РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 10 КЛАССА / 4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ / УЧЕБНИК Ю.В.ЛЕБЕДЕВА
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме

Белякова Марина Михайловна

 

Для изучения предмета используется учебник:  Ю.В. Лебедев  «Русская литература XIX века 10 кл. / в 2-х ч.»,   М.: «Просвещение», 2011.

       Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,

утвержденного приказом Минобразования России,  Обязательного минимума содержания образования.

Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).

        Структура документа

Рабочая программа включает три раздела:

пояснительную за­писку;

основное содержание  с распределением учебных часов по разделам курса

 и  последовательность изуче­ния тем и разделов;

требования к уровню подготовки выпускников.

         Принципы построения

рабочей программы базируются на актуальных в настоящее время

компетентностном,  личностно-ориентированном,  

деятельностном подходах обучения с учетом принципов системности,

научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit._rab_progr_.doc525 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 605 Выборгского района Санкт-Петербурга

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка

Выборгского района Санкт-Петербурга

«Рассмотрено» на заседании МО учителей русского языка и литературы


Руководитель МО


__________________________


Протокол № ___ от

«____»____________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР



_____________________________



«____»____________2013  г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ школы №605  с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

_______________________


Приказ № ___ от «___»__________  2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

По предмету      литература

Уровень изучения    базовый / 4  часа в неделю/ 136 часов

Класс                       10

Учитель  русского языка   и литературы

высшей категории     Белякова Марина Михайловна

Санкт-Петербург

2013-2014 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ

1

Пояснительная записка

стр. 3-12

2

Поурочное планирование

стр. 13- 28

3

Перечень учебно-методических средств обучения  

стр. 29- 30

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России,  Обязательного минимума содержания образования. Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). 

        Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание  с распределением учебных часов по разделам курса (в календарном планировании преподавателей) и  последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

         Принципы построения 

рабочей программы базируются на актуальных в настоящее время компетентностном,  личностно-ориентированном,  деятельностном подходах обучения с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

         Исходными документами для составления рабочей программы явились:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 года № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

-   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года

№ 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные

планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы

общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской

Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного

 плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-   Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885;

- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»

         Планирование составлено на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень):  Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В. И., Лебедев Ю. В. – М.: Просвещение, 2009.  Для изучения предмета используется учебник:  Ю.В. Лебедев  «Русская литература XIX века 10 кл. / в 2-х ч.»,   М.: «Просвещение», 2011.

          Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-лите-ратурных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В V, VI, VII, VIII классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе – 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю), в Х-Х1 классах – 4 часа в неделю. Учебный предмет «Литература» – один из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры

.

Уровень изучения    базовый


Изучение литературы на ступени основного общего образования                                             направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

К важнейшим личностным результатам изучения литературы в средней (полной)  школе  относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как человека русской культуры, наследника классической гуманитарной традиции;
  • освоение нравственно - эстетических ценностей нации и человечества, гуманистических традиций родной литературы;
  • осмысление художественно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своего отношения к идеалам автора, пониманию собственной и чужой позиции;
  • понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Цели обучения литературе:

  • осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  • формирование и развитие умений грамотного владения устной и письменной речью;
  • формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений,
  • воспитание духовно развитой личности с гуманистическим мировоззрением,  активной гражданской позицией, с развитым  чувством  патриотизма,  с   пониманием ценности духовного наследия России, в том числе русской литературы.

  Основные задачи  рабочей программы заключаются в следующем:

приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения  художественных и

текстов, в том числе и чтения наизусть;

свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

навыки развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя;

отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;

овладение способами свободного владения письменной речью;

освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций;

приобретение навыка по написанию сочинений по литературе в формате ЕГЭ  ( С1/3, С2/4, С5).

    В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный, интерактивный  методы обучения, дистанционные формы обучения.  Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.  Программа предусматривает прочное усвоение материала, включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.

Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

     Общая характеристика учебного предмета

Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Рабочей программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

   Приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

 выделение характерных причинно-следственных связей;

 сравнение и сопоставление;

 умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

 составление плана, тезиса, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей

         

         Используемый учебно-методический комплект

-  УЧЕБНИК: Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века. 10 кл. Учебник  для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ 4- е изд, , 2008, «Просвещение»

- ПРАКТИКУМ: Лебедев Ю. В., Романова А. Н. Литература. Практикум. 10 класс, М.: 2010

(Практикум по литературе является компонентом методического пособия Лебедева Ю.В. «Литература. 10 класс». Пособие адресовано учителю и учащимся, в него включены вопросы и задания, направленные на совершенствование основных навыков анализа текста, повторение и углубление знаний по истории и теории литературы, подготовку к итоговой аттестации. Практикум составлен с учетом новых требований к проведению ЕГЭ по литературе.)

- С.А.Зинин «Типовые задания ЕГЭ 2013.Литература» (ФИПИ).

В качестве дидактических и справочных материалов видится целесообразным использование  рабочих тетрадей по литературе  под редакцией  Л.Д.Фураевой  и  А.Г.Нелькина, книг по теории литературы «Литература в схемах и таблицах. Теория. История. Словарь» М.Мещеряковой ( М., 2011г., издательство «Айрис»).  Наиболее актуальной является  подготовка учащихся к  ЕГЭ по литературе, что предполагает овладение навыками написания сочинений в формате ЕГЭ

( часть С) и работу с тестовыми материалами. Именно это мотивирует обращение учителя на уроках к  контрольно-измерительным материалам ЕГЭ   как в  книжном, так и в интерактивном вариантах .

Данная рабочая программа  рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). 136 уроков, в том числе:повторение – 7 часов,резерв – 5 часов

Материал планирования  дан с некоторой избыточностью с учетом возможности  его варьировать по усмотрению учителя в зависимости от степени подготовленности учащихся. Последовательность изучения произведений  предлагается на основе историко-хронологического принципа, но иногда более важным видится  проводить анализ концепций изучаемых авторов в области искусства, исторических перспектив России, а также в аспекте духовности и нравственности (Некрасов и Достоевский, Чернышевский  и Фет, Островский и Лесков  и др.)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

обучающиеся должны знать:

логику развития историко-литературного процесса в xx веке;

важнейшие литературные направления xx века;

биографические сведения об изученных писателях;

содержание изученных произведений;

отчётливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе, а также его судьбу в читательской практике.

