединения фосфора.

40

Химические элементы 4А группы и простые вещества. Углерод.

41

Водородные соединения углерода.

42

Оксиды углерода.

43

Практическая работа 4 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии»   Карбонаты.

44

Кремний и его соединения.

45

Обобщение знаний. Сравнение свойств неметаллов  IV – V групп и их соединений.

46

Практическая работа 5 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии»    Неметаллы IV – V групп и их соединения.

47

Контрольная работа № 4

Тема №4  Многообразие веществ. Металлы и их соединения (16 часов)

48

Металлы. Положение элементов в ПС, строение атомов. Общие  физические свойства металлов

49

Общие химические свойства металлов.

50

Общие способы получения металлов.        Расчеты по химическим уравнениям     на практический и теоретический выход.

51

Практическая работа 6 «Общие химические свойства металлов»

52

Щелочные металлы

53

Щелочноземельные металлы (на примере кальция и магния)

54

Жёсткость воды

55

Алюминий

56

Соединения алюминия.

57

Железо

58

Соединения железа (2), (3)

59

Сплавы металлов.

60

Обобщение знаний о металлах. Решение задач и упражнений по теме «Металлы»

61

Практическая работа 7 «Решение экспериментальных задач. Металлы и их соединения»    

62

Контрольная работа  № 5  по теме «Металлы и их соединения»

63

Обобщение знаний о строении – свойствах – применении веществ

64-66

Резервное время

Методический блок

В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе используется традиционная технология.

В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:

  • технологии развития критического мышления через чтение и письмо

(создание кластеров на обобщающих уроках, которые наглядно раскрывают классификацию неорганических соединений, а также генетическую связь между классами неорганических соединений);

  • компьютерных технологий (создания презентаций POWER POINT по некоторым темам курса; использование CD-дисков по предмету;
  •  технологии проектной деятельности.

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

  • индивидуальная (консультации);
  • групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню  учебных достижений – на обобщающих по теме  уроках);
  • фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
  • парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

При реализации данной рабочей учебной программы  применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:

  • лекции;
  •  лабораторно-практические занятия. Данной рабочей программой предусмотрено проведение 10  (5 -8 класс, 5 -9 класс) практических занятий продолжительностью 45 минут каждая.
  • домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение расчетных задач  разной сложности;

Система контроля  за уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает  самостоятельные и  контрольные работы, а также защиту практических работ и проектов.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • фронтальные;
  • практические работы
  • лабораторные работы

Формы контроля ЗУН:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • контрольные работы
  • тестирование
  • самостоятельные работы

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КАБИНЕТА ХИМИИ.

Объекты натуральные

Коллекции: раздаточный материал: алюминий, волокна, каменный уголь, каучук, металлы, минералы и горные породы – сырьё для химической промышленности, набор химических элементов, нефть и продукты её переработки, пластмассы, стекло и изделия из стекла, топливо, чугун и сталь, шкала твёрдости.

Реактивы

Наборы

Название

Наборы

Название

№ 1, 2ОС

«Кислоты»

№ 11 ОС

«Карбонаты»

№ 3 ОС

«Гидроксиды»

№ 12 ОС

«Фосфаты. Силикаты»

№ 4 ОС

«Оксиды металлов

№ 13 ОС

«Ацетаты. Роданиды. Цианиды»

№ 5 ОС

«Металлы»;

№ 14 ОС

«Соединения марганца»

№ 6 ОС

«Щелочные и щелочноземельные металлы»

№ 15 ОС

«Соединения хрома»

№ 7 ОС

«Огнеопасные вещества»

№ 16 ОС

«Нитраты»

№ 8 ОС

«Галогены»

№ 17 ОС

«Индикаторы»

№ 9 ОС

«Галогениды»

№ 18 ОС

«Минеральные удобрения»

№ 10 ОС

«Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды»

Модели

Демонстрационные: Комплект кристаллических решёток; Набор моделей атомов для составления моделей молекул со стержнями; Набор для составления объёмных моделей; Периодическая система Химических элементов Д. И. Менделеева (электрифицированный стенд); Растворимость солей, кислот, оснований в воде;

Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента

Общего назначения: Аппарат для дистилляции воды; Баня комбинированная БКЛ; Нагреватели (спиртовки, электрические).

