Рабочая программа по литературе 6 класс (102 часа, 3 часа в неделю)
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента  государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_a_klass._literatura_2011-12_.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Мурманская область г.Апатиты

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10

Утверждено

решением методического совета

протокол № ______________________

от «___»__________________2011 г.

Приказ №______ от «___»_____2011г.

Директор  _____________ Бадамшин И.Х.

                         М. П.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

                                        ПО ЛИТЕРАТУРЕ                                        

Класс        6 А        

Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Под редакцией Коровиной В.Я., М.; Просвещение; 2009г.        

  Программу разработала Василенко Н.Н.

Программа рассмотрена на заседании МО учителей  русского языка

МОУ СОШ №10    

Протокол №  ___    от « __»_____2011 г.        

                                                          Рук. МО ______________ Василенко Н.Н.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента  государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008).

Программа соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в нее включены для изучения произведения: поэма Н. А. Некрасова «Дедушка», стихотворения А. А. Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном…», стихотворения о войне К.М. Симонова, Д. С. Самойлова, рассказ Ю.М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…», современная проза о детях в годы войны В.И.Белов «Мальчики».

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях  введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание примерной программы, на учебник,  обеспечивающий процесс обучения.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода. Комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

- итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом), проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик 6 класса должен

Знать/понимать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления0; роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения, драма как род литературы (начальные представления), автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Уметь:

- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

- сопоставлять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

- сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т. п.;

- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Большой учебный справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.

2.Журнал «Литература в школе».

3.Золотарёва И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 6 класс.

4.Коровина В.Я. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия. Части I и II . М.: Просвещение, 2006.

5.Мещерякова М.И. Краткий словарь литературных терминов. Методические рекомендации для учителя и учеников. 5-9 класс. М., 1997.

6.Энциклопедия литературных героев. – М.: Аграф, 1997.


Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 6 «А» классе (102 часа)

 учителя Василенко Н.Н. за 2011/2012 уч.г.

 

№ урока

Дата

Тема урока

Домашнее задание

1


В дорогу зовущие, или литература открывает мир

Подготовиться к вн.чт., читать произведения древнерусской литературы

2


Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.

2 песни выучить наизусть (по выбору)

3


«Что за роскошь, что за смысл… что за золото!» (А.Пушкин) Пословицы и поговорки

Выучить 10 пословиц, индив. задания

4


р/р Мудрость и красота русского фольклора (Игра)

5


в/ч «Повесть Временных лет». «Крещение Владимира». «Месть Ольги»

Читать «Сказание о белгородском киселе»

6


«Повесть Временных лет» - историческая энциклопедия. Сказание о белгородском киселе.

Пересказ сказания

7


Русская литература XIX века. Басни И.И. Дмитриева.

Выразительное чтение басен

8


в/ч И.А. Крылов. Басни.

Наизусть (по желанию)

9


А.С. Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И. Пущину»

«И. Пущину» - наизусть

10


Стихотворение А.С.Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

«Узник» - наизусть

11


Стихотворения А.С. Пушкина. «Зимнее утро», «Зимняя дорога» - гимн родной природе

Выразительное чтение стихотворения

12


Поэты пушкинской поры. Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!» «Чудный град порой сольется»

Выразительное чтение стихотворения, читать роман «Дубровский»

13


Роман А.С. Пушкина «Дубровский». История создания. К.П. Троекуров и А.Г.Дубровский, столкновение характеров.

гл.1,2 (пересказ)

14


Образ благородного «разбойника» в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

гл.3-9, подготовить сообщение о В.Дубровском и М. Троекуровой

15


Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

гл.10-17, пересказ эпизода о мальчиках

16


р/р Обучение сжатому пересказу отрывков.

17


р/р Подготовка к обучающему сочинению по литературе.

Перечитать главу 1

18


р/р Сочинение – сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С.Пушкина «Дубровский»)

Дописать сочинение, читать «Метель»

19


Сюжет и композиция романа «Дубровский»

Читать повести И.П. Белкина

20


в/ч А.С. Пушкин «Повести И.П. Белкина». «Метель». Композиция повести.