обучающиеся должны уметь:

владеть различными приёмами изучения художественного текста как при классном анализе, так и при самостоятельном чтении;

использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую литературу;

давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;

свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы;

при необходимости обращаться к различным формам взаимодействия искусств, используя

эти материалы как при обращении к конкретному произведению, так и к определённым

этапам литературного процесса.

       Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации метапредметной функции, которую литература  выполняет в системе

школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой и интеллектуальной  деятельности и предполагают развитие речемыслительных, аналитических и творческих способностей.

В процессе изучения  литературы совершенствуются и развиваются следующие

общеучебные умения:

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования  знаний по литературе в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку,  самокоррекцию).

тематическое планирование:

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

 Введение

4

«А.Н.Островский»

8 + 2

«И.С.Тургенев»

14+1

«И.А.Гончаров»

10+1

«Н.Г.Чернышевский»

6+1

«А.А.Фет»

5+1

« Ф.И.Тютчев»

6+1

«М.Е.Салтыков-Щедрин»

6+1

« Н.А.Некрасов»

10

« Ф.М.Достоевский»

18+ 1

«Н.С.Лесков»

4

«Л.Н.Толстой»

16+2

«А.П.Чехов»

9+1

«Повторение»

8

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ. 10 КЛАСС

Тема 1:  Введение -  (4)

Общая характеристика русской классической литературы XIX века: Золотой век русской поэзии (первая треть столетия); эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное своеобразие); роль литературы в духовной жизни русского общества. Общее понятие об историко-литературном процессе. Особенности литературного процесса второй половины Х1Х века. Литература и духовная мысль второй половины Х1Х века. Славянофильство и западничество. Пути развития русской литературы второй половины Х1Х века и ее особенности. Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка.

Тема 2:  «А.Н.Островский « -  (8 + 2)

Для чтения и изучения:  «Гроза»

Для самостоятельного чтения: «Лес», «Снегурочка», «Бесприданница».

Отец русского национального театра. Очерк жизни и творчества. «Певец Замоскворечья»: исследование физиологии купеческой жизни. Драма «Гроза» - анатомия страсти и греха. Трагедия Катерины в интерпретации критики ( Добролюбов, Ап.Григорьев,  Д.Писарев,  святоотеческая литература, современная критика ). Смысл названия произведения.

( Гроза – внешний фактор  для страха или страх Божий?) Катерина и Кабаниха — два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством».

Теория литературы: форма и содержание художественного произведения, конфликт, литературные роды: эпос, лирика, драма, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. 

Тема 3: «И.С.Тургенев» - ( 14+1)

Для чтения и изучения:  «Отцы и дети».

Для самостоятельного чтения: «Дворянское гнездо», «Записки охотника», «Рудин»

Духовный путь И.С.Тургенева: между западниками и славянофилами. Очерк жизни и творчества. Образы русских крестьян и помещиков в творчестве Тургенева

 ( «Записки охотника» - обзор). Статья «Гамлет и Дон Кихот» как исследование типов личности  (преамбула к написанию романа «Отцы и дети»). Роман «Отцы и дети» в  интерпретации критики  Х1Х - ХХ вв. Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие композиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа. Две дуэли. Базаров - «лицо трагическое»… Любовь как испытание в жизни  Базарова. Композиция романа «Отцы и дети». Анализ эпизода: Сцена соборования Базарова. Смысл финала романа «Отцы и дети». Внеклассное чтение. /Произведение Тургенева по выбору учителя/. Особенности поэтики творчества И.С.Тургенева.

Теория литературы: особенности эпоса как  рода литературы, композиция,  сюжет, поэтика, антитеза, контраст, «тайная психология»,  психологизм, система персонажей, художественный образ, художественное время и пространство,  авторский замысел. .

Тема 4: «И.А.Гончаров» - (10+1)

Для чтения и изучения:  «Обломов»

Для самостоятельного чтения: «Обрыв», «Обыкновенная история»

Творческий путь И.А.Гончарова. Три романа Гончарова. Особенности авторского замысла. Роман «Обломов» в контексте трилогии Гончарова.  История создания. Илья Обломов и  Андрей  Штольц. «Свет» и «тени» в характере Обломова. Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца  как средство  реализации авторского замысла писателя. Обломовщина: ее исторические и социальные корни,  духовное содержание. «Восточное»  и  «западное» на страницах романа. Сон и пробуждение в жизни Обломова. Трагедия Обломова в интерпретации критики. Любовь и смерть Обломова. Особенности поэтики романа «Обломов» (роль  художественной детали).

Теория литературы: художественная деталь, трилогия, колорит изображения, трагедия, трагическое, лирическое отступление, конфликт, автор- повествователь, рассказчик,  персонаж, характер,  тип, портрет, пейзаж,  речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь

Тема 5: «Н.Г.Чернышевский» - ( 6+1)

Для чтения и изучения:  «Что делать?»

Для самостоятельного чтения: «Пролог»

Духовные искания Чернышевского. Образ Чернышевского в литературе и искусстве  (В.Набоков - роман «Дар» /4 главы/.) Эстетическая теория Чернышевского. Проблематика, жанр, композиция романа «Что делать?» / утопия и антиутопия в русской прозе Х1Х века – предпосылки возникновения и литературные истоки. «Тайный» сюжет романа «Что делать?» Система персонажей в романе «Что делать?»

Теория литературы: система персонажей в художественном произведении как способ организации замысла писателя , утопия, антиутопия, проблематика, жанр, сюжет, фабула.