Демонстрационные: Комплект для демонстрационных опытов по химии универсальный КДОХУ;

Столик подъёмный; Штатив для пробирок; Штатив металлический;

Специализированные приборы и аппараты

Аппарат для получения газов (Киппа); озонатор; Прибор для демонстрации закона сохранения массы вещества; Прибор для окисления спирта над медным катализатором; термометр электронный; Прибор для получения твёрдых растворимых веществ; прибор для определения состава воздуха; Комплект термометров;

Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии

Весы учебные с гирями (до 100 г); Комплект мерной посуды различного назначения; Набор посуды для реактивов – микролаборатория (НПМ); Микролаборатория для химического эксперимента; Набор посуды для хранения реактивов; Набор пробирок; Нагреватели электрические; Спиртовки; Прибор для получения газов; Штатив лабораторный химический (ШЛХ);

Комплект принадлежностей для хозяйственной, конструктивной и препаративной работы

Бумага фильтровальная; Зажимы комбинированные; Очки защитные; Перчатки резиновые; Набор противопожарного инвентаря;

Пособия на печатной основе

Портреты учёных химиков; Серия таблиц по неорганической, органической химии, металлургии, химическому производству; Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; Серия справочно-инструктивных таблиц по химии (справочные, инструктивные, таблицы по техники безопасности);

Раздаточный материал

Карты-инструкции для практических работ по неорганической химии; Карты-инструкции для практических работ по органической химии; Дидактический материал для различного вида самостоятельных работ учащихся;

Список  литературы.

Учебно- методический комплекс

Наименование учебников:

  1. Химия. 9 класс:  учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Журин.-  М.Просвещение,  2014год

Дополнительная учебная литература для учащихся:

УМК линии «Сферы»:

  1. Электронное приложение к учебнику
  2. Тетрадь-практикум
  3. Тетрадь-тренажёр
  4. Тетрадь-экзаменатор

литература для учителя:

  1. Н.Н. Гара. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс: методическое пособие /Н.Н. Гара.-  М.: Просвещение, 2008
  2. А.М. Радецкий Химический тренажер (задания для организауии самостоятельной работы учащихся).М.: Просвещение,2008
  3. Н.Н. Гара, М.В. Зуева Сборник заданий для проведения промежуточной аттестации 8-9 класс. М., Просвещение, 2008  

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

  1. Хомченко И. Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – м.: РИА «Новая волна»: Издательство Умеренков, 2007.
  2. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя / А. М. Радецкий, В. П. Горшкова. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Дидактические игры при обучении химии / Г. И. Штремплер, Г. А. Пичугина. – М.: Дрофа, 2005.
  4. Занимательная химия на уроках в 8-11 классах: тематические кроссворды / составитель О. В. Галичкина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Химия 8-9 класс. / Богданова Н. Н., Мещерякова Л. М., под редакцией Оржеговского П. А., Татура А. О. – М.: «Интеллект - Центр», 2005.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004

Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005

Интернет ресурсы

.http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://window.edu.ru/   Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.school.edu.ru/default.asp Российский общеобразовательный портал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике в 7 классе 2 часа в неделю (всего 68 часов) по учебнику А.В. Пёрышкина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерных программ по физике федерального базис...

Рабочая программа по физике в 7 классе 2 часа в неделю (всего 68 часов) по учебнику А.В. Пёрышкина

Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образо­вания по математике 1.      (Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании...

Рабочая программа по математике 6 кл.по учебнику Н.Я.Виленкин. 6 часов в неделю.

Рабочая программа по математике для 6 класса ,6 часов в неделю.Обучение по учебнику  авторов:Н.Я.Виленкин,В.И.Жохов,А.С.Чесноков,С.И.Шварцбурд. 2012-2013 учебный год....

Рабочая программа по русскому языку. 5 класс (6 часов в неделю, 204 часа в год). Учебник Т.А. Ладыженской

В помощь учителю русского языка. Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по учебнику Т.А.Ладыженской...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 10 КЛАССА / 4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ / УЧЕБНИК Ю.В.ЛЕБЕДЕВА

Для изучения предмета используется учебник:  Ю.В. Лебедев  «Русская литература XIX века 10 кл. / в 2-х ч.»,   М.: «Просвещение», 2011.       Раб...

Рабочая программа по алгебре для 8 класса. ( 4 часа в неделю в 1 четверти, 3 часа в неделю во 2 четверти. Всего 119 часов в год) . Учебник: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. " Алгебра 8"

Программа содержит: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, подробный календарно-тематический план....

Рабочая программа по химии 11 класс, 3 часа в неделю. К учебнику О.С.Габриелян, 3 часа в неделю

Пояснительная запискаНормативная правовая основа программы Нормативно-правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Химия» составляют следующие документы:Федеральный закон...