Читать «Барышня – крестьянка»

21


в/ч «Молодые наши проказы» (А.С.Пушкин) «Барышня – крестьянка»

Читать «Выстрел»

22


в/ч А.С. Пушкин «Повести И.П. Белкина». «Выстрел»

23

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника

Выучить наизусть.

24

Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты.

Выразительное чтение.

25

Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утес», «Листок» и др.

Подготовиться к вн.чт., прочитать «Беглец» Лермонтова

26

в/ч М.Ю. Лермонтов. «Беглец». Наказание за предательство»

Читать «Бежин луг»

27

И.С. Тургенев. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.

Читать «Бежин луг»

28

Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Смысл названия.

Наизусть отрывок о природе.

29

р/р Художественный пересказ как средство развития речи.

Прочитать рассказ «Бирюк»

30

в/ч И. С. Тургенев «Бирюк»

Выразительное чтение стихотворений Ф.И. Тютчева

31

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Ф.И. Тютчев «Листья», «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся»

Наизусть (по выбору)

32

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба и березы…».  Переплетение природы и любви»

Наизусть (по выбору)

33

Н.А.Некрасов «Железная дорога» - «гимн строительной массовой, творческой народной работе» (К.И. Чуковский)

Выразительное чтение стихотворения

34

Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Прочитать поэму «Дедушка»

35

в/ч Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка»

Подготовиться к тесту по произведениям Некрасова

36

р/р Двусложные и трехсложные размеры стиха.

Определить размер стихотворений Тютчева

37

Н.С.Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского народного характера.

гл.1-6

38

«… Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ» (Н. Лесков). Народ и власть в сказе.

Дочитать до конца.

39

Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша».

Перечитать сказ Лескова.

40

Урок контроля. Контрольная итоговая работа по сказу Н.С. Лескова.

Подготовиться к уроку вн. чт. «Человек на часах»

41

в/ч Н.С.Лесков. «Человек на часах». «Чтоб в человеке человеческое торжествовало».

Прочитать рассказ «Толстый и тонкий»

42

А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе.

Прочитать «Смерть чиновника».

43

в/ч А.П.Чехов. Рассказ «Смерть чиновника»

Прочитать сказку-быль «Неизвестный цветок»

44

А.П.Платонов. Сказка - быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

Ответить на вопросы (см. тетр.)

45

р/р Отзыв на прочитанный рассказ А.Платонова

Подготовиться к вн.чт. «Корова»

46

в/ч А.Платонов. Рассказ «Корова». Сила любви в рассказе «Корова».

Читать «Кладовая солнца»

47

М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.

Читать притчу.

48

Тропа Насти.

Читать притчу. Ответить на вопрос (см. тетр.)

49

Тропа Митраши.

Составить цитатный план по произведению Пришвина.

50

р/р Сочинение – сравнительная характеристика Насти и Митраши.

Перечитать повесть

51

«Великий храм природы» в сказке-были – «Кладовая солнца». Смысл названия повести.

Читать «Алые Паруса» А.Грина

52

А.А.Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль и Ассоль.

Читать феерию «Алые Паруса»

53

в/ч «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить» (по феерии А.Грина «Алые паруса»

Читать рассказ Ю.Нагибина

54

в/ч Ю.М.Нагибин. «Мой первый друг, мой друг бесценный…».

Читать рассказы Астафьева. Сборник рассказов «Конь с розовой гривой»

55

В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой»

Подготовить пересказ эпизода

56

р/р Пересказ эпизода.

Дочитать до конца.

57

р/р Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой».

Составить характеристику любого героя.

58

р/р Характеристика литературного героя.

Подготовиться к вн.чт.

59

в/ч Рассказы В.П.Астафьева из сборника «Конь с розовой гривой»

Выучить описание летней ночи.

60

В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского».

Читать рассказ

61

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.

Пересказ эпизодов

62

р/р Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного достоинства.