Тема 6: «А.А.Фет» - ( 5+1)

Для чтения и изучения:  «Шепот, робкое дыханье...»,»Учись у них: у дуба, у березы…», «Какая грусть! Конец аллеи... «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Это утро, радость эта... «Ласточки пропали...» (по выбору),  «Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом... «В лунном сиянии» (по выбору)

Очерк жизни и творчества. «Хороший поэт, но пишет пустяки» (Чернышевский).  

Особенности поэтики лирики Фета. /+ Лирика как род литературы, ее особенности  в аспекте образного восприятия действительности. Основные мотивы лирики Фета. Традиционные поэтические темы — природа, любовь, творчество — и «новое их освещение волшебным языком искусств! (А. А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.

Теория литературы: тропы, язык художественного произведения, риторический вопрос, афоризм, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, изобразительно-выразительные средства : сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия, гипербола, аллегория, звукопись: аллитерация, ассонанс.

Тема 7: « Ф.И.Тютчев» - ( 6+1)

Для чтения и изучения:  «Silentium!», «Цицерон», «О, как убийственно мы любим... «Не то, что мните вы, природа...», «Предопределение», «Она с дела на полу...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»), «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять... «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Слезы людские, слезы людские...», «Осенний вечер» (по выбору).

Духовный путь Ф.И.Тютчева. Особенности поэтики лирики Ф.И.Тютчева. Денисьевский  цикл. Особенности поэтики любовной лирики Тютчева. Философская лирика Тютчева. Пророчества поэзии Тютчева. Тютчев — поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл. Анализ поэтического текста.

Теория литературы: мотив, лейтмотив.

Тема 8: «М.Е.Салтыков-Щедрин» - ( 6+1)

Для чтения и изучения:  «Сказки» ( по выбору учителя), «История одного города» ( в обзоре)

Для самостоятельного чтения: «Пролог»

Очерк жизни и творчества. Обзор творчества Салтыкова-Щедрина.( «Господа Головлевы», «История одного города»). «История одного города» (обзор с чтением и разбором избранных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении. «Сказки для детей изрядного возраста»: особенности поэтики.

Теория литературы: «Эзопов язык», сатира, фигура умолчания, трагическое и комическое,  сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск.

Тема 9: « Н.А.Некрасов» - ( 10)

Для чтения и изучения:  «Кому на Руси жить хорошо», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»). «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О, Муза! Я у двери гроба!..».

Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова. Журнал «Современник» в творческой биографии Некрасова. Образ революционера-демократа  в лирике Некрасова.    Гражданская лирика Некрасова.  Панаевский цикл. Лирика Некрасова — воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудовлетворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некрасов о высоком назначении поэзии. Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое v пользование фольклора. Поэма-эпопея  «Кому на Руси жить хорошо» - поэтическое завещание Н.А.Некрасова. Замысел и история создания поэмы. Народнопоэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).Христианский или социалистический идеал?  /семинар по поэме-эпопее  Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»/. Лики народной жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Народные «заступники» в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Теория литературы: эпопея

Тема 10: « Ф.М.Достоевский» - ( 18+ 1)

Для чтения и изучения:  «Преступление и наказание»

Для самостоятельного и внеклассного чтения: «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Униженные и оскорбленные», «Бедные люди»

Внеклассное чтение: Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»: теория «сверхчеловека».

Духовная биография Достоевского. Концепция мира и человека в творчестве писателя. «Маленький человек» в творчестве Достоевского. «Кровь по совести». Арифметика преступления Раскольникова. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе.

Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и духовные истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Воскрешение Лазаря и воскрешение Раскольникова. (Анализ  эпизода.). Двойники Раскольникова. Евангельская символика в романе «Преступление и наказание». Гордая и смиренная жертвы   (Сонечка и  Дуня). Смысл эпилога  романа «Преступление и наказание». История создания и проблематика романа «Идиот». Красота гибели и красота спасения  в романе Ф.М.Достоевского «Идиот». Воля человека в преодолении страстей  в романе  Ф.М.Достоевского «Идиот». Идея человекобожия в романе «Бесы». Пророчества Ф.М.Достоевского в романе «Бесы»

Теория литературы: интерьер как средство характеристики персонажа

Тема 11: «Н.С.Лесков» -  (4)

Для чтения и изучения:  «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»

Для самостоятельного и внеклассного чтения: «Левша», «Однодум».

Слово о Лескове. Шекспировские страсти в очерке Н.С.Лескова  «Леди Макбет Мценского уезда» / Литературная реминисценция и ее роль в художественном произведении – теория литературы / Грешники и праведники Лескова  / «Очарованный странник», обзор творчества

Теория литературы : литературная реминисценция ( аллюзия) и ее роль в художественном произведении.

Тема 12: «Л.Н.Толстой» - ( 16+2)

Для чтения и изучения:  «Война и мир»

Для самостоятельного и внеклассного чтения: «Анна Каренина», «Воскресение», «Севастопольские рассказы»

Жизнь Толстого. Духовный и художественный мир Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Народ и личность — одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толстого к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли). Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Кар тины природы в романе. Наполеон и Кутузов как два смысловые  полюса произведения. «Мысль семейная» в романе: Болконские, Ростовы, Курагины. Духовные искания героев: Андрей Болконский и Пьер Безухов. Женские образы в романе «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Военные страницы произведения: философия истории. Героизм и патриотизм глазами Толстого в романе. Изображение войны 1812 года в романе / «дубина войны народной» /.«Диалектика души» героев Л.Н.Толстого. «Ум ума»  и  «ум сердца». Мировое значение творчества

JI. Н. Толстого.

Тема 13: «А.П.Чехов» - ( 9+1)

Для чтения и изучения:  «Ионыч», «Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник»,

 «О любви», «Дама с собачкой», «Душечка» и др.  по выбору  учителя, «Вишневый сад»

Для самостоятельного и внеклассного чтения: «Чайка», «Дядя Ваня»

Очерк жизни и творчества. Особенности малой прозы Чехова. Рассказ «Ионыч». Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа, отсутствие  тенденциозности изображения. Особенности поэтики. Прошлое, настоящее и будущее в комедии «Вишневый сад». Символика  названия комедии «Вишневый сад». К вопросу о жанре : «Вишневый сад» .Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Разлад их желаний и стремлений, с одной стороны, и реальностей жизни — с другой, как основа драматического конфликта. Лиризм и мягкий юмор Чехова. Смысл названия пьесы. Лирическая комедия или драма?

Новаторство Чехова-драматурга: обыденность изображаемых событий; психологический подтекст (роль пауз, лирических монологов, пейзажа, музыки). Пьесы Чехова на сцене.

Тема 14: «Повторение» -  (8 )

Особенности литературного процесса второй половины Х1Х века.

ФОРМЫ И СРОКИ КОНТРОЛЯ


Вид контроля


1 четверть


2 четверть


3 четверть


4 четверть


Год

Проверочные работы по теории литературы, проверка знания текста

2

2

1

1

6

Зачетные  / контрольные работы

1

1

1

1

4

Сочинения в формате ЕГЭ

1

1

1

1

4

Тесты в формате ЕГЭ

1

1

1

1

4

Итоговый контроль

/ СтатГрад/

1

1

1

1

4

 

Технологии, используемые в образовательном процессе

Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на

различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала

Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Технология индивидуализации обучения

Информационно-коммуникационные технологии

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

проектная деятельность

исследовательская деятельность

применение ИКТ

Виды и формы контроля

  • индивидуальный
  • групповой
  • фронтальный

Проверка знания текста художественного произведения, сочинения ( С1/С3, С2/С4, С5) в формате ЕГЭ, тесты по материалам и в формате ЕГЭ ( в том числе интерактивные), проверочные работы по теории и истории литературы в соответствии с  кодификатором ЕГЭ, устное монологическое высказывание, устные ответы на семинарах , эссе (классическое, аргументированное), конспекты лекций учителя, критических  и научных статей, сообщения по теме, рефераты, доклады, презентации ,  проекты,  творческие задания и т.п.

Виды контроля

предварительный

текущий

тематический

итоговый

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ :

урок-консультация ,урок-практикум , уроки «Погружения», уроки-деловые игры, уроки-соревнования , уроки-консультации , компьютерные уроки , уроки с групповыми формами работы , уроки взаимообучения учащихся , уроки творчества , уроки-зачеты , уроки-конкурсы , уроки-общения , уроки-игры , уроки-диалоги , уроки-конференции , уроки-семинары , интегрированные уроки, уроки-мастерские, интерактивное тестирование, дистанционное обучение  и др.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

в году


урока

по

теме


Тема урока по  данному планированию      

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

( ЗУН)

Вид

 контроля

Планиру-емые

сроки

Тема 1:  Введение -  (4)

1

1

Особенности литературного процесса второй половины Х1Х века

Умение конспектировать лекцию, составлять план.

конспект

1

неделя

2

2

Литература и духовная мысль второй половины Х1Х века.

Умение конспектировать лекцию, составлять план.

д/з

1

неделя

3

3

Славянофильство и западничество.

Уметь самостоятельно найти информацию в информационном пространстве

д/з, опрос

1

неделя

4

4

Пути развития русской литературы второй половины Х1Х века и ее особенности.

Уметь осмыслить тему, определить ее границы

д/з

1

неделя


Тема 2:  «А.Н.Островский « -  (8 + 2)

5

1

Отец русского национального театра. Очерк жизни и творчества.

Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии

 Очерк жизни и ТВ-ва

2

неделя

6

2

«Певец Замоскворечья»: исследование физиологии купеческой жизни.

Знать биографию писателя, своеобразие художественного таланта

д/з

2

неделя

7

3

Драма «Гроза» - анатомия страсти и греха.

Уметь постигать содержание

 произведения на аналитическом уровне

д/з

2

неделя

8

4

Трагедия Катерины в интерпретации критики ( Добролюбов, Ап.Григорьев,  Д.Писарев,  святоотеческая литература, современная критика ).

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства,  умение  тезисно представлять концепции критиков

Конспект

статьи

 по выбору

2

Неделя

9

5

Смысл названия произведения.

( Гроза – внешний фактор  для страха или страх Божий?)

Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Ответы на вопросы

3

Неделя

10

6

«Нетерпение сердца» (С.Цвейг) / Сопоставительный анализ  пьес Островского «Гроза» и «Бесприданница»/.

Свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики, умение сопоставлять произведения разных авторов

Работа с текстом по вопросам

3

Неделя

11

7

Если есть наказание, то в чем преступление? (урок-семинар по произведениям Островского «Гроза», «Бесприданница»).

Уметь выявлять общественные, нравственные, культурные, духовные ориентиры героев,  понимать авторский замысел

д/з

3

Неделя

12

8

Форма и содержание художественного произведения /теория литературы /.

Уметь применять знания о форме и содержании художественного произведения  при анализе

Пр.р. по теории

3

Неделя

13

9

Подготовка к сочинению / контрольной работе в формате ЕГЭ

по теме 2. / РР /

Владеть навыками создания собственного текста и его редактирования

Соч.

4

Неделя

14

10

Контрольный урок  по теме 2.

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, тезисно представлять концепции критиков,

анализировать произведение в единстве содержания и формы.

К.р.

4

неделя


Тема 3: «И.С.Тургенев» - ( 14+1)

15

1

Духовный путь И.С.Тургенева: между западниками и славянофилами.

Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии

Очерк жизни и ТВ-ва

4

Неделя

16

2

Очерк жизни и творчества

Знать биографию писателя, своеобразие художественного таланта

д/з

4

Неделя

17

3

Образы русских крестьян и помещиков в творчестве Тургенева

 ( «Записки охотника» - обзор)

Свободная работа с текстом

д/з

5

Неделя

18

4

Статья «Гамлет и Дон Кихот» - исследование типов личности
(преамбула к написанию романа «Отцы и дети»).

Научиться  тезисно конспектировать статью и использовать информацию в свободном аналитическом диалоге

конспект

5

Неделя

19

5

Роман «Отцы и дети» в  интерпретации критики  Х1Х - ХХ вв.

Уметь самостоятельно найти информацию в информационном пространстве

Работа с текстом

5

Неделя

20

6

Две дуэли. / + Особенности эпоса как рода литературы. Теория литературы /

Знать особенности эпоса как рода литературы и с учетом его особенностей анализировать произведение

д/з, пр.р по теории

5

Неделя

21

7

«Лицо трагическое»…

Свободная работа с текстом

д/з, пр. знания

текста

6

Неделя

22

8

Любовь как испытание в жизни  Базарова.

Свободная работа с текстом

д/з

6

Неделя

23

9

Композиция романа «Отцы и дети». / Композиция произведения – теория литературы/

Свободная работа с текстом

д/з

6

неделя

24

10

Анализ эпизода: Сцена соборования Базарова.

Уметь самостоятельно найти информацию в информационном пространстве

д/з, тест

6

Неделя

25

11

Смысл финала романа «Отцы и дети».

Уметь выявлять авторский замысел, опираясь на  ключевые эпизоды произведения

д/з, соч.

7

Неделя

26

12

Внеклассное чтение. /Произведение Тургенева по выбору учителя/.

Уметь самостоятельно найти информацию в информационном пространстве

Работа с текстом

7

Неделя

27

13

Особенности поэтики творчества И.С.Тургенева

Знать, что такое поэтика творчества и уметь выделить особенности творческой манеры писателя

Работа с текстом

7

Неделя

28

14

Обучение тестированию в формате ЕГЭ

Научиться  вдумчиво читать формулировки вопросов при тестировании и давать прямой ответ на поставленный вопрос

тест

7

Неделя

29

15

Контрольная работа  в формате ЕГЭ по теме 3

Продемонстрировать уровень усвоения пройденной темы

Соч.

8

Неделя


Тема 4: «И.А.Гончаров» - (10+1)

30

1

Творческий путь И.А.Гончарова

Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии

Очерк жизни

 и ТВ-ва

8

Неделя

31

2

Три романа Гончарова. Особенности авторского замысла.

Знать биографию писателя, своеобразие художественного таланта

опрос

8

Неделя

32

3

Роман «Обломов» в контексте трилогии Гончарова.  История создания.

Уметь в процессе анализа определять особенности жанра , композиции, проблематику произведения, роль художественных средств в раскрытии идеи произведения, понимать авторский замысел произведения в контексте творчества писателя

д/з

8

неделя

33

4

Илья Обломов и  Андрей  Штольц.

Уметь, обращаясь к тексту, характеризовать образы персонажей, проводить сопоставление

Сравнит.

характери-стика героев

9

Неделя

34

5

«Восточное»  и  «западное» на страницах романа.

Свободная работа с текстом

Работа с текстом

9

Неделя

35

6

Сон и пробуждение в жизни Обломова.

Свободная работа с текстом

д/з

9

Неделя

36

7

Трагедия Обломова в интерпретации критики.

Уметь делать выписки из литературоведческих статей, представлять и защищать свою позицию

конспект

9

Неделя

37

8

Любовь и смерть Обломова

Уметь постигать содержание произведения на синтезирующем уровне(концепция произведения в целом)

тест

10

Неделя

38

9

Особенности поэтики романа «Обломов» (роль  художественной детали). Художественная деталь – теория литературы

Уметь делать выписки из литературоведческих статей, представлять и защищать свою позицию

Пр.р.

По теории лит-ры

10

Неделя

39

10

Обучение сочинению в формате ЕГЭ. С5

Владеть навыками создания собственного текста и его редактирования

Соч.

10

Неделя

40

11

Контрольная работа  в формате ЕГЭ по теме 4

Продемонстрировать уровень усвоения пройденной темы

К.р.

10

неделя


Тема 5: «Н.Г.Чернышевский» - ( 6+1)

41

1

Духовные искания Чернышевского.

Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии

Очерк жизни

 и ТВ-ва

11

Неделя

42

2

Образ Чернышевского в литературе и искусстве  (В.Набоков - роман «Дар» /4 главы/, творчество Некрасова и т.д.)

Знать биографию писателя, своеобразие художественного таланта

опрос

11

Неделя

43

3

Эстетическая теория Чернышевского.

Уметь делать выписки из литературоведческих статей, представлять и защищать свою позицию

конспект

11

Неделя

44

4

Проблематика, жанр, композиция романа «Что делать?» / утопия и антиутопия в русской прозе Х1Х века – предпосылки возникновения и литературные истоки/.

Уметь в процессе анализа определять особенности жанра композиции проблематику произведения роль художественных средств в раскрытии идеи произведения

д/з

11

Неделя

45

5

«Тайный» сюжет романа «Что делать?»

Уметь постигать содержание произведения на синтезирующем уровне (концепция произведения в целом)

д/з

12

Неделя

46

6

Система персонажей в художественном произведении как способ организации замысла писателя /теория литературы /.

Уметь находить и систематизировать информацию по теме в пространстве художественного текста  с учетом знаний о системе персонажей в художественном тексте

Пр.р. по теории лит-ры

12

Неделя

47

7

Контрольный урок по теме 5.

Продемонстриро-вать уровень усвоения пройденной темы

К.р.

12

неделя


Тема 6: «А.А.Фет» - ( 5+1)

48

1

Очерк жизни и творчества.

Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии

Очерк жизни

 и ТВ-ва

12

Неделя

49

2

«Хороший поэт, но пишет пустяки» (Чернышевский)

Уметь анализировать поэтический текст

опрос

13

Неделя

50

3

Особенности поэтики лирики Фета. /+ Лирика как род литературы, ее особенности  в аспекте образного восприятия действительности

Уметь анализировать поэтический текст, выделять изобразительные средства и определять их роль в произведении.

д/з, наизусть

13

Неделя

51

4

Основные мотивы лирики Фета.

Уметь анализировать поэтический текст

д/з, наизусть

13

Неделя

52

5

Анализ поэтического текста. Тропы  / теория литературы /. Обучение сочинению в формате ЕГЭ / С2/С4

Уметь анализировать поэтический текст, опираясь на теоретические сведения о тропах и демонстрировать свои умения в сочинении формата ЕГЭ / С2-С4

соч

13

Неделя

53

6

Контрольный урок по теме 6.

Выявить систему представлений о поэтике творчества Фета

К.р.

14

Неделя


Тема 7: « Ф.И.Тютчев» - ( 6+1)

54

1

Духовный путь Ф.И.Тютчева.

Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии

Очерк жизни

 и ТВ-ва

14

Неделя

55

2

Особенности поэтики лирики Ф.И.Тютчева.

Уметь анализировать поэтический текст

опрос

14

Неделя

56

3

Денисьевский  цикл. Особенности поэтики любовной лирики Тютчева..

Уметь составлять развёрнутую характеристику лирического героя;

д/з, наизусть

14

Неделя

57

4

Философская лирика Тютчева

Уметь анализировать поэтический текст

д/з,

наизусть

15

неделя

58

5

Пророчества поэзии Тютчева.

Уметь анализировать поэтический текст, опираясь на лирический сюжет

д/з, наизусть

15

Неделя

59

6

Анализ поэтического текста. Мотив, лейтмотив /теория литературы/. Обучение сочинению в формате ЕГЭ / С2/С4

Использовать знания по теории литературы: мотив, лейтмотив –  в анализе поэтического текста

д/з

15

Неделя

60

7

Контрольный урок по теме 7.

Выявить систему представлений о поэтике творчества Фета

К.р.

15

Неделя


Тема 8: «М.Е.Салтыков-Щедрин» - ( 6+1)

61

1

Очерк жизни и творчества.

Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии

Очерк жизни

 и ТВ-ва

16

Неделя

62

2

Обзор творчества Салтыкова-Щедрина.( «Господа Головлевы», «История одного города»)

Знать биографию писателя, своеобразие художественного таланта

опрос

16

Неделя

63

3

«Сказки для детей изрядного возраста»: особенности поэтики.

Уметь выделять изобразительные средства и определять их роль в произведении.

д/з

16

Неделя

64

4

Анализ сказки  по выбору учителя.

Уметь, обращаясь к тексту, характеризовать образы персонажей

д/з

16

Неделя

65

5

Анализ сказки  по выбору учителя. / «Эзопов язык», сатира, ирония, фигура умолчания - теория литературы

Уметь делать выписки из литературоведческих статей, представлять и защищать свою позицию

д/з

17

Неделя

66

6

Контрольный урок по теме 8.

Уметь в процессе анализа определять особенности жанра композиции проблематику произведения роль художественных средств в раскрытии идеи произведения

К.р.

17

неделя

67

7

Обучение  сочинению в формате ЕГЭ/ С1/С2. /РР/

Владеть навыками создания собственного текста и его редактирования

соч

17

Неделя


Тема 9: « Н.А.Некрасов» - ( 10)

68

1

Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова.

Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии

Очерк жизни и

ТВ-ва

17

Неделя

69

2

Журнал «Современник» в творческой биографии Некрасова.

Знать биографию писателя, своеобразие художественного таланта

опрос

18

Неделя

70

3

Образ революционера-демократа  в лирике Некрасова.        

Уметь самостоятельно анализировать лирическое произведение

д/з, наизусть

18

Неделя

71

4

Гражданская лирика Некрасова

Уметь самостоятельно анализировать лирическое произведение

д/з, наизусть

18

Неделя

72

5

Панаевский цикл.

Уметь самостоятельно анализировать лирическое произведение

д/з, наизусть

18

Неделя

73

6

Поэма-эпопея  «Кому на Руси жить хорошо» - поэтическое завещание Н.А.Некрасова.

Уметь, обращаясь к тексту, характеризовать образы персонажей

д/з

19

Неделя

74

7

Христианский или социалистический идеал?  /семинар по поэме-эпопее  Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»/

Уметь постигать содержание произведения на синтезирующем уровне(концепция произведения в целом)

д/з, работа с текстом

19

Неделя

75

8

Лики народной жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Знать особенности языка поэмы

д/з, пр. знания текста

19

неделя

76

9

Народные «заступники» в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Уметь находить и систематизировать информацию по теме в пространстве художественного текста

д/з

19

Неделя

77

10

Контрольный урок по теме 9.

Продемонстриро-вать уровень усвоения пройденной темы

К.р.

20

Неделя


Тема 10: « Ф.М.Достоевский» - ( 18+ 1)

78

1

Духовная биография Достоевского.

Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии

 Очерк

 Жизни и ТВ-ва

20

Неделя

79

2

Концепция мира и человека в творчестве писателя.

Знать биографию писателя, своеобразие художественного таланта

опрос

20

Неделя

80

3

«Маленький человек» в творчестве Достоевского.

Уметь постигать содержание произведения на синтезирующем уровне(концепция произведения в целом)

д/з

20

Неделя

81

4

Внеклассное чтение. Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»: теория «сверхчеловека».

Уметь делать сравнительную характеристику произведений по проблеме

конспект

21

Неделя

82

5

«Кровь по совести». Арифметика преступления Раскольникова.

Уметь самостоятельно анализировать прозаическое произведение

д/з, работа с текстом

21

Неделя

83

6

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание».

Уметь находить и систематизировать информацию по теме в пространстве художественного текста

д/з, работа с текстом

21

Неделя

84

7

Интерьер как средство характеристики персонажа /теория литературы/.

Уметь выделять в тексте проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к ним

д/з,  пр.р. по теории лит-ры

21

неделя

85

8

Воскрешение Лазаря и воскрешение Раскольникова. (Анализ  эпизода.).

Уметь анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения

д/з, работа с текстом

22

Неделя

86

9

Двойники Раскольникова

Уметь самостоятельно анализировать прозаическое произведение

д/з, работа с текстом

22

Неделя

87

10

Гордая и смиренная жертвы   (Сонечка и  Дуня).

Уметь определять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные целостные ориентиры.

д/з, работа с текстом

22

Неделя

88

11

Смысл эпилога  романа «Преступление и наказание».

Уметь находить и систематизировать информацию по теме в пространстве художественного текста

д/з, работа с текстом

22

Неделя

89

12

История создания и проблематика романа «Идиот».

Уметь делать выписки из литературоведческих статей, представлять и защищать свою позицию

конспект

23

Неделя

90

13

Красота гибели и красота спасения / урок-семинар по роману Ф.М.Достоевского «Идиот»/.

Уметь постигать содержание произведения на синтезирующем уровне(концепция произведения в целом)

д/з, работа с текстом

23

Неделя

91

14

Воля человека в преодолении страстей / урок-семинар по

роману Ф.М.Достоевского «Идиот»/

Уметь постигать содержание произведения на синтезирующем уровне(концепция произведения в целом)

д/з, работа с текстом

23

Неделя

92

15

Идея человекобожия в романе «Бесы».

Уметь постигать содержание произведения на синтезирующем уровне(концепция произведения в целом)

д/з, работа с текстом

23

неделя

93

16

Пророчества Ф.М.Достоевского в романе «Бесы».

Уметь обосновать в устной и письменной форме своё отношение к произведению.

конспект

24

Неделя

94

17

Есть ли смысл в человеческом страдании и безвинных жертвах?

 / урок-семинар по роману Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»/

Уметь постигать содержание произведения на синтезирующем уровне(концепция произведения в целом)

д/з, работа с текстом

24

Неделя

95

18

Зачем человеку дана свобода, если именно она сеет зло на земле? / урок-семинар по  творчеству Ф.М.Достоевского /

Уметь постигать содержание произведения на синтезирующем уровне(концепция произведения в целом)

соч

24

Неделя

96

19

Контрольный урок по теме  10.

Уметь находить и систематизировать информацию по теме в пространстве художественного текста

К.р.

24

Неделя


Тема 11: «Н.С.Лесков» -  (4)

97

1

Слово о Лескове.

Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии

Очерк жизни и творчества писателя, опрос

25

Неделя

98

2

Шекспировские страсти в очерке Н.С.Лескова  «Леди Макбет Мценского уезда» / Литературная реминисценция и ее роль в художественном произведении – теория литературы /

Уметь находить и систематизировать информацию по теме в пространстве художественного текста

Выборочный анализ, выявление частного и общего; конспект

25

Неделя

99

3

Грешники и праведники Лескова  / «Очарованный странник», обзор творчества /

Уметь находить и систематизировать информацию по теме в пространстве художественного текста

Психологические портреты

героев, сравнительный анализ

д/з

25

неделя

100

4

Контрольный урок по теме 11.

Продемонстрировать уровень усвоения пройденной темы

К.р.

25

Неделя




Тема 12: «Л.Н.Толстой» - ( 16+2)

101

1

Жизнь Толстого.

Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии

Споры вокруг наследия Л.Н.Толстого в современном мире, опрос

26

Неделя

102

2

Духовный и художественный мир Толстого.

Знать биографию писателя, своеобразие художественного таланта


Пр.р.

26

Неделя

103

3

Роман-эпопея «Война и мир». История создания.

Уметь делать выписки из литературоведческих статей, представлять и защищать свою позицию


 конспкт

26

Неделя

104

4

Наполеон и Кутузов как два смысловые  полюса произведения

Уметь находить и систематизировать информацию по теме в пространстве художественного текста

Анализ эпизодов, сопоставительная характеристика персонажей, систематизация художественного материала

 д/з

26

Неделя

105

5

«Мысль семейная» в романе: Болконские.

Уметь выделять в тексте проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к ним


Работа с тестом

27

Неделя

106

6

«Мысль семейная» в романе:Ростовы.

Уметь, обращаясь к тексту, характеризовать образы персонажей


Работа с тестом

27

Неделя

107

7

«Мысль семейная» в романе: Курагины.

Уметь, обращаясь к тексту, характеризовать образы персонажей


Работа с тестом

27

Неделя

108

8

Духовные искания героев: Андрей Болконский и Пьер Безухов

Уметь, обращаясь к тексту, характеризовать образы персонажей

Диаграмма духовных исканий персонажа по выбору учащихся

27

неделя

109

9

Женские образы в романе «Война и мир».

Уметь, обращаясь к тексту, характеризовать образы персонажей

 Работа с тестом, сопоставительный анализ

28

Неделя

110

10

«Мысль народная» в романе.

Уметь находить и систематизировать информацию по теме в пространстве художественного текста

Сравнительная характеристика, составление таблицы

28

Неделя

111

11

Военные страницы произведения: философия истории.

Уметь постигать содержание произведения на синтезирующем уровне(концепция произведения в целом)


 Аналитический конспект

28

Неделя

112

12

Героизм и патриотизм глазами Толстого в романе.

Уметь, обращаясь к тексту, характеризовать образы персонажей,  определяя систематику персонажей, видеть авторский замысел произведения


Аналитический конспект

28

Неделя

113

13

Изображение войны 1812 года в романе / «дубина войны народной» /.

Уметь находить и систематизировать информацию по теме в пространстве художественного текста


Аналитический конспект

29

Неделя

114

14

«Диалектика души» героев Л.Н.Толстого.

Уметь осмыслить тему, определить ее границы


Самостоятельная работа с текстом

29

Неделя

115

15

«Ум ума»  и  «ум сердца» / урок-семинар по роману/.

Уметь постигать содержание произведения на синтезирующем уровне(концепция произведения в целом)

Самостоятельная работа с текстом

29

Неделя

116

16

 Контрольный урок по теме 12.

Продемонстрировать уровень усвоения пройденной темы

К.р.

29

Неделя

117

17

Классное сочинение  в формате ЕГЭ

( С1, С5) , /РР

Владеть навыками создания собственного текста и его редактирования

соч

30

неделя

118

18

Зачет

Продемонстрировать уровень усвоения пройденной темы

зачет

30

Неделя


Тема 13: «А.П.Чехов» - ( 9+1)

119

1

Очерк жизни и творчества.

Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии

Очерк жизни и творчества писателя, опрос

30

Неделя

120

2

Особенности малой прозы Чехова.

Уметь, обращаясь к тексту, характеризовать образы персонажей

Работа с критической и научной литературой,

сообщения

30

Неделя

121

3

Анализ малой прозы:  рассказ «Ионыч».Особенности поэтики.

Уметь, обращаясь к тексту, характеризовать образы персонажей


 Работа с  текстом, критической и научной литературой,

Сообщения учащихся

31

Неделя

122

4

Прошлое, настоящее и будущее в комедии «Вишневый сад».

Уметь постигать содержание произведения на синтезирующем уровне(концепция произведения в целом)


 д/з

31

Неделя

123

5

Символика  названия комедии «Вишневый сад».

Уметь постигать содержание произведения на синтезирующем уровне(концепция произведения в целом)


д/з

31

Неделя

124

6

К вопросу о жанре : «Вишневый сад»

Уметь делать выписки из литературоведческих статей, представлять и защищать свою позицию


д/з

31

Неделя

125

7

«Это все о России…» / урок-семинар по комедии «Вишневый сад» /

Уметь постигать содержание произведения на синтезирующем уровне(концепция произведения в целом)


д/з

32

неделя

126

8

Обучение сочинению в формате ЕГЭ

Владеть навыками создания собственного текста и его редактирования


соч

32

Неделя

127

9

Контрольный урок по теме 13

Продемонстрировать уровень усвоения темы

К.р.

32

Неделя

128

10

Тестирование в формате ЕГЭ по теме

Владеть навыками тестирования в формате ЕГЭ

тест

32

Неделя


Тема 14: «Повторение» -  (8 )

129

1

Особенности литературного процесса второй половины Х1Х века.

Уметь осмыслить тему, определить ее границы

Конспекти-рование лекции учителя

33

Неделя

130

2

Резерв

-

-

33

Неделя

131

3

Резерв

-

-

33

Неделя

132

4

Резерв

-

-

33

Неделя

133

5

Резерв

-

-

34

Неделя

134

6

Контрольный итоговый тест в формате ЕГЭ

Продемонстрировать уровень усвоения курса литературы 10 класса

 К.р.

34

Неделя

135

7

Резерв

-

-

34

Неделя

136

8

Итоговый урок учебного года.

Осмыслить пройденный материал

Список

 чтения для 11 класса

34

Неделя

Всего: 136 уроков, в том числе:

Повторение – 7 часов

Резерв – 5 часов

Кодификатор элементов содержания по литературе

Сведения по теории и истории литературы

Художественная литература как искусство слова.  Фольклор. Жанры фольклора

Художественный образ .Художественное время и пространство. Содержание и форма. Поэтика.

Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

Историко-литературный процесс. Литературные  направления  и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры  литературы:  роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.  Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор- повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка.  «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ. Деталь. Символ. Подтекст. Психологизм. Народность. Историзм.

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

Стиль. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

Литературная критика.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1

Ю.В.Лебедев.

Русская литература 19 века. 10 кл. Учебник  для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ 4 – е изд.

2008

Просвещение

1. Учебники

2. Методические пособия для учителя

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1.

Егорова, Н.В., Золотарёва, И.В.

Поурочные разработки по литературе XIX века: 10 класс

2009

Вако

2.

Павлова, О.А.

Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ художественного текста: (дидактические материалы

 2004

«Логия»

3.

Аркин И.И

Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика

2009

Просвещение,

4.

Лебедев Ю. В.,

Романова А. Н.

Литература. 10 класс. Поурочные разработки

2006

Просвещение

  1. Контрольно-измерительные материалы

1.

Зинин С.А.

ЕГЭ 2013, Литература, Самое полное издание типовых вариантов заданий

2013

ФИПИ

2.

Зинин С.А.

ЕГЭ 2014, Литература, Самое полное издание типовых вариантов заданий

2014

ФИПИ

3

МИОО «СтатГРад», «Знак»

Тренировочные и диагностические работы по литературе в формате ЕГЭ

     2013-2014

МИОО, Знак

  1. Пособия для учащихся

1.

Крутецкая В.А

Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы

2012

СПб

2.

М. Мещерякова.

Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь

2003

Айрис-Пресс

  1. Электронные ресурсы подготовки к ЕГЭ

1.

Федеральный институт педагогических измерений -

http://www.fipi.ru

(на сайте представлены демо- материалы

ФИПИ

2.

Официальный портал Единого государственного экзамена

http://ege.edu.ru/

на сайте -материалы для организации самостоятельной подготовки к ЕГЭ)

3.

Д.Гущин

РЕШУ ЕГЭ http://reshuege.ru/

Типовые задания

КИМы

4.

Подготовка к ЕГЭ по литературе -онлайн

http://5litra.ru/

Реальные типовые варианты  ЕГЭ, теория литературы,  словарь, биографии писателей и др.

4.

Про школу . Интернет- портал

http://www.proshkolu.ru/


Методические разработки: программы, планы подготовки, конспекты уроков, лекции, тесты, упражнения.

ЭОРы

2013-2014 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс (102 часа, 3 часа в неделю)

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Феде...

Рабочая программа по литературе 6 класс (102 часа, 3 часа в неделю)

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента  государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, ...

рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Коровиной В.Я,)

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...

Рабочая программа по литературе 10 класс по учебнику Лебедева Ю.В.

1.Пояснительная записка2.Основные общие учебные умения , навыки и способы деятельности3.Приоритетные направления в преподавании литературы4.Требования к уровню подготовки обучающихся5.Содержание прогр...

Рабочая программа по литературе 10 класс по учебнику Лебедева

Рабочая программа по литературе 10 класс, рассчитанная на 4 часа в неделю (профильный класс)...