Перечитать рассказы Астафьева и Распутина

63

р/р Урок контроля. Классное сочинение по произведениям В.Астафьева и В.Распутина.

64

р/р Стихотворения о Великой отечественной войне.

Наизусть стихотворение Д.Самойлова «Сороковые, роковые…»

65

Современная проза о детях в годы войны. В.Белов. Рассказы.

Читать рассказы Шукшина

66

Писатели улыбаются. В.М.Шукшин. «Чудики», «Срезал».

Подготовиться к вн.чт.

67

в/ч Рассказ В.Шукшина «Сельские жители»

Подготовить сообщение: «Русский характер в изображении автора»

68

в/ч Светлые души чудиков (по рассказам В.М. Шукшина)

Читать «Тринадцатый подвиг Геракла».

69

Ф.А.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе.

Ответить на вопр. стр.164

70

Родная природа в стихотворениях поэтов XX века. А.А.Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»

Выразительное чтение (наизусть по желанию)

71

С.А.Есенин. Стихотворение «Мелколесье. Степь да дали», «Пороша».

Наизусть (по выбору)

72

С.А.Есенин. Стихотворения о природе. А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие». Постижение красоты.

Читать стихотворения Н.М. Рубцова

73

Н.М.Рубцов. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

Наизусть (по выбору)

74

р/р Н.М.Рубцов. Чтение стихотворения наизусть.


75

Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга».

Выразительное чтение стихотворений

76

Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

Выразительное чтение стихотворений

77

в/ч Библиотечный урок.«А муза не молчала…»

Читать мифы Древней Греции (с 4 по 5)

78

в/ч Мифы древней Греции. Подвиги Геракла (с первого по пятый).

Пересказ 6 и 12 подвигов Геракла

79

Мифы древней Греции. Подвиги Геракла «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Читать «Легенду об Арионе»

80

Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. «Легенда об Арионе»

Пересказ легенды.

81

р/р Художественный пересказ «Легенды об Арионе»

Читать произведения Гомера.

82

Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея»

Пересказ отрывков.

83

в/ч Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»

стр.263-265

84

И.Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».

Выраз. чтение

85

р/р Проблема благородства, достоинства и чести в балладе Шиллера.

Наизусть

86

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

Пересказ новеллы

87

р/р Пересказ новеллы.

Читать «Маленький принц»

88

Антуан де Сент-Экзюпери. Страницы жизни. Фантастическая сказка «Маленький принц».

Пересказ понравивш. глав.

89

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». «Зорко одно лишь сердце: главное глазами не увидишь»

Читать «Приключения Гекльберри Финна»

90

в/ч М.Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна»

Сост.кроссворд, подг. вопр. к викторине.

91

Литературная викторина по произведениям, изученным в 6-м классе.

Читать стихотворения поэтов заполярья

92

НРК в/ч Поэты Заполярья.

Читать произведения, изучаемые в 7-м классе

93

День славянской письменности и культуры. Заключительный урок. Экскурсия.

94-102

Резервные уроки

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Никольский 5 класс математика 5 часов в неделю

Никольский 5 класс математика 5 часов в неделю...

Рабочая программа по литературе 8 класс 2 часа в неделю

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев...

Рабочая программа по литературе 10 класс 3 часа в неделю

Рабочая учебная программа по литературе составлена  на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я.Ко...

Рабочая программа по литературе 11 класс (3 часа в неделю).

Рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана, примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе  и программы по литературе для 5 – 11 классов...

рабочая программа 5-6 класс ФГОС 2 часа в неделю

Программа расчитана не на 3 часа в неделю, а на 2 часа в неделю. Программа составленна на основе спортивных игр, добавлена спортивная игра гандбол...

Рабочая программа для 10 класса (5-6 часов в неделю)

Данная рабочая программа составлена для 10 класса (5-6 часов в неделю) к УМК  О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой....

Рабочая программа для 11 класса (5-6 часов в неделю)

Данная рабочая программа составлена для 11 класса (5-6 часов в неделю) для УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